Роль современных педагогических технологий в активизации познавательной деятельности учащихся на уроках английского языка
статья по английскому языку на тему

Шатская Анна Николаевна

Роль современных педагогических технологий в активизации познавательной деятельности учащихся на уроках английского языка

Скачать:


Предварительный просмотр:

Шатская А.Н

учитель английского языка МОУ «Гимназия № 34» г. Саратов

Роль современных педагогических технологий в активизации познавательной деятельности учащихся в рамках урока английского языка

Современная педагогическая технология – это научно обоснованный выбор характера воздействия в процессе взаимообщения  учителя с учащимися,  производимый в целях максимального развития личности учащегося как субъекта окружающей действительности. Современная педагогическая технология есть некоторая проекция теории и методики воспитания на практику воспитания, сфокусированная в одной точке, индивидуализированной в силу широчайшего многообразия персональных особенностей личности учителя и ученика. Современная педагогическая технология выявляет систему профессионально значимых умений педагогов по организации воздействия на учащихся и  предлагает способ осмысления технологичности педагогической деятельности. Когда педагог строит воздействие на ребенка, он должен учитывать множество параметров: эмоционально-психологическое состояние учащегося, его общий уровень культурного и возрастного развития, сформированность отношений, духовное и интеллектуальное развитие. В итоге на основе внешних проявлений формируется первоначальное представление о личности ребенка, которое во многом определяет характер педагогического воздействия.

Взаимодействие педагога и учащихся в высоком значении этого слова предполагает нечто большее, чем взаимное влияние друг на друга. Для осуществления взаимодействия на уроках английского языка необходимо принятие собеседниками друг друга как равноправных субъектов этого общения.  Педагогическое воздействие, выступающее как короткий миг общения или продолжительное влияние, обеспечивает  реализацию функций в соответствии с воспитательной целью в процессе активизации познавательной деятельности учащегося на уроках английского языка. При анализе педагогического воздействия следует исходить из его назначения как начального момента взаимодействия учителя с учеником. Иными словами, основное назначение педагогического воздействия заключается в переводе ученика на позицию субъекта.

В современном образовательном процессе на первый план выходит не просто обучение учащихся предметным знаниям, объем которых постоянно и неуклонно растет, а личность обучающегося, как активного деятеля. Именно характер потребностей и мотивов, лежащих в основе деятельности, определяет направление и содержание активности личности. Как известно, из всех видов деятельности, осуществляемых человеком, познавательный процесс - самый сложный для личности. Деятельность - это активное взаимодействие с окружающей действительностью, в ходе которого живое существо (в нашем случае - школьник) выступает как субъект, целенаправленно воздействующий на объект. Согласно Д.Б. Эльконину, « учебная деятельность-это деятельность направленная, имеющая своим содержанием овладение обобщенными способами действий в сфере научных понятий». Такая деятельность должна побуждаться мотивами; ими могут быть мотивы собственного роста, собственного совершенствования. Школьник является субъектом собственного развития и всякое вмешательство в процесс его самоопределения - насилие над личностью. Следовательно, задача педагога состоит в том, чтобы создать условия для саморазвития. Если учащихся ставить перед необходимостью решать учебные проблемы, то в процессе их решения у них развиваются многие качества, характеризующие сформировавшуюся индивидуальность и творческую личность. Другими словами, субъект должен быть поставлен в ситуацию интеллектуального затруднения, из которого им самим должен быть найден выход. Одно из условий постановки проблемы является то, что она должна быть не только понята субъектом, но и принята им, т.е. включена в систему его потребностей и мотивов. Как преподавателю добиться сотрудничества с учеником, научить его учиться, научить быть готовым к условиям быстро меняющегося мира?

Всем известно, что формирование ребенка как субъекта происходит при положительном подкреплении в его адрес, высказывании скрытой оценки, при безусловности требуемой нормы. Всё вышеперечисленное составляет сущность современной педагогической технологии. Однако этим её содержание не ограничивается: дополнительные элементы, такие как психологический климат и групповая деятельность, носят обобщающий характер.

Многое на занятии зависит от того, как учитель его начнет. Создание психологического климата на уроке является одной из наиболее важных  и наиболее сложных задач педагога. Психологический климат – качественная сторона  межличностных отношений, совокупность психологических условий,  способствующих или препятствующих продуктивной совместной деятельности и всестороннему развитию познавательной деятельности личности в группе. Благоприятный психологический климат – это атмосфера раскрепощенности, взаимного уважения, дружелюбия, деликатности, создает комфорт и условия для работы, раскрывает возможности личности. Неблагоприятный климат препятствует личностному развитию, ввергая человека в состояние незащищенности, нервозности, боязни и отчаяния. Технологически влияние на климат обеспечивается совокупностью операций, соответствующих следующим правилам:

- установление личных контактов;

- подбадривающее, одобрительное отношение во время работы;

- этическое благородство, заключающееся в бескорыстной помощи, открытости и радости за другого;

- предупреждение возможных неудач в процессе и результате работы;

- использованием аудио и видеофрагментов, слайдов. Это снимает тревожность, рождает уверенность;

-  внесение элемента новизны за счет использования разнообразных средств. Это отвлекает от трудностей, увлекает и снимает психологические зажимы, способствует активизации деятельности каждого учащегося.

Стремясь создать атмосферу общения, учитель может начать урок с непринужденной беседы, подобной той, которую можно услышать между несколькими приятелями, встретившимися на улице или в гостях. Допустим: «Какая сегодня хорошая погода! Вы не находите?». Учащийся вовлекается в общение, сам не замечая того, что выполняет коммуникативную задачу, поставленную учителем. Главное то, что педагог должен умело с этической точки зрения корректировать случайные ошибки.

В ходе работы над своей методической темой о роли современных педагогических технологий в активизации познавательной деятельности учащихся на уроках английского языка, в целях повышения мотивации обучения ИЯ я использую игровые технологии на своих уроках. Игра является действенным инструментом преподавания, который активизирует мыслительную деятельность учащихся, позволяет сделать учебный процесс интересным и привлекательным, заставляет учащихся волноваться и переживать. Это мощный стимул к овладению языком. Любой урок должен вызывать у детей интерес, ведь интерес – главная движущая сила познавательной деятельности. Я люблю начинать урок так называемой «игровой завязкой». Часто доверяю ребенку начать урок, предлагая ситуацию. Например: « Ты переехал в другой город и пришёл в новую школу. Познакомься со своими одноклассниками». Выступая как субъект деятельности, ребенок имеет свободу выбора различных вопросов для беседы (о любимых занятиях сидящих в классе учеников, об их членах семьи и т.д.). Все зависит от уровня языковой компетентности ученика, ведущего беседу.

Только от учителя зависит останется ли учащийся объектом обучения или станет полноправным субъектом учебного процесса. И если учитель выступает за подлинное сотрудничество с обучаемым, он, во-первых, ставит цель урока таким образом, чтобы она соответствовала реальным целям общения (в жизни мы не ставим перед собой цель употребить будущее время или активизировать лексику). Для учащихся ее целесообразно сформулировать так: «Каждый из нас представляет свое будущее, но некоторые вещи трудно предугадать, другие можно с легкостью предвидеть. Сегодня мы будем учиться выражать свои мысли о будущем с использованием будущего времени и увидим взаимодействие событий и результаты этого взаимодействия». Во-вторых, учитель помогает понять не только цель урока, но и то какими способами можно её достичь. Тогда учащийся сможет осознать практичность каждого нового типа задания и их последовательность. Более того у учащегося будет возможность выбрать свой способ решения задачи из ряда предложенных, а иногда и отказаться от выполнения задания, если этот отказ мотивирован. Учащийся сможет объективно оценивать результаты своей деятельности на каждом уроке не на основе полученной отметки, а благодаря тем навыкам и умениям, которым он научился. И тогда сам процесс обучения окажется для ученика не менее интересным, чем его результат. Даже путь осмысления нового материала - это не только средство достижения коммуникативной цели, но в какой-то степени и самоцель, так как школьник учится самостоятельно анализировать языковой материал для дальнейшего самообучения. Главная задача преподавателя - обеспечить максимальную мыслительную  и познавательную активность учащихся на всех этапах урока и подготовить к общению в различных жизненных ситуациях. Ориентиром в организации обучения служат естественные речевые ситуации и учебные речевые ситуации. Здесь необходимо помнить о личной заинтересованности учащихся в  разговоре. На уроках английского языка в данном случае уместно применить групповую деятельность, при которой учащиеся рассматриваются как совокупность субъекта познавательной и мыслительной деятельности, организуемой на уроке. В данном случае педагог, как правило, обращается к просьбе, совету, рекомендации и тем самым способствует развитию самосознания своих учеников. Повышению результата групповой деятельности способствуют такие операции, как установление личного контакта с детьми, снятие с них страха перед предстоящей деятельностью, предоставление каждому ребёнку возможности индивидуально проявить себя. Реализация данной функции на уроке диктует педагогу необходимость выстраивать деятельность по освоению знания таким образом, чтобы дети постигали не только голые факты науки, но и осознавали, ради чего надо постоянно стремиться идти по пути  расширения своих представлений о мире и закономерностях, происходящих в нем. Такая технология влияет на развитие и формирование субъективности ученика, позволяя ему  активнее включаться в познавательную деятельность, соизмеряя и реализуя свои возможности. Например, такая ситуация: человек находится в чужой стране и ищет в городе улицу, на которой расположен его отель, ему приходится обратиться к прохожему, задавать ему вопросы, выслушивать и понимать его ответы. В данной ситуации ученики выступают субъектами, сама по себе ситуация вполне реальна и  мотивирована. Говоря о естественности учебно-речевых ситуаций, хочется отметить, что приближать их к условиям реального общения мы можем не только за счет жизненности ситуации, но и за счёт новизны информации.

Так организуя на уроке обсуждение каких-либо волнующих школьников событий, мы можем рассчитывать на их интерес к содержанию беседы. Подобные дискуссии удаются лишь в том случае, если учитель хорошо знает, что вызывает интерес у учащихся. Чтобы заинтересовать учащегося, учитель должен время от времени рассказывать им что-то интригующее, занимательное. Он начинает рассказ и останавливается на самом интересном месте. Учащиеся вынуждены задавать ему вопросы, чтобы узнать, что было дальше. Живой диалог возможен лишь в том случае, если учитель всегда отвечает на вопросы учащихся, поощряет вопросы, если в классе создана непринужденная обстановка. Неожиданные рассказы учителя о себе способствуют созданию такой обстановки. Но не надо превращать это в трафарет; необходимо также учитывать возрастные особенности учащихся.

В заключении мне бы хотелось отметить, что основное назначение педагогического воздействия в том, чтобы инициировать потенциально заложенную в учащемся способность стать субъектом посредством вовлечения его в познавательную деятельность. Требуется умение организовать воздействие таким образом, чтобы его конечным результатом стало личностное взаимодействие.  Современная педагогическая технология выявляет систему профессионально значимых умений педагогов по организации воздействия на учащихся, предлагает способ осмысления технологически педагогической деятельности. Стратегия операционного влияния  заключается в преобразовании ученика из объекта среднего влияния в субъекта, производящего сознательно выбор в каждый отдельно миг своей жизнедеятельности в русле социокультурных  ценностей современного общества. Уровень овладения современной педагогической технологией может быть элементарным и профессиональным.

ЛИТЕРАТУРА:

  1. Миронова В.Г. Открытые уроки и праздники на английском языке. Ростов-на-Дону: Феникс, 2006.
  2. Леви В.Л. Искусство быть собой – М., 1977
  3. Лихачев Б.Т. Педагогика. Курс лекций. – М., 1993
  4. Лутошкин А.Н. Как вести за собой – М., 1986
  5. Педагогика. Учебное пособие (Под ред.  Пидкасистого П.И.) – М.,1996
  6. Питюков В. Ю. Что такое педагогическая технология. (Воспитание школьников) – М.,1995
  7. Устинова Е.С., Колкер Я.М. Как достигается сотрудничество преподавателя и обучаемого?// ИЯШ.2000.№ 1.
  8. Щуркова Н.Е. Педагогическая технология. Педагогическое воздействие в процессе воспитания школьников – М., 1992
  9. Цетлин В.С.  Реальные ситуации общения на уроке.// ИЯШ.2000. .№ 3.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

АКТИВИЗАЦИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ НА УРОКАХ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА С УЧЕТОМ ИХ ИНДИВИДУАЛЬНЫХ ОСОБЕННОСТЕЙ

Процесс обучения должен формировать у учащихся способность к самообразованию, общеучебные умения и навыки, заинтересовать их, повысить уровень мотивации, активизировать их стремление к самостоятельной...

Практико-ориентированные задания как необходимое условие для активизации познавательной деятельности учащихся на уроках английского языка

Обучение с использованием практико – ориентированных заданий приводит к более прочному усвоению информации, так как возникают ассоциации с конкретными действиями и событиями. Особенность этих заданий ...

статья Активизация познавательной деятельности учащихся на уроках английского языка посредством применения ИКТ

Нельзя более мириться со школой, которая отстала от своего времени на сто лет, с ее пустословием, прописными истинами, безнадежно устаревшими учебниками, письменными работами, зубрежками и оттарабанив...

Активизация познавательной деятельности учащихся на уроках английского языка с использованием информационных технологий

Публичное представлениесобственного инновационного педагогического  опыта на тему «Активизация познавательной деятельности учащихся на уроках английского языка с использованием информационных тех...

Активизация познавательной деятельности учащихся на уроках английского языка

Как мотивировать детей на изучение английского или другого иностранного языка? Способов повысить мотивацию учащихся на уроках великое множество. И хотелось бы рассказать о тех из них, которые наиболее...

Статья "Игра, как способ активизации познавательной деятельности учащихся на уроках английского языка"

Активизация познавательной и творческой деятельности учеников при изучении английского языка обеспечивает создание условий для позитивной мотивации обучения, когда максимально раскрывается творческий ...

Нетрадиционные формы урока с ИКТ как способы активизации познавательной деятельности учащихся на уроках английского языка

Одной из актуальных проблем в решении задачи повышения эффективности и качества учебного процесса является активизация познавательной деятельности учащихся. Решить эту проблему помогает использование ...