4 вида чтения на одном уроке (английский язык)
статья по английскому языку (10 класс) на тему

На уроках английского языка ведется обучение следующим видам чтения:

чтение с общим охватом содержания (просмотровое, ознакомительное);

чтение с целью детального понимания прочитанного (изучающее);

чтение с целью извлечения конкретной информации (поисковое).

Упражнения для каждого вида чтения выбираются с учетом возрастных и психологических особенностей ученика. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

                   Ознакомительное, просмотровое, поисковое и изучающее чтение на уроке

                                Разработчик: учитель английского языка ГБОУ № 498 Соколов А.М.                        

                                                                                      Невский район,  г. Санкт-Петербург

                                                                                                                                                                      2015 г

В  данной работе рассматривается метод применения основных видов чтения на одном уроке.

        Существует 4-е вида чтения по целевой направленности деятельности:

просмотровое, ознакомительное,  поисковое и изучающее.

         На уроках английского языка ведется обучение следующим видам чтения:

чтение с общим охватом содержания (просмотровое, ознакомительное);

чтение с целью детального понимания прочитанного (изучающее);

чтение с целью извлечения конкретной информации (поисковое).

Упражнения для каждого вида чтения выбираются с учетом возрастных и психологических особенностей ученика.

Что касается последовательности видов чтения, то в практике обучения  обычно используются два классических варианта:

a) ознакомительное – изучающее – просмотровое – поисковое;

 b) изучающее – ознакомительное – просмотровое – поисковое.

Последний вариант наиболее эффективен, так как в большей степени подготавливает все другие виды чтения в младшем и среднем звене школы.

          Автор предлагает свой вариант, предназначенный для старшего звена школы,  назовем его смешанный или комбинированный, где нет строгой последовательности видов чтения.

В данной работе предлагаются контрольно-обучающие упражнения при работе над  разными типами чтения с фрагментами урока в 9-11-х классах.

Предтекстовая подготовка:

 Прежде чем приступать к этим упражнениям нужно дать учащимся время для прочтения текста. После знакомства с текстом  следует переходить непосредственно к выполнению упражнений ( ознакомительное чтение).

Разминка. Учащиеся делятся на группы по 4-5 человек. Каждая группа составляет по 2-3 «зашифрованных слова». Например: students-tudstens, school- lohocs, etc. Затем группы меняются этими словами и пытаются их отгадать. Слова обязательно должны быть из заданного текста, они должны быть найдены и произнесены вслух с переводом ( ознакомительный и поисковой элемент чтения).

          Учитель или ученики из разных групп предлагают задание: « Я читаю начало, середину или конец предложения из текста, вам следует найти его и озвучить» ( поисковый  и просмотровый элемент).

          Следующее задание: « Я говорю по-русски, вам следует найти английский эквивалент». В этом упражнении озвучиваются отдельные слова, словосочетании, короткие предложения и т.д.

Это заданиемогут начинать и учитель  и ученики ( поисковый и изучающий элемент чтения).

ПЕРЕХОДИМ К ОСНОВНОЙ ЧАСТИ УРОКА:

1.Упражнение контролирующее понимание фактического материала:

Задание: « Сосредоточтесь на тексте и скажите, соответствуют  ли мои высказывания содержанию текста. Если соответствуют, то ответ – «это верно», если нет, то «неверно»» и почему».Учитель  предлагает учащимся 5-6 предложений. Из них 2-3 предложения взяты из другого текста или существенно изменяется информация из предложенного. Задача учеников: правильно ориентироваться в содержании текста (изучающий элемент чтения).

2.Упражнение, обеспечивающие осмысление логической последовательности развития действия:

Задание: «Поставьте предложения в их логической последовательности». На доске или на оттельных листочках до урока учитель  (или ученики-помощники)  выписывает несколько предложений, несущие основную информацию, вразброс. Упражнения выполняется без опоры на текст. Задача учеников правильно расставить предложения в их логической последовательности

 ( изучающий элемент).

3.Упражнение, контролирующее понимание причинно-следственных связей, содержащихся в тексте:

Задание: «Найдите в тексте предложения, подтверждающие такую мысль!».Учитель предлагает учащимся несколько предложений из текста. Учащиеся должны найти в тексте  подтверждения этих высказываний. Упражнение выполняется с опорой на текст (поисковые и изучающие элементы чтения).

 4.Упражнение, направленное на осмысление всего текста самими учениками:

 Учитель предлагает выбрать из текста такие предложения, которые содержат основную и дополнительную информацию. Упражнение выполняется с опорой на текст. Работа выполняется в группах, учитель контролирует процесс  (поисковый элемент).

 Послетекстовый этап

5.Упражнение, контролирующие осмысление структуры текста: 

Задание: Предложить учащимся составить план, используя предложения из текста. Необходимо уточнить правила составления плана  для пересказа и анализирования текста (просмотровые, изучающие и поисковые элементы чтения).

Следует назначить старших групп, которые помогают составлять план слабым ученикам. Учитель контролирует вызывающие сомнения группы, при необходимости помогает. Если есть возможность, контролирует все группы учащихся. Озвучиваются разные варианты плана.

 6.Упражнения, направленные на выражение личностного отношения к заданной информации ( синтез всех видов чтения):

Проанализируйте содержание текста:

используя материал текста, ответьте на вопросы

используя факты из текста, расскажите о …

перескажите текст, используя план

охарактеризуйте персонажей (время действия) своими словами

выразите свое отношение к прочитанному

  Вызвать для пересказа текста несколько человек, по одному с каждой группы. Остальные учащиеся дополняют его, используя предложения, несущие дополнительную информацию.

Итог:        Учитель с первого упражнения должен вести урок к главному, ученики перессказывают и анализируют текст. Для лучшего осмысления упражнений, их можно дать под диктовку учащимся и записать их в конце рабочей тетради. И вести работу от простого к сложному,  сначала давать тексты на дом, чтобы учащиеся переводили их с последующей работой над текстом на уроке и, наконец, к работе над большими текстами непосредственно на уроках в старших классах без предварительного перевода.

Как анализировать текст – тема для отдельной статьи.

P.S.  Упражнения  можно менять местами или заменить другими по усмотрению учителя.

Целями предложенной статьи являются:

  1. Создание положительного эмоционального настроя на работу всех учеников в ходе урока.
  2. Организация учебной деятельности в ходе урока.
  3. Обсуждение с детьми в конце урока не только того, что «мы узнали» (чем овладели), но и того, что понравилось (не понравилось) и почему, что бы хотелось выполнить еще раз, а что сделать иначе.
  4. Стимулирование учеников к выбору и самостоятельному использованию различных способов выполнения заданий.

Оценка (поощрение) при опросе на уроке не только правильного ответа ученика, но и анализ того, как ученик рассуждал, какой способ использовал, почему и в чем ошибался.

Такой  подход к  обучению чтения ведется параллельно с обучением аудированию, говорению и письму.

Литература:

Учебники “Звездный английский” за  9-11 классы

“Настольная книга преподавателя иностранного языка”, авт. Маслыко Е.А.,Бабинская П.К.

“Иностранные языки в школе”, статья Платаевой Е.В.

 УМК Кузовлева В.П.

Требования по ФГОС

Из личного опыта


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

презентация урока: : «Здоровьесберегающие технологии при обучении четырем основным видам речевой деятельности на уроке английского языка в 5 м классе»

Презентация-конспект урока: : «Здоровьесберегающие технологии при обучении четырем основным видам речевой деятельности на уроке английского языка в 5 м классе»...

Система упражнений для обучения чтению гласных в открытых и закрытых типах чтения слогов на уроках английского языка.

Данная статья посвящена описанию методов обучения чтению, а также в ней представлена система упражнений для обучения чтению гласных в открытых и закрытых типах чтения слогов на уроках английского язык...

презентация по теме " Чтение" / Reading к урокам английского языка

Вспомогательный материал для уроков на английском языке 7-8 класс " Книги и чтение"...

Способы мотивации учащихся к чтению текстов на уроках английского языка

Сейчас актуальность проблемы чтения в образовательных учреждениях стоит очень остро.  Грамотность чтения среди российских школьников упала и продолжает падать за последние годы. В данной статье п...

Применение коллективного способа обучения при чтении текстов на уроках английского языка как второго иностранного

В статье "Применение коллективного способа обучения при чтении текстов на уроках английского языка как второго иностранного" предлагается алгоритм проведения учебного занятия по обучен...

Методическая статья: "Способы преодоления трудностей при обучении чтению школьников на уроках английского языка в младшей школе".

Методическая статья: " Способы преодоления трудностей при обучении чтению школьников на уроках английского языка в младшей школе"...

Различные виды чтения применяемые на уроках иностранного языка.

В зависимости от целевой установки, в зависимости от того какую задачу мы хотим решить, различают просмотровое, ознакомительное, изучающее и поисковое чтение. Зрелое умение читать предполагает как вла...