Активизация познавательной деятельности учащихся на уроках английского языка с использованием информационных технологий
статья по английскому языку на тему

Тишкина Марина Михайловна

Публичное представление

собственного инновационного педагогического  опыта на тему «Активизация познавательной деятельности учащихся на уроках английского языка с использованием информационных технологий».

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл publichnoe_predstavlenie_tishkina.docx17.66 КБ

Предварительный просмотр:

Публичное представление

собственного инновационного педагогического опыта учителя английского языка МОУ «Лицей №31» городского округа Саранск Тишкиной Марины Михайловны. Тема: «Активизация познавательной деятельности учащихся на уроках английского языка с использованием информационных технологий».

Обоснование актуальности и перспективности опыта. Его значения для совершенствования учебно-воспитательного процесса.

Одной из вечных педагогических проблем является повышение интереса учащихся к изучаемому предмету и формирование общей мотивации обучения. Поиски путей решения этой проблемы в теоретической и практической педагогике ведутся давно и в разных направлениях, кроме того, современное общество требует перехода к принципиально новому уровню доступности высококачественного образования.

Важными качествами современного ученика являются плодотворная мыслительная деятельность, критичность мышления, поиск нового, желание и умение приобретать знания самостоятельно. Поэтому активизация познавательной деятельности учащихся – одна из актуальных проблем педагогической теории и практики.

Использование образовательных коммуникативно-информационных технологий способствуют развитию внимания учащихся, активизируют познавательную деятельность, обеспечивают быстроту и четкость работы на уроке, вызывают интерес к предмету.

Условия формирования ведущей идеи опыта, условия возникновения, становления опыта.

В современном обществе целесообразно внедрять в школьную практику различные нетрадиционные формы обучения с использованием информационных технологий, способствовать созданию в стране единой образовательной информационной среды, которые направлены на активизацию познавательной деятельности учащихся, развитие их мысли, умения самостоятельно ставить и решать сложные познавательные задачи.

Применение компьютерных технологий обеспечивает наглядность, привлечение большого количества дидактического материала. Повышается объем выполняемой работы, обеспечивается дифференциация обучения. Расширяется возможность самостоятельной работы, формируются навыки исследовательской деятельности. Все это способствует повышению уровня качества образования.

За время своей работы учителем английского языка выяснила, что применение ИКТ на уроках английского языка дает возможность: разнообразить характер тренировочных заданий; выбрать оптимальный темп работы; сэкономить время при выработке учебных навыков учащихся; применить дифференциацию, увеличить скорость подачи материала. Таким образом, повысится эффективность урока.

Теоретическая база опыта.

Проблема широкого применения компьютерных технологий в сфере образования в последнее десятилетие вызывает повышенный интерес в отечественной педагогической науке. Большой вклад в решение проблемы компьютерной технологии обучения внесли российские и зарубежные ученые: В.Ф.Шолохович, О.И.Агапова, О.А.Кривошеев, С.Пейперт, Г.Клейман, Б.Сендов, Б.Хантер, Г.Р.Громов, В.И.Гриценко, Г.Клейман, и др.

Различные дидактические проблемы компьютеризации обучения в нашей стране нашли отражение в работах А.П.Ершова, А.А.Кузнецова, Т.А.Сергеевой, И.В.Роберт; методические - Б.С.Гершунского, Е.И.Машбица, Н.Ф.Талызиной; психологические - В.В.Рубцова, В.В. Тихомирова и др.

Технология опыта. Система конкретных педагогических действий, содержание, методы, приёмы воспитания и обучения.

Усиливают мотивации учащихся к учебной деятельности применение компьютерной технологии.

Повышение уровня качества обучения, развитие познавательного интереса и логического мышления, развитие ученика как личности позволяет использование современных образовательных технологий на основе личностно-ориентированного подхода.

Для повышения интереса учащихся к предмету с помощью ИКТ оптимально подбираю материал к уроку, увеличивая как темп учебной деятельности, так и объем самостоятельной работы, оптимально использую самопроверку.

Познавательная активность играет существенную роль в приобретении глубоких и прочных знаний и формировании личности ученика. Цель школы – научить думать, самостоятельно принимать решение, добывать знания и осуществлять это непосредственно с применением компьютерных технологий.

Внедрение личностно - ориентированных технологий обучения обеспечивают образовательные потребности каждого ученика в соответствии с его индивидуальными способностями. В числе их: разноуровневое обучение, игровые технологии, информационно-коммуникативные.

 

Анализ результативности.

Творческий подход к педагогической деятельности обеспечивает результаты в обучении и воспитании учащихся. Качество знаний учащихся по итогам внутреннего мониторинга составляет в среднем 75%, ежегодно учащиеся принимают активное участие в олимпиадах, во всероссийских конкурсах.

Анализ результатов показал, что педагогическая эффективность, методически грамотное построение урока, использование ИКТ увеличивают объем усваиваемой информации – на 15 %, визуальных – на 25%, совместное использование звуковой и визуальной техники обеспечивает усвоение учебной информации объемом 65%, способствует развитию способностей детей.

ИКТ, личностно-ориентированное обучение, дифференцированный подход к учащимся, приёмы исследовательской деятельности для активизации познавательной деятельности учащихся на уроках английского языка мною используется систематически на всех уроках. Опыт моей работы по данной теме представлен среди учителей английского языка на городском семинаре-практикуме школы молодого педагога «реализация содержания образования различных предметных областей в условиях введения ФГОС ОО». Тема урока «ABC party».

Трудности и проблемы при использовании данного опыта.

Работа над данной темой посвящена поиску путей активизации познавательной деятельности учащихся посредством использования в обучении средств информационных технологий. Эта проблема приобретает сегодня особую актуальность в связи с расширением информационного пространства, требующего от нового поколения более рациональных путей работы с информацией и необходимостью учащихся грамотно подходить к выбору собственной образовательной траектории в условиях непрерывного образования.

В этой связи использование информационных технологий в качестве инструментов познания приобретает особую важность, так как способность учащихся управлять познавательной деятельностью и планировать способы самообучения развивается сейчас в значительной мере в процессе активизации познавательной деятельности средствами информационных технологий.

Адресные рекомендации по использованию опыта.

Обобщение собственного педагогического опыта реализовано в публикациях, выступлениях на семинарах.

По распространению опыта проводятся семинары районного, и республиканского уровня, на которых идет обмен опытом по использованию методических приемов по изучению этой интересной темы. Выступала с докладом.

Материалы опыта  выставлены на сайте образовательного учреждения, на личном мини-сайте  "http://nsportal.ru/tishkina-marina-mihaylovna" в социальной сети работников образования.