Методические рекомендации по ведению Языкового портфеля учащихся начальных классов по иностранному языку на основе ФГОС для формирования мотивации к изучению ИЯ
материал по немецкому языку
Языковой портфель как технология соответствующая ФГОС в области языкового образования, предъявляемые к качеству обучения иностранному языку на начальной ступени общего школьного образования закладывает основу для формирования у младших школьников:
- базовых коммуникативно-речевых компетенций по иностранному языку; межкультурной компетенции; самооценки при овладении иностранным языком;
- уважения к другим языкам и культурам и чувства гордости за свою страну, город, школу, семью. Языковой портфель может быть использован учащимися 7-10 лет в процессе изучения иностранного языка. Языковой портфель не заменяет деятельность по обучению иностранным языкам, а сопровождает ее в процессе формирования коммуникативной и межкультурной компетенции учащихся.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 20.26 КБ |
Предварительный просмотр:
Методические рекомендации по ведению Языкового портфеля учащихся начальных классов по иностранному языку на основе ФГОС для формирования мотивации к изучению ИЯ
Языковой портфель как технология соответствующая ФГОС в области языкового образования, предъявляемые к качеству обучения иностранному языку на начальной ступени общего школьного образования закладывает основу для формирования у младших школьников:
- базовых коммуникативно-речевых компетенций по иностранному языку; межкультурной компетенции; самооценки при овладении иностранным языком;
- уважения к другим языкам и культурам и чувства гордости за свою страну, город, школу, семью. Языковой портфель может быть использован учащимися 7-10 лет в процессе изучения иностранного языка. Языковой портфель не заменяет деятельность по обучению иностранным языкам, а сопровождает ее в процессе формирования коммуникативной и межкультурной компетенции учащихся.
Цели, реализуемые с помощью технологии «ЯП» для начальной школы заключается в следующем:
работа с ЯП позволяет ученику:
1.повысить свою мотивацию в изучении иностранного языка осознать ценность межкультурного общения в своей стране и за ее пределами;
2. правильно организовать самостоятельную работу по овладению иностранным языком;
3.оценить свой уровень владения иностранным языком;
4. определить( вместе с учителем) наиболее рациональные способы совершенствования своих знаний и умений;
работа с ЯП позволяет учителю:
- повысить мотивацию в преподавании иностранного языка;
- 2. Планировать свою деятельность, ориентируясь на конкретные коммуникативные умения, отраженные в ЯП как цели обучения;
- Помочь каждому ученику осознать свой индивидуальный путь овладения языком и тем самым сформировать автономность обучающегося;
- Осознать важность проблемы поддержки языкового многообразия в классе, школе и развития многоязычия отдельной личности;
- Вносить необходимые коррективы в процесс обучения на основе полученной информации;
- Повысить свое профессионально- методическое мастерство;
- Языквой портфель для начальной школы представляет собой пособие – иллюстрированный Дневник, который красочно и ярко оформлен и содержит ясные и занимательные задания, понятные и интересные детям. В ЯП ученик фиксирует свои достижения и опыт в овладении иностранным языком.
Работа с ЯП важна для детей, поскольку:
- Маленькому ученику важно осознание успеха – причем такого успеха, который может быть «осязаем», который можно подержать в руках;
- Младшие школьники стремятся получить оценку себе и своей деятельности со стороны взрослых – тольк так развивается их самооценка, ЯП представляет возможность взаимодействия ребенка со взрослыми( учителем, родителями) в оценке своих результатов;
- Помогает маленькому ученику увидеть смысл в том, чтоон делает, и развивать свою ответственность;
- Работа с ним развивает все психические процессы детей – восприятие, мышление, внимание, память и воображение.
ЯП ученика начальной школы рекомендуется использовать, как часть Порфеля достижений учащихся (портфолио), с оформлением титульного листа на иностранном языке.
ЯП включает в себя 3 раздела, которые предваряются первой страницей, представляющей информацию о целях ЯП и заканчивается последней страницей, которая подводит итоги изучения иностранного языка и заполняется учителем.
ЯП состоит из следующих разделов:
Раздел 1- «Языки, которые я знаю» выполняет функции:
1.социальую – формирование интереса к другим языкам и культурам;
2. педагогическую – определения своего уровня владения языком.
Раздел 2- « Мои успехи»- выполняет педагогическую функцию: формирование самостоятельной оценки детьми своих успехов в изучении иностранного языка как средства межкультурного общения.
Раздел 3 – « Копилка» - реализует информационную функцию: демонстрация учащимися своих достижений в виде конкретного продукта.
Содержание разделов:
В разделе 1- «Языки, которые я знаю» ученик:
- Описывает свой опыт изучения языка и межкультурного общения;
- Определяет свой уровень владения соответствующим языком; При выполнении заданий раздела учащиеся должны задуматься, какой язык является языком общения в семье и на каких языках могут общаться их родственники, приходят к выводу, что очень важно знать не только языки, но и культурные традиции республик России, куда они поедут навестить своих близких, и зарубежных стран, они могут поехать в туристическую поездку с родителями. Важен даже незначительный опыт иноязычной коммуникации, так как он способствует осознанию обучающимися практической значимости изучения иностранных языков, развитию мотивации к их изучению. В данном разделе в обязательном порядке должны быть листы для самооценки с описанием коммуникативной задачи, которые входят в содержание целей для начальной школы. Контрольные листы самооценки предлагается заполнять в течение определенного периода с тем, чтобы проследить динамику качественного совершенствования речевых умений по данным двух диагностик: в конце 3 и 4 классов и определить уровень владения иностранным языком на основе таблицы самооценки самим учеником и с помощью учиеля. При этом учащийся может отметить, что ему удается свободно, что он умеет делать в ограниченных условиях, и что он выделяет в качестве цели работы над языком. В листах самооценки ученик может указать, что он достигает разного уровня по отдельным видам деятельности.
В разделе « Мои успехи» предлагаются контрольные листы для самооценки по четырем видам речевой деятельности: аудирование, говорение, чтение, письмо. С этой целью с учетом основных критериев оценки уровнем владения ИЯ для самооценки предлагается список типичных коммуникативных умений в 4 видах деятельности, которые тематически соответствуют программному материалу начальной школы. Ученики самостоятельно оценивют свой прогресс в овладенииИЯ, отмечая здесь свои достижения в аудировании, говорении,чтении и письме закрашиванием прямоугольников. При закрашивании ученик руководствуется правилами, с которыми его знакомит учитель:
- Я могу это делать- закрашивается половина прямоугольника
- Мне это легко удается – закрашиваетсч весь прямоугольник
- Это моя цель( не умеет это делать)- ставится восклицательный знак «!»
- Мнение учителя отмечается знаком «+»
В рамках каждого вида деятельности рекомендуется разместить пустые прямоугольники или картинки, в которые ученик может вписать то, что по его мнению, он также умеет и может делать. Большую часть данного раздела должны занимать контрольные листы самостоятельного оценивания языковых умений по отдельным темам, в которых видно, что надо изучить, что уже освоено и насколько хорошо. Обязательна проверка результатов самооценки, так ученик должен доказать свою компетенцию или в результате беседы с учителем, или в результате проверки с помощью упражнения. Оценить свои собственные способности – непростая задач для детей, поэтому ученика нужно подготовить к самооценке, которое ему предлагает ЯП. В зависимости от вида компетенции и в рамах определенного уровня учитель может задать ученику вопросы типа: « Как ты думаешь, ты можешь описать свою семью?» - и предложить поразмышлять над конкретными критериями: способен ли ученик при этом описать свою маму, рассказать о ее профессии и т.д .Подобные виды деятельности обеспечивают осознанное овладение языком и помогаю ученикам развивать свои учебные умения и отношение к изучению языков и культур.
Учитель помогает ученику не просто фиксировать его достижения, но и показывает, что еще ему нужно выучить, чему научиться, чтобы уметь использовать иностранный язык. Учитель помогает ученикам осознать свои достижения и недостатки и выработать пути по совершенствованию своей работы над языком. После каждой изученной темы учитель и ученик обсуждают насколько успешно они поработали и что необходимо делать в дальнейшем.
Раздел –« Мои успехи» в обязательном порядке включает мониторинг выполнения диагностических и контрольных работ по предмету и рейтинговую оценку, которую заполняет учитель. Этот раздел может содержать страничку « Мои любимые задания».
Третий раздел- « Копилка»- единственный раздел ЯП, с которым дети работают постоянно, начиная с первого года обучения иностранным языкам. « Копилка» это специальная папка, в которую дети собирают продукты своего труда – результаты деятельности по овладению иностранным язык картинки с подписями на иностранном языком, которые они хотели бы сохранить и показать другим. Папка включает в себя «лучшие» с точки зрения учащегося работы, свидетельствующие об его успехах в овладении иностранным языком:- картинки с подписями на иностранном языке;
- лучшие письменные работы( не обязательно с отличными оценками)
- стихи и рассказы, написанные учащимися;
- индивидуальные и групповые проекты;
- письма, открытки, фотографии
- грамоты, награды и другие формы признания достижений учащегося;
Особое место в данном разделе ЯП следует отвести проектным работам. Учащиеся сами отбирают проекты для размещения их в разделе « Копилка».
Каждый год папка пополняется новыми материалами по выбору ученика, которые могут время от времени пересматриваться.
Если ученик переходит в другой класс или школу из копилки выбираются образцы работ ученика и передаются в новую школу вместе с ЯП. Или при переходе в другую школу
Последняя страница ЯП предназначена учителю, который заполняет ее по окончании учеником начальной школы. Здесь учитель отмечает, какой язык изучал ученик в начальной школе, по каким программам и УМК. На этой странице дается характеристика сформированности компетенций ученика в разных видах речевой деятельности. Та или иная компетенция может быть:
- сформирована;
- находиться в процессе формирования;
- не сформирована;
В конце страницы необходима подпись учителя, дата и печать школы.
Титульный лист заполняется совместно с учителем на иностранном языке. Большую часть времени должна занимать работа с третьим разделом- « Копилкой»
во 2 классе, а к разделам « Языки, которые я знаю» и « Мои успехи» в 3 и 4 классах.. Промежутки между проведением занятий по самооценке должны быть продолжительными, чтобы ученики могли осознать свои достижения. Использование технологии « Языковой портфель» требует совместной работы ученика и учителя.
Итоговая оценка по начальному уровню обучения определяется на основе итоговой диагностики предметных и метапредметных результатов по предмету «Иностранный язык», а также на основе положительных результатов, накопленных учеником в Языковом портфеле.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ НА УРОКАХ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА СТИХОТВОРЕНИЙ И РИФМОВОК КАК СРЕДСТВА МОТИВАЦИИ К ИЗУЧЕНИЮ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА.
В СТАТЬЕ ДАНЫ ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ВЫКЛАДКИ ИПРАКТИЧЕСКИЕ СОВЕТЫ ПО ИСПОЛЬЗОВАНИЮ СТИХОВ НА УРОКАХ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА....
![](/sites/default/files/pictures/2014/02/21/picture-407501-1392986591.jpg)
СТАТЬЯ НА ТЕМУ: ИСПОЛЬЗОВАНИЕ НА УРОКАХ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА СТИХОТВОРЕНИЙ И РИФМОВОК КАК СРЕДСТВА МОТИВАЦИИ К ИЗУЧЕНИЮ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА. (английский язык)
СТАТЬЯ НА ТЕМУ: ИСПОЛЬЗОВАНИЕ НА УРОКАХ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА СТИХОТВОРЕНИЙ И РИФМОВОК КАК СРЕДСТВА МОТИВАЦИИ К ИЗУЧЕНИЮ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА. (английский язык)...
![](/sites/default/files/pictures/2015/02/03/picture-576884-1422965360.jpg)
Методические рекомендации по организации практических занятий студентов СПО по дисциплине иностранный язык.
Данные методические рекомендации помогут преподавателям учреждений СПО организовать практические занятия студентов на основе деятельностного и компетентностного подходов к обучению,...
![](/sites/default/files/pictures/2015/06/21/picture-552011-1434889683.jpg)
Методические рекомендации по выполнению студентами самостоятельной внеаудиторной работы учебной дисциплины Иностранный язык (Немецкий язык) по профессии СПО 19.01.17 Повар-кондитер
Данные Методические рекомендации по выполнению самостоятельной работы по дисциплине Иностранный язык (немецкий) предназначены для студентов специальности 19.01.17 Повар-кондитер. Целью Ме...
Методические рекомендации по развитию творческих способностей учащихся начальной школы на занятиях хореографией посредством танцевальных игр
В данной работе представлен опыт автора по использованию танцевальных игр на занятиях хореографией в целях развития творческих способностей. Она содержит в себе как теоретическую часть с подробным опи...
![](/sites/default/files/pictures/2016/06/21/picture-798962-1466476142.jpg)
Использование метода проекта для формирование ИКТ-компетентности учащихся начальных классов МБОУ ЛИТ в условиях реализации ФГОС
Использование метода проекта для формирование ИКТ-компетентности учащихся начальных классов МБОУ ЛИТ в условиях реализации ФГОС...
![](/sites/default/files/pictures/2014/11/03/picture-514286-1415041303.jpg)
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ОРГАНИЗАЦИИ ВНЕАУДИТОРНОЙ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ ПО УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЕ: ИНОСТРАННЫЙ ЯЗЫК ( АНГЛИЙСКИЙ ЯЗЫК)
Методические рекомендации по организации внеаудиторной самостоятельной работы разработаны в соответствии с требованиями рабочей программы « Английский язык»...