Технология деловой игры
статья по английскому языку на тему

Перовская Ирина Юрьевна

Данная технология реализуется в конце изучения темы и  нацелена  на расширение коммуникативных умений. Примером такой  игры может стать урок- деловая игра в 8 классе, после изучения темы “School uniform”.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_tehnologiya_delovoy_igry_8_klass_shkolnaya_forma.docx25.1 КБ

Предварительный просмотр:

Технология деловой игры на примере урока в 8 классе “School uniform”.

Многие учителя в наше время ищут разнообразные формы проведения уроков, новые построения учебных занятий. И среди различных активных методов, которые используются в учебной практике, хочется выделить деловую игру, т.к. именно она активизирует мыслительную деятельность школьников и развивает творческие способности. Деловая игра имитирует реальную жизнь, реальную профессиональную деятельность. Это позволяет участникам экспериментировать, наблюдать разные способы поведения и, возможно, совершать ошибки, которые в реальности себе нельзя позволить. В деловых играх на основе игрового замысла моделируются жизненные ситуации, игра предоставляет участнику возможность побывать в роли экскурсовода, учителя, судьи, директора и т.д. Опыт проведения деловой игры показывает, что в ее процессе происходит более интенсивный обмен идеями,  информацией, она побуждает участников к творческому процессу, в ходе которого учащиеся приобретают  способность анализировать специфические ситуации и решать для себя новые задачи.

Технология подготовки и проведения деловых игр на иностранном языке имеет принципиально иной механизм подготовки участников к самой игре, по сравнению с играми на родном языке, что связано с необходимостью овладения определенными лексико- грамматическим материалом по теме, фонетическими особенностями произношения и лингвострановедческим материалом. Через деловую игру совершенствуются монологические и диалогические навыки иноязычной речи, учащиеся обучаются различным способам создания логичных, последовательных высказываний, игра позволяет  овладеть иностранным языком как средством профессионального общения.

Примером такой  игры на английском языке  может стать урок- деловая игра в 8 классе, после изучения темы “School uniform” (учебник  English VIII, автор Верещагина И.Н.).

Тема игры:  Необходимость школьной формы в учебном заведении.

Ситуация: Действие происходит на заседании школьного совета,  где обсуждается необходимость внедрения школьной формы для учеников.

На этапе подготовки учитель излагает сценарий, останавливаясь на игровых задачах (обсудить необходимость школьной формы, проанализировать существующую ситуацию, изучить опыт использования формы других школ, обсудить новую форму школы, подвести итог), правилах, ролях (директор школы, ученик, представитель актива школы, родитель, учитель, дизайнер модной одежды),   игровых процедурах, правилах подсчета очков. Учитель не вмешивается в ход игры, он лишь  фиксирует следствия игровых действий. Последний этап- обсуждение игры, где  рассматриваются  трудности и идеи, которые возникли в процессе. 

Роли:

Роль №1: Директор школы

Задача: вести заседание совета по рассмотрению  необходимости школьной формы в учебном заведении.

Роль№2:  Учитель (2 человека, мнения «за» и «против»)

Задача: Опираясь на свой опыт работы в школе, дать свою точку зрения на необходимость внедрения школьной формы в школе,  выделить положительные и отрицательные моменты.

Роль№ 3: Ученик, представитель актива школы (2 человека, мнения «за» и «против»)

Задача: Дать свою точку зрения на необходимость внедрения школьной формы или отсутствие таковой,  выделить положительные и отрицательные моменты.

Роль №4:  Родитель  (2 человека, мнения «за» и «против»)

Задача: Опираясь на свои наблюдения, дать точку зрения на необходимость  внедрения школьной формы, охарактеризовать существующую ситуацию, привести аргументы «за» и «против».

Роль №5: Дизайнер модной одежды

Задача: представить линию школьной одежды, описать преимущества  новой формы,  доказать необходимость ее использования.

Последовательность этапов игры:

  1. Описание нынешней  ситуации с формой в учебном заведении, объяснение актуальности проблемы.
  2. Выслушивание мнений разных  представителей, изучение опыта использование формы в других школах.
  3. Презентация новой линии одежды.
  4. Обсуждение новой  линии школьной формы, выявление преимуществ и недостатков.
  5. Подведение итогов, принятие решения о введении новой школьной формы с учетом пожеланий.

Правила:

  1. В обсуждении может принимать участие любой участник, однако, выступление не должно превышать 5 минут.
  2. Быть вежливыми и корректными

Во время игры работает наблюдатель, им может выступать сам учитель и\или один из учеников, который,  заполняя предложенную таблицу, фиксирует активность  в обсуждении проблемных вопросов, высказывание мнения, реализацию принятой на себя роли.

Таблица для фиксирования работы участников игры

ФИО ученика (роль)

Вступление. Актуальность проблемы

Аргументы «за»

Весомость

Аргументы «Против»

Весомость

Микровыводы\ Выводы

Количество выступлений в ходе игры

1

2

3

В конце игры происходит подсчет очков каждого участника, согласно критериям.

Критерии оценивания:

Критерии:

Баллы:

Ученик 1

Ученик 2

Ученик 3

Роль

Роль

Роль

Структура монологического высказывания согласно роли

3

Качество выступления

( весомость аргументов, полнота)

3

Логика, связующие элементы

1

Активность в процессе игры, количество выступлений

3

Грамотность

3

Итог

13

Игра предполагает предварительную подготовку, подборку аргументов, согласно заданной роли, возможно подборку   дополнительной лексики согласно теме, и  хотя игра имеет определенный  сценарий, элемент спонтанности в игре присутствует, участникам необходимо следить за ходом мысли выступающего, реагировать на реплики оппонентов.

В конце урока происходит анализ  игры. Учитель проводит обсуждение, в ходе которого дается описательный обзор-характеристика “событий” игры и их восприятия участниками, возникавших по ходу дела трудностей, идей, которые приходили в голову, побуждает учащихся к самоанализу. Особое внимание при этом нередко уделяется сопоставлению игры  с реальностью, как бы это происходило на самом деле, что соответствует настоящей жизни, а что нет.   Одним из результатов обсуждения может быть и пересмотр игры, сбор предложений по внесению в нее поправок, изменений.

Игра подразумевает определенный   уровень владения языком, достаточно объемный лексический запас, а также умение отстаивать свою точку зрения, оперировать словами- связками. Следовательно, деловая игра более актуальна в среднем и старшем звене.

Распределение ролей внутри группы следует  производить согласно уровню обученности.  Сильным ученикам можно предложить роль директора, ведущего процесса, слабым ученикам поделить роль  на двоих, (одну роль  готовят сразу 2-3 ученика, распределяют аргументы, последовательность выступления). Тем не менее, и слабым, и сильным ученикам это будет большой стимул к дальнейшему изучению предмета, повысит интерес к языку. Игра будет способствовать усвоению нового и  закреплению  пройденного материала, развитию творческих способностей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок-игра. Размещение предприятий на территории Кубани. интегрированный урок - деловая игра по технологии и экологии в 8 классе

деловая игра,  интегрированный урок .Проводится в групповом в сочетании с индивидуальной деятельностью учащихся. Обобщает знания учащихся полученные на предыдущих уроках технологии, географии.Фор...

Открытый урок по технологии. Деловая игра "Защита творческих проектов"

Урок является живой клеточкой учебно-воспитательного процесса, все самое важное и самое главное для школьника совершается на уроке. Каждый новый урок – это ступенька нового знания и развития ученика, ...

Открытый урок по технологии. Деловая игра "Защита творческих проектов"

Урок является живой клеточкой учебно-воспитательного процесса, все самое важное и самое главное для школьника совершается на уроке. Каждый новый урок – это ступенька нового знания и развития ученика, ...

Урок по теме «Мой дом- моя крепость», на котором происходит развитие коммуникативной компетенции с использованием технологии “Деловая игра”.

Материал предлагает проведение урока по теме «Мой дом- моя крепость» , на котором происходит развитие коммуникативной компетенции с использованием технологии “Деловая игра”....

Выступление на ШМО учителей русского языка на тему "Использование технологии деловой игры на уроке литературы"

В практике преподавания литературы чаще, чем на других уроках, используются различные игры.         Все следующие за дошкольные возрастные периоды со своими вед...

Конспект урока с применением технологии "Деловая игра"

Конспект урока с применением технологии "Деловая игра" для 9 класса по теме: "Экономические системы"...