«Цифровая визуализация учебного материала на уроках иностранного языка». Из опыта работы.
методическая разработка по немецкому языку

Минакова Ольга Вячеславовна

Представленный методический материал ориентирован на педагогов, осуществляющих педагогическую деятельность в образовательных организациях. При знакомстве с этой методической разработкой педагоги смогут решить для себя проблему повышения качества усвоения обучающимися учебной информации, степени визуализации учебного материала. Познакомятся с интерактивными приёмами по применению метальных карт, инфографики, пошаговой инструкцией работы сданными контентами на уроке и во внеурочное время. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Цифровая визуализация учебного материала на уроках иностранного языка.

Минакова О.В. учитель иностранных языков МБОУ Горской СОШ, г.о. Озёры Московской обл.

 Представленный методический материал ориентирован на педагогов, осуществляющих педагогическую деятельность в образовательных организациях. При знакомстве с этой методической разработкой педагоги смогут решить для себя проблему повышения качества усвоения обучающимися учебной информации, степени визуализации учебного материала. Познакомятся с интерактивными приёмами по применению метальных карт, инфографики, виртуальной реальности (далее VR), пошаговой инструкцией работы с данными контентами на уроке и во внеурочное время. Своевременность предлагаемой методической разработки заключается в том, что мир, в котором мы живём, стремительно меняется. Ученик 21 века живёт в цифровом мире. Соответственно поменялось и амплуа педагога, который в силу сложившихся обстоятельств обязан координировать всю поступающую информацию. Отсюда вытекает необходимость владения учителем современными методами и технологиями, позволяющими, глубже понимать современного обучающегося. Стремительное развитие цифровых технологий, введение их в жизнь страны, коренным образом изменили формирование индивидуальности современных детей. В настоящее время в стандартный алгоритм «учитель — ученик — учебник» прочно вошёл новый элемент — компьютер, а в разум обучающегося— цифровое образование.

Знакомство с цифровыми образовательными ресурсами начну с Майндмэппинга— «ментальные карты» или «интеллект-карты», или карты ума. Эта методика не нова. Опорные конспекты, схемы впервые мы, учителя иностранных языков, начали использовать в 80х годах, познакомившись с методикой В.Ф Шаталова (использование сигнальных опор), позволявшей даже маломотивированному ученику высказать своё мнение по предложенной теме, например, «Весна». https://ds04.infourok.ru/uploads/ex/05eb/00180e42-6aceade5/hello_html_49049427.jpgРис.1

Однако ментальная карта – это не просто набор картинок и символов. Возможности её использования на занятии гораздо шире. С её помощью классифицируется материал, выделяются ключевые моменты, отделяются неважные. Это та же запись,но представляющая собой не скучноватый занудный текст с сокращениями, а «стихийное , эффектное, красочное изложение материала». На сегодняшний день представлен богатый ассортимент компьютерных программ для построения ментальных карт как обучающимися, так и педагогами. Самая лёгкая программа - FreeMind. Бесплатный веб-сервис для создания ментальных карт, для организации мозгового штурма - SpiderScribe.net и др. Сервисы «Лента времени» – позволяют располагать на шкале времени события, фотографии, картинки, видео в хронологической последовательности. Работа над составлением ментальной карты может быть как индивидуальной так и групповой. Мы с моими обучающимися используем в настоящее время онлайн доску Miro. Обычно работаем в группе, так как здесь происходит формирование таких метапредметных результатов как ведение диалога, нахождение общего мнения, конструктивное разрешение конфликтов, аргументирование своей точки зрения. Обучение с увлечением! - наш девиз Описание работы с картой;

Карта выполняется в виде схемы, с расходящимися от центра лучами на которых размещена тематическая информация, представленная в виде ключевых слов, знаков, символов; Несомненно, немаловажную роль играет цветовая гамма ментальной карты, придающая определенную наглядность при работе с этим материалом(рис.2. Работа обучающихся 7 класса « Рождество в Германии». Рис.2

Особенность Mind - Mape карт

•Вескость.(Всю представленную достаточно большую информацию можно охватить одним взором .)

•Притягательность.( качественно созданная интеллект-карта даёт не только ощущение интереса, но и получение удовольствия от информации)

Узнаваемость. (Благодаря применению образов и цвета интеллект-карта легко фиксируется).

•Актуальность.( Интелект-карты дают возможность выяснить недостаточную информацию).

•Творчество . Создание Интеллект-карты активизирует творческий процесс , даёт возможность поиска нестандартных способов выполнения задания.)

Допустимость неоднократного просмотра. Повторный просмотр интеллект - карт позволяет усвоить информацию целиком, запомнить ее, а также увидеть новые идеи для корректировки карты.)

• Предпочтительность интеллект - карт другим методам:

• Сокращение 50% времени на конспект;

Сосредоточение на важных моментах;( «Интеллект - карты» позволяют быстро найти основную мысль: она расположена в центре ядра, наглядно отражена значимость каждой идеи. Самая существенная информация находится ближе к центру, а менее значимая- в глубине)

Визуализация (Лучше просматриваются связи между основными понятиями. В результате информация воспринимается качественнее и быстрее.))

- улучшение запоминания.(На запоминание и повторение требуется меньше времени, воспроизведение материала становится более осмысленным.)

Методику создания и применения интеллект - карт использую на разных этапах урока:

• Мотивационный

• информацирнный, аналитический

• написание плана- конспекта,

• подготовка проекта, презентации

В случае, если нужно передать быстро и чётко графически наиболее сложную информацию пользуюсь методом Инфографики

Использование  технологии Инфографики  эффективно на всех этапах  обучающего процесса . На этапе мотивации , срабатывает эффект изумления, стимулирующий  познавательную деятельность обучающихся.  Инфографика используется нами в процессе обучения при работе с текстами различных жанров. Работая с текстом обучающиеся сравнивают данные инфографики, делают пометки в тексте, в процессе поиска выбирают нужный материал и добавляют его в представленную инфографику. Конечно же инфографике не является  панацеей. Это одно из многих средств, позволяющих повысить интерес ребят к процессу. Однако, используя инфографику мы можем объемистый текстовой материал разместить в одном графическом изображении.

Алгоритм создания инфографики

1. Выбор темы, постановка цели и задачи

2. Сбор и систематизация необходимого материала из интернет – источников. Наиболее удобная платформа для сбора информации и получения окончательного продукта –Prezi.

3.  Систематизация имеющегося в наличии материала. Деление его на составные компоненты. Представление каждого из них индивидуальным рисунком или схемой.

4.Выбор типа визуализируемых данных, стиля для более эффектноой и продуктивной  подачи  информации . Рекомендую! Статичная инфографика, представляющая собой видеоряд, наиболее простая и удобная в использовании новичками.

5. Создание наброска для определения  модели оформления. Формирование информационного ядра, вокруг которого будет строится инфографика. Она должна быть доступна пониманию обучающихся

. 6.Создание макета.Помните о том, что большое количество рисунков затрудняет восприятие  инфографики.Найдите всего лишь один графический элемент, наиболее ёмко передающий  главную мысль инфографики.

7.  Компановка собранного материала, приведение его в презентабельный вид, добавление дополнительных элементов: рисунков, цифровых данные, текстов, располагающихся вокруг основного  содержательного ядра. Выберите формат. Информатика готоваC:\Users\Home_User\Downloads\Klimawandel.png


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Современный урок иностранного языка. Обобщение опыта работы.

Главная задача современного урока - всестороннее развитие  обучающегося, усвоение им культурных норм, правил поведения, ценностей и идеалов,  формирование его личности, его  познаватель...

Здоровьесберегающие технологии на уроках иностранного языка.Из опыта работы.

В настоящей работе автор представляет систему работы по технологии здоровьясбережения на уроках немецкого и английского языка....

Современный урок иностранного языка. Обобщение опыта работы.

Главная задача современного урока - всестороннее развитие  обучающегося, усвоение им культурных норм, правил поведения, ценностей и идеалов,  формирование его личности, его  познав...

Игры и игровые приёмы как средство повышения эффективности урока иностранного языка (из опыта работы)

Игра занимает особое положение в педагогическом процессе и даёт возможность детям проявить свою активность и самостоятельность, воображение, реализует представления об окружающем....

Доклад "Рефлексия содержания учебного материала на уроках иностранного языка"

В докладе рассказывается о различных приёмах рефлексии на уроках иностранного языка....

Методы и приемы визуализации учебного материала на уроках русского языка и литературы.

Актуальность темы исследования определяется применением на практике визуальных форм усвоения учебной информации, которые позволяют изменить характер обучения: ускорить восприятие, осмысление и обобщен...