Элективный курс «Русский язык и литература для работы с одаренными детьми»
рабочая программа (11 класс)

Бобрышева Наталья Ивановна

Данная программа предназначена для учащихся 1 и 3 курсов Воронежского музыкального колледжа им. Ростроповичей проявивших, творческие способности в области филологии и готовящихся к участию в предметных конкурсах и олимпиадах. Цель программы – помочь учащимся в организации самостоятельной работы по изучению русского языка и литературы на углубленном уровне; способствовать развитию творческого потенциала школьников; подготовить учащихся к Региональным и Всероссийским предметным олимпиадам по русскому языку и литературе.


 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Министерство культуры Российской Федерации

Государственное бюджетное образовательное учреждение

среднего профессионального образования

«Воронежский музыкальный колледж имени Ростроповичей»

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

ЭЛЕКТИВНОГО КУРСА

«Русский язык и литература для работы с одаренными детьми»

для 1-3 курсов

(углубленный уровень ГОС СПО)

                                                                                       Автор-разработчик: преподаватель

Воронежского музыкального колледжа

                                                                  им. Ростроповичей  Бобрышева Н.И.

ВОРОНЕЖ

2018

Утверждаю:

заместитель директора по учебной работе

Орлова И.Д.

Программа элективного курса «Русский язык и литература для одаренных детей » разработана на основе типовых и экспериментальных программ по русскому языку и литературе. 

Разработчик:

Бобрышева Н.И., преподаватель  Воронежского музыкального колледжа им. Ростроповичей.  

Рецензенты:

Козельская Н.А.,  кандидат филологических наук, доцент      кафедры общего языкознания и стилистики Воронежского государственного университета

Рабочая программа одобрена на заседании ПЦК отделения общих гуманитарных и социально-экономических дисциплин от  3 сентября 2018 года   Протокол № 1


Пояснительная записка

 

Данная программа предназначена для учащихся 1 и 3 курсов Воронежского музыкального колледжа им. Ростроповичей проявивших, творческие способности в области филологии и готовящихся к участию в предметных конкурсах и олимпиадах.

 Олимпиада – одна из популярных и полезных форм работы. Она предоставляет школьникам возможность показать свои знания, проявить эрудицию и смекалку при решении трудных задач.

 Процесс подготовки к олимпиадам и конкурсам помогает расширить кругозор учащихся, развивает и углубляет интерес к изучаемому предмету, актуализирует собственный филологический опыт обучающихся.

 

Цель программы – помочь учащимся в организации самостоятельной работы по изучению русского языка и литературы на углубленном уровне; способствовать развитию творческого потенциала школьников; подготовить учащихся к Региональным и Всероссийским предметным олимпиадам по русскому языку и литературе.

 

Задачи:

  • Сформировать ключевые компетенции по филологическим дисциплинам;
  • Познакомить с основными типами заданий, предлагаемых на Всероссийской олимпиаде учащихся по русскому языку и литературе, и способами их выполнения;
  • Познакомить с системой оценки (критериями), правилами оформления работы и регламентом;
  • Научить аргументации решения при выполнении заданий;
  • Сформировать готовность к творческому, нестандартному выполнению предложенных заданий.

Программа рассчитана на 18 часов.


Учебно-тематический план

№ п\п

Тема

Кол-во часов

Вид деятельности

1

Виды олимпиадных заданий по литературе.

2

Лекция

Практика

2.

Литература ХХ-ХХI веков. Традиции и новаторство.

    2

Лекция

Практика

3.

Комплексный анализ лирического произведения.

2

Лекция

Практика

4.

Литературоведческий анализ прозаического текста. Тема Преступления и наказания» в мировой и отечественной литературе.

2

Лекция

Практика

5.

Образы мировой литературы в русской литературе.

2

Лекция

Практика

6.

Грамматические явления в русском языке.

2

Лекция

Практика

7.

Виды олимпиадных заданий по русскому языку. Творческие задания по русскому языку.

2

Лекция

Практика

8.

Историческое комментирование фактов современного русского языка.

2

Лекция

Практика

Всего

18 часов

18

8

8

Содержание

Тема 1. Виды олимпиадных заданий по литературе.

Виды творческих заданий на олимпиаде по литературе и формы их выполнения. Анализ олимпиадных заданий 2017-2018 года. Критерии оценки. Анализ заданий разного уровня сложности. Как научиться правильно читать и понимать задания. Психологическая готовность к участию в олимпиадах и конкурсах.

Тема 2. Литература ХIХ-ХХ I веков. Традиции и новаторство.

Особенности литературного процесса ХIХ века. Характеристика литературы ХХ века. Темы, проблематика, идеи современной русской литературы. Новые жанры. Новый герой современной литературы. Традиции русской классической литературы в произведениях современных авторов. Новаторство в форме и содержании литературы ХХI века. От модернизма к постмодернизму.

Тема 3. Комплексный анализ лирического произведения.

Анализ фактических ошибок (в биографических сведениях о поэтах, творческой истории произведения, квалификации выразительных средств, определении вида рифмы, стихотворного размера и пр.) и методологически ошибок (незнание или упрощение логики анализа). Проработка логической структуры анализа поэтического текста, ее отдельных элементов. творческая история стихотворения и его историко-литературный контекст. Роль биографии поэта в создании художественного мира произведения. Время и место создания стихотворения, его культурный и исторический контекст, адресат. Воплощение жанровых особенностей, особенностей художественного метода автора в ткани поэтического произведения.

Тема 4. Литературоведческий анализ прозаического текста.

 «Преступление и наказание в литературе XIX- XXI   века. Художественные особенности текста. ( В.Шекспир «Макбет», «Гамлет», Д.Байрон «Манфред», Пушкин «Пиковая дама», Лермонтов «Маскарад», Ф.Достоевский «Преступление и наказание», Стендаль «Красное и чёрное», Эдгар По «Сердце-обличитель». Мотивы Достоевского в произведениях XX - XXI   века (Поль Бурже «Ученик», Андре Жида «Подземелья Ватикана, поэма «Москва -Петушки» В. Ерофеева, роман «Андеграунд, или Герой нашего времени» В. Маканина).

Тема 5. Образы мировой литературы в русской литературе.

Образы и мотивы западноевропейской литературы в русской литературе XIX - начала ХХ вв.

Игровое сознание в искусстве и реальности. Игра - один из важнейших принципов познания и сознания человека. Восприятие реальной жизни как игровой         ситуации в литературе Э.Гофмана, Ф.Достоевского, А. Пушкина, Ф Кафки, И.Кальвино и др. Какова роль игрового сознания в искусстве: литературе и  музыке.

Тема 6. Грамматические явления в русском языке.

Трудные вопросы русской грамматики. Связь грамматики и правописания. Сложные случаи грамматических разборов. Реализация функционального принципа изучения единиц языка при изучении морфологии.

Умение учащихся употреблять грамматические формы с учётом их разнообразных функций в тексте. Текстообразующие и изобразительно-выразительные функции грамматических форм частей речи, аккумулирующие наиболее частотные случаи контекстов.

Тема 7. Виды олимпиадных заданий по русскому языку. Творческие задания по русскому языку.

Анализ типичных олимпиадных заданий. Нестандартные задания по русскому языку и их выполнение. Решение лингвистических задач: основные принципы и подходы. Выработка навыков критического мышления при выполнении творческих заданий по лингвистике. Привлечение специальных источников к написанию лингвистического сочинения.

Тема 8. Русский язык: от древности до современности. 

Этапы развития - этапы эволюции национального самосознания.

Фонетические, грамматические, лексические явления в историческом освещении. Анализ заданий олимпиады, посвященных истории русского языка. Чтение и перевод древнерусских и старорусских текстов.



Литература

Учебные пособия

  1. Н. М. Азарова, К. М. Корчагин, Д. В. Кузьмин, В. А. Плунгян и др. Поэзия. – Учебник. М., 2016.
  2. В. С. Баевский, «История русской поэзии: 1730-1980». М., 1994;
  3. Н. А. Николина, «Филологический анализ текста», М., 2003. 
  4. Б. В. Томашевский, «Поэтика. Теория литературы», М., 1999;
  5. О. И. Федотов, «Основы теории литературы», - в 2 частях. - М., 2003.
  6. В. Ф. Чертов, Е. М. Виноградова, Е. А. Яблоков, А. М. Антипова, «Слово, образ, смысл: филологический анализ литературного произведения». Учебное пособие для 10-11 классов. М., 2006;
  7. «Энциклопедический словарь юного литературоведа», Сост. В.И.Новиков. М., 1988;
  8. И. Н. Сухих, "Структура и смысл: Теория литературы для всех", СПб, 2016. 

О поэтике и анализу текста:

  1. Статьи М. Л. Гаспарова по анализу текста, особенно первая из цикла: «"СНОВА ТУЧИ НАДО МНОЮ...": Методика анализа» (Гаспаров М. Л. Избранные труды. Т. II. О стихах. - М., 1997. - С. 9-20);
  2. Е. Г. Эткинд, «Разговор о стихах», М., 1970;
  3. Д. С. Лихачев, «Внутренний мир художественного произведения», Вопросы литературы, № 8, 1968. – С. 74-87;
  4. Ю. М. Лотман, «Анализ поэтического текста», СПб, 1996;
  5. В. Б. Шкловский, «Искусство как приём».- в его кн.: «Теория прозы». М., 1925.
  6. Б.М.Эйхенбаум, «Как сделана «Шинель» Гоголя», - в его кн.: Литература: Теория. Критика. Полемика. - Л., 1927. 

По литературоведению:

  1. Ю. М. Лотман, «В школе поэтического слова: Пушкин, Лермонтов, Гоголь», М., 1988;
  2. П. Вайль, А. Генис, «Родная речь», М., 1991.
  3. Б. М. Эйхенбаум, «Мелодика русского лирического стиха», Пб, 1922.
  4. Ю. Н. Тынянов, «История литературы. Критика». СПб., 2001. (статьи «Архаисты и Пушкин», «Сюжет “Горя от ума”», «О Хлебникове»)
  5. Литературная матрица: учебник, написанный писателями. – в 2 томах. - С-Пб., 2011.
  6. Литературная матрица: учебник, написанный писателями. Внеклассное чтение. С-Пб.,2014
  7. по стиховедению:
  8. М. Л. Гаспаров, «Русский стих 1890-1925 гг. в комментариях», М., 1993;
  9. В. Е. Холшевников, «Основы стиховедения. Русское стихосложение», М.-СПб, 2004;
  10. «Мысль, вооруженная рифмами. Поэтическая антология по истории русского стиха», М.-СПб, 2005.

Подготовка к олимпиадам

  1. Л. Л. Бельская, «Литературные викторины», М., 2007.
  2. Л. Л. Бельская, «Викторины по русской литературе XX века», М., 2009;
  3. Е.Д. Волжина, «Олимпиады по литературе: 5-11 классы», М., 2012;
  4. «Литература. Олимпиады». Составители Л.А.Черниченко и Е.Г.Чернышева, М., 2012.

Справочные материалы

  1. Библиотека по гуманитарным наукам;
  2.  Филологический портал;
  3.   Русская формальная школа и ОПОЯЗ
  4. Словари.ру;
  5.  Фундаментальная Электронная Библиотека;
  6. Русская Виртуальная Библиотека;
  7. Национальный Корпус русского языка.

Интернет-ресурсы

  1. Межрегиональная олимпиада МПГУ по русскому языку. – Код доступа: https://sites.google.com/site/vsovershenstve/home  
  2. Всероссийская олимпиада по литературе (Региональный этап в г.Москве).- Код доступа:  http://vos.olimpiada.ru/news/659   
  3. Всероссийская олимпиада по русскому языку (Региональный этап в г.Москве).- Код доступа:    http://vos.olimpiada.ru/news/658 
  4. Олимпиада для школьников «Ступени». – Код доступа: http://olymp.hse.ru/stupeni
  5. Школа юного филолога https://sites.google.com/site/vsovershenstve/biblioteka
  6. Абельтин, Э. А. «Преступление и наказание» Ф. М. Достоевского в контексте современного изучения классики : учеб. пособие для студентов, учителей и учащихся общеобразоват. шк. / Э. А. Абельтин ; Хакас, гос. ун-т. -Абакан, 1999. http://cheloveknauka.com/f-m-dostoevskiy-i-russkaya-proza-posledney-treti-xx-veka#ixzz66NtO0rFw
  7. Граматчикова Н. Б.Игровые стратегии в литературе серебряного века  Автореферат. 2002 http://cheloveknauka.com/igrovye-strategii-v-literature-serebryanogo-veka

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья "Использование ИКТ для индивидуализации обучения русскому языку и литературе при работе с слабоуспевающими детьми и обучающимися на дому"

Использование информационных и коммуникационных технологий  для индивидуализации обучения русскому языку и литературе  при работе   с слабоуспевающими детьми и  обучающим...

Педагогические образовательные технологии на уроках русского языка и литературы для работы со слепыми и слабовидящими детьми

а) педагогические технологии на основе активизации и интенсификации деятельности учащихся:- игровые технологии- проблемное обучение- технология проектного обучения- ИКТб) педагогические технологии на ...

Педагогические образовательные технологии на уроках русского языка и литературы для работы со слепыми и слабовидящими детьми

а) педагогические технологии на основе активизации и интенсификации деятельности учащихся:- игровые технологии- проблемное обучение- технология проектного обучения- ИКТб) педагогические технологии на ...

В помощь педагогам. Литература по работе с одаренными детьми

Список рекомендуемой литературы для педагогов работающих с одаренными детьми...

Элективный курс русского языка «Практикум по русскому языку. Подготовка к ОГЭ»

Элективный курс русского языка «Практикум по русскому языку. Подготовка к ОГЭ»  предназначен для обучающихся 8 класса.Цель изучения курса – формирование языковой и лин...

Элективный курс русского языка «Практикум по русскому языку. Подготовка к ОГЭ»

Элективный курс русского языка «Практикум по русскому языку. Подготовка к ОГЭ»  предназначен для обучающихся 8 класса....