Приёмы развития критического мышления на уроках английского языка
методическая разработка по английскому языку на тему

Григорьева Фарзана Сафаровна

Статья предлагает работу с таблицами

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon priyomy_razvitiya_kriticheskogo_myshleniya.doc64 КБ

Предварительный просмотр:

Мастер – класс на тему «Приёмы развития критического мышления на уроках английского языка» (слайд 1)

Цель: познакомить с некоторыми приёмами технологии развития критического мышления                              с применением их на практике.

Поскольку в настоящее время школа  призвана воспитать свободную, развитую и образованную  личность, владеющую определенным субъективным опытом, способную ориентироваться в условиях  постоянно меняющегося мира, формирование критического мышления в период расширения информационного пространства приобретает особую актуальность. 

Актуальность нашей работы обусловлена становлением новой системы образования в России, где главным является личность, способная критически осмысливать обстоятельства и принимать обдуманные решения на основе анализа соответствующей информации. Учитель, использующий данную технологию на уроках, помогает учащимся стать более самостоятельными, мыслить критически, ответственно и творчески относиться к учёбе. Она даёт реальную возможность создать в группе атмосферу партнёрства.

На уроках иностранного языка мы обучаем 3 видам речевой деятельности – говорению, чтению и письму. Именно в обучении чтения и письма можно проследить некоторые приемы формирования критического мышления.

Вашему вниманию я предлагаю рассмотреть 3 приёма развития критического мышления:

  1. Круги по воде;
  2. Сводная  таблица;
  3. Синквейн. (слайд 2)

Круги по воде.

Этот прием является универсальным средством активизировать знания учащихся и их речевую активность на стадии вызова. Опорным словом к этому приему может стать изучаемое понятие, явление. Оно записывается в столбик и на каждую букву подбираются существительные (глаголы, прилагательные, устойчивые словосочетания) к изучаемой теме. По сути, это небольшое исследование, которое может начаться в классе и иметь продолжение дома.

Например, возьмём слово (слайд 3)

c

City,capital,century,centre,central,citizen

o

object

u

Underground,

n

New,nature,

t

Town, tour,tourist,

r

River,rebuild

y

year

Сводная  таблица

Приём «Сводная таблица» - это групповой метод работы, позволяющий работать с текстами большого объёма и проводить сравнение. Каждый получает свой объект сравнения. Например, на уроке «Города США» у каждого свой штат. После знакомства со своим текстом его нужно пересказать всем, выделяя главное. Затем, когда обмен информацией завершён, все учащиеся  обдумываю вопрос, как сравнить полученную информацию, выделяют линии сравнения и приступают к заполнению таблицы. Такую же работу можно  проделать по разным темам.

(слайд 4)

New York

Chicago

Los Angeles

Comparison

Detroit

San-Francisco

Boston

State

River

Climate

Age

Places of interest

 

       Основной смысл использования приёма «сводная таблица» в технологии развития критического мышления заключается в том, чтобы линии сравнения и характеристики учащиеся выделяли самостоятельно. Для того чтобы в какой-нибудь группе линий сравнения  не было слишком много, можно предложить следующий способ: вывести на доску абсолютно все предложения учащихся относительно линий, а затем попросить их определить наиболее важные. Важность необходимо аргументировать. Таким образом, мы избежим избыточности. И сделают это сами учащиеся.Категории сравнения можно выделять как до чтения текста, так и после его прочтения. Они могут быть сформулированы в форме ключевых слов, понятий, а также в любой другой форме: рисунков, вопросов, цитат и так далее.

Синквейн

На этапе рефлексии можно использовать синквейн. «Способность резюмировать информацию, излагать сложные идеи, чувства и представления в нескольких словах – важное умение. Оно требует от ученика вдумчивости и богатого словарного запаса. Синквейн – это стихотворение, представляющее собой синтез информации в лаконичной форме, что позволяет описывать суть понятия или осуществлять рефлексию на основе полученных знаний» (И.Викентьева). 

Например: (слайд 5)

  • House - тема (имя существительное). 
  • big, nice - описание темы двумя словами (прилагательные). 
  • live, sleep, play - описание действия в рамках этой темы тремя словами (глаголы). 
  • like to invite friends - фраза из четырех слов, выражающая отношение к теме. 
  • building - одно слово, синоним темы. 

Человек, обладающий критическим мышлением, отвечает всем требованиям современного общества. Он умеет видеть проблемы и перспективы, ставить четкие задачи, разрабатывать оптимальные пути к их достижению. Он обладает ясным, оригинальным, независимым мышлением, готов к самореализации и самовыражению.

 Рассмотренные приёмы развития критического мышления на уроках английского языка позволяют  сделать работу на уроках более эффективной, интересной и творческой, а главное – результативной.

Практическая часть

  1. Приём «Круги по воде». Вам будет предложено слово “Campaign”. Необходимо вспомнить и записать всевозможную лексику, которая начинается с этих букв.  

C

A

M

P

A

I

G

N

  1. Приём «Сводная таблица»

Вам необходимо прочитать небольшие тексты и заполнить таблицу, при этом устанавливая линии сравнения. Тексты взяты из книги для учителя «New opportunities»   уровень Pre- Intermediate.

Comparison

 

  1. Приём «Синквейн»

В заключение  попрошу вас отразить тему «Campaigners» В приёме «Синквейн»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие критического мышления на уроках английского языка «The Role of the Mass Media. The Mass Media Techniques»

Урок с применением технологии развития критического мышления (фазы “Вызов”, “Реализация смысла” и “Рефлексия”). Цель - создать условия для осознания и осмысления блока новой учебной информации, ...

Использование приёмов развития критического мышления на уроках английского языка

Использование технологии развития критического мышления на уроках иностранного языка делает процесс обучения языку более эффективным, способствует повышению мотивации изучения ИЯ, совершенствованию зн...

Развитие критического мышления на уроках английского языка из опыта работы учителя английского языка МОБУ СОШ № 100 Кунаховой Марины Александровны

В связи с переходом на новые стандарты образования. Возникла необходимость применения современных педагогических технологий, отвечающих требованиям ФГОС. На мой взгляд, одной из таких технологий являе...

Презентация "Использование приёмов развития критического мышления на уроке русского языка"

Презентация "Использование приёмов развития критического мышления на уроке русского языка" представлена в рамках методического семинара....

Пояснительная записка "Использование приёмов развития критического мышления на уроках русского языка"

Пояснительная записка "Использование приёмов развития критического мышления на уроках русского языка" представлена в рамках методического семинара....

СПОСОБЫ И ПРИЁМЫ РАБОТЫ ПО ТЕОРИИ РАЗВИТИЯ КРИТИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ НА УРОКАХ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА (статья)

Краткий обзор возможных приёмов и технологий работы на разных стадиях урока, а также полезные советы для проведения эффективного урока по ТРКМ...

Эффективные приёмы развития критического мышления на уроках английского языка

Синквейн, кластер, фишбон, инсерт, таблица тонких и толстых вопросов, ассоциации и другие приемы Техологии развития критического мышления...