Формирование теоретических основ профессиональной компетентности современного преподавателя
учебно-методическое пособие по английскому языку на тему

Современный педагог, являясь основным субъектом системы образования России, решает актуальную задачу кадрового обеспечения. Поставленные в системе  образования специалисты призваны стать носителями идей обновления на основе сохранения и приумножения лучших традиций отечественного образования и мирового опыта. Успех проводимой в Российской Федерации модернизации образования во многом зависит от готовности педагогических кадров к ее реализации. Новые условия существования образовательной среды, обновление содержания образования, инновационных форм и методов обучения, все возрастающее требования к качеству знаний, усложнение форм организации урока – все это требует повышения профессиональной компетентности современного педагога.

Для современного образования во всем мире значимой является тенденция к усилению ориентации на субъективный опыт обучающегося, развитие творчества в сочетании с ответственностью за результат своих действий.

В «Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года» подчеркивается: развивающемуся обществу нужны современно образованные, нравственные, предприимчивые люди, способные самостоятельно принимать ответственные решения в ситуации выбора, быть мобильными, динамичными, конструктивными специалистами, обладать развитым чувством ответственности за судьбу страны.

Чтобы реализовать эту цель, нужно не только обновить содержание и технологии образования, но прежде всего, подготовить преподавателя, способного решать эти сложные социально-педагогические задачи. Однако изучение результатов психолого-педагогических и социологических исследований (В.А. Сластенин, В.С. Собкин, С.Г. Вершловский и др.) и анализ реальной учебной практики показывают, что учительство не совсем готово к решению этих задач, ибо профессиональная компетентность современного учителя и его ментальность недостаточно соответствует требованиям модернизации базового образования.

Необходимость устранения недостатков в профессиональной деятельности современного учителя актуализирует вопросы, связанные с содержанием педагогического образования.

Изложенное выше определило тему методической работы.

Объектом является процесс формирования педагогической компетентности.

Предмет - педагогические условия развития профессионализма у студентов.

Цель – выявление основных аспектов и направлений педагогической компетентности.

При написании данной работы перед автором ставились задачи:

- проанализировать литературу по данной проблеме;

- рассмотреть различные подходы к профессиональной компетентности;

- проанализировать особенности некоторых видов педагогической компетентности;

- разработать занятия, направленные на формирование профессиональной компетентности.

Гипотеза – предполагаем, что целенаправленная систематическая работа по формированию педагогической компетентности преподавателя  повышает уровень профессиональной подготовки студентов.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Содержаиие

Введение1

Глава 1. Теоретические основы профессиональной компетентности ………...4

1.1.Педагогические аспекты формирования профессиональной компетентности современного преподавателя 4

1.2. Компетентностный подход в сфере профессионального  образования…………………………………………………………..…………..17

Глава II. Реализация некоторых основ профессиональной компетентности в практической деятельности………………………..22

2.1.Конспект урока «Sole Proprietorship» («Частная собственность»)……………………………………………………………22

Заключение………………………………………………………………………31

Литература ....……………………………………………………………………33

 

Введение

Современный педагог, являясь основным субъектом системы образования России, решает актуальную задачу кадрового обеспечения. Поставленные в системе  образования специалисты призваны стать носителями идей обновления на основе сохранения и приумножения лучших традиций отечественного образования и мирового опыта. Успех проводимой в Российской Федерации модернизации образования во многом зависит от готовности педагогических кадров к ее реализации. Новые условия существования образовательной среды, обновление содержания образования, инновационных форм и методов обучения, все возрастающее требования к качеству знаний, усложнение форм организации урока – все это требует повышения профессиональной компетентности современного педагога.

Для современного образования во всем мире значимой является тенденция к усилению ориентации на субъективный опыт обучающегося, развитие творчества в сочетании с ответственностью за результат своих действий.

В «Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года» подчеркивается: развивающемуся обществу нужны современно образованные, нравственные, предприимчивые люди, способные самостоятельно принимать ответственные решения в ситуации выбора, быть мобильными, динамичными, конструктивными специалистами, обладать развитым чувством ответственности за судьбу страны.

Чтобы реализовать эту цель, нужно не только обновить содержание и технологии образования, но прежде всего, подготовить преподавателя, способного решать эти сложные социально-педагогические задачи. Однако изучение результатов психолого-педагогических и социологических исследований (В.А. Сластенин, В.С. Собкин, С.Г. Вершловский и др.) и анализ реальной учебной практики показывают, что учительство не совсем готово к решению этих задач, ибо профессиональная компетентность современного учителя и его ментальность недостаточно соответствует требованиям модернизации базового образования.

Необходимость устранения недостатков в профессиональной деятельности современного учителя актуализирует вопросы, связанные с содержанием педагогического образования.

Изложенное выше определило тему методической работы.

Объектом является процесс формирования педагогической компетентности.

Предмет - педагогические условия развития профессионализма у студентов.

Цель – выявление основных аспектов и направлений педагогической компетентности.

При написании данной работы перед автором ставились задачи:

- проанализировать литературу по данной проблеме;

- рассмотреть различные подходы к профессиональной компетентности;

- проанализировать особенности некоторых видов педагогической компетентности;

- разработать занятия, направленные на формирование профессиональной компетентности.

Гипотеза – предполагаем, что целенаправленная систематическая работа по формированию педагогической компетентности преподавателя  повышает уровень профессиональной подготовки студентов.

Глава 1. Теоретические основы профессиональной компетентности

1.1.Педагогические аспекты формирования профессиональной компетентности современного преподавателя

Традиционно цели образования определялись набором знаний, умений, навыков, которыми должен владеть выпускник. Сегодня такой подход оказался недостаточным. Социуму (профессиональным учебным заведением, производству, семье) нужны не всезнайки и болтуны, а выпускники, готовые к включению в дальнейшую жизнедеятельность, способные практически решать встающие перед ними жизненные и профессиональные проблемы. А это во многом зависит от полученных ЗУНов, а от неких дополнительных качеств, для обозначения которых и употребляется понятия «компетенции» и «компетентности», более соответствующие пониманию современных целей образования.

Ведение этих понятий в педагогическую практику потребует изменения содержания и методов образования, уточнения видов деятельности, которыми должны овладеть учащиеся к окончанию образования и при изучении отдельных предметов.

Удовлетворение потребностей общества требует от современного учителя высокой культуры, глубокой нравственности, сформированной системы ценностей и убеждений, гражданской позиции, заинтересованности педагога в развитии творческого потенциала своих учащихся, способности к инновационной деятельности, самосовершенствованию, профессиональной активности и т. д. В связи с этим одной из основных задач наряду с формированием гармонически развитой личности, является задача формирования профессионально компетентного специалиста. Определение выпускника, владеющего компетенциями, то есть тем, что он может делать, каким способом деятельности овладел, к чему он готов, - называют компетентностным подходом. Одним из концептуально важных способов управления качеством подготовки выпускников средних специальных учебных заведений и является реализация компетентностного подхода к модернизации содержания профессионального образования. Проблема повышения уровня профессиональной компетентности, современного преподавателя, способного свободно и активно мыслить, моделировать воспитательно-образовательный процесс, самостоятельно генерировать и воплощать новые идеи и технологии обучения и воспитания является актуальной в современных социально-экономических условиях. Во-первых, профессионально компетентный учитель оказывает позитивное влияние на формирование творческих учащихся в процессе учебно-воспитательной работы; во-вторых, сможет добиться лучших результатов в своей профессиональной деятельности; в-третьих, способствует реализации собственных профессиональных возможностей.

В переводе с латинского competentia означает круг вопросов, в которых человек хорошо осведомлен, обладает познанием и опытом, следовательно, компетентный в определенной области человек обладает соответствующими знаниями и способностями, позволяющими ему обоснованно судить об этой области и эффективно действовать в ней. В то же время профессиональной компетентностью называют индивидуально-психологическое образование, включающее опыт, знания, психологическую готовность.

Отличают синонимически используемые понятия «компетенция» и «компетентность». Эти понятия для российской педагогики являются относительно новыми, поэтому и наблюдается разное их понимание:

- компетенция – включает совокупность взаимосвязанных качеств личности (знаний, умений, навыков, способов деятельности), задаваемых по отношению к определенному кругу предметов и процессов и необходимых для качественной продуктивной деятельности по отношению к ним;

- компетентность – владение, обладание человеком соответствующей компетенцией, включающей его личностное отношение к ней и предмету деятельности.

В научно-методической литературе выделены традиционные характеристики компетенций:

- политические и социальные компетенции, связанные со способностью брать на себя ответственность, участвовать в совместном принятии решений;

- компетенции, качающиеся жизни в обществе, признанные препятствовать распространению климата нетерпимости и способствовать пониманию различий и готовности жить с людьми других культур, языков и религий;

- компетенции, определяющие владение письменным и устным общением, важным в профессиональной деятельности и общественной жизни;

- компетенции, связанные с возникновением информационного общества: владение новыми технологиями, понимание их силы и слабости;

- компетенции, реализующие способность учиться в течение всей жизни не только в профессиональном плане, но и в личной и общественной жизни.

В психолого-педагогической литературе понятия «компетентность» связано с определенным видом деятельности и означает, согласно словарю с И.Ожегова, «осведомленность, авторитетность в какой-либо области», а «компетенция» имеет следующее значение: «Круг полномочий, прав какого-либо лица, органа, круг вопросов, дел, находящихся в чьем-либо ведении».

Они являются взаимодополняемыми и взаимообусловленными понятиями: компетентный человек, не обладающий правомочиями (компетенцией), не может быть в полной мере и в социально-значимых аспектах ее реализовать. Такое понимание находим и в определении А.С. Белкина, характеризующего компетенции как совокупность того, чем человек располагает, а компетентность – как совокупность того, чем он владеет.

Словарь иностранных слов раскрывает понятие «компетентный» как обладающий кругом прав и полномочий какого-либо учреждения, лица или кругом дел, вопросов, подлежащих чьему-либо ведению. Французское competent переводится как компетентный, правомочный. Оно также имеет юридический оттенок. В английском языке в термине competence доминирует смысл качества личности: компетентность трактуется как способность.

Под компетентностью чаще понимается интегральное качество личности, проявляющееся в общей способности и готовности ее деятельности, основанной на знаниях и опыте, которые приобретены в процессе обучения и социализации и ориентированы на самостоятельное и успешное участие в деятельности.

Таким образом, понятия компетенций, компетентностей значительно шире понятий знания, умения, навыки, так как включает направленность личности (мотивацию, ценностные ориентации и т.п.), ее способности преодолевать стереотипы, чувствовать проблемы, проявлять проницательность, гибкость мышления; характер – самостоятельность, целеустремленность, волевые качества. Можно также понимать под компетентностью владение, обладание человеком соответствующей компетенцией, включающее его личностное отношение к ней и к предмету деятельности.

Рассматривая данную проблему, необходимо, в первую очередь, определить, что такое профессиональная компетентность, выявить ее структуру и условия ее формирования. Следует отметить, что в настоящее время отсутствует однозначное определение понятия профессиональной компетентности. Обзор психолого-педагогической литературы и других информационных источников, посвященных данной проблеме, показывает, что можно выделить несколько подходов к определению понятия "профессиональная компетентность". Так, например, зарубежными исследователями данное понятие зачастую рассматривается как "углубленное знание", "состояние адекватного выполнения задачи", "способность к актуальному выполнению деятельности", "эффективность действий".

В разное время и у разных авторов встречаются самые различные трактовки. Это и психическое состояние, и обладание способностью и умением выполнять определенные трудовые функции, а уровень образованности и общей культуры, единство теоретической и практической готовности к осуществлению педагогической деятельности. Из этого набора следует определение профессиональной компетентности как интегративного свойства личности педагога, характеризующего его осведомленность в психолого-педагогической и предметной областях знаний, профессиональные умения и навыки, личностный опыт. При этом необходимо, чтобы педагог был нацелен на перспективность в работе, открыт к обогащению знаниями, уверен в себе и способен достигать профессиональных результатов.

Формирование профессиональной компетентности современного педагога осуществляется через содержание образования, которое включает в себя не только перечень учебных предметов, но и профессиональные навыки и умения, которые формируются в процессе овладения предметом, а также по средствам активной позиции студента в социальной, политической и культурной жизни. Все это в комплексе формирует и развивает личность  педагога таким образом, чтобы она обладала способами саморазвития и самосовершенствования, что обеспечивало бы педагогу эффективное функционирование как субъекта-профессионала в системе "человек-человек".

Подготовка компетентного специалиста, соответствующего требованиям сегодняшнего дня, наделенного качествами, знаниями, умениями, необходимыми для того, чтобы быть конкретно-способным и жизнеспособным, невозможна без построения на научной основе соответствующей системы обучения.

В Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года определена основная цель профессионального образования – подготовка квалифицированного работника соответствующего уровня и профиля, конкуретно-способного на рынке труда, компетентного, ответственного, свободно владеющего своей профессией и ориентированного в смежных областях деятельности, способного к профессиональному росту, социальной и профессиональной мобильности, удовлетворения потребностей личности в получении соответствующего образования.

Выделяют следующие ключевые компетенции выпускника учебного заведения: учебно-познавательная, информационная, коммуникативная, социально-трудовая, личностного самосовершенствования. Все это позволяет выпускнику осмысленно применять комплекс профессиональных знаний, умений и способов деятельности в дальнейшей жизни. Этот состав ключевых суперкомпетентностей содержится в рекомендациях ЮНЕСКО и в «Концепции модернизации российского образования».

Компетентности – это деятельностные характеристики человека, поэтому их классификация, прежде всего, должна быть адекватна классификации деятельностей. В самом общем плане это трудовая, учебная, игровая и коммуникативная компетентности.

Сообразно ступеням социального развития и статусу можно выделить:

- компетентность выпускника:

- компетентность молодого специалиста;

- компетентность специалиста со стажем работы.

Структура профессиональной компетентности  учителя может быть раскрыта через педагогические умения, которые он приобретает , а умения раскрываются через совокупность последовательно развивающихся действий, основанных на теоретических знаниях и направленных на решение педагогических задач.

В.А. Сластенин  все педагогические умения объединяет в четыре группы:

- умение «переводить» содержание объективной педагогической действительности, объективного процесса воспитания в конкретные педагогические задачи;

- умение выстроить и реализовать логически завершенную педагогическую систему (от планирования образовательно-воспитательных задач, отбора содержания образовательного процесса до выбора форм, методов, средств его организации);

- умение выделять и устанавливать взаимосвязи между различными компонентами и факторами воспитания, приводить их в действие; организовывать совместную деятельность; обеспечивать связи школы со средой;

- умение учитывать и оценивать результаты педагогической деятельности, т.е. осуществлять самоанализ и анализ образовательного процесса, и результаты деятельности учителя.

Рефлексивные умения имеют место при осуществлении педагогом контрольно-оценочной деятельности, направленной на себя, и предполагают использование таких разновидностей, как:

  • контроль на основе соотнесения полученных результатов с заданными образцами;
  • контроль на основе предполагаемых результатов действий, выполненных лишь в умственном плане;
  • контроль на основе анализа готовых результатов фактически выполненных действий.

Рефлексия понимается как специфическая форма теоретической деятельности, направленная на осмысление и анализ своих собственных действий. Для педагога очень важно установить, в какой мере полученные результаты (положительные и отрицательные) являются средством его деятельности.

Рефлексия – это не просто знание или понимание субъектом педагогической деятельности самого себя, но и выяснение того, насколько и как другие участники образовательного процесса (учащиеся, коллеги, родители) знают и понимают учителя, его личностные особенности, эмоциональные реакции и профессиональные способности и возможности.

Содержание практической готовности учителя выражается во внешних (предметных) умениях, т.е. действиях, которые можно наблюдать. К ним относятся организаторские и коммуникативные умения. Организаторская деятельность педагога обеспечивает включение учащихся в различные виды деятельности и организацию деятельности коллектива, превращающей его из объекта в субъект воспитания. К организаторским умениям как общепедагогическим относят мобилизационные, информационные, развивающие и ориентированные.

Мобилизационные умения учителя направлены на:

  • привлечение внимания учащихся и развитие у них устойчивых интересов к учению;
  • формирование у них потребности в знаниях;
  • формирование учебных навыков и обучение приемам научной организации учебной деятельности;
  • формирование у учащихся активного, самостоятельного и творческого отношения к явлениям окружающей действительности через применение в проблемных ситуациях, организуемых учителем или возникающих спонтанно, получаемых в школе знаний и из собственного жизненного опыта;
  • разумным использованием системы методов поощрения и наказания, созданием атмосферы сопереживания и т.п.

Информационные умения связаны не только с непосредственным изложением учебной информации, но и с методами ее получения и обработки. Это умения и навыки работы с печатными источниками и библиографирования, умения добывать информацию из других источников и перерабатывать ее применительно к целям и задачам образовательного процесса.

В ходе преподавания информационные умения проявляются в способности:

  • доступно излагать учебный материал, с учетом специфики предмета, уровня подготовленности учащихся, их жизненного опыта и возраста;
  • логически правильно построить процесс передачи учебной информации, используя различные методы и их сочетания: рассказ, объяснение, беседу, проблемное, индуктивное и дедуктивное изложения материала;
  • доступно, лаконично и выразительно формулировать вопросы;
  • оперативно диагностировать характер и уровень усвоения учащимися учебного материала.

Развивающие умения предполагают:

  • определение «зоны ближайшего развития» отдельных учащихся, класса в целом;
  • создание проблемных ситуаций и других условий для развития познавательных процессов, чувств и воли учащихся;
  • стимулирование познавательной самостоятельности и творческого мышления, потребности в установлении логических (частного к общему, вида к роду, посылки к следствию, конкретного к абстрактному) и функциональных (причины-следствия, цели-средства, качества-количества, действия-результаты) отношений;
  • создание условий для развития индивидуальных особенностей, осуществление в этих целях индивидуального подхода к учащимся.

Совокупность перцептивных умений В.Л. Сластенин представляет как следующий взаимосвязанный ряд:

  • воспринимать и адекватно интерпретировать информацию о сигналах от партнера по общению, получаемых в ходе совместной деятельности;
  • глубоко проникать в личностную суть других людей;
  • устанавливать индивидуальное своеобразие человека;
  • на основе быстрой оценки внешних характеристик человека и манер поведения определять внутренний мир, направленность и возможные будущие действия человека;
  • определять, к какому типу личности и темперамента относится человек;
  • по незначительным признакам улавливать характер переживаний, состояние человека, его причастность или непричастность к тем или иным событиям;
  • находить в действиях и других проявлениях человека признаки, отличающие его от других и самого себя в сходных обстоятельствах в прошлом;
  • видеть главное в другом человеке, правильно определять его отношение к социальным ценностям, учитывать в поведении людей «поправки» на воспринимающего, противостоять стереотипам восприятия другого человека (идеализация, «эффект ореола» и др.).

Умения педагогического общения связаны с осуществлением так называемой коммуникативной аттаки, т.е. привлечения к себе внимания четырьмя способами.

  • речевой вариант (вербальное обращение к учащимся);
  • пауза с активным внутренним общением (требованием внимания);
  • двигательно-знаковый вариант (развешивание таблиц, наглядных пособий, запись на доске и т.п.);
  • смешанный вариант, включающий в себя элементы трех предыдущих.

Управление общением в педагогическом процессе предполагает умение органично и последовательно действовать в публичной обстановке (умение общаться на людях):

  • организовать совместную с учащимися творческую деятельность.

Педагогическая техника представляет собой совокупность следующих умений и навыков:

  • выбрать правильный стиль и тон в обращении с воспитанниками;
  • управлять их вниманием;
  • располагать к себе собеседника;
  • образно передавать информацию и др.

Для успешного осуществления педагогической деятельности очень важно, чтобы учитель в совершенстве владел хотя бы одним из обширной группы прикладных умений: художественных (петь, рисовать, играть на музыкальных инструментах и др.); организаторских, овладеть которыми возможно практически каждому (например, массовик-затейник, тренер-общественник по одному или нескольким видам спорта, инструктор по туризму, экскурсовод, лектор-пропагандист, руководитель кружка и др.).

Созданием информационных условий для получения целостного представления о состоянии формирования системы профессиональной компетентности, о качественных и количественных изменениях в ней может выступать педагогический мониторинг.

Педагогический мониторинг является объединяющим началом социологического, психологического и управленческого мониторинга с целью получения целостного представления о личности студента. Такой комплексный подход к изучению личности студента, учебной ситуации и т. д. направлен, прежде всего, на осмысление реальных учебных возможностей: степени обученности, обучаемости, познавательных и личностных интересов, мотивов учения, а также на установление дидактических причин слабой успеваемости, степени удовлетворенности студентов и педагогов образовательным процессом, эмоционального состояния обучающихся, характера взаимоотношений.

В образовательной практике можно выделить такие ключевые компетентности как математическую, коммуникативную, информационную, нравственную, социальную, этнокультурную. Рассмотрим некоторые из них

1.2. Компетентностный подход в сфере профессионального  образования

Поразмышляем о том, как можно модернизовать образование на компетентностной основе. В нем отражен такой вид содержания образования, который не сводится к знаниево-ориентировочному компоненту, а предполагает целостный опыт решения жизненных проблем, выполнения ключевых функций, социальных ролей, компетенций. Разумеется, предметное знание при этом не исчезает из структуры образованности, а выполняет в ней подчиненную, ориентировочную роль «Мы отказались не от знания как культурного предмета, а от определенной формы знаний (знаний «на всякий случай», т.е. сведений)».

Компетентностный подход выдвигает на первое место не информированность ученика, а умения разрешать проблемы, возникающие в следующих ситуациях:

1.в познании и объяснении явлений действительности;

2.при освоении современной техники и технологии;

3.во взаимоотношениях людей в этических нормах, при оценке собственных поступков;

4.в практической жизни при выполнении социальных ролей гражданина, члена семьи, избирателя, горожанина;

5.в правовых нормах и административных структурах;

6.при выборе профессии и оценке своей готовности к обучению в учебном заведении, когда необходимо ориентироваться на рынке труда;

7.при необходимости разрешать собственные проблемы: жизненного самоопределения, выбора образа жизни.

Понятно, что научить поведению в подобных ситуациях невозможно. К тому же и термин «научить» в строгом смысле здесь не вполне приемлем. По мнению Д.Б. Эльконина, в рамках компетентностного подхода надо строить и заранее задавать «ситуации включения» Слово «включение», употребляемое им, означает оценку ситуации, проектирование действий и отношений, которые требуют тех или иных решений.

Такое обучение отличается от того, где необходимо «запомнить и ответить», где есть готовая формула, в которую надо только подставить значение. Необходимо осознать постановку самой задачи, оценить новый опыт, контролировать эффективность собственных действий.

Однако провозгласив основой содержания образования не знания, а более сложную культурно-дидактическую структуру – целостную компетентность можно сформулировать несколько вопросов. Не сведется ли все культурное многообразие содержания образования лишь к ключевым компетентностям? Как будет выглядеть структура содержания образования? Сохранится ли классно-урочная система обучения или возможно создание более гибких, мобильных, проблемно-групповых форм? Как будет выглядеть сам учебный процесс, если его основу составит не цепочка логически связанных идей и понятий, а некие области деятельности и концентры социокультурного опыта?

Специфика компетентностного обучения состоит в том, что усваивается не «готовое знание», кем-то предложенное к усвоению, а прослеживаются условия происхождения данного знания . Подразумевается, что ученик сам формирует понятия, необходимые для решения задачи. При таком подходе учебная деятельность периодически приобретая исследовательский или практико-преобразовательный характер, сама становится предметом усвоения.

Ясно, что из простой суммы знаний и умений «сложить» компетентного человека не удается. Интеграция в содержании образования понятий, способов человеческой деятельности, творческого потенциала, опыта проявления личностной позиции, осуществляется в процессе создания обучающимся на основе всех этих видов своего собственного опыта, который, в свою очередь, должен стать предметом рефлексии, исследования, оценки.

Мысль о том, что компетентностно ориентированное обучение заканчивается не ответом у доски, а созданием продукта, подтверждена, в частности, многовековым опытом включенного обучения. Мастера, ученые, деятели искусства всегда готовились в «рамках школы» к научной, художественной, спортивной и т.п. деятельности, создавая при этом творческий продукт вместе со своим учителем культуро-творчество. Вспомним систему Монтессори и оргдеятельностные игры Г.П. Щедровицкого! При таком обучении школьник осваивает новые виды опыта: выявляет и идентифицирует проблемы, приобретают навыки исследования и проектирования, сотрудничества, применяет известные и создает новые технологии получения продукта, оценивает качество результата и т.д.

Психологический механизм формирования компетентности существенно отличается от механизма формирования понятийного «академического» знания. Обусловлено это прежде всего тем, что обычное школьное знание предназначено для запоминания или воспроизведения или в лучшем случае для получения другого знания логическим или эмпирическим путем. Вряд ли ученика можно обучить компетентности. Таковым он может стать лишь сам, найдя и апробировав различные модели поведения в данной предметной области, выбрав из них те, которые в наибольшей степени соответствуют его стилю, притязаниям, эстетическому вкусу и нравственным ориентациям. Компетентность, таким образом, представляет как сложный синтез когнитивного, предметно-практического и личного опыта.

Компетентность как свойство индивида существует в различных формах:

- в качестве степени умелости;

-способа личностной самореализации (привычка, способ жизнедеятельности, увлечение);

-некоего итога саморазвития индивида или формы проявления способности.

Природа компетентности такова, что она, будучи продуктом обучения, не прямо вытекает из него, а является, скорее, следствием саморазвития индивида, его не столько технологического, сколько личностного роста, следствием самоорганизации и обобщения деятельностного и личностного опыта. Компетентность – это способ существования знаний, умений, образованности, способствующий личностной самореализации, нахождению воспитанником своего места в мире, вследствие чего образование представляет как высокомотивированное и в подлинном смысле личностно ориентированное, обеспечивающее максимальную востребованность личностного потенциала, признание личности окружающими и осознание ею самой собственной значимости.

Развитие субъектной позиции студента предполагает опору на деятельностный подход в обучении, формирование устойчивого познавательного интереса как средства повышения качества подготовки специалиста.

До недавнего времени феномен компетентности связывался более всего со сферой профессионального образования. Всегда было ясно, что компетентность не тождественна «прохождению курса», а связана с некоторыми дополнительными предпосылками развития специалиста, его собственным творческим потенциалом и качеством образования, которое он получил. Именно в профессиональной школе, ориентированной на компетентность, зародились такие специфические методы подготовки компетентных специалистов, как задачный подход, имитационно-моделирующий, проектный и контекстный способы обучения, интеграция учебной и исследовательской работы.

Компетентностный подход в сфере общего образования – новое явление для отечественной дидактики. В отличие от профессиональной компетентности, имеющей нормированную сферу приложения, сложившиеся образцы результатов деятельности и требования к их качеству, ключевая (общеобразовательная) компетентность проявляется как определенный уровень функциональной грамотности. Эти два вида компетентности объединяют опыт, не сводимый к набору знаний и умений, целостность и конкретность восприятия ситуации, готовность к получению нового продукта.

Глава II. Реализация некоторых основ профессиональной компетентности в практической деятельности.

2.1.Конспект урока «Sole Proprietorship» («Частная собственность»)

Учебная дисциплина:  Иностранный язык

Специальность: Правоведение

Курс: 1

Группа:107

Место проведения занятия: аудитория 203

Продолжительность: 1 час 30 минут

Тема занятия: Sole Proprietorship

Тип занятия: обобщающий урок – обобщение и систематизация знаний и умений.

Вид занятия: практическое

Цели занятия:

Дидактическая: формирование и развитие коммуникативных умений на основе языковых, лингвострановедческих и социокультурных знаний.

Воспитательная: формирование познавательной активности; формирование потребности в практическом использовании языка в различных сферах деятельности.

Развивающая: интеллектуальное и эмоциональное развитие учащихся; развитие языковых и познавательных способностей.

Учебное оборудование занятия: компьютер, мультимедийный проектор, экран.

Методическое обеспечение занятия: дидактический материал  (тесты, карточки с заданиями), слайд-презентация, схема четырёх типов вопросов.

Методы: - монологического и диалогического изложения;

                  -эвристической беседы;

                 - алгоритмических предписаний.

Домашнее задание: упр. 2, стр. 8-9.


План урока

  1. Организационный момент. Приветствие. Определение отсутсвующих.
  2. Целеполагание и мотивация.
  1. Постановка целей занятия перед студентами.
  2. Объяснение порядка работы на занятии.
  3. Просмотр видеофрагмента по теме «Частная собственность». Обсуждение видеофрагмента со студентами.
  1. Актуализация знаний.
  1. поиск сов по теме в словарных цепочках.
  2. Выполнение теста (найти пары синонимов и пары антонимов)
  3. Заполнение пропусков в тексте.
  1. Проверка знания материала (понимание и исправление информации)
  1. Составление пословиц
  2. Определить преимущества и недостатки частного предпринимательства.
  3. Работа с песней «Money”.
  4. Вопросно-ответная беседа по теме.
  1. Проверка домашнего задания.
  1. Презентация рекламных проектов по теме.
  1. Повторение грамматического материала (построение четырёх типов вопросов)
  1. Выполнение  грамматического упражнения.
  1. Заключение
  1. Оценка работы студентов
  2. Домашнее задание.

                                               

                         Ход урока

  1. Greetings. Приветствие.

T. Morning, dear friends, and our respected and honored guests! How are the things! Do you have jitters! So do I. Today we finish up working on the topic … Well, well, well … Frankly speaking, I`m not going to let you know what the topic of the lesson will be since it is you who will tell me what we are about to focus upon. But before that  I`d like to draw your attention to the screen, please. While you are watching, think to yourselves and then come up with ideas. (Short discussing of video fragment)   «Sole Proprietorship». First we`ll revise lexical material, then we`ll speak about sole proprietorship, its advantages and disadvantages, then you`ll present your projects and at last we`ll do some grammar exercises. So I wish you success! Let`s get started.

  1. Warm – up activities. Revision of the vocabulary.  Повторение лексического материала.
  2. T. Let`s see if you remember key words of our topic. Look at the blackboard. Find the familiar words. Найдите знакомые слова. 

ZACCOUNTANTOY  

TAXMBENEFITCUR

VLIABILITYREVHW

PROFITFIREASSCVB

VBBANCRUPTCYUT

ASSETSJHFIRECZVA

BNLAWYERC HIREVT

ADEBTNMFIREDJOPK

Now let`s do a short test.  Give pairs of synonyms and pairs of antonyms. Выполнение теста – найти пары синонимов и антонимов.

A new task will be filling in the gaps. Следующее задание – заполните пропуски в тексте.Knowledge checking (understanding and correcting information). Проверка знаний.

T. There are many proverbs concerning business. Try to make them out of these parts. Составить пословицы из отдельных частей.

PICT4199PICT4197

Make the proverbs:

1.A bad workman

1.is worth two in the bush.

2.A bird in the hand

2.saves nine.

3.A friend in need

3.is not gold.

4.A stitch in time

4.than never.

5.All that glitters

5.feather flock together.

6.Better late

6.you leap.

7.Birds of a feather

7.is a friend indeed.

8.Look before

8.blames his tools.

9.Make hay

9.is good news.

10.No news

10.while the sun shines.

 T. You`ve learnt a lot of interesting and useful information about Sole proprietorship, its advantages and disadvantages. You`ve got two cards – a green card and a red one. If the statement I`ll read you is advantage raise green card, if it is disadvantage – raise the red one. Проверка знания преимуществ и недостатков частного предпринимательства.

  1. you have unlimited liability –
  2. you needn`t consult a lawyer +
  3. you decide on your salary +
  4. you have to hire a book-keeper –
  5. you won`t get tax benefits –
  6. you can start or you can stop your business whenever you like +
  7. you can loose your personal assets –
  8. you decide on hiring and firing +
  9. you are responsible for all your business debts –

Everybody dreams about future career, about earning big money, starting your own business. But it`s very difficult may be like in this famous song. Работа с песней «Деньги»

(Listening and comprehension of the song, practicing)

Now let`s imagine that you are future businessmen. Could you answer my questions. Вопросно-ответная беседа по теме.

  1. Are you thinking of starting your own business?
  2. What business do you want to start?
  3. How do we call the business if you go into it alone?
  4. Do you need a lawyer to start a sole proprietorship?
  5. Why don`t you have to consult the partners in a sole proprietorship?
  6. What does it mean to have unlimited liability? Are you ready for it?
  7. What will you do, if your business fails?
  8. What businesses have tax benefits in this country?

  1. Project presentation. Проверка домашнего задания. Презентация проектов.

 PICT4224

T. And now let`s check your homework. You worked in groups and your task was to make an advertising project about your own business. You were supposed to find and write down the information which can be important and useful for people wanting to start their own business.

I would like you to present them now. I think we shall start with ….

  1. The Revision of Grammar (writing practice). Повторение грамматического материала (четыре типа вопросов).

T. We`ll continue working in the exercise-books. Let`s revise grammar material about 4 types of questions. What types of questions do you know? Look at the blackboard.(слайд, объясняющий построение четыре типа вопросов)

PICT4236

всп. гл + подл. +сказ. ……. ?

всп. гл. + подл. +сказ. …………. оr not?

Вопр.сл. + всп. Гл. + подл. +сказ. ………?

Подл. +сказ. + …………., всп. Гл. в отр. Форме + личн. Местоимение, к-м

Выражено подлежащее?

 Now let`s do some exercises. (ex. 1,  p. 8)

6. The conclusion of the lesson.

 T. Your work today was excellent and your marks are ….

     

Your home task is ex. 2, p. 8-9.

Thank you for the lesson. The lesson is over.

Good-bye.

 

Заключение

В настоящее время во всех сферах жизнедеятельности мирового сообщества происходит изменение ценностных ориентаций, обусловленное сменой цивилизаций на рубеже 20-21 веков, что требует нового подхода к формированию будущего профессионала. Успешность, конкурентоспособность на современном рынке труда во многом зависит от способности человека приобретать и развивать умения, навыки, которые могут использоваться или трансформироваться применительно к целому ряду ситуаций. Следовательно, образование должно быть нацелено на формирование у обучаемого ключевых компетенций, которые являются ответом системы образования на требования социума.

Э.Ф. Зеер под компетенциями понимает общую способность личности, которая проявляется и формируется в деятельности, основана на знаниях, ценностях, склонностях и позволяет установить связь между знанием и ситуацией, обнаружить процедуру (систему действий) для успешного решения проблемы. В отличие от знаний, умений, навыков, предполагающих действие по аналогии с образцом, компетенции предусматривают наличие опыта самостоятельной деятельности на основе универсальных знаний и способностей. Исходя из такого понимания компетенции, становится очевидным, что своеобразие феномена ключевых компетенций проявляется в том, что он является  сложным интегративным образованием, обладающим определённой универсальностью, и сочетающим в себе знания, ценности и деятельностные способности личности.

Знание иностранного языка становится важнейшим элементом культурного капитала конкурентоспособного специалиста. Языковое образование нацелено на развитие языковой и коммуникативной компетенций, формирование общественно значимой профессиональной компетентности, проявляющейся в готовности к продуктивному осуществлению профессиональной деятельности.

Проблемы подготовки специалистов, владеющих иностранным языком, предусматривают овладение его на качественно ином уровне, что, в свою очередь, требует использования новых методов и средств обучения таких как: информационный метод, метод ролевой игры, метод решения ситуативных задач, метод проектной деятельности, метод интеркультурных тренингов, метод учебных станций. В основе обучения иностранным языкам сейчас лежит деятельностный подход, он приближен к будущей профессиональной деятельности студента.

В «Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года» подчеркивается: развивающемуся обществу нужны современно образованные, нравственные, предприимчивые люди, способные самостоятельно принимать ответственные решения в ситуации выбора, быть мобильными, динамичными, конструктивными специалистами, обладать развитым чувством ответственности за судьбу страны.

Чтобы реализовать эту цель, нужно не только обновить содержание и технологии образования, но прежде всего, подготовить преподавателя, способного решать эти сложные социально-педагогические задачи.

Литература

  1.  Борисова Н.В. Образовательные технологии как объект педагогического выбора: Учеб. Пособие. – М., 2000.
  2. Гузеев В.В. Педагогическая техника в контексте образовательной технологии. – М.: Народное образование, 2001.
  3. Горчакова – Сибирская М.П. Инновации в профессиональном образовании: педагогические технологии: Учеб. Пособие. – М., 2001.
  4.  Мильруд Р.П. Методика преподавания английского языка: Учебное пособие для вузов.- М.: Дрофа, 2005.
  5.  Новые современные образовательные стандарты по иностранным языкам. – М.: АСТ/Астрель, 2004.
  6.  Подласый И.П. Педагогика: Новый курс: Учебник для студ. вузов: В 2 кн.: Кн.1.- М.: Владос, 2001,2003, 2004. 
  7. Пассов Е.И. Коммуникативный метод обучения иностранному говорению: Пособие для учителей иностранного языка. – М.: Просвещение, 1985.
  8. Сальникова Т.П. Педагогические технологии: Учебное пособие/М.: ТЦ Сфера, 2005.
  9. Сластенин В.А. и др. Педагогика: Учеб пособие для студ.пед.вузов.- М.: Академия, 2002, 2003. 

10. Селевко Г.К. Современные образовательные технологии. М., 1998.

11. Титова С.В. Ресурсы и службы Интернета в преподавании иностранных языков. – М.:МГУ имени М.В. Ломоносова, 2003.

  1. http://www.psylist.net/pedagogika/inovacii.htm  -Педагогические технологии и инновации
  2. http://www.ido.edu.ru/ffec/psych/ps13.html -Развивающие педагогические технологии
  3. http://oio.tpu.ru/publ_2004/article2004_5.html -Педагогические технологии и технология учебного процесса. Логический анализ понятий

15. http://vladimir.socio.msu.ru/1_KM/edutech_1.htm -Педагогические технологии


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Профессиональная деятельность современного преподавателя в лицее системы НПО

       Современное профессиональный лицей создает условия для удовлетворения образовательных потребностей молодого человека, его родителей и общества. Эта  тенденция св...

Компетенции и компетентности современного преподавателя школы, колледжа, ВУЗа

Профессиональная компетентность педагога - это способность педагога к осуществлению своей профессиональной деятельности.Профессиональная компетентность преподавателя как педагога выражается в ко...

Личность и профессиональная компетентность современного педагога

Главной сегодняшней задачей образования взрослых является производство компетентных людей – людей, которые были бы способны применять свои знания в изменяющихся условиях, и …чья основная компете...

Компетенции и компетентности современного преподавателя школы

В статье "Компетенции и компетентности современного преподавателя школы" разграничивается два понятия: компетентность и компетенция....

Формирование теоретических основ физической культуры личности учащихся второй ступени обучения.

Научная новизна работы заключается в том, что теоретически и практически представлено обоснование методики формирования знаний  у учащихся  второй ступени обучения на уроках физической культ...

Профессиональная компетентность современного учителя истории и обществознания

Презентация "Профессиональная компетентность современного учителя истории и обществознания"...

Профессиональная компетентность современного учителя

Первыми шагами в формировании компетентностей, по мнению специалистов, являются обучение "жизненным навыкам" (справляться со своими личными проблемами, со стрессами; управлять свои...