Доклад "Рефлексия содержания учебного материала на уроках иностранного языка"
статья по английскому языку на тему

Потемкина Татьяна Владимировна

В докладе рассказывается о различных приёмах рефлексии на уроках иностранного языка.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл refleksiya_soderzhaniya_uchebnogo.docx43.22 КБ

Предварительный просмотр:

РЕФЛЕКСИЯ СОДЕРЖАНИЯ УЧЕБНОГО
МАТЕРИАЛА.

Учитель использует её, чтобы выяснить, как учащиеся осознали содержание пройденного.

В данном аспекте рефлексии можно использовать следующие приёмы:

  1. Приём незаконченного предложения

During today’s lesson I havC:\Users\admin\AppData\Local\Temp\FineReader12.00\media\image1.jpeg

  1. Приём «Выбор афоризма».

Для включения учащихся в урок учитель предлагает 2-3 высказывания выдающихся людей. Их можно использовать в качестве фонетической и речевой зарядки. Затем учащиеся выбирают высказывание, которое им больше понравилось, и воспроизводят его по памяти. В конце урока вновь возвращаемся к этим афоризмам. Учащиеся выбирают то высказывание, которое соответствует теме урока, обосновывая свой выбор.

I like a friend who will stand by me not only when I’m in the right, but when I’m little wrong.

Sir Walter Scott

He who has health has hope and he who has hope has everything.

Arab proverb

Better build schoolrooms for the boys than prison cells for the men.

Eliza Cook

Использование афоризмов делает речь учащихся более яркой, образной, насыщенной. Нельзя не учитывать и нравственный аспект данной работы.

  1. Интересен приём рефлексии в форме синквейна (пятистишия), который является моментом соединения старого знания с новым - осмысленным, пережитым, выстроенным:
  • первая строка - название темы;
  • вторая - описание темы в двух словах-признаках, прилагательных;

  • третья строка - описание действия в рамках этой темы тремя словами;
  • четвёртая - это фраза из четырёх слов, показывает отношение к теме;
  • последняя строка - синоним, который повторяет суть темы.

Вот несколько вариантов (УМК «Happy English 2», 9 класс, Цикл 2, тема “Let the music begin”).

John Lennon Persistent, talented Looked for, loved, wrote,

Changed pop music forever The king of music.

John Lennon Handsome, eccentric Sang, created, felt,

Brought something to music Famous pop star.

РЕФЛЕКСИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.

Современные технологии предполагают, что ученик должен не только осознать содержание материала, но и осмыслить способы и приёмы своей работы, уметь выбрать наиболее рациональные. Что я делал? С какой целью? Почему я это делаю так? Какой результат я получил? - вот те вопросы, которые задают себе ученики, владеющие рефлексией, т.е. умеющие осознавать свою деятельность.

1. Самооценка активности на каждом этапе урока.

Если учитель ведёт урок в традиционном плане, то можно выделить и написать на доске этапы деятельности. В конце урока предложить учащимся оценить свою работу на каждом этапе в виде ступенек, ведущих к успеху.

The Steps to Success


2. Рефлексивная контрольно-оценочная деятельность при организации коллективно-учебной деятельности в группе предлагает включение учащихся в действии взаимоконтроля.

Оценочная карта Evaluation Card

те        neighbour group        class        teacher

Можно побудить учащихся также сделать краткие записи - обоснования оценки в виде похвалы, одобрения, пожелания, замечания и т.д. на английском языке.

Рефлексия способствует развитию трёх важных качеств человека, которые потребуются ему в 21 веке, чтобы не чувствовать себя изгоем.

Самостоятельность. Не учитель отвечает за ученика, а ученик, анализируя, осознаёт свои возможности, сам делает свой собственный выбор, определяет меру активности и ответственности в своей деятельности.

Предприимчивость. Ученик осознаёт, что он может предпринять здесь и сейчас, чтобы стало лучше. В случае ошибки или неудачи не отчаивается, а оценивает ситуацию и , исходя из новых условий, ставит перед собой новые цели и задачи и успешно решает их.

Конкурентоспособность. Умеет делать что-то лучше других, действует в любых ситуациях более эффективно.

Известно, что любой человек с радостью делает то, что у него хорошо получается. Но любая деятельность начинается с преодоления трудностей. У рефлексивных людей путь от первых трудностей до первых успехов значительно короче.

В нашей профессии нет предела совершенству. То, что ещё вчера казалось единственно возможным, выглядит сегодня устаревшим. Появляются новые идеи и желание что-то изменить. И любой творчески работающий учитель находится в постоянном поиске.

Рефлексивные вопросы:

  • Что я делаю?
  • С какой целью?
  • Каковы результаты моей деятельности?
  • Как я этого достиг?
  • Что я буду делать дальше?

Пока учитель задаёт себе эти вопросы - он развивается. Рефлексия

является обязательным условием саморазвития учителя.

ЛИТЕРАТУРА

  1. Соколова Л.А.// Иностранные языки в школе. - 2005г.- №1. стр. 19-26.
  2. Галицких Е.О. Духовное развитие личности. - Киров: Вятский государственный педагогический университет, 1997г.
  3. Rawson Hugh, Miner Margaret. The New International Dictionary of Quotations. - N.Y. New American Library, 2000.
  4. Murphy Edward F. The Macmillan Treasury of Relevant Quotations. - London; Basingstoke: Macmillan Press, 2002.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья "Личностно-ориентированная мотивация и самоконтроль как средства долгосрочного запоминания материала на уроках иностранного языка"

Статья опубликована  в электронном вестнике Центра переподготовки и повышения квалификации по филологии и лингвострановедению в разделе «Методика преподавания языков и литератур» по адресу http:/...

"Использование наглядного и раздаточного материала на уроках иностранного языка".

Для   Для  доступности и посильности изучения иностранного языка учителю помогают наглядность, различный дидактический материал, карточки разного типа.Учитывая  большую роль принц...

Методическая разработка по дисциплине «Иностранный язык» на тему: «Возрастные особенности учебной деятельности на уроках иностранного языка»

План Введение Возрастное своеобразие юности Умственное развитие старшего возраста Развитие самосознания Трудности и конфликты старшего школьного возраста Развитие социально активной позиции ли...

Доклад "Воспитание ценностных качеств личности через содержание учебного материала на уроках математики"

Каждый урок должен обогащать учащихся новыми знаниями, расширять их кругозор. От урока к уроку, учащиеся продвигаются вперед по бесконечной лестнице познаний. Учебное занятие  должно иметь большу...

Воспитание гражданственности через содержание учебного материала на уроках математики

Развитие современного общества, коренные изменения в социально-экономической и политической жизни порождают новую парадигму в отношениях государства и гражданина.В нынешних условиях крайне важным явля...

«Цифровая визуализация учебного материала на уроках иностранного языка». Из опыта работы.

Представленный методический материал ориентирован на педагогов, осуществляющих педагогическую деятельность в образовательных организациях. При знакомстве с этой методической разработкой педагоги смогу...

ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ КАК СРЕДСТВО ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА НА УРОКАХ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА В НЕЯЗЫКОВОМ УЧЕБНОМ ЗАВЕДЕНИИ СПО

ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ КАК СРЕДСТВО ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА НА УРОКАХ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА В НЕЯЗЫКОВОМ УЧЕБНОМ ЗАВЕДЕНИИ СПО...