Выступление на ШМО учителей русского языка на тему "Использование технологии деловой игры на уроке литературы"
учебно-методический материал (7 класс) на тему

В практике преподавания литературы чаще, чем на других уроках, используются различные игры.

         Все следующие за дошкольные возрастные периоды со своими ведущими видами деятельности (младший школьный возраст - учебная деятельность, средний - общественно полезная, старший школьный возраст - учебно-профессиональная деятельность) не вытесняют игру, а продолжают включать ее в процесс. В подростковом возрасте наблюдается обострение потребности в создании своего собственного мира, в стремлении к взрослости, бурное развитие воображения, фантазии, появление стихийных групповых игр. Особенностями игры в старшем школьном возрасте является нацеленность на самоутверждение, стремление к розыгрышу, ориентация на речевую деятельность.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vystuplenie_na_shmo_uchiteley_russkogo_yazyka.docx23.64 КБ

Предварительный просмотр:

Выступление на ШМО учителей русского языка.

Игровые технологии на уроках литературы. Деловая игра.

        В практике преподавания литературы чаще, чем на других уроках, используются различные игры.

        Все следующие за дошкольные возрастные периоды со своими ведущими видами деятельности (младший школьный возраст - учебная деятельность, средний - общественно полезная, старший школьный возраст - учебно-профессиональная деятельность) не вытесняют игру, а продолжают включать ее в процесс. В подростковом возрасте наблюдается обострение потребности в создании своего собственного мира, в стремлении к взрослости, бурное развитие воображения, фантазии, появление стихийных групповых игр. Особенностями игры в старшем школьном возрасте является нацеленность на самоутверждение, стремление к розыгрышу, ориентация на речевую деятельность.

        Цели использования игровых технологий следующие:

Дидактические: расширение кругозора, познавательная деятельность; применение ЗУН в практической деятельности; формирование определенных умений и навыков, необходимых в практической деятельности; развитие общеучебных умений и навыков. 

Воспитывающие: воспитание самостоятельности, воли; формирование определенных подходов, позиций, нравственных, эстетических и мировоззренческих установок; воспитание сотрудничества, коллективизма, общительности, коммуникативности.

Развивающие: развитие внимания, памяти, речи, мышления, умений сравнивать, сопоставлять, находить аналогии, воображения, фантазии, творческих способностей, эмпатии, рефлексии, умения находить оптимальные решения; развитие мотивации учебной деятельности.

Социализирующие: приобщение к нормам и ценностям общества; адаптация к условиям среды; стрессовый контроль, саморегуляция; обучение общению.

По характеру педагогического процесса выделяются следующие группы игр:

а) обучающие, тренировочные, контролирующие и обобщающие;

б) познавательные, воспитательные, развивающие;

в) репродуктивные, продуктивные, творческие;

г) коммуникативные, диагностические, профориентационные, психотехнические и др.

        Обширна типология педагогических игр по характеру игровой методики. Вот важнейшие из применяемых типов: предметные, сюжетные, ролевые, деловые, имитационные и игры-драматизации.

Деловая игра

Деловая игра используется для решения комплексных задач усвоения нового, закрепления материала, развития творческих способностей, формирования общеучебных умений, дает возможность учащимся понять и изучить учебный материал с различных позиций.

Технологическая схема деловой игры

Этап подготовки. Подготовка деловой игры начинается с разработки сценария - условного отображения ситуации и объекта. В содержание сценария входят: учебная цель занятия, описание изучаемой проблемы, обоснование поставленной задачи, план деловой игры, общее описание процедуры игры, содержание ситуации и характеристик действующих лиц.

Далее идет ввод в игру, ориентация участников и экспертов. Определяется режим работы, формулируется главная цель занятия, обосновывается постановка проблемы и выбора ситуации. Собирается дополнительная информация. Допускаются предварительные контакты между участниками игры.

Этап проведения процесс игры. С началом игры никто не имеет права вмешиваться и изменять ее ход. Только ведущий может корректировать действия участников, если они уходят от главной цели игры. В зависимости от модификации деловой игры могут быть введены различные типы ролевых позиций участников.

В применении ситуативной игры можно выделить следующие положительные моменты:

  • В процессе игры учащиеся знакомятся с диалектическими методами исследования вопроса, организацией работы коллектива, функциями своей «должности» на личном примере.
  • В процессе игры развиваются логическое мышление, способность к поиску ответов на поставленные вопросы, речь, речевой этикет, умение общаться во время дискуссии.
  • Как правило, учащиеся чувствуют удовлетворение, есть высокая мотивация, эмоциональная насыщенность процесса обучения.
  • В процессе деловой игры формируется сознание принадлежности ее участников к коллективу; сообща определяется степень участия каждого из них в работе; ощущается взаимосвязь участников при решении общих задач; коллективно обсуждаются все вопросы, что формирует критичность, самокритичность, уважение к мнению других, внимательность к товарищам по игре.

Отрицательными сторонами применения ситуативной игры являются:

  • Высокая трудность подготовки к занятию (для преподавателя);
  • Преподаватель должен быть внимательным и доброжелательным режиссером в течение всей игры;
  • Большая напряженность для преподавателя, так как он сосредоточен на непрерывном творческом полёте. Кроме того, преподаватель должен обладать актерскими данными;

Пример фрагмента урока с использованием технологии деловой игры

Блок № 1

Задание для первой команды «Во вкусе того бранного времени» (заранее подготовленное сообщение об исторической эпохе, описанной в повести Н. В. Гоголя «Тарас Бульба»).

Задание для второй команды «Черт возьми, степи, как вы хороши!» (заранее подготовленное сообщение о занятиях казаков)

Задание для третьей команды «Эта странная республика» (заранее подготовленное сообщение о Запорожской Сечи времен, описанных в произведении Н. В. Гоголя).   

Блок № 2.

Конкурс знатоков. Вопрос команде № 1

     1. Во время осады города Дубно Тарас вспомнил поговорку:

«Запорожцы как дети: коли мало - съедят, коли много -…» Продолжите фразу. («…тоже ничего не оставят»).

2. Автор отмечает: «…слишком старых не было на Сечи, ибо…». Почему среди запорожцев не было стариков? («…никто из запорожцев не умирал своей смертью»)

3.О запорожской «республике» Гоголь писал: «Но кого тут не было?» Кому же в предместьях Сечи нельзя было даже показываться? (Женщинам).  

Конкурс знатоков. Вопрос команде № 2

1.Если казак проворовался.., его привязывали к позорному столбу и клали возе него дубину…». В чём состояла суть наказания?

( Этой дубиной «всякий проходящий обязан был нанести ему удар, пока таким образом не забивали его насмерть».

2.Вера-одна из главных ценностей запорожцев. Как казаки соблюдали религиозные обычаи? Например, постились ли они?

( «И вся Сечь молилась в одной церкви и готова была защищать её до последней капли крови, хотя и слышать не хотела о посте и воздержании».)

3. «Литавры грянули- и скоро на площадь, как шмели стали собираться чёрные тучи запорожцев…кошевой с.? в руке- знаком своего достоинства, судья с войсковой печатью, писарь с чернильницею и есаул с жезлом». Что служило знаком отличия кошевого атамана? (Палица.)  

Конкурс знатоков. Вопрос команде № 3

1.Покупая в магазине что-либо, мы оплачиваем точную стоимость товара и, если полагается, получаем сдачу. А как расплачивались запорожцы?

«…Запорожцы не любили торговаться, а сколико рука вынула из кармана денег, столько и платили…как только у запорожцев не ставало денег, то удалые разбивали лавочку и брали всё даром».

2. «Не заплатившего вовремя должника приковывали цепью к пушке, где должен он был сидеть до тех пор, пока…»

До каких пор должник подвергался наказанию?

« …пока кто-нибудь из товарищей не решался его выкупить и заплатить долг».

3.Гоголь отмечал в повести, что всё свободное от битв время запорожцами отдавалось…Чему? -признаку широкого размёта душевной воли». Что считалось в Сечи признаком широты души?

«Всё прочее время отдавалось гульбе». 

Блок № 3.

«Богатырь Бульба со своими сыновьями)

Вопрос игроку команды № 1.

«…весь он был создан для бранной тревоги и отличался грубой прямотой своего нрава. Он любил простую жизнь козаков и пересорился с теми из своих товарищей, которые были наклонны к варшавской стороне, называя их холопьями польских панов.Вечно неугомонный, он считал себя законным защитником православия». Тарас Бульба.  

Вопросы

1.О вас в повести сказано: «…положил себя правилом, что в трёх случаях всегда следует взяться за саблю…» Перечислите эти случаи.

(«…когда комиссары не уважили в чём старшин и стояли пред ними в шапках, когда поглумились над православием и не почтили предковского закона и, наконец, когда враги были бусурманы и турки, против которых он считал во всяком случае позволительным поднять оружие во славу христианства».

2.Вы, конечно, помните, как вскоре после приезда в Запорожскую Сечь заскучали ваши сыновья без битв, и Вы взялись поучать Андрия: «Неразумная голова! Не тот ещё добрый воин, кто не потерял духа в важном деле, а тот добрый воин, кто…» Продолжите фразу.

«…кто и на безделье не соскучит, кто всё вытерпит, и хоть ты ему что хочь, а он всё-таки поставит на своём. 

Вопрос игроку команды № 2.

«Впереди других понёсся витязь всех бойчее, всех красивее. Так и летели чёрные волосы из-под медной его шапки; вился завязанный на руке дорогой шарф, шитый руками первой красавицы…А он между тем, объятый пылом и жаром битвы, понёсся, как молодой борзой пёс, красивейший, быстрейший и молодший всех в стае». Андрий.

Вопросы

1.Вы отказались от Родины, заявив: «Кто сказал, что моя отчизна Украйна? Кто дал мне её в отчизны? Отчизна есть то…» Что же такое Родина в вашем представлении?

«…то, чего ищет душа наша, что милее для него всего. Отчизна моя -ты!»

2.Ради возлюбленной вы отказались от родины, от отца, от матери, от брата. Расскажите, как вы впервые повстречали ту,

Которую впоследствии нарекли «красивейшей и лучшей из жён».

«Один раз…наехала почти на него колымага какого-то польского пана, возница ударил его довольно исправно бичом. Молодой бурсак вскипел… Но кучер, опасаясь разделки, ударил по лошадям, они рванули - и Андрий…шлёпнулся на землю прямо лицом в грязь. Самый звонкий и гармонический смех раздался над ним.» 

Вопрос игроку команды № 3.

«…Ему, казалось, был на роду написан битвенный путь и трудное званье вершить ратные дела…Крепостью дышало его тело, и рыцарские качества уже приобрели широкую силу льва». Остап. 

Вопросы

1.Несмотря на молодость, Вас выбрали в куренные атаманы. Не припомните ли, как козаки обосновали своё решение? Какая ваша воинская заслуга этому способствовала?

(«Он,правда,меньше всех нас, но разум у него,как у старого человека». В бою под городом Дубно Остап отомстил за смерть куренного атамана Бородатого.)

2. С какими словами ВЫ ОБРАТИЛИСЬ К ТОВАРИЩАМ ПЕРЕД КАЗНЬЮ?

(«-Дай же Боже, чтобы все, какие тут ни стоят еретики, не услышали, нечестивые, как мучится христианин! Чтобы ни один из нас не промолвил ни одного слова!»)

Блок № 4

«Званье вершить ратные дела» 

Задание игроку команды № 1.

Воинский подвиг какого героя здесь изображён?

«Как схватились все! Как вскипел куренной атаман, увидевши, что лучшей половины куреня его нет! Разом вбился он с остальными своими незамайковцами самую середину. В гневе иссёк в капусту первого попавшегося, многих конников сбил с коней…пробрался к пушкарям и уже отбил одну пушку». Кукубенко.  

Задание игроку команды № 2

« Так есть же такие, которые бьют вас, собак!- сказал он, кинувшись на него. И уж так-то рубились они! И наплечники, и зерцала погнулись у обоих от ударов. Разрубил на нём вражий лях железную рубашку, достав лезвием до самого тела: зачервонела козацкая рубашка. Но не поглядел на то…замахнулся всей жилистой рукой и оглушил его внезапно по голове. Разлетелась медная шапка, зашатался и грянулся лях, а(герой) принялся рубить и крестить оглушённого. Мосий Шило.  

Задание игроку команды № 2

«…А уж неприятельская сила окружила со всех сторон лес…А на(героя) уже наскочило вдруг шестеро; но не в добрый час, видно, наскочило: с одного полетела голова, другой перевернулся, отступивши; угодило копьё в ребро третьего; четвёртый был поотважней, уклонился головой от пули, и попала в конскую грудь горячая пуля, -вздыбился бешеный конь, грянулся о землю и задавил под собою всадника». Остап. 

Блок № 5

Мысль изреченная 

Задание команде № 1.

«Терпи,козак,- (КТО?) будешь»

Атаман, Тарас Бульба. (слайд № 19)

Задание команде № 2

«Нет уз святее (ЧЕГО?)».

Товарищества, Тарас Бульба. (слайд № 20)

Задание команде № 3

«Нет силы сильнее (ЧЕГО?)». Веры, Тарас Бульба.    


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Выступление на ГМО учителей русского языка и литературы "Гениями не рождаются" работа с одаренными детьми

Выступление на ГМО учителей гуманитарного цикла с темой "Гениями не рождаются" по системе работы с одаренными детьми...

Выступление на РМО учителей русского языка и литературы Волгодонского района по теме: "Культуроведческий подход в методике преподавания русского языка"

Культуроведческий подход в методике преподавания  русского языка приобретает особое значение и  рассматривается сейчас как важнейший компонент культуры и основной канал её передачи под...

Выступление на МО учителей русского языка и литературы « Использование технологии критического мышления на уроках русского языка и литературы»

Выступление на МО учителей русского языка и литературы« Использование технологии критического мышления на уроках русского языка и литературы»...

Выступление на МО учителей русского языка и литературы по теме «Критерии отбора дидактического материала для подготовки к ОГЭ по русскому языку (совершенствование пунктуационной компетенции)»

Данный материал будет интересен для учителей, работающих в выпускных классах, т.к. содержит материал для отбора дидактического материала для подготовки к ОГЭ...