Влияние языкового портфеля на мотивацию учащихся
статья по английскому языку на тему

В данной статье Вы можете найти полезную информацию по теме "Языковой портфель"

Скачать:


Предварительный просмотр:

ВЛИЯНИЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ТЕХНОЛОГИИ ЯЗЫКОВОГО ПОРТФЕЛЯ НА ПОВЫШЕНИЕ МОТИВАЦИИ УЧАЩИХСЯ

Учитель английского языка

высшей категории МКОУ СОШ №5с УИОП

Федулова А.С.

Федеральные государственные стандарты второго поколения меняют статус изучения иностранного языка, усиливают его практическую направленность.

     В основу Стандарта положен деятельностный подход в образовании.  Главным условием реализации данного подхода является обеспечение детской самостоятельной и инициативной деятельности в языковом образовании, отказ от репродуктивных методов и способов обучения со стороны учителя, ориентация на интерактивные формы взаимодействия учащихся и педагогов как в учебной, так и внеурочной деятельности.

     Реализуя данный подход, можно повысить учебную мотивацию к предмету «иностранный язык» за счет изменения системы оценивания школьников, расширения форм и видов деятельности учащихся средствами ИЯ, улучшения психологической и эмоциональной атмосферы в классе.       Впервые в Стандарте смещен акцент с содержания образования на его результат. Цель обучения ИЯ рассматривается как интегральная характеристика личности учащегося, включающая в себя предметную коммуникативную компетенцию, метапредметные компетенции (информационная, проектная, исследовательская, регулятивная) и развитие личности учащегося средствами ИЯ.

     Одной из перспективных технологий обучения иностранному языку и мониторинга качества образования в последние годы становится языковой портфель. Актуальность языкового портфеля обусловлена тем, что предлагаемая в нём шестиуровневая система владения языком, полностью соответствует общеевропейским стандартам, является надежной основой для сдачи международных экзаменов. Последнее вместе с ФГОС создает предпосылки для успешной подготовки к ЕГЭ. В условиях введения профильного обучения языковой портфель оказывается незаменимым помощником для тех, кто решил связать свою профессиональную деятельность с иностранными языками. Британские издательства используют в УМК технологию языкового портфеля уже давно и очень успешно.

     Языковой портфель определяется как пакет рабочих материалов, которые представляют тот или иной результат учебной деятельности учащегося по овладению иностранными языками. Такой набор материалов дает учащемуся и преподавателю возможность по продукту учебной деятельности, представленному в языковом портфеле, самостоятельно или совместно анализировать и оценивать объем работы и спектр достижений учащегося в области изучения языка и культуры, динамику овладения изучаемым языком в различных аспектах, а также опыт учебной деятельности в данной области. Языковой портфель как инструмент оценки и самооценки достижений учащегося посредством контрольных листов/карт самооценки позволяет осуществлять мониторинг развития и совершенствования коммуникативных умений в различных формах иноязычного речевого общения, фиксировать динамику уровня владения иностранным языком, как в целом, так и компетенции в отдельных видах иноязычной речевой деятельности.

     Наряду с этим, направленность языкового портфеля на рефлексивную самооценку, обобщение и фиксацию учащимся своего опыта иноязычного речевого общения создает условия для обобщения пройденного материала, определенного объема тренировочной работы и речевой практики в области изучаемого языка и межкультурного общения. Языковой портфель актуален как инструмент повышения уровня субъектности ученика, самооценки его достижений в процессе овладения иностранным языком и уровня владения изучаемым языком, а также как инструмент демонстрации учебного продукта. Он включает в себя следующие разделы:

1) Языковой паспорт, отражающий опыт и уровень владения языком владельца портфеля. Сюда также включаются личные данные ученика, его увлечения. В паспорте учащийся в краткой форме отражает свою коммуникативную и некоммуникативную компетенции. Речь идет обо всех неродных изучаемых им языках, экзаменах и результатах, межкультурных контактах. Паспорт имеет следующие разделы:

  • Языки общения в моей семье и языки, на которых говорят мои ближайшие родственники.
  • Где я учился/училась.
  • Языки, которые я изучаю.
  • Пребывание за границей. Проекты на ИЯ.
  • Языки обучения (билингвальное обучение).
  • Таблицы для самооценки (общеевропейская шкала шести уровней владения языками:

 А1-Выживание

 А2-Допороговый

 В1-Пороговый

 В2-Пороговый продвинутый

 С1-Высокий

 С2-Владение в совершенстве.

  • Результаты ГИА, ЕГЭ.
  • Результаты международных экзаменов по ИЯ.

2) Языковая биография, включающая листы/карты самооценки и мониторинг выполнения контрольных работ по предмету. В языковой биографии учащийся также определяет свой уровень владения изучаемым языком по таблице самооценки. Он внимательно осваивает описание коммуникативных умений в листах самооценки, затем отмечает те коммуникативные умения, которыми он, по его мнению, уже овладел, и те, которыми ему предстоит овладеть.

3) В досье учащийся собирает весь материал, свидетельствующий о его успехах в овладении языками. Это могут быть работы:

-выполненные самостоятельно на уроке контрольные работы, тесты, сочинения;

-выполненные дома, на внеклассных занятиях: проекты, рефераты, доклады,

презентации;

-фотоматериалы, дипломы, сертификаты, свидетельства, подтверждающие участие и достижения пользователя портфеля в различных конкурсах, олимпиадах, фестивалях на ИЯ.

   В контексте современной концепции лингвистического образования языковой портфель позволяет реализовать основные его функции в процессе обучения/овладения иностранным языком:

1. информационную/социальную — документировать имеющийся у учащегося опыт в области изучения языка и культуры, фиксировать данные языкового развития личности учащегося, обеспечить информацию о достижениях и динамике уровня владения изучаемым языком, предоставить данные и материалы об опыте коммуникативной и учебной деятельности учащегося в области иностранного языка;

2. педагогическую — развивать способность учащегося к рефлексивной самооценке своего речевого и учебного опыта в области изучения иностранного языка и повышать уровень мотивации, способность к осознанию характера и процесса овладения изучаемым языком. Работа с языковым портфелем должна носить систематический характер:

 учащиеся заполняют или корректируют паспорт в начале учебного года,

 учащиеся вкладывают образцы своих работ и проектов (для мониторинга выполнения учебных заданий),

 учащиеся фиксируют результаты выполнения тестов текущего, промежуточного и итогового контроля, для того чтобы отследить положительную или отрицательную динамику обучения;

 учитель систематически просматривает языковые портфели учащихся с целью проверки выполненных заданий, корректировки своей педагогической деятельности.

      Практическая значимость языкового портфеля состоит в том, что он направлен на актуализацию самостоятельной учебной деятельности по овладению иностранным языком и активизацию учащегося как субъекта этой деятельности. Использование языкового портфеля позволяет преподавателю реализовать координацию и интеграцию с другими предметами (страноведческой, культуроведческой направленности, общефилологическими предметами). Межпредметная координация может осуществляться не только за счет выполнения и представления в языковом портфеле междисциплинарных заданий и проектов, но и путем использования изучаемого языка как средства информационно - коммуникативной деятельности. Работа с языковым портфелем вносит в учебный процесс особую систему взаимодействия преподавателя и учащегося. Это взаимодействие приобретает характер переговоров, консультаций, определенных «учебных контрактов», в которых ответственность за решение задач учебной деятельности разделяется обоими субъектами. При этом учащийся реально осознает себя субъектом учебной деятельности, ответственным за результат овладения изучаемым языком, а преподаватель реализует взаимоотношения партнерского сотрудничества. Таким образом, анализ педагогических возможностей языкового портфеля как средства рефлексивного овладения иностранным языком показывает, что его использование в самостоятельной работе учащегося позволяет обеспечить:

личностно ориентированный характер обучения иностранному языку, при котором для учащегося складываются условия осознания и реализации реальных личностно значимых потребностей в изучении языка и культуры;

аутентичность в обучении иностранному языку, включая аутентичность коммуникативного поведения и межкультурного общения, аутентичность учебной деятельности учащегося с учетом его реальных мотивов и потребностей, аутентичность взаимодействия в системе учащийся — преподаватель — учебная группа;

повышение субъектности учащегося как сложного интегрального качества личности, формирующееся в процессе его учебно – познавательной деятельности и включающее осознанное отношение к образованию, появление активности, инициативности, самостоятельности, креативности и ответственности в учебной деятельности;

формирование метапредметных компетенций и развитие реальной самостоятельности/автономности учащегося в учебной деятельности по овладению иностранным языком и иноязычной культурой.

       Систематическое, поэтапное заполнение языкового портфеля реализует идею непрерывного образования и приобретает особую значимость при переходе обучения с одной ступени на другую. Кроме того, посредством ИЯ дети раскрывают свою личность, мысли, побуждения, мечты. Языковой портфель повышает мотивацию учащихся, их ответственность за результаты учебного процесса, способствует развитию сознательного отношения школьников к процессу обучения и его результатам, поощряет заинтересованность учащегося в постоянном развитии и совершенствовании языковых умений. Перспектива этой технологии очевидна. Внедрение языкового портфеля в практику школ естественным образом ставит ученика, его межкультурный и коммуникативный опыт во главу всего образовательного процесса, что существенно влияет на повышение качества изучения ИЯ. Языковой портфель, являясь инструментом объективной оценки учащегося, обеспечивает его личностное развитие, как субъекта образовательного процесса и повышение мотивации в овладении иностранным языком.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

  1. Европейский языковой портфель для России. М.: МГЛУ; СПб Златоуст, 2001
  2. Общеевропейские компетенции владения иностранным языком: Изучение, преподавание, оценка. Департамент современных языков, Страсбург, 2001; рус. пер. М., МГЛУ, 2003
  3. Полат Е.С. Портфель ученика//ИЯШ. 2002. №1. С. 22-27
  4. Федеральный государственный образовательный стандарт начального. Основного и общего образования [Текст]/ М-во образования и науки РФ. – М.: Просвещение, 2011
  5. Гальскова Н.Д., Гез Н.И. Теория обучения иностранным языкам. Лингводидактика и методика. М., 2006


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Языковой портфель учащегося. Презентация.

Представлены  результаты  исследовательской  работы  по  использованию  Языкового  портфеля  учащегося  для  повышения  результативности  об...

Языковой портфель как средство обучения и инструмент оценивания достижений учащихся по иностранному языку

Языковой портфель – это пакет документов, позволяющий учащемуся самостоятельно  фиксировать и оценивать свои достижения и опыт  в овладении иностранным языком....

Языковой портфель как средство формирования учебно-познавательной и коммуникативной компетенций при обучении учащихся основной школы иностранному языку

Статья посвящена формированию учебно-познавательной компетенции с помощью технологии "языковой портфель". В статье раскрываются понятия "компетенция", "учебно-познавательная компетенция", "языковой по...

языковой портфель для учащихся по английскому языку

Эта статья предназначена для учащихся, которые увлекаются английским языком и хотят связать с ним свою жизнь. Статья поможет в организации и создании языкового портфеля....

Особенности работы с языковым портфелем учащегося.

Для повышения учебной мотивации учащихся должна быть создана определенная система совместной деятельности ученика и учителя, которая разделяет ответственность за процесс обучения между ними. Вот как р...

Языковой портфель, как способ мотивации обучающихся при изучении иностранных языков.

Языковой портфель, самый эффективный способ формирования положительного отношения ученика к иностранным языкам....

Методические рекомендации по ведению Языкового портфеля учащихся начальных классов по иностранному языку на основе ФГОС для формирования мотивации к изучению ИЯ

Языковой портфель как технология соответствующая ФГОС в области языкового образования, предъявляемые к качеству обучения иностранному языку на начальной ступени общего школьного образования  закл...