Технология сотрудничества на уроках иностранного языка.
учебно-методический материал по английскому языку на тему

Назарова Гуля Вадимовна

Каждый год в нашей гимназии проводятся "Педагогические чтения", где педагоги делятся опытом своей работы. Данная работа является определенным итогом моей работы за последний год. Технология сотрудничества , на мой взгляд, является наиболее востребованной на уроках иностранного языка. Я использую данную технологи. практически на каждом уроке, особенно при подготовке к проектам или мини-проектам.

Скачать:


Предварительный просмотр:

        

                                        Выступление на «Педагогических чтениях»

                                           г.Дзержинский МО, 2014г.

          Технология сотрудничества на уроках иностранного языка

Теоретико-методологической основой разработки Программы развития универсальных учебных действий для основного общего образования в рамках создания государственных стандартов общего образования второго поколения стали:

- культурно-исторический системно-деятельный подход, разрабатываемый в трудах отечественных психологов Л.С.Выготского, А.Н. Леонтьева и др.

-учение о структуре и динамике психологического возраста (Л.С.Выготский) и периодизация психического развития ребенка (Д.Б. Эльконин)

Принципиальным отличием образовательных стандартов второго поколения является усиление их ориентации на результаты образования как системообразующий компонент конструкции стандартов.

В основу выделения состава и функций УУД были положены возрастные психологические особенности учащихся и специфика возрастной формы УУД, факторы и условия их развития.

В программе развития УУД выделены четыре блока:

- личностные УУД

- регулятивные УУД

- познавательные УУД

- коммуникативные УУД

  Исходя из требований, предъявляемых современной школе и программы развития УУД, нам учителям надо построить свою работу таким образом, чтобы она была направлена на развитие полноценной, грамотной личности, в которой заинтересовано государство. Конечно, школа не может дать человеку запас знаний на всю жизнь. Но она в состоянии дать школьнику основные базовые ориентиры основных знаний. Школа может и должна развивать познавательные интересы и способности ученика, привить ему ключевые компетенции, необходимые для дальнейшего самообразования.

 

 Необходимость владения хотя бы одним иностранным языком пришло и в наше общество. Однако трудностей на пути овладения иностранным языком не убавилось. Как известно, цель обучения иностранного языка состоит в овладении коммуникативной компетенцией, то есть обучение практическому овладению иностранному языку. При этом необходимо помнить: обучать следует таким образом, чтобы в процессе овладения иноязычной речевой деятельностью в сознании учащихся формировалась система языка. Кроме того, в основе обучения любому виду речевой деятельности лежат слухомоторные связи. Поэтому изучение иностранного языка должно основываться на развитие у школьников слухомоторных связей в результате выполнения ими устных упражнений. И по возможности в индивидуальном режиме.

К сожалению учебники иностранных языков не предусматривают эти особенности. Компенсировать этот недостаток надо за счёт методик и технологий обучения. Отбирать те из них, которые обеспечивают индивидуализацию и дифференциацию обучения с учетом способностей детей, их уровня обученности, склонностей. В обучении необходим  личностно-ориентированный подход.

Этот личностно-ориентированный подход в обучении относится гуманистическому направлению в педагогике. Основной принцип - в центре ученик и его деятельность познания.

Активизация познавательной деятельности учащихся на уроке — это общепрактическая проблема. Поскольку обучение иностранному языку ориентированно на личностные характеристики, опыт, уровень нравственного и физического развития, особенности психики ребёнка - отбирать надо соответствующие технологии обучения иностранному языку.

Если мы обучаем практическому владению речевой деятельностью, то делать это следует через практику, большая часть времени на уроке идёт на практику ребенка.

Каковы наиболее приемлемые способы реализации личностно - ориентированного подхода? Для массовой школы интересен опыт обучения в сотрудничестве, как общепрактический концептуальный подход.

Идеология обучения в сотрудничестве разработана в США. Основная идея - создать условия для активной совместной учебной деятельности учащихся в разных учебных ситуациях. Ученики разные - одни быстро схватывают объяснения учителя, другие нет. Если объединить ребят в малые группы (3-4 человека) и дать им одно общее задание, оговорив роль каждого, то в этой ситуации один отвечает за результат всей группы, слабые у сильных стараются всё выяснить, сильные тоже заинтересованы в оказании помощи. Совместными усилиями ликвидируются проблемы. Такова общая идея обучения в сотрудничестве! (При однофронтальной работе слабые могут не понять что-то, при индивидуальной работе они и тем более самостоятельно не разберутся. В малых группах (один сильный, один слабый, один- два средних) дети помогают друг другу. Поощрение может быть любым.

Практика показывает, что вместе учиться и легче, и интереснее, и эффективнее. Помочь, вместе радоваться или огорчаться - естественно. Учиться вместе, а не просто выполнять что-то вместе — вот что составляет суть данного подхода.

Идея обучения в сотрудничестве чрезвычайно гуманна, и значит педагогична, хотя и имеет заметные различия в вариантах разных стран. Учитель может разнообразить варианты, но при чётком соблюдении основных принципов обучения в сотрудничестве.

Одним из вариантов является обучение проектированию как некоему общеучебному универсальному  умению, как некой компетентности (обладание знаниями, позволяющими судить о чем-либо и уметь высказывать веское мнение).

Методом проектов может реализовываться способ обучения в группах по технологии сотрудничества. Главным отличием метода проектов является то, что в результате совместной групповой деятельности учащиеся не просто получают новые знания, а создают какой-либо учебный продукт, результат совместного труда.

Я хочу привести пример работы над проектом «Московский зоопарк».

Класс был поделен на три группы: одна работала по поиску информации об истории возникновения зоопарков; другая – по поиску информации об истории возникновения Московского зоопарка; третья – помогала в работе Михайловой Надежды (7 «В»), которая «воплощала» свою мечту стать директором либо Московского зоопарка, либо своего собственного. Идея пришла не спонтанно, так как девочка всегда хотела и хочет стать хорошим ветеринаром и для достижения своей цели выбрала обучение в классе химико-биологического направления. Мы решили «зацепиться» за эту идею. Более того, по программе учебного материала мы изучали тему «Животный мир» - по лексике, и «Условные предложения» - по грамматике. В оформлении презентации участвовали ученицы другого класса (7 «А»). Получив задание, каждая  группа искала информацию, фотографии. Кроме визуального оформления, ребята должны были оформить свои выступления лексически.

Первая группа – история возникновения зоопарков – лексически выполняла свою работу, отвечая на вопросы, предложенные им. Часть вопросов были составлены ребятами другого, параллельного класса (7 «А»).

Вторая группа – история Московского зоопарка – часть задания выполняла методом  изучающего чтения  аутентичного текста «История Московского зоопарка». Эта группа была самая многочисленная по составу, так как работа над текстом подразумевает несколько видов речевой деятельности: полилога, монолога; умения выделить главную мысль и уметь передать ее в виде пересказа. В этой группе ребята работали, использовав различные типы упражнений (перевод отдельных фраз, дополнение утверждений, определение правильности высказывания). В разработке заданий для этой группы принимали участие учащиеся 9 «А» класса. Хочу отметить, что по мере работы ребята были просто потрясены информацией о режиме работы зоопарка в годы Великой Отечественной войны.

Третья группа, учащиеся кроме перевода «воплощения» мечты Надежды, работали над грамматическим аспектом урока. Эта группа состояла из 3-х человек, которые взялись за выполнения грамматического аспекта, и где одному ученику требовалась помощь в его овладении.

Каждая группа подошла к выполнению своих заданий ответственно, поскольку оценка ставилась общая, на всю группу. Проговорив свои задания, отчитавшись за проделанную работу (конечно, на английском языке, используя языковые клише и вводные фразы), ребята совместно обдумали и придумали общий проект. Работа была проделана огромная и очень продуктивная.

Итак, в процессе работы над проектом достигнуты цели:

  • - личностные - повышена мотивация изучения ИЯ, повышена самооценка, проявились нравственно-этические отношения как в группах, так и во всем классе
  • - регулятивные - были поставлены цели и построены планы на период работы над проектом, организована работа в каждой группе, самоконтроль и самооценка (оценивалась работа всей группы)
  • - познавательные - исследование (поиск информации), переработка и структуирование информации
  • - коммуникативные - кооперация, осуществление межличностного общения, совместная деятельность.

Главное, все получили огромное удовольствие.

                       

                         

                                               


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технология сотрудничества на уроках английского языка

Данная работа выполнена учениками 7 класса. В подготовке материала к презентации участвовали учащиеся  старшего класса, так как владеют большими навыками в области грамматики. Работа задумывалась...

Организация обучения в сотрудничестве на уроках иностранного языка

Данный материал будет полезным тем, кто интересуется темой организации обучения в сотрудничестве на уроках иностранного языка....

статья "Технология сотрудничества на уроках английского языка"

стаья о способах применения технологии сотрудничества на уроках иностранного языка...

Применение технологии «Обучение в сотрудничестве» на уроках иностранного языка

Презентация педагогического прооекта по теме: Применение технологии «Обучение в сотрудничестве» на уроках иностранного языка. В презентации представлены цели и задачи проекта, планируемый результат, п...

" Использование технологии сотрудничества на уроках иностранного языка"

При работе в группах ученики, в случае необходимости, выясняют все вопросы друг у друга и не боятся все вместе обратиться к учителю (что имеет место при индивидуальной работе). У детей раз...

Обучение в сотрудничестве на уроках иностранного языка

Данный материал представляет собой упражнения, которые  можно использовать при усвоении лексики. Можно использовать в любом классе....

Формирование и развитие метода сотрудничества на уроках иностранного языка в соответствии с реализацией ФГОС

В данной статье рассматривается эффективность метода сотрудничества на уроках иностранного языка в соответствии с реализацией ФГОС....