Статья по теме "Информационные компетентности преподавателя школы"
статья по информатике и икт на тему

Колесникова Елена Александровна

Рассматриваются составляющие информационной компетентности преподавателей школы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon statya_.doc76.5 КБ

Предварительный просмотр:

Е.А.Колесникова

МБОУ «О(С)ОШ № 1», г.Братск

Информационные компетентности преподавателя школы.

Ориентация современной школы на компетентностный подход предполагает перевод целей образования со знаний, умений и навыков на формирование необходимых компетентностей. Специфика информационного общества обусловила значимость формирования и развития информационных компетентностей всех участников образовательного процесса не только обучающихся, но прежде всего учителей. Педагогическую деятельность учителя можно рассматривать как информационный процесс который включает в себя поиск новой информации ее отбор и анализ, передача необходимой информации обучающимся и рефлексия через контроль усвоенных знаний.

Рассматривая далее понятие информационной компетентности можно опираться на определение А.А. Вербицкого и О.Г. Ларионовой «Компетенции — это синтез требований сферы деятельности специалиста, его прав и обязанностей, закрепленных официальными документами — законами, указами,  приказами, положениями, должностными инструкциями (объективные условия). А компетентности — это сформированные на момент исполнения профессиональных действий качества и свойства личности специалиста, его мотивы, знания, умения, возможности, способности, ответственность (субъективные условия)». [1]

        Составляющими информационной компетентности являются не только теоретические знания, практические умения, навыки и социальной зрелости, но и возможности, способности и мотивы человека (рис.1).

Рис.1. Составляющие информационной компетентности

На сегодняшний день нет однозначного определения информационной компетентности, к тому же авторы существующих определений предварительно не вводят  собственного понятия компетентности и компетенций. Рассмотрим данные определения.

 Д.В. Шишканов понимает под информационной компетентностью общую «способность к эффективному использованию мультимодальных распределённых источников информации в процессе познавательной деятельности при решении конкретных задач в реальных жизненных ситуациях». [2] Данное определение не учитывает личностные качества человека.

Е.В. Иванова считает, что под информационной компетентностью учителя понимается «особый тип организации предметно-специальных знаний, позволяющих принимать эффективные решения в профессионально-педагогической деятельности». [3] Определение не отражает свойства личности специалиста.

Зайцева О.Б. считает, что информационная компетентность – «сложное индивидуально-психологическое образование на основе интеграции теоретических знаний, практических умений в области инновационных технологий и определённого набора личностных качеств». [4] Это определение так же как и перечисленные выше не учитывают ответственность специалиста за свою деятельность.

Введем определение информационной компетентности на основании определений информации и информационных процессов, а так же с учетом вышеперечисленных определений. Термин «информация» происходит от латинского «informatio» — передача сведений, разъяснение. Понятие информации включает в себя так же процесс обмена данными между людьми, устройствами, обмен сигналами между объектами в живой и неживой природе.

Информационным процессом можно назвать такой процесс, в результате которого осуществляется поиск, сбор, хранение, обработка, кодирование и передача информации.

Информационная компетентность  — это совокупность свойств личности специалиста его мотивов, теоретических и практических знаний, умений, навыков, возможностей, способностей по поиску, анализу, отбору, обработке и передаче необходимой информации используя инновационные технологии для эффективного решения конкретных задач.

Компоненты информационной компетентности: когнитивный, ценностно-мотивационный, технико-технологический, коммуникативный и рефлексивный [5] могут быть конкретизированы в свете составляющих профессиональной деятельности учителя которые взяты у А.А. Вербицкого и О.Г. Ларионовой [6] и так как являются составляющими профессиональной сферы учителя, то могут быть использованы для рассмотрения компонентов информационной компетентности педагогов.

Когнитивный компонент включает следующие теоретические знания: об источниках информации, теории процессов поиска, критериях отбора, переработки (анализ, синтез,  формализация, сравнение, обобщение, взаимодействие новой информации с имеющимися знаниями, процессов использования информации,  хранения и восстановления информации в долгосрочной памяти) и хранения информации. Деятельность учителя подразумевает сознательное применение мыслительных операций и совершенствование интеллектуальных навыков, умение ориентироваться в потоках разнообразной информации, выявлять и отбирать известную и новую информацию, оценивать значимую и второстепенную, оценивать достоверность информации, сопоставляя различные источники. Систематизировать знания. Выбирать способ хранения информации. Эффективно организовывать индивидуальное информационное пространство. Социальная зрелость обязывает учителя уметь прогнозировать последствий реализации решений; формирование системного подхода при описании современного мира, с акцентом на роли информационных процессов в системах различной природы.

Ценностно-мотивационный компонент  состоит из следующих элементов: теоретические знания о степени мотивационных побуждений человека, влияющих на отношение индивидов к работе и к жизни в целом (выделяются четыре доминирующих типа побуждений - к достижениям, принадлежности к группе, обладанию властью, компетентности). Деятельность учителя заключается в создании условий, которые способствуют вхождению человека в мир ценностей, оказывающих помощь при выборе важных ценностных ориентаций. Социальная зрелость позволяет формировать системы моральных, этических и юридических норм и требований в информационном обществе.

Составляющими операционного компонента  являются теоретические знания: особенностей средств информационных технологий по поиску, переработке и хранению информации, а также выявлению, созданию и прогнозированию возможных технологических этапов по переработке информационных потоков, понимание сущности, принципов работы, возможностей и ограничений технических устройств  и программного обеспечения предназначенных для работы с информацией. Деятельность учителя заключается в использовании навыков и умений работы с информационными потоками (в частности, с помощью средств информационных технологий); умении выбирать техническое средство или программу для оптимального решения поставленной задачи, технологического подхода к реализации поставленной задачи. Эффективно организовывать индивидуальное информационное пространство. Социальная зрелость дает возможность для выявления, создания и прогнозирования возможных технологических этапов по работе с информационными потоками

Коммуникативный компонент подразумевает владение педагогами следующими  теоретическими знаниями: понимание и применение языков (естественных, формальных) и иных видов знаковых систем, технических средств коммуникаций в процессе передачи информации от одного человека к другому с помощью разнообразных форм и способов общения (вербальных, невербальных). Деятельность учителя — использование естественных и формальных языков, знаковых систем трансформация информации из одних знаковых систем в другие. Выбор способа представления информации в соответствии с поставленной задачей.  Преобразование информационных моделей различных объектов и процессов, использование их в индивидуальной и коллективной учебной и познавательной деятельности. Автоматизация коммуникационной деятельности. Социальная зрелость Приобретение опыта не вербального информационного взаимодействия с другими людьми  Формирование критериев для выбора способов общения

Рефлексивный компонент включает в себя такие теоретические знания как осознание собственного уровня саморегуляции личности, при котором жизненная функция самосознания заключается в самоуправлении поведением личности, а также в расширении самосознания, самореализации. Деятельность учителя заключается в умении определять собственный психотип, в освоении приемов рефлексии, самокоррекции, саморегуляции. Активной самостоятельной и творческой работе, ведущей к познанию и самопознанию человеком самого себя, саморазвитию, самореализации. Успешной адаптации к условиям жизни и деятельности в информационном обществе. Социальная зрелость заключается в умении делать выводы о своих возможностях и способностях, специфике восприятия,

формировании адекватного взгляда на собственную личность по регуляции психического и физического здоровья.

Человека можно назвать информационно компетентным, как показано в таблице 1, только в том случае если он обладает теоретическими знания, практическими умениями и определенной мерой ответственности, т.е. социальной зрелости.

Таблица 1

Состояние компетентности

Составляющие профессиональной сферы учителя

Теоретические знания

Деятельность учителя

Социальная зрелость

Компетентный

+

+

+

Не компетентный

-

+

+

+

-

+

+

+

-

-

-

+

+

-

-

-

+

-

-

-

-

Список литературы:

  1. Ларионова О.Г. Подготовка учителя математики в условиях контекстного обучения. – М.: МГОПУ, 2006. – 172 с.
  2. Шишканов Д.В. Пятиаспектная модель развития информационной компетентности будущего учителя-предметника в рамках курса "технические и аудиовизуальные средства обучения".   Сайт XIV Международной конференции-выставки "Информационные технологии в образовании" (ИТО-2004). Конгресса Информационные Технологии и Образование. Режим доступа к ресурсу.:   http://ito.edu.ru/2006/Rostov/II/6/II-6-4.html 
  3. Иванова Е.В. Формирование информационной компетентности – важнейшая задача профессиональной подготовки учителя/ Сайт конгресса конференций «Информационные технологии и образование». Режим доступа к ресурсу.:   www.ito.su/2003/II/3/II-3-3307.html
  4. Зайцева О.Б. Формирование информационной компетентности будущих учителей средствами инновационных технологий [Текст]: Автореф. дис. ...канд. пед. наук. / О.Б.Зайцева.- Брянск, 2002. - 19 с.
  5. Тришина С. В. Реферат. Информационная компетентность как педагогическая категория. Банк рефератов. Режим доступа к ресурсу.:http://www.bestreferat.ru/modules.php?name=referat&func=show_referat&referat_ID=71270
  6. Вербицкий А.А., Ларионова О.Г. Гуманизация и компетентность: контексты интеграции. – М.: МГОПУ, 2006. – 172 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Выступление на педагогическом совете на тему: «Профессиональная компетентность преподавателей и мастеров производственного обучения, развитие творческого потенциала».

В данном выступлении показанна профессиональная компетентность мастера производственного обучения и приведён личный опыт работы со студентами....

«Управление ростом уровня развития предметно-методологической компетентности преподавателя колледжа»

Сегодня, говоря о степени владения педагогом своей профессией, употребляют множество терминов: профессионализм, профессиональная компетентность, педагогическое мастерство, педагогическое искусс...

Персональный сайт как средство оценки ИКТ-компетентности преподавателя

Сайт преподавателя – это попытка создания системы управления самостоятельной работой студентов. Он позволяет организовать работу студентов, не посещающих занятия по причине болезни, имеющих свободное ...

Компетенции и компетентности современного преподавателя школы, колледжа, ВУЗа

Профессиональная компетентность педагога - это способность педагога к осуществлению своей профессиональной деятельности.Профессиональная компетентность преподавателя как педагога выражается в ко...

Коммуникативная компетентность преподавателя как одно из главных условий гуманной педагогики

Доклад представляет собой рассмотрение основных блоков, входящих в понятие "коммуникативная компетентность" :социально – психологического блока,нравственно – этического,эстетического, технологического...

Компетенции и компетентности современного преподавателя школы

В статье "Компетенции и компетентности современного преподавателя школы" разграничивается два понятия: компетентность и компетенция....