Современные интерактивные педагогические технологии обучения на уроках английского языка. Технология «Ролевая игра».
учебно-методический материал по английскому языку на тему

Существует несколько интерактивных педагогических технологий, реализуемых на уроках английского языка, например технология "ролевая игра"

Скачать:


Предварительный просмотр:

Современные интерактивные педагогические технологии обучения на уроках английского языка. Технология «Ролевая игра».

Современные интерактивные педагогические технологии обучения на уроках английского языка. Технология «Ролевая игра».

«Педагогическая технология- более или менее жестко запрограммированный процесс взаимодействия преподавателя и учащихся, гарантирующий достижение поставленной цели» (М.И. Махмут)
В настоящее время стратегическая задача развития школьного образования заключается в обновлении его содержания, методов обучения и достижения на этой основе принципиально нового качества обученности.
Иностранный язык обладает рядом особенностей, которые необходимо учитывать при организации обучения, а именно:

  • межпредметностью – содержанием речи могут сведения из различных областей знаний;
  • многоуровневостью – с одной стороны, необходимо овладение различными языковыми средствами, с другой – умениями в четырех видах речевой речи;
  • полифункциональностью – иностранный язык может выступать как цель обучения и как средство приобретения сведений в других областях знаний;
  • ситуативность – решение конкретных коммуникативных задач в условиях ситуативного иноязычного общения

На данном этапе главная цель обучения иностранному языку состоит в формировании коммуникативной компетенциит.е. в способности и готовности осуществлять иноязычное межличностное и межкультурное общение в реальной языковой среде.Основной стратегией обучения становится личностно-ориентированный подход , ставящий личность ребенка, его возможности и способности, склонности и потребности в центр учебно-воспитательного процесса. Все это может быть реализовано на основе новых образовательных технологий.Современные интерактивные педагогические технологии (ИПТ) включают в себя: диалоговое общение, критическое мышление, умение решать проблемы, принимать решения, комплексное взаимодействие приобретенных ЗУН, формирование личностных качеств ребенка.Различные педагогические технологии помогают разнообразить учебную деятельность, а также способствуют повышению мотивации к обучению.

Технология «Ролевая игра». Ролевая игра – это речевая, игровая и учебная деятельности одновременно. С точки зрения учащихся, ролевая игра – это игровая деятельность, в процессе которой они выступают в разных ролях. Учебный характер игры ими часто не осознается. Для учителя же цель игры – формирование и развитие речевых навыков и умений учащихся. Ролевая игра управляема, ее учебный характер четко осознается учителем. Поскольку ролевая игра строится на межличностных отношениях, она вызывает потребность в общении, стимулирует интерес к участию в нем на иностранном языке, т.е. выполняет мотивационно-побудительную функцию. Ролевую игру в значительной степени определяет выбор языковых средств, способствует развитию речевых навыков и умений, позволяет моделировать общение учащихся в различных речевых ситуациях. Другими словами, она представляет собой упражнение для овладения навыками и умениями в условиях межличностного общения. В этом плане ролевая игра обеспечивает обучающую функцию. Ролевая игра формирует у школьников способность сыграть роль другого. Существует огромное количество форм ролевых игр на уроках английского языка: презентации, клубы по интересам, интервью, заочные путешествия, круглые столы, пресс-конференции, экскурсии, сказки, репортажи и т.д. Как показывают результаты обучения, применение ролевой игры на уроках иностранного языка способствует положительным изменениям в речи учащихся как в качественном отношении (разнообразие диалогических единств, инициативность речевых партнеров, эмоциональность высказывания), так и в количественном (правильность речи, объем высказывания, темп речи).

Что же такое ролевая игра ? В методической литературе ролевая игра определяется как спонтанное поведение учащихся, их реакция на поведение других людей, участвующих в гипотетической ситуации. Ролевая игра – это своеобразный учебный прием, при котором учащийся должен свободно говорить в рамках заданных обстоятельств, выступая в роли одного из участников иноязычного общения. Обязательным элементом игр является разрешение проблемной ситуации. Это улучшает мотивированность высказываний, делает их более аргументированными и эмоциональными. Ролевая игра , основанная на решении той или иной проблемы, обеспечивает максимальную активизацию коммуникативной деятельности учащихся. Поиск решения поставленной задачи предполагает естественность общения. Постановка проблемы и необходимость её решения способствуют также развитию критического мышления у учащихся. И, наконец, необходимость тщательного продумывания ситуации, поиска правильного решения развивает логическое мышление, умение аргументировать и контраргументировать, убеждать собеседника.

          Исследователи разработали определенные правила ролевых игр, а именно :

- Учащийся должен уметь поставить себя в ситуацию, которая может возникнуть в реальной жизни ;

- учащийся должен адаптироваться к своей роли в предложенной ситуации, при этом в одних случаях он может играть самого себя, в других – взять на себя воображаемую роль ;

- участникам ролевых игр необходимо вести себя так, как если бы все происходило в реальной жизни, их поведение должно соответствовать их роли ;

- единицы иностранного языка должны быть использованы в целях коммуникации, а не для их закрепления

Технология ролевой игры состоит из следующих этапов:

        1. Этап подготовки. Подготовка ролевой игры начинается с разработки сценария – условного отображения ситуации и объекта. Затем составляется план проведения игры. Учитель должен иметь общее описание процедуры игры и четко представлять характерные особенности действующих лиц.

        2. Этап объяснения. На данном этапе идет ввод в игру, ориентация участников, определение режима работы, формулировка главной цели урока, а также необходимо обосновать учащимся постановку проблемы и выбор ситуации. Выдаются заранее подготовленные пакеты необходимых материалов, инструкций, правил. При необходимости учащиеся обращаются за помощью к учителю за дополнительными разъяснениями. Учитель должен настроить учащихся на то, что нельзя пассивно относиться к игре, нарушать регламент и этику поведения.

        3.Этап проведения – процесс игры. На этом этапе учащиеся разыгрывают предложенную им ситуацию, выполняя определенные роли.

        4. Этап анализа и обобщения. По окончании игры учитель вместе с учащимися проводит обобщение, т. е. учащиеся обмениваются мнениями, что, на их взгляд, получилось, а над чем еще стоит поработать. В заключение учитель констатирует достигнутые результаты, отмечает ошибки, формулирует окончательный итог урока. При анализе обращается внимание на соответствие использованной имитации с соответствующей областью реальной ситуации.

        Технологическую схему ролевой игры можно представить следующим образом:

Этап подготовки

 - разработка сценария;

 - составление плана;

 - общее описание игры;

 - характерные особенности действующих лиц

Этап объяснения

 - ориентация участников;

 - определение режима работы;

 - формулировка главной цели;

 - постановка проблемы;

 - выбор ситуации;

 - работа с пакетом документов;

 - психологическая подготовка участников

Этап проведения

 - процесс игры

Этап анализа и обобщения

 - вывод из игры;

 - анализ, рефлексия;

 - оценка и самооценка работы;

 - выводы и обобщения;

 - рекомендации

        

        Многие исследователи считают, что интервью – одна из самых простых форм проведения ролевой игры. В качестве основы для интервью может быть использован любой материал на иностранном языке.

        Один участник игры исполняет воображаемую роль, предварительно придумав «историю». Второй участник готовит интересные вопросы, которые затем задает в интервью.

        Предлагается записывать интервью на видеомагнитофон для дальнейшего анализа ролевой игры с точки зрения успешности общения.

           В зависимости от цели занятия и уровня подготовленности учащихся ролевые игры могут проводиться в парах, в подгруппах и в целой группе. Ролевая игра в парах – самый простой вид ролевых игр. Здесь можно использовать анкеты, которые учащиеся должны заполнить, задавая друг другу вопросы. Ролевые игры в подгруппах могут проводиться по-разному. Некоторые авторы считают, что все подгруппы должны играть одновременно, а преподаватель контролировать их работу, переходя от одной группы к другой. Но есть и такой вариант : когда подгруппы играют по очереди : одна подгруппа играет, а остальные слушают и оценивают с тем, чтобы принять участие в дальнейшем обсуждении.

 Заслушивают внимания и так называемые «ролевые карты». Каждый участник получает карточку, одна её сторона одинакова для всех, она содержит информацию о ролевой ситуации, о проблеме, которую надо решить. На обратной стороне – информация о данном действующем лице, указывается возможная линия его поведения.

Итак, ролевая игра – это обучение в действии, повышающее качество обучения; помогает учащимся совершенствовать речевые умения и навыки в диалогической речи мотивирующий фактор, так как она (игра) вызывает интерес учащихся.

Интернет-ресурсы

http://www.uchportal.ru/publ/23-1-0-4416

http://nsportal.ru/shkola/inostrannye-yazyki/library/2012/02/12/rolevaya-igra-na-urokakh-inostrannogo-yazyka

http://www.metod-kopilka.ru/statya-na-temu-rolevaya-igra-na-urokah-angliyskogo-yazika-59819.html