Компетенции и компетентности современного преподавателя школы, колледжа, ВУЗа
статья на тему

Ермолаева (Меркулова) Ульяна Викторовна

 

Профессиональная компетентность педагога - это способность педагога к осуществлению своей профессиональной деятельности.

Профессиональная компетентность преподавателя как педагога выражается в компетентностном подходе в области развития творческих способностей обучающихся.

Профессиональная компетентность преподавателя как личности определяется не только наличием у него общечеловеческих ценностей, но и умением формировать эти ценности и обучающихся. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

                                                                        У. В. Меркулова

МБОУ «СОШ №42»

                                                             г. Братск

Компетенции и компетентности современного преподавателя школы, колледжа, ВУЗа

   

Профессиональная компетентность педагога - это способность педагога к осуществлению своей профессиональной деятельности.

Профессиональная компетентность преподавателя как педагога выражается в компетентностном подходе в области развития творческих способностей обучающихся.

Профессиональная компетентность преподавателя как личности определяется не только наличием у него общечеловеческих ценностей, но и умением формировать эти ценности и обучающихся.

Среди профессиональных качеств педагога отметим адаптацию преподавателя к ведению педагогической деятельности. Профессиональная адаптация преподавателя определяется активностью личности, и выступает как единство аккомодации и ассимиляции. Понятие профессиональной адаптации связывается с овладением знаниями, умениями, навыками, нормами и функциями профессиональной деятельности. В процессе профессиональной адаптации происходит интеграция профессиональных знаний, умений и навыков в профессиональную деятельность.

Важнейшее качество компетентного преподавателя - высокий профессиональный уровень преподавателя. Важнейшим критерием для оценки квалификации преподавателей является их умение сочетать в методике преподавания теоретические знания и практические навыки. Высококвалифицированные, компетентные преподаватели не просто читают лекции: они вовлекают обучающихся в совместную работу над материалом, прививая им привычку к самостоятельности, умению размышлять, анализировать и делать выводы.

Самообразование преподавателя - повышение профессионального мастерства преподавателя. Процесс обучения современного человека не заканчивается в школе, колледже, вузе. Он становится непрерывным. Понятие непрерывности образования означает, что преподаватель учится постоянно, без относительно длительных перерывов, причем, не только в образовательных учреждениях, а большей частью занимается самообразованием. Самообразование - получение знаний самостоятельно, без контакта с учителем: книги, Интернет. Обучающийся преподаватель сам берет на себя всю ответственность за собственное обучение, включая: установление целей обучения; определение содержания обучения; разработку и планирование собственной программы обучения; самомотивацию и рефлексию; организацию и управление собственной деятельностью; оценивание результатов собственной деятельности и самооценивание; оценивание качества избранного способа обучения.

Уровень компетентности преподавателя определяется базовым образованием, последующим самообразованием, наличием ученой степени и звания; стажем педагогической работы; опытом практической работы в конкретной области.

Можно отметить, что сегодня диплом вуза или научная степень – еще не гарантия того, что преподаватель является действительно профессионалом своего дела, знающим обо всех современных тенденциях в области преподаваемой дисциплины. Поэтому администрации образовательного учреждения необходимо с должным вниманием подходит к вопросам кадровой политики. Строгий конкурсный отбор преподавателей и регулярная аттестация их профессиональных знаний обеспечивают по-настоящему качественный уровень преподавания в вузе (школе).

Исследование учебно-воспитательной деятельности преподавателя вуза является одним из важнейших направлений, чаще всего включенных в учебные поручения как «научно-методическая деятельность». Она подразумевает разработку новых учебных программ, обобщение опыта преподавания отдельных дисциплин, внедрение в практику новых вузовских технологий обучения и воспитания.

Профессионализм преподавательской деятельности – компетентность как специалиста, самосовершенствование, связь с современными науками и методиками преподавания - единое информационное пространство, которое непосредственно влияет на обучающихся.

Компетентный преподаватель должен обладать организационными качествами. К таким можно отнести активность, пунктуальность преподавателя, его трудолюбие, коммуникабельность, исполнительность. Данные качества должны являться для студентов (учащихся) подсознательным примером подражания. Для компетентного педагога не может быть формулировки «не успел проверить, не успел узнать…». Также плохо трактуется студентами (учащимися), если их преподаватель достаточно систематически нарушает трудовую дисциплину - опаздывает на занятия, непунктуален, небрежен. В данном случае, что можно требовать со студентов (учащихся), если их преподаватель показывает такой негативный пример.

Важно умение преподавателя организовывать, вовлекать и увлекать студентов (учащихся) в образовательный процесс. Такое можно достичь, например, путем вовлечения в лекционный материал по определенной дисциплине «вкраплений» интересных, занимательных фактов, фактов из определенной реальной области знаний, или путем нестандартных форм преподавания (диалог).

Коммуникативная компетентность преподавателя способствует умению общаться и устанавливать контакты в различных ситуациях, находить темы для разговора, выбирать адекватные способы взаимодействия в деловом и эмоциональном общении, сотрудничать в самых разных видах деятельности.

Интеллектуально-педагогическая компетентность предполагает умение мыслить, владеть педагогическими объектами и является ключевой, т.к. никакая другая деятельность не может быть организована без интеллекта. Именно он позволяет преподавателю ставить и решать в процессе обучения правильно сформулированные многочисленные задачи, устанавливать логические связи, проводить параллели между рассматриваемыми явлениями и процессами, дать нужное направление творческому мышлению студента и стимулировать творческий поиск. Интеллектуальная компетентность преподавателя не может быть неизменной и ограниченной – она должна совершенствоваться и развиваться, т.к. от этого во многом зависит степень усвоения предмета и развитие творческих способностей студента.

Компетентность преподавателя не может существовать без творчества в педагогической деятельности. Только преподаватель, работающий творчески, способен воспитать и обучить творческую личность.

Творчество преподавателя – это высокая ступень его профессиональной деятельности, направленной на поиск более совершенных методов, приемов и средств учебно-образовательного процесса.

Творчески работающий преподаватель анализирует наблюдаемые им факты и явления реального учебного процесса на основе теоретических знаний, развивает в себе научное предвидение результатов действий. И как следствие – успешно совершенствует пути и способы достижения педагогической цели.

Компетентный преподаватель должен обладать необходимой рефлексией. Педагогическая рефлексия определяется как обращенность сознания педагога на самое себя, учет представлений учащихся о деятельности педагога и представлений самого обучаемого о том, как педагог понимает деятельность студента. Рефлексия означает осознание себя и ожиданий других субъектов образовательного процесса, это попытка понять происходящее в себе и себя в происходящем путем самостоятельного обращения к самоанализу.

Рефлексия педагога эффективна в той мере, в какой он способен понимать, принимать, содействовать действиям других. В онтологическом плане педагогическая рефлексия выступает как средство становления мира человека в профессии.

Педагогическая профессия требует от преподавателя постоянного саморазвития, самосовершенствования в рамках воспроизводства культуры, рефлексия же обеспечивает возможность открытия новых смыслов как предпосылки адекватного воспроизводства ценностей и характеризует содержательно-результативную сторону формирования профессиональной компетентности педагога. Рефлексия как основной механизм саморазвития направлена на фиксацию субъектом текущих и итоговых изменений (достижений), а также прогнозирование хода формирования профессиональной компетентности.

Компетентный преподаватель как правило обладает «фасилитативным» стилем общения (от «фасилитация»: облегчение, упрощение, помощь) и ведения занятий со студентами (учащимися).

Педагогическая фасилитация является профессионально значимым качеством личности преподавателя, от которого зависит успешность овладения педагогической деятельностью, повышение продуктивности образования, развитие субъектов педагогического процесса и формирование особого стиля взаимодействия педагога с учащимися.

Итак, преподаватель как педагог должен обладать качествами организатора, творца, навыками коммуникативных функций.

Основные психолого-педагогические качества преподавателя выражаются в его корректности, тактичности, нравственности.

Доброжелательность, тактичность преподавателя, поощрение, одобрение - это все создает особый микроклимат в группе (классе), обстановку доверия и уверенности студентов (учащихся) в собственных силах и достижимости поставленных целей.

Важна и профессиональная нравственность. Профессия учителя издавна выделялась особым нравственным статусом. Это не только личная ответственность за выполнение педагогического долга, но и честность, порядочность, бескорыстие. А к главным ценностям профессиональной деятельности относятся гуманизм, ответственность, патриотизм и альтруизм.

Перечисленные качества преподавателя можно назвать общекультурной компетенцией преподавателя, который ориентируется на непрерывное саморазвитие своей личности в плане наиболее полного усвоения культурных ценностей бытия и приобщения к этой сокровищнице личности обучаемого через различные виды деятельности.

В целом наука подходит к тому, что целостная личность преподавателя вуза является основным фактором роста его профессиональной культуры. В этом случае в качественную характеристику преподавателя вуза (школы) входят понятия преподавателя как гражданина, ученого, коллеги, профессионала-специалиста.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Байденко В.И., Ван Зантворт Дж. Модернизация профессионального образования: современный этап. - М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2003.- 256 с.

2. Бодалев А.А. Об особенностях понимания преподавателем студента / Современные психолого-педагогические проблемы высшей школы. Вып. 4.- Л.: ЛГУ, 1998, С. 32-45.

. Брэгг П.С. Формула совершенства. - СПб.: Вече, 1993.- 245 с.

3. Гауман О. С. От авторитарного образования к педагогике свободы. //Новые ценности образования. -1995.- № 2.- С.12-23.

4. Донская Л.Ю. Роль имиджа в общении и деятельности преподавателя высшей школы.// Интеграция методической (научно-методической) работы и системы повышения квалификации кадров: материалы межрегиональной науч.- практ. конф. Ч.I. - Челябинск, 2002. - С.25-28.

5. Котова Т.И. Компетентностный подход к личности обучаемого через компетенции преподавателя вуза.// Интеграция методической (научно-методической) работы и системы повышения квалификации кадров: материалы межрегиональной науч.- практ. конф. Ч.I. - Челябинск, 2002. - С.12-19.

6. Крушельницкая О.Б., Панасюк А.С. Условия эффективности перцептивного общения преподавателя со студентами // Психологическая наука и образование. - 2003. - №3. - C. 17-27.

7. Кутейникова И.Х. Профессиональная нравственность как важный элемент педагогической квалификации // Интеграция методической (научно-методической) работы и системы повышения квалификации кадров: материалы межрегиональной науч.- практ. конф.Ч.1. - Челябинск, 2002, С. 44-48.

8. Парнюк Н. В. Образ преподавателя в сознании студентов//Актуальные проблемы борьбы с преступностью. - СПб: Фонд Университет, 2002. -С. 344 - 355.

9. Фролов А.Г., Хомочкина С.А., Матушанский Г.У. Адаптации преподавателя к профессионально-педагогической деятельности в высшей школе // Образовательные технологии и наука.- Казань.- 2006.- № 9(2). – С.259-269.

10. Шлыкова Н. Л. Восприятие преподавателя студентами: Автореферат дис. канд. психол. наук.- Иваново, 1998.- 18 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья «Коммуникативная компетенция - одна из важнейших компетентностей современного человека».

Статья «Коммуникативная компетенция - одна  из важнейших  компетентностей современного человека»Развитие  связной речи у слабослышащих  детей на уроках математики ...

Статья по теме "Информационные компетентности преподавателя школы"

Рассматриваются составляющие информационной компетентности преподавателей школы....

Формирование теоретических основ профессиональной компетентности современного преподавателя

Современный педагог, являясь основным субъектом системы образования России, решает актуальную задачу кадрового обеспечения. Поставленные в системе  образования специалисты призваны стать носителя...

Компетенции и компетентности современного преподавателя школы

В статье "Компетенции и компетентности современного преподавателя школы" разграничивается два понятия: компетентность и компетенция....

Современные проблемы преподавания матиматики в школе и вузе

Модернизация школьного образования, реализуемая в настоящее время в рамках апробации и внедрения Федеральных государственных стандартов общего образования, на первое место выдвигает требования к резул...

Публикация в сборнике научно-метадических трудов преподавателей школ и вузов

Публикация включает конспект внеклассного мероприятий по английскому языку на тему "Merry Christmas" по учебнику Spotlight. Конспект является авторской разработкой. Составлен совместно с Нар...

Снятию блокады Ленинграда посвящается. Сценарий литературно-музыкального мероприятия. Для учащихся старших классов, студентов колледжей, Вузов

СЦЕНАРИЙ литературно-музыкального мероприятия, посвященного 80-летию прорыва блокады Ленинграда для учащихся старших классов школ, студентов колледжей, ВУЗов....