Развитие навыков монологической речи
статья по английскому языку на тему

Лицкан Елена Борисовна

   Сегодня знание иностранного языка имеет огромную общественную значимость. Развитие межкультурных коммуникаций, а также научно-технический прогресс выдвигает свои требования к определению культурности человека, и одно из этих требований знание иностранного языка.

Заинтересовать ученика иностранным языком, сделать его посильным для школьника – это непростая задача для каждого учителя.

   Основной целью обучения иностранным языкам является формирование и развитие коммуникативной культуры школьников, обучение практическому овладению иностранным языком.

Современные педагогические технологии такие, как обучение в сотрудничестве, проектная методика, использование новых информационных технологий, Интернет - ресурсов помогают реализовать личностно-ориентированный подход в обучении, обеспечивают индивидуализацию и дифференциацию обучения с учётом способностей детей, их уровня обученности, склонностей и т.д.

Скачать:


Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 8»

Доклад по теме:

«Развитие навыков монологической речи у учащихся на уроках английского языка»

Составитель: Лицкан Елена Борисовна,

учитель английского языка

г. Елизово

Камчатский край

2013 г.

Введение 

   Сегодня знание иностранного языка имеет огромную общественную значимость. Развитие межкультурных коммуникаций, а также научно-технический прогресс выдвигает свои требования к определению культурности человека, и одно из этих требований знание иностранного языка.

   Владение иностранным языком – это доступ к иным национальным культурам. Преимущество внедрения Интернет-технологий в процесс обучения иностранному языку в настоящий момент уже не вызывает сомнений и не требует дополнительных доказательств. Непосредственно ресурсы сети Интернет являются базой для создания информационно-предметной среды, образования и самообразования людей, удовлетворения их профессиональных и личных интересов и потребностей. Возможности использования Интернет - ресурсов огромны. Интернет создаёт условия для получения любой необходимой учащимся и учителям информации, находящейся в любой точке Мира: новости, страноведческий материал, статьи из газет и журналов, необходимую литературу и т.д. Это не только новые технические средства, но и новые формы и методы преподавания, новый подход к процессу обучения.

   Основной целью обучения иностранным языкам является формирование и развитие коммуникативной культуры школьников, обучение практическому овладению иностранным языком.

Современные педагогические технологии такие, как обучение в сотрудничестве, проектная методика, использование новых информационных технологий, Интернет - ресурсов помогают реализовать личностно-ориентированный подход в обучении, обеспечивают индивидуализацию и дифференциацию обучения с учётом способностей детей, их уровня обученности, склонностей и т.д.

Цели и содержание обучению говорения

Целью обучения говорению на уроке английского языка является формирование таких речевых навыков, которые позволили бы учащемуся использовать их в неучебной речевой практике на уровне общепринятого бытового общения.

Реализация этой цели связана с формированием у учащихся следующих коммуникативных умений:

  • понимать иноязычные высказывания в соответствии с конкретной ситуацией общения, речевой задачей и коммуникативным намерением;
  • осуществлять свое речевое и неречевое поведение, принимая во внимание правила общения и национально-культурные особенности страны изучаемого языка;
  • пользоваться рациональными приемами овладения иностранным языком, самостоятельно совершенствоваться в нем.

Способность к общению на иностранном языке предполагает также формирование у учащихся определенных качеств, делающих процесс овладения языком как средством межкультурной коммуникации наиболее эффективным. Речь идет о воспитании в учащемся:

  • интереса и положительного отношения к изучаемому языку, к культуре народа, говорящего на этом языке;
  • понимания важности изучения иностранного языка.

Важным является также развитие у учащихся общеязыковых, интеллектуальных, познавательных способностей, психических процессов, лежащих в основе овладения иноязычным общением, а также эмоций, чувств учащихся, их готовности к общению, культуры общения в разных видах коллективного взаимодействия.

   Реализация главной цели обучения иностранному языку в школе связана с расширением общеобразовательного кругозора учащихся. Наполнение содержания обучения аутентичной информацией о стране изучаемого языка, последовательная опора на социокультурный и речевой опыт учащихся в родном языке и сопоставление этого опыта с приобретаемыми на уроке иностранного языка знаниями, навыками и умениями призваны сформировать у школьников широкое представление о достижениях культур собственного народа и народа страны изучаемого языка.

   При формировании навыков говорения на уроке английского языка важно, чтобы процесс обучения проходил на изучаемом языке, но в тоже время он не должен концентрироваться только на языковых проблемах. В своей совокупности уроки должны быть типологически разными, при этом приоритетная тема постоянно меняется в зависимости от конкретной цели текущего урока.

   Однако навыки говорения, как и любые другие навыки, не формируются сами собой. Для их становления необходимо использовать специальные упражнения и задания, а значит, должны быть и уроки, направленные главным образом на развитие навыков говорения.

Содержание урока целью которого является обучение монологу.

Тематические планы урока строятся исходя из разновидностей монолога, которые встречаются в реальном общении. В частности к ним можно отнести:

- приветственную речь;

- похвалу;

- порицание;

- лекцию;

- рассказ;

- характеристику;

- описание и т.д.

   Прежде чем начать произносить монолог в реальной жизни, человек хорошо понимает, зачем он это делает, и произносит его только в том случае, если действительно хочет выговориться или считает это необходимым. Цель монолога определяется речевой ситуацией, которая, в свою очередь, определена местом, временем, аудиторией и конкретной речевой задачей.

На уроке все несколько иначе. Ситуацию надо создать, а иначе исчезает самая важная и самая первая характеристика монолога — целенаправленность, которая в значительной степени определяет и все остальное. В целом монолог обладает следующими характеристиками:

- целенаправленность (соответствие речевой задаче);

- непрерывный характер;

- логичность;

- смысловая законченность;

- самостоятельность;

- выразительность.

   Говорение как вид речевой деятельности в первую очередь опирается на язык как средство общения. Язык обеспечивает коммуникацию между общающимися, потому что его понимает как тот, кто сообщает информацию, кодируя ее в значениях слов, отобранных для этой цели, так и тот, кто принимает эту информацию, декодируя ее, т.е. расшифровывая эти значения и изменяя на основе этой информации свое поведение.

   Заинтересовать ученика иностранным языком, сделать его посильным для школьника – это непростая задача для каждого учителя. Поэтому в процессе подготовки к занятиям тщательно изучаю языковой материал учебника, методические рекомендации к данному уроку, выбираю приемы работы над языковым материалом, уточняю задачи и этапы урока, разрабатываю систему упражнений, определяю режимы работы по видам речевой деятельности, формы и виды самостоятельных работ.

   В процессе обучения я использую такие приемы работы, которые стимулируют учащихся к изучению английского языка. В своей работе я стремлюсь разнообразить уроки на протяжении всех лет обучения, избегаю повторения одних и тех же видов работы там, где это возможно. В процессе подготовки к урокам тщательно изучаю языковой материал учебника, методические рекомендации к данному уроку, уточняю задачи и этапы урока, выбираю приемы работы над языковым материалом, разрабатываю систему упражнений, определяю режим работы по видам речевой деятельности, формы и виды самостоятельных работ. Подбираю соответствующие наглядные пособия, компьютерные ресурсы. В зависимости от возрастных особенностей учащихся стараюсь менять приемы и методы обучения. Много времени уделяю обучению английскому языку в начальных классах, так как на этом этапе у детей вырабатываются навыки устной речи  и чтения. Для выработки произносительных навыков на каждом уроке проводится фонетическая зарядка. Учащиеся повторяют звуки, слова, структуры, заучивают рифмовки, стихотворения. При этом использую запись.

   На начальном этапе обучения решаю множество задач. Обучаю детей правилам чтения, речевым образцам. Учащиеся овладевают навыками говорения,  чтения на иностранном языке. Освоению языкового материала учащимися, выработке речевых навыков способствует оргмомент. Ребята с 3 класса приучаются к парной форме работы. У каждого ученика есть набор предметов и картинок. Они используются при организации парной и самостоятельной работы. Заметив усталость детей, сразу же провожу физзарядку на английском языке или игру. Эффективность  игры в том, что одновременно можно повторить пройденные темы. Игровые моменты крайне необходимы на уроках английского языка. С помощью игры развивается память, логическое мышление. В ходе работы использую в большом объеме средства наглядности, игры, игрушки, лото, географические карты, лексические схемы, фото, карточки с буквами, с цифрами, предметные картинки, магнитную доску и т.д.

Учащимся среднего звена и старшеклассникам нравится работать со страноведческим материалом. Ребята знакомятся с общими сведениями о столицах, больших городах,  достопримечательностях, традициях, обычаях, праздниках англо-говорящих стран. При этом изучается наглядность в виде цветных иллюстраций. На последующих уроках осваивается новая лексика и грамматический материал. Школьникам предлагается найти дополнительный материал о странах. Ведется поисковая работа. Дети получают информацию из других источников (использованные учебники, методические пособия, Интернет-ресурсы и т. д.). На заключительном уроке учащиеся  готовят реферат или доклад по ранее обсужденному плану. Таким образом, школьники учатся самостоятельно добывать необходимую информацию, пользоваться различными источниками. Совместная работа сплачивает коллектив, растет взаимопонимание, взаимодействие учащихся, ответственность не только за свою деятельность, но и за работу всей группы. Каждый школьник старается довести начатое им дело до конца, чтобы показать результаты своего труда. Как известно, ведущим мотивом деятельности учеников 10-11 классов является мотив обучения. Наиболее полно он может проявляться в играх, соревнованиях, дискуссиях. Поэтому в работе со старшеклассниками я использую нестандартные формы уроков. В процессе обучения я выбираю такие формы, приемы, которые подходят к данной теме, к данному классу, и, наконец, мне, как учителю. Так в 10-11-х классах в форме заочного путешествия были проведены итоговые уроки по темам «Welcome to New York», «Places that will attract tourists», «Moscow is the capital of Russia». Учащиеся рассказывали о географическом положении стран, о достопримечательностях столиц, о жизни людей. Такая форма работы дает возможность ребятам совершать увлекательное путешествие, активизировать работу, расширить словарный запас. Этим самым выполняется основная задача урока – развитие речи учащихся.

   Большое внимание уделяю внеклассной работе по английскому языку. Она помогает учащимся закрепить приобретенные навыки и умения на уроках иностранного языка. Ежегодно принимаю участие в подготовке и проведении недели иностранного языка. Провожу конкурсы, КВН, вечера, путешествия по изучаемой стране. Учащиеся читают стихи, поют песни, делают небольшие доклады, участвуют в инсценировках, демонстрируют изготовленные ими наглядные пособия. Выпуск стенгазет на изучаемом языке – одна  из эффективных форм внеклассной работы. Проводимые внеклассные мероприятия способствуют привитию навыков самостоятельной работы по овладению английским языком, формированию коллектива, воспитанию личности.

   Постоянно слежу за новинками в области методики, стараюсь применять в своей работе советы и рекомендации передовых учителей. Провожу открытые уроки для учителей своей школы, выступаю на МО учителей английского языка.

Для активизации речевой деятельности учащихся, повышение интереса к языку использую разнообразные средства обучения. Мною собран и изготовлен дидактический материал, который я стараюсь использовать в процессе обучения. Это  творческие работы учащихся, наборы предметных картинок, грамматические карточки. Дидактический материал постоянно обновляется.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

урок английского языка "В гостях" Развитие навыков монологической речи" 3 кл

урок английского языка  "В гостях" Развитие навыков  монологической речи" 3 кл по учебнику Биболетовой М.З. Много интересных индивидуальных заданий...

Развитие навыков монологической речи на уроке английского языка по теме British food

Содержит комплекс упражнений для развития монологической речи на основе видео British food (“Window on Britain” Richard Mac Andrew, Oxford University Press)...

Использование презентации для развития навыков монологической речи

Пособие содержит  теоретические сведения и практические советы по использованию презентации для развития монологической речи на уроках французского языка в 6 классе....

Методическая разработка урока Н. И. Дубининой "Развитие навыков монологической речи при подготовке учащихся к ЕГЭ по английскому языку".

Новая концепция ЕГЭ по английском языку основана на применении информационно-компьютерных технологий с использованием визуальных и вербальных опор. Данная разработка касается двух частей устного экзам...

«Приемы развития навыков монологической речи студентов на занятиях по английскому языку»

В статье показаны некоторые приемы развития навыков устной речи студентов, которые я применяю на занятиях....