Выступление на ГМО учителей русского языка и литературы "Гениями не рождаются" работа с одаренными детьми
статья по русскому языку на тему

Выступление на ГМО учителей гуманитарного цикла с темой "Гениями не рождаются" по системе работы с одаренными детьми

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon doklad_na_gmo_po_teme_geniyami_ne_rozhdayutsya.doc651 КБ

Предварительный просмотр:

 Доклад

на городском методическом объединении

учителей русского языка и литературы

по теме

«Работа с одарёнными детьми» 

«Гениями не рождаются»

        Учитель МОУ СОШ № 4

                                                                                  Рязанова С. Н.

г. Рассказово,2008г.


      Проблема  одаренности  в  настоящее   время   становится   все   более актуальной. Это прежде всего связано с потребностью общества в  неординарной творческой личности. Неопределенность современной окружающей  среды  требует не  только  высокую  активность  человека,  но  и  его  умения,  способности

нестандартного поведения.

      Раннее выявление, обучение и воспитание одаренных и талантливых  детей

составляет одну их  главных  задач  совершенствования  системы  образования.

      Бытует мнение, что одаренные дети не нуждаются в  помощи  взрослых,  в

особом внимании и руководстве. Однако в силу личностных  особенностей  такие

дети наиболее чувствительны к оценке их деятельности, поведения и  мышления,

они более восприимчивы к сенсорным стимулам и  лучше  понимают  отношения  и связи. Одаренный ребенок склонен к критическому отношению не только к  себе, но и к  окружающему.  Поэтому  педагоги,  работающие  с  одаренными  детьми, должны оказывать помощь в их творческих начинаниях.

          В целом  можно  представить  следующую синтетическую  структуру  творческой одаренности, включая в нее:

   1) доминирующую роль познавательной мотивации;

   2) исследовательскую творческую активность,  выражающуюся  в  обнаружении

      нового в постановке и решении проблемы;

   3) возможности достижения оригинальных решений;

   4) возможности прогнозирования и предвосхищения;

   5) способности к  созданию  идеальных  эталонов,  обеспечивающих  высокие

      этические, нравственные, интеллектуальные оценки.

      Одной из форм работы с одарёнными детьми является межличностное общение, способствующее их оптимальному  развитию. Оно  должно   носить   характер   помощи, поддержки, недирективности. Выделяется и другая форма работы  с  одаренными  детьми - менторство (индивидуальное руководство). Спонтанно могут возникать более  тесные  личные связи между наставником и учеником, что  чрезвычайно  важно.  Потребность  в таких взаимоотношениях особенно велика у ребенка с  высоким  интеллектом,  с необычными запросами, которые  трудно  удовлетворить  в  условиях  школьного обучения.

 В МОУ СОШ №4 действует программа «Одарённые дети», цель которой – создание оптимальных условий для развития и обучения детей с разносторонними способностями.

При работе с одарёнными детьми учителю необходимо:

- обогащать учебные программы, т. е. обновлять и расширять содержание образования;

- стимулировать познавательные способности учащихся;

- работать по специальному учебному плану;

- работать дифференцированно, осуществлять индивидуальный подход и консультировать учащихся;

- принимать взвешенные психолого-педагогические решения;

- анализировать свою учебно-воспитательную деятельность;

- отбирать и готовить материалы для коллективных творческих дел;

- уменьшать стресс учащихся.

 Направления работы с одарёнными детьми учителей русского языка и литературы МОУ СОШ №4:

- «рождение поэта». Многие учащиеся школы (Неплюева Д. 5А, Балабанова Т. 6А, Кудинова М. 9Б, Варникова А., Глинкина А. 10кл. и др.) создают стихи. У некоторых из них есть даже сборники работ. Задача учителя – помочь отредактировать стихотворение, сделать его благозвучным.

В 2006 – 2007 учебном году Кудинова Майя была лучшей в создании стихотворения «Родимый край». Этот конкурс организовало рассказовское радиовещание.

В 2007 – 2008 учебном году состоялась встреча юных поэтов с Валентиной Тихоновной Дорожкиной. Юная поэтесса нашей школы Глинкина Алёна очень заинтересовала писательницу. В беседе с Алёной В.Т. Дорожкина выразила надежду на совместное сотрудничество. В газете «Трудовая новь» опубликована их фотография. Неплюева Дарья пожелала изучить биографию тамбовской писательницы и написала стихотворение «Посвящается Валентине Дорожкиной». Эта работа представлена на конкурсе «Поэты родного края».

Также в прошлом учебном году была организована встреча детей с рассказовской писательницей Мариной Елютиной. Она рассказала о своей жизни и творчестве, с удовольствием слушала стихи юных поэтов. Была поражена тем, что школа богата юными дарованиями. М. Елютина подарила детям и школе книги.

В номинации «Авторская песня» на городском конкурсе «Минута славы» был высоко оценён творческий потенциал Савкиной Ангелины, которая представляла свои песни.

- участие одарённых детей в областных, городских, школьных конкурсах. Задача учителя – дать грамотную консультацию учащимся при написании работы, помочь отредактировать и оформить работу.

В 2007 – 2008 учебном году учителя русского языка и учащиеся школы приняли участие в следующих областных конкурсах:

  1. «Письмо губернатору» в номинации «Я хочу рассказать вам о родном крае» (Неплюева Д., Косарева Ю., Филиппова К. 5А, Балабанова Т., Григорьев А., Яковлев Д. 6А – учитель Рязанова С.Н.);
  2. «Дети и книги» в номинации «Проба пера». Были представлены сборники стихотворений ученицы 9Б кл. Кудиновой Майи (учитель Рязанова С.Н.) и учениц 10 кл. Варниковой Алёны и Глинкиной Алёны (учитель Сенина Е.А.);
  3. «Письмо другу»: работы ученика 6А Яковлева Д. и ученицы 9Б кл. Федосеевой Д. (учитель Рязанова С.Н.);
  4. в конкурсе сочинений о Г.Р. Державине ученица 8 кл. Амирян К. заняла I место (учитель Сенина Е.А.). Конкурс проведён ТГУ имени Г.Р. Державина;
  5. конкурс детского творчества «Моя семья»: работа ученицы 10 кл. Варниковой А. (учитель Сенина Е.А.).

- «Гениями не рождаются». Это работа учителей по подготовке учащихся к олимпиаде.

Результаты участия детей школы в городских олимпиадах:

  1. 2005 – 2006 учебный год - II место Михайлова А. (русский язык 9 кл.);
  2. 2006 – 2007 учебный год – II место Глинкина А. (литература 9 кл.),

                                        II место Косарева Т. (литература 10 кл.),

                                        III место Трусова Е. (русский язык 9 кл.);

  1. 2007 – 2008 учебный год –  I место Федосеева Д. (русский язык 9 кл.); II место Трусова Е. (литература 10 кл.).

 В областной олимпиаде по русскому языку Федосеева Д. заняла II место.

Во Всероссийской олимпиаде, проводимой в г. Кисловодске, Федосеева Д. заняла III место.

      При подготовке к городской олимпиаде (9 кл.) повторили все разделы русского языка, опираясь на тесты для учащихся 11 класса. Занятия проводились после уроков. Хотя многое пришлось объяснить. Но труд оказался ненапрасным. В олимпиаде встретились задания по морфемике, лексике и фразеологии, синтаксису, задания на общее развитие учащихся, а также необходимо было написать сочинение на тему «Особенности русского характера». Федосеева Д. набрала 59 баллов.

При подготовке к областной олимпиаде помогли рекомендации городского отдела образования. Поскольку олимпиада проводилась в январе, два занятия провели в новогодние каникулы, остальные в учебное время. Часть изученного дополнительного материала встретилась в областной олимпиаде по русскому языку. Участники должны были продемонстрировать владение орфоэпическими нормами русского литературного языка, знание современной орфографической нормы и умение обосновать её с исторической точки зрения, знание речевых норм русского языка и понимание их обусловленности языковой системой. Участники должны были показать знания этимологии слов, русской фразеологии и умение анализировать функционирование фразеологизмов в художественном тексте, навыки морфологического анализа слова. Но самым сложным заданием оказалось сочинение по теме «Сравнение средств выразительности по русскому языку и литературе».

Всероссийская олимпиада проходила в два тура: письменный и устный. Письменный тур включал в себя две части: первая часть – подробный ответ на поставленные вопросы из разных областей знаний (подготовка проходила на основе курсов, пошедших в ТГУ имени Г.Р. Державина); вторая часть состояла из двух заданий: 1 задание предполагало подробный перевод древнерусского текста (подготовка – изучение «Слова о полку Игореве» в древнерусском варианте и перевода произведения), во 2 задании требовалось дать развёрнутый ответ в виде сочинения на поставленный вопрос. Во II туре участники должны были за 10 – 15 минут экспромтом составить 3 минутное выступление и озвучить его перед лицом компетентного жюри. При подготовке к этому заданию было написано несколько сочинений по темам, предложенным организаторами олимпиады.

Диана достойно справилась со всеми заданиями и из Кисловодска привезла медаль, диплом III степени, грамоту за победу в номинации «За лучший перевод древнерусского текста», призы: словари, книги, подарки с символами олимпиады.

- создание ученических портфолио. Задача учителя – систематизировать результаты учащихся, дать совет в оформлении портфолио. Достижения учащихся были представлены на городском семинаре заместителей директоров по учебно-воспитательной работе «Формирование компетенций учащихся». На семинаре был показан мастер-класс «Работа с одарёнными детьми» по теме «Стили речи».

- направление «Дорога творчеству». Одарённые дети – помощники в организации творческих дел в учебно-воспитательном процессе: праздников, концертов, конкурсов.  

      Важность и актуальность решения проблемы выявления и развития одарённых и высокоинтеллектуальных детей сегодня нельзя переоценить. При всех существующих трудностях в системе общего среднего образование сегодня открываются новые возможности для развития личности школьника вообще и личности одарённой в частности.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Выступление на РМО учителей русского языка и литературы Волгодонского района по теме: "Культуроведческий подход в методике преподавания русского языка"

Культуроведческий подход в методике преподавания  русского языка приобретает особое значение и  рассматривается сейчас как важнейший компонент культуры и основной канал её передачи под...

Выступление на МО учителей русского языка и литературы « Использование технологии критического мышления на уроках русского языка и литературы»

Выступление на МО учителей русского языка и литературы« Использование технологии критического мышления на уроках русского языка и литературы»...

Выступление на МО учителей русского языка и литературы по теме «Критерии отбора дидактического материала для подготовки к ОГЭ по русскому языку (совершенствование пунктуационной компетенции)»

Данный материал будет интересен для учителей, работающих в выпускных классах, т.к. содержит материал для отбора дидактического материала для подготовки к ОГЭ...

Элективный курс «Русский язык и литература для работы с одаренными детьми»

Данная программа предназначена для учащихся 1 и 3 курсов Воронежского музыкального колледжа им. Ростроповичей проявивших, творческие способности в области филологии и готовящихся к участию в предметны...