Выступление на РМО учителей русского языка и литературы Волгодонского района по теме: "Культуроведческий подход в методике преподавания русского языка"
материал по русскому языку (5 класс) по теме

 

Культуроведческий подход в методике преподавания  русского языка приобретает особое значение и  рассматривается сейчас как важнейший компонент культуры и основной канал её передачи подрастающему поколению.
С помощью образования происходит становление личности молодого человека  как носителя и творца культуры.
Особое значение в формировании личности играет родной язык, так как именно язык позволяет нам лучше узнать  родной мир  - историю и культуру своего народа, а человек,  не понимающий  родства, чуждый  народным истокам, глухой к отечественной  культуре, не способен воспринять и мировой опыт.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Культуроведческий подход в методике преподавания  русского языка приобретает особое значение рассматривается сейчас как важнейший компонент культуры и основной канал её передачи подрастающему поколению.

С помощью образования происходит становление личности молодого человека  как носителя и творца культуры.

Особое значение в формировании личности играет родной язык, так как именно язык позволяет нам лучше узнать  родной мир- историю и культуру своего народа, а человек,  не понимающий  родства, чуждый  народным истокам, глухой к отечественной  культуре, не способен воспринять и мировой опыт.

Каковы же представления о культуре прошлого и настоящего, что выносят выпускники  школы сегодня?

В течении  10лет в школах  и гимназиях Москвы  и Московской области выпускникам задавался вопрос: «Кого из известных вам людей вы можете назвать культурным человеком и почему?»

Кого выпускник  примет за точку отчета в своих размышлениях?  К каким знаниям /воспоминаниям, полученным на уроках, книгам, ассоциациям прибегнет?

В какой мере школьный курс обучения нынче  оказывает влияния на формирование человека в культуре?

Давайте сравним данные за 1996год и 2006 года. (По результатам  исследования методистов Москвы и  московской области).

1996год

2006год

I место- писатели, музыканты, художники, деятели прошлого: Пушкин, Лермонтов,  Белинский ,  Герцен,  Лев Толстой, Достоевский, Тургенев, Глинка, Чехов. Булгаков, Пастернак, Волошин, Врубель, Репин.

IIместо- деятели культуры:

Лев Гумилев,  Лотман, Ростропович, Сахаров, Солженицын,  Гайдар.

I  место-  мать, бабушка, отец, брат.

II  место- поровну: учитель- друг или подружка.

III  место-«таких сейчас нет», в единичных ответах: Лихачев, Чайковский, Путин.

Почему? Ответы расположены по рейтингу среди массовых ответов.

  1. Не боялись стоять за правду, не стремились сливаться с массами.
  2. Внесли вклад в культуру, науку, литературу, музыку.
  3. Сформировали свою личность вопреки условиям жизни.
  4. Культурный, т.е. интеллигентный человек, пытающийся  понять других.
  5. Говорит (пишет)  правильным русским языком, дорожит русским языком, его богатством.
  1. Воспитан, вежлив.
  2. Читает книги.
  3. Имеет высшее образование.
  4. Человек, с которым интересно общаться.

Вывод:

  1. У выпускников 2006 года ограничен кругозор, представление о мире, бывшем и нынешнем  на уровне «дом- школа- дом».
  2. Отсутствует гуманитарная система ценностей, приходящая, прежде всего с уроков русского языка, литературы, истории, МХК.
  3. Низкий уровень нравственного заряда, наличие которого всегда обеспечивает гражданскую позицию.

1996год

2006год

Преобладало представление о необходимости личного вклада человека в культуру.

Доминирует понятие воспитания,  вежливости, уважения к человеку, умение общаться, т.е. категории этического плана;

Наличие высшего образования фигурирует как необходимый критерий принадлежности человека к культуре, что скорее есть явление социального свойства, характеризующее наше время.

Поэтому русский язык как предмет мировоззрений в большей степени, чем какой-либо другой из школьных предметов, призван обеспечивать единство и взаимодействие языка, культуры, личности в процессе обучения и развития личности в стенах школы.

        Учёные, методисты, преподаватели вузов, учителя осознали необходимость знакомства учащихся с культурой России в процессе обучения языку и воспитания у школьников чувства гордости за свой народ и его великую культуру.

Проблема может быть решена (и решается) 2 способами:

        Еще один путь: элективные и факультативные курсы интегрированного типа.

        

Создать  на занятиях русским языком культурный фон и развивающую речевую среду помогает целенаправленный отбор текстов для анализа.

        Для глубокого и полного восприятия текста, для раскрытия «того духовного мира, который скрывается за словами». (Л.В.Щерба), подчас необходимо осмысление заключенного в нем культурологического фона.

        Поэтому, чтобы  активизировать познавательную деятельность, нужно использовать возможности, заложенные в культуроведческих текстах, потому что, даже самые безграмотные, самые «запущенные»  дети готовы проявить творческую активность.

        Работа со словами открывает перед нами просмотры для проявления креативности, что может сделать любую скучную тему захватывающе интересной. Можно предложить на основе текста определить этимологию слова, написать миниатюру с использованием пословиц, поговорок, фразеологизмов, найти в тексте слова с национально – культурным компонентом значения, объяснить их значение с помощью лингвистических словарей (толковых, этимологических и др.)

        В «Примерной программе основного общего образования по русскому языку для общеобразовательных учреждений с русским языком обучения», опубликованной в 2005 году, на формирование культуроведческой компетенции отводится 10 часов.

        В стандарте представлено содержание,  направленное на формирование данной компетенции, которая предполагает следующие основополагающие моменты:

  1. Русский язык является основой национальной культуры и важнейшим средством приобщения к её разнообразным богатствам, отношение к языку, взгляд на родной язык- это отражение духовного – нравственных качеств личности; язык, речь не только отражают важнейшие качества человека,  но и формируют его как личность;
  2. Владеть языком как средством общения – это значит владеть культурой речи (культурой общения, речевого поведения); речевое поведение каждого человека- это  то, что должно  создавать речевую среду как  основу приобщения к культуре, как основу сохранения культуры.

 Изучать родной язык- это значит изучать русскую национальную культуру.

 (В качестве примера)

Культуроведческие темы.

5класс.

Отражение в пословицах и поговорках народного сознания, представлений  о мире, бытовых  исторических реалий.

Изучение культуроведческих те попутно с языковыми на примере 5 класса. (см.в пред.)

5-6 касс.

Язык как национальная культурная  ценность (1час).  

Сущность  понятия  «культура»,  взаимосвязь языка и культуры, языка и истории. Язык как выражение души народа, его взглядов, обычаев, менталитета.

6класс.

Единицы языка с национально- культурным компонентом значения (4часа):

  1. Слова с национально- культурным компонентом значения; этимология слов; слова как основы национальных  образов и символов;
  2. Фразеологизмы как носители культурно- национальной информации, отражающие национальные представления, о каком- либо явлении.

5 класс

Конспект урока «Описание предмета».

Культуроведческая тема: «Береза- символ нашей Родины».

Заключение.

Культуроведческая компетенция  формируется через систему дидактического материала учебников, тексты которых содержат в себе культурологический и воспитательный потенциал русского языка, показывают его тесную связь с историей духовной культурой, менталитетом русского народа, сообщают знания об истории языка и его месте среди других языков мира.  Важно знать, что, обучая родному языку, мы не просто учим тому,  чем ребенок неосознанно  владеет с детства, а формируем  его языковое сознание, или, иначе говоря, строим языковую картину мира.

Так культуроведческий подход  в преподавании русского языка осуществляется на практике.

Примеры: 5 класс «Береза- символ нашей Родины»

6класс. Фразеологизмы. Дидактический материал.

«Погружение» в культуру: внеклассные мероприятия, участие в школьных театрах, инсценировках, посещение музеев, использование на уроках документальных и   научно-популярных фильмов.

Работа с текстами культуроведческой направленности,  обращение к этимологии успешно реализуется в школьной практике.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Выступление на МО учителей русского языка и литературы « Использование технологии критического мышления на уроках русского языка и литературы»

Выступление на МО учителей русского языка и литературы« Использование технологии критического мышления на уроках русского языка и литературы»...

Выступление на МО учителей русского языка и литературы по теме «Критерии отбора дидактического материала для подготовки к ОГЭ по русскому языку (совершенствование пунктуационной компетенции)»

Данный материал будет интересен для учителей, работающих в выпускных классах, т.к. содержит материал для отбора дидактического материала для подготовки к ОГЭ...

ДОКЛАД на методическом объединении учителей русского языка и литературы Ирафского района учителя филиала ГБОУ РФМЛИ в с. Мацута

laquo;Организация работы учащихся с низкой успеваемостью и низкой мотивацией по подготовке к государственной итоговой аттестации и ВПР на уроках»....


 

Комментарии

Фрагментом выступления является презентация к разработке урока развития речи в 5 классе по теме:"Описание предмета".Культуроведческая тема:"Берёза - символ России". Подобраны репродукции картин русских художников, изображающих берёзку в разное время года.