Здоровьесбережение на уроках английского языка
статья по теме

Симонян Евгения Александровна

Здоровьесбережение на уроках английского языка

Скачать:


Предварительный просмотр:

Подготовила:учитель английского языка средней общеобразовательной школы №96 Тестова Е.А.

«Блаженство тела состоит в здоровье, блаженство ума — в знании.» Фалес

Здоровье человека — тема для разговора достаточно актуальная для всех времен и народов, а в XXI веке она становится первостепенной.

Состояние здоровья российских школьников вызывает серьезную тревогу специалистов. Наглядным показателем неблагополучия является то, что здоровье школьников ухудшается по сравнению с их сверстниками двадцать или тридцать лет назад. При этом наиболее значительное увеличение частоты всех классов болезней происходит в возрастные периоды, совпадающие с получением ребенком общего среднего образования.

  • Одной из важнейших задач, стоящих перед школой, является сохранение здоровья детей. Можно считать, что здоровье ученика в норме, если:
  •  а) в физическом плане – умеет преодолевать усталость, здоровье позволяет ему справляться с учебной нагрузкой;
  • б) в интеллектуальном плане – проявляет хорошие умственные способности, наблюдательность, воображение, самообучаемость;
  •  в) в нравственном плане – честен, самокритичен, эмпатичен;
  •  г) в социальном плане – коммуникабелен, понимает юмор, сам умеет шутить;
  •  д) в эмоциональном плане – уравновешен, способен удивляться и восхищаться.

Конечно, здоровье учащихся определяется исходным состоянием его здоровья на старте школьного обучения, но не менее важна и правильная организация учебной деятельности, а именно:

  • 1) строгая дозировка учебной нагрузки;
  • 2) построение урока с учетом динамичности учащихся, их работоспособности;
  •  3) соблюдение гигиенических требований (свежий воздух, оптимальный тепловой режим, хорошая освещенность, чистота);
  •  4) благоприятный эмоциональный настрой.

Учитель постоянно должен заботиться о сохранении психического здоровья детей в норме, повышать устойчивость нервной системы учащихся в преодолении трудностей. У детей преобладает непроизвольное внимание. Ученик способен сосредоточиться лишь на том, что интересно, нравится, поэтому задача учителя – помочь ученику преодолеть усталость, уныние, неудовлетворенность. В известной степени неудовлетворенность собой является врожденной категорией и величайшим из стимулов к саморазвитию, обучению, условием борьбы и успеха. Но неудовлетворенность, не облагороженная разумом, может привести к агрессивности, мнительности, тревожности. Необходимо постоянно заботиться о том, чтобы привести в согласие притязания ученика его возможности. У учащихся развита интуитивная способность улавливать эмоциональный настрой учителя, поэтому с первых минут урока, с приветствия нужно создать обстановку доброжелательности, положительный эмоциональный настрой. Только через опыт совместного переживания у детей может развиться эмпатия, т.е. умение сопереживать.

Нельзя не отметить, что любое обучении предролагает не только умственное наряжение, но и напряжение для глаз. Простейшие упражнения для глаз обязательно нужно включать в физкультминутку в начале урока, так как они не только служат профилактикой нарушения зрения, но и благоприятны при неврозах, гипертонии, повышенном внутричерепном давлении. Это следующие упражнения:

  • 1) вертикальные движения глаз вверх – вниз;
  • 2) горизонтальное вправо – влево;
  • 3) вращение глазами по часовой стрелке и против;
  • 4) закрыть глаза и представить по очереди цвета радуги как можно отчетливее;
  • 5) на доске до начала урока начертить какую-либо кривую (спираль, окружность, ломаную); предлагается глазами «нарисовать» эти фигуры несколько раз в одном, а затем в другом направлении.

 Такие упражнения особенно с восторгом принимают младшие школьники, что очень хорошо, учитывая учебную нагрузку и возраст

Здоровьесберегающие технологии
на уроках английского языка в начальной школе.

В начальной школе закладывается основа всех будущих знании учащихся, однако нужно учитывать возрастные, психологические и физические особенности детей этого возраста

  • Нужно чаще использовать смену учебной деятельности, режимов работы,
  • Проводить физических минуток, расслабления во время прослушивания песен.
  • Введение и закрепление слов должно происходить в игровой форме с использованием движения. При изучении и драматизации диалогов дети активно используют движения, то есть они не просто рассказывают диалоги, а показывают их.
  • Использовать в практике работы подвижные игры, что  способствует развитию у учащихся коммуникативных навыков, двигательной активности, концентрации внимания, воображения, воображения, а также познавательных и языковых способностей.
    Можно применять на уроках игрушки и картинки, дети имитируют действия с ними, что способствует развитию различных видов памяти: образной, ассоциативной, словесно-логической.
  • Разучивание и исполнение стихов и песен на английском языке играет особую роль, ученики всех классов занимаются этим видом деятельности с особым удовольствием.

Здоровьесберегающие технологии в средней и старшей школе.

Проблемы взаимозависимости правильного питания и поддержания организма в хорошей форме, диетического питания и активности, профессионального и любительского спорта и его влияния на продолжительность жизни - это тем, которые изучаются в средней и старшей школе.

Всесторонне могут обсуждатся вредные привычки молодежи такие, как курение, употребление спиртных напитков и наркотиков и их влияние на только на физическое, но и на психическое здоровье неокрепшего организма, на деторождение и др.

Учащиеся не только читают тексты по проблемам, они обсуждают их в диалогах, группах, готовят проекты по этим темам, доклады и рефераты, находя и творчески перерабатывая информацию по интересующим их вопросам, что способствует воспитанию их творческих способностей.

Вот лишь некоторые темы, которые изучаются и обсуждаются на уроках английского языка:

  • «Соотношение работы и отдыха для правильной организации режима дня»;
  •  «Климат и его влияние на здоровье человека»;
  •  «Спорт и здоровый образ жизни»;
  •  «Здоровое питание и влияние его на здоровье»;
  •  «Экстремальные виды спорта»;
  •  «Генетически-модифицированные продукты и их влияние на здоровье людей»;
  •  «Профилактика болезней»;
  •  «Природная среда как фактор здоровья населения»;
  •   «Основы безопасности жизнедеятельности»;
  •  «Природные катаклизмы и правила поведения в чрезвычайной ситуации»;
  •  «Проблемы выживания в современном мире»;
  •   «Проблемы молодежи»;
  •  «Здоровье и культура общения»;
  •   «Труд, здоровье, долголетие»;
  •   «Генетические проблемы здоровья»;
  •   «Технический прогресс и человеческие способности».

Здоровьесберегающие технологии не могло не отразиться на учебниках английского языка  нового поколения. В таких учебниках, особенно для учащихся старших классов, авторы ввели много тем, связанных с охраной здоровья, которые являются очень хорошим средством развития навыков изучения языка. Они помогают учащимся узнать много интересного и полезного для того, чтобы подольше оставаться здоровыми (как вести здоровый образ жизни), содержится информация о вредных и полезных для здоровья привычках, о том, как в других странах мира люди сохраняют свою форму, чем отличаются русские в своих привычках в отношении здоровья от других народов, о питании, диете и т.д. Методический аппарат данных, отражая своё мнение по данной проблеме учебников, предполагает выражение учащимися собственных мыслей по этому вопросу.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Здоровьесбережение на уроках английского языка Подготовила:учитель английского языка средней общеобразовательной школы №96 Тестова Е.А.

Слайд 2

«Блаженство тела состоит в здоровье, блаженство ума — в знании.» Фалес Здоровье человека — тема для разговора достаточно актуаль ная для всех времен и народов, а в XXI веке она становится первостепенной. Состояние здоровья российских школьников вызывает серьезную тревогу специалистов. Наглядным показателем неблагополучия является то, что здоровье школьников ухудшается по сравнению с их сверстниками двадцать или тридцать лет назад. При этом наиболее значительное увеличение частоты всех классов болезней происходит в возрастные периоды, совпадающие с получением ребенком общего среднего образования. Одной из важнейших задач, стоящих перед школой, является сохранение здоровья детей. Можно считать, что здоровье ученика в норме, если: а) в физическом плане – умеет преодолевать усталость, здоровье позволяет ему справляться с учебной нагрузкой; б) в интеллектуальном плане – проявляет хорошие умственные способности, наблюдательность, воображение, самообучаемость; в) в нравственном плане – честен, самокритичен, эмпатичен; г) в социальном плане – коммуникабелен, понимает юмор, сам умеет шутить; д) в эмоциональном плане – уравновешен, способен удивляться и восхищаться.

Слайд 3

Конечно, здоровье учащихся определяется исходным состоянием его здоровья на старте школьного обучения, но не менее важна и правильная организация учебной деятельности, а именно: 1) строгая дозировка учебной нагрузки; 2) построение урока с учетом динамичности учащихся, их работоспособности; 3) соблюдение гигиенических требований (свежий воздух, оптимальный тепловой режим, хорошая освещенность, чистота); 4) благоприятный эмоциональный настрой.

Слайд 4

Учитель постоянно должен заботиться о сохранении психического здоровья детей в норме, повышать устойчивость нервной системы учащихся в преодолении трудностей. У детей преобладает непроизвольное внимание. Ученик способен сосредоточиться лишь на том, что интересно, нравится, поэтому задача учителя – помочь ученику преодолеть усталость, уныние, неудовлетворенность. В известной степени неудовлетворенность собой является врожденной категорией и величайшим из стимулов к саморазвитию, обучению, условием борьбы и успеха. Но неудовлетворенность, не облагороженная разумом, может привести к агрессивности, мнительности, тревожности. Необходимо постоянно заботиться о том, чтобы привести в согласие притязания ученика его возможности. У учащихся развита интуитивная способность улавливать эмоциональный настрой учителя, поэтому с первых минут урока, с приветствия нужно создать обстановку доброжелательности, положительный эмоциональный настрой. Только через опыт совместного переживания у детей может развиться эмпатия, т.е. умение сопереживать.

Слайд 5

Простейшие упражнения для глаз обязательно нужно включать в физкультминутку в начале урока, так как они не только служат профилактикой нарушения зрения, но и благоприятны при неврозах, гипертонии, повышенном внутричерепном давлении. Это следующие упражнения: 1) вертикальные движения глаз вверх – вниз; 2) горизонтальное вправо – влево; 3) вращение глазами по часовой стрелке и против; 4) закрыть глаза и представить по очереди цвета радуги как можно отчетливее; 5) на доске до начала урока начертить какую-либо кривую (спираль, окружность, ломаную); предлагается глазами «нарисовать» эти фигуры несколько раз в одном, а затем в другом направлении. Такие упражнения особенно с восторгом принимают младшие школьники, что очень хорошо, учитывая учебную нагрузку и возраст

Слайд 6

Здоровьесберегающие технологии на уроках английского языка в начальной школе. Нужно чаще использовать смену учебной деятельности, режимов работы, Проводить физических минуток, расслабления во время прослушивания песен. Введение и закрепление слов должно происходить в игровой форме с использованием движения. При изучении и драматизации диалогов дети активно используют движения, то есть они не просто рассказывают диалоги, а показывают их. Использовать в практике работы подвижные игры, что способствует развитию у учащихся коммуникативных навыков, двигательной активности, концентрации внимания, воображения, воображения, а также познавательных и языковых способностей. Можно применять на уроках игрушки и картинки, дети имитируют действия с ними, что способствует развитию различных видов памяти: образной, ассоциативной, словесно-логической. Разучивание и исполнение стихов и песен на английском языке играет особую роль, ученики всех классов занимаются этим видом деятельности с особым удовольствием.

Слайд 7

Здоровьесберегающие технологии в средней и старшей школе. Проблемы взаимозависимости правильного питания и поддержания организма в хорошей форме, диетического питания и активности, профессионального и любительского спорта и его влияния на продолжительность жизни - это тем, которые изучаются в средней и старшей школе. Всесторонне могут обсуждатся вредные привычки молодежи такие, как курение, употребление спиртных напитков и наркотиков и их влияние на только на физическое, но и на психическое здоровье неокрепшего организма, на деторождение и др. Учащиеся не только читают тексты по проблемам, они обсуждают их в диалогах, группах, готовят проекты по этим темам, доклады и рефераты, находя и творчески перерабатывая информацию по интересующим их вопросам, что способствует воспитанию их творческих способностей.

Слайд 8

Вот лишь некоторые темы, которые изучаются и обсуждаются на уроках английского языка: «Соотношение работы и отдыха для правильной организации режима дня»; «Климат и его влияние на здоровье человека»; «Спорт и здоровый образ жизни»; «Здоровое питание и влияние его на здоровье»; «Экстремальные виды спорта»; «Генетически-модифицированные продукты и их влияние на здоровье людей»; «Профилактика болезней»; «Природная среда как фактор здоровья населения»; «Основы безопасности жизнедеятельности»; «Природные катаклизмы и правила поведения в чрезвычайной ситуации»; «Проблемы выживания в современном мире»; «Проблемы молодежи»; «Здоровье и культура общения»; «Труд, здоровье, долголетие»; «Генетические проблемы здоровья»; «Технический прогресс и человеческие способности».

Слайд 9

Здоровьесбережение в учебниках нового поколения отражается следующим образом: В учебниках нового поколения, особенно для учащихся старших классов, авторы ввели много тем, связанных с охраной здоровья, которые являются очень хорошим средством развития навыков изучения языка. Они помогают учащимся узнать много интересного и полезного для того, чтобы подольше оставаться здоровыми (как вести здоровый образ жизни), содержится информация о вредных и полезных для здоровья привычках, о том, как в других странах мира люди сохраняют свою форму, чем отличаются русские в своих привычках в отношении здоровья от других народов, о питании, диете и т.д. Методический аппарат данных, отражая своё мнение по данной проблеме учебников, предполагает выражение учащимися собственных мыслей по этому вопросу.

Слайд 10

Спасибо за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Педагогическая поддержка как фактор здоровьесбережения на уроках английского языка

Современный урок английского языка характеризуется большой интенсивностью и требует от учеников концентрации внимания, напряжения сил. Быстрая утомляемость на уроках иностранного языка вызвана специфи...

Презентация "Здоровьесбережение на уроках английского языка"

Иностранный язык - один из самых  сложных предметов в школе и  характеризуется большой интенсивностью, требующий от учащихся концентрации внимания и напряжения сил на протяжении всего урока....

Здоровьесбережение на уроках английского языка

методическая разработка на тему: "Элементы здоровьесбережения на уроках английского языка"...

Здоровьесбережение на уроках английского языка

Здоровьесбережение на уроках английского языка...

Игра как способ обучения и здоровьесбережения на уроках английского языка

Игра - одна из важнейших форм релаксации. Игра  может быть не только обучающей, а способствовать получению положительных эмоций....

Презентация по теме "Реализация элементов технологий здоровьесбережения на уроках английского языка"

Выступление на РМО по теме "Реализация элементов технологий здоровьесбережения на уроках английского языка"(из опыта работы).Дерево также нуждается в испарении и частом освежении при помощи ветров, до...