Применение эдоровьесберегающих технологий на уроках английского языка
статья по английскому языку на тему

Цуркова Ирина Сергеевна

         Учитывая индивидуальные особенности учащихся, на уроках английского языка для более эффективного достижения практических, общеобразовательных и развивающих целей, поддержания мотивации обучаемых  используют элементы здоровьесберегающих технологий, цель которых обеспечить школьнику возможность сохранения здоровья за период обучения в школе, сформировать необходимые знания.

Скачать:


Предварительный просмотр:

«Применение здоровьесберегающих технологий

 на уроках английского языка»

         Основная цель образования – развитие ребёнка при сохранении здоровья, т.е. развитие ребёнка в соответствии с принципом природосообразности. Одной из разновидностей педагогических технологий являются Здоровьесберегающие технологии.

При организации процесса обучения иностранным языкам мы не должны забывать об охране здоровья наших учеников, поскольку лишь здоровые дети в состоянии должным образом усваивать полученные знания и в будущем применять их в жизни.

Педагогические исследования последних лет показывают, что уже в начальной школе возникают такие проблемы, как неудовлетворительное здоровье учащихся, низкий уровень их активности.

Учитывая индивидуальные особенности учащихся, на своих уроках английского языка для более эффективного достижения практических, общеобразовательных и развивающих целей, поддержания мотивации обучаемых  я использую элементы здоровьесберегающих технологий.

Цель здоровьесберегающих технологий – обеспечить школьнику возможность сохранения здоровья за период обучения в школе, сформировать у него необходимые для этого знания, научить использовать полученные знания в современной жизни.

На своих уроках я использую методы позитивной психологической поддержки ученика на уроке, учет индивидуальных особенностей учащегося и дифференцированный подход к детям с разными возможностями, поддержание познавательного интереса к изучению английского языка, и также принцип двигательной активности на уроке.

         

 1.Урок – зона психологического комфорта.

 В результате введения в урок видов деятельности, поддерживающих положительное отношение ребенка к себе, уверенность в себе, в своих силах и доброжелательное отношение к окружающим, изменился микроклимат на уроке.

 Атмосфера на уроках стала более благоприятной для обучения и для межличностного общения.

 С этой целью использую методы эмоциональной раскачки, медитативно релаксационные упражнения, упражнения на рефлексию, визуализацию и релаксацию.

Медитативно - релаксационные упражнения.

 1.Упражнение «Я вижу, я слышу, я чувствую».

 Ученик должен сказать три предложения, что он видит; три предложения, что он слышит, три предложения о том, что он чувствует.

 Количество предложений зависит от уровня обучения.

2.Упражнение «Деревянная кукла» в виде физминутки.

 Кукла падает. Сначала кисти поднятых рук, затем до локтя, голова, кукла складывается в поясе и покачивается.

 3.Упражнение на релаксацию и визуализацию.

 Расслабленная поза, глубокое дыхание, тишина. Учитель на английском языке просит представить лес, аромат лесной поляны, тихий шелест листвы и т.п.

 Одним из важных средств создания благоприятного микроклимата является, на мой взгляд, похвала ученика. Она может быть вербальной: «Well done!», «How clever you are!», «Good boy/girl!» и т.д.

   

2.Двигательная активность учеников

 На уроке английского языка двигательная активность способствует лучшему овладению языковым материалом, снятию усталости и повышению мотивации к обучению.

Активное поведение учащихся на уроке обеспечивается за счет использования рифмовок, стихотворений, песен на основе движений и проведения физкультминуток: на уроке проводятся 1-2 физкультминутки по 2-3 минуты продолжительностью через 15-20 минут после начала урока.

 Обязательным условием эффективного проведения подобных форм – положительный эмоциональный фон.

 На уроках я также практикую зарядки для снятия мышечного утомления с пальцев при письме.

 •  These are mother's forks and knives ( пальцы обеих рук скрещены)

 This is mother's table ( изображаем столик)

 This is mother's looking glass ( изображаем зеркальце и прихорашивающуюся маму)

 This is baby’s cradle. (колыбелька для ребенка)                              

                                 

Five little gentlemen

 Going for a walk.

 Five little gentlemen

 Stop for a talk.

 Along came five ladies

 They stood all together

 And they began to dance.

 (5 пальчиков – джентльмены, 5 пальчиков – леди, они встречаются и начинают танцевать).

Зарядка для глаз.

 Look left, right

 Look up, look down

 Look around.

 Look at your nose

 Look at that rose

 Close your eyes

 Open, wink and smile.

 Your eyes are happy again.

3.Поддержание интереса к изучению английского языка.

 Каждый учитель знает, как важно уйти от формальной зубрежки, ввести в учебный процесс игровые, развлекательные моменты, активизировать познавательные мотивы обучения. В этом отношении иностранный язык – особый предмет. Ученики проходят долгий путь усвоения чужого языка, заучивание новых слов, работы со словарем.… И все?

 А как хочется уже сейчас получить подлинное удовольствие от общения с иной языковой культурой, самостоятельно прочитать по-английски занимательный текст, оценить знаменитый английский тонкий юмор, пополнить свой лексический запас английской пословицей, поиграть. Обучение через развлечение и игру – цель учителя английского языка.

 Чем ближе к жизни игровая ситуация, тем легче и быстрее дети запоминают языковой материал.

Например, при изучении названий фруктов и овощей можно использовать игру «Избалованный Мишка». Кроме лексики, эта игра закрепляет структуры « I am hungry » (я голоден), « I am thirsty » (хочу пить) и вопрос типа « Do you want?» (хочешь ли ты?…).

 С целью повышения интереса к английскому языку я провожу занимательные уроки или ввожу занимательные элементы в уроки.

Я стремлюсь к тому, чтобы весь урок проходил непринужденно, в атмосфере положительных эмоций, а мой тон был бодрым и дружелюбным, создавалась бы приятная, располагающая к занятиям обстановка.

Уделяя особое внимание  профилактике перегрузок и для снятия усталости детей, повышения их работоспособности на уроке, я включаю зарядки-релаксации. По времени это занимает 3-5 минут.

Цель релаксации – снять умственное напряжение, дать детям небольшой отдых, вызвать положительные эмоции, хорошее настроение, что ведет к улучшению усвоения материала.

Видами релаксации могут быть физкультминутки, игровые паузы, пение, заинтересованность чем-нибудь новым, необычным.

Необходимо помнить, что при проведении релаксации не нужно ставить перед учащимися цель запомнить языковой материал.

На начальном этапе обучения английскому языку включаю на урок зарядку с использованием различного вида движений, рифмовок, песен, танцев.

Вот примеры такой зарядки:

Clap, clap, clap your hands,

 Clap  your hands together.

 Stamp, stamp, stamp your feet,

 Stamp your feet together.

 Turn, turn, turn around,

 Turn around together.

 Clap, clap, clap your hands,

 Clap  your hands together.

Touch your shoulders,

 Touch your nose,

 Touch your ears

 Touch your toes.

 Raise your hands

 High up in the air,

 To the sides

 On your hair.

Одной из важнейших форм релаксации являются игры, способствующие отдыху, вызывающие положительные эмоции.

К таким играм относятся игры – пантомимы. Вот примеры таких игр.

При изучении темы «My Animals» детям предлагается изобразить животное мимикой, жестами, движениями.

При изучении темы «My Day» детям дается задание изобразить действия, которые выполняются обычно в течение дня.

Хорошим видом релаксации является песня, которая предоставляет возможность учащимся не только отдохнуть, но служит для формирования фонетических, лексических, грамматических навыков. Также активизирует функции голосового и дыхательного аппаратов, повышает интерес к предмету, развивает музыкальный слух и память, снижает утомляемость за счет эмоционального настроя.

Новизна, ожидание чего-то необычного также служит снятию напряжения учащихся. Рассказ учителя, подобранный с целью снятия усталости и напряжения, не носит учебного характера, а строится на понятном ученикам языке с использованием наглядности, мимики и жестов. Смех, вызванный забавной или остроумной историей, веселыми картинками также способствует снятию напряжения.

Необходимо уделять особое внимание профилактике перегрузок и стрессообразующих факторов при изучении иностранного языка.

Современный урок иностранного языка характеризуется большой интенсивностью и требует концентрации внимания, напряжения сил. Увлекаясь объяснением нового грамматического материала, беседуя с детьми по теме или читая текст, я всегда помню о здоровье школьников, о создании таких условий, которые обеспечили бы высокую работоспособность на протяжении всего урока и избежать переутомления. Чтобы помочь детям настроиться на овладение знаний в середине или в конце учебного дня, им бывает необходима психологическая поддержка.

Использование здоровьесберегающих технологий играет большую роль в жизни каждого ученика, позволяет легче и успешнее овладевать необходимыми знаниями на уроке, преодолевать трудности, позволяет достичь цели и решить задачи обучения иностранному языку.

Итак, здоровьесберегающая организация обучения и воспитания предполагает реализацию принципов здорового образа жизни, базирующегося на психолого-педагогических и санитарно-гигиенических основах, направленных на сохранении духовного и физического благополучия школьников.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ:

 

1.  Полат Е. Разноуровневое обучение. // Иностранные языки в школе, 2010 г., № 6; 2011 г., № 1.

 2. Смирнов Н.К. Здоровьесберегающие образовательные технологии в современной школе. М., 2012.

3.  Смирнов Н.К. Здоровьесберегающие образовательные технологии в работе учителя и школы. М., 2013.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Применение здоровьесберегающих технологий на уроках английского языка

Здоровье подрастающего поколения – это прежде всего процесс сохранения и развития психических и физических качеств, оптимальной работоспособности и социальной активности в школе и дома. Проблема здоро...

"Применение здоровьесберегающих технологий на уроках английского языка"

Выступление на тему: "Здоровьесберегающие технологии на уроках английского языка"...

Применение игровых технологий на уроках английского языка с целью повышения учебной мотивации, самореализации и самоопределения учащихся на начальном этапе обучения.

Знание иностранного языка в настоящее время стало очень актуальным. Особенно эффективно изучение иностранного языка на начальном этапе обучения. Дети младшего школьного возраста проявляют большой инте...

Применение здоровьесберегающих технологий на уроках английского языка

Сообщение на тему "Применение здоровьесберегающих технологий на уроках английского языка"...

Современные образовательные технологии. Применение информационных технологий на уроках английского языка

Современный период развития цивилизованного общества характеризует процесс информатизации. Одним из приоритетных направлений этого процесса является внедрение новых информационных технологий в систему...

«Опыт применения технических средств при обучении с применением дистанционных технологий на уроках английского языка»

На уроках английского языка активно используются и успешно применяются два режима обучения, которые являются необходимыми для сохранения, формирования и дальнейшего развития необходимых иноязычных ком...

публикация "Применение ИКТ-технологий на уроках английского языка" + фрагмент открытого урока

Статья " Эффективные методы применения ИКТ-технологий на уроках английского языка" написана в форме отчета по результатам проведения открытого урока на городском семинаре «Системный по...