Использование метода проекта для формирование ИКТ-компетентности учащихся начальных классов МБОУ ЛИТ в условиях реализации ФГОС
статья по информатике и икт на тему

Толстиков Сергей Викторович

Использование метода проекта для формирование ИКТ-компетентности учащихся начальных классов МБОУ ЛИТ в условиях реализации ФГОС

Скачать:


Предварительный просмотр:

Использование метода проекта для формирование ИКТ-компетентности учащихся начальных классов МБОУ ЛИТ в условиях реализации ФГОС

 «Мы слишком часто даем детям ответы, которые надо выучить,

 а не ставим перед ними проблемы, которые надо решить».

Роджер Левин

Перед современной школой стоит задача формирования личности, готовой жить в стремительно меняющемся мире. Перемещаются акценты с усвоения определенной суммы фактов на формирование умения и потребности самостоятельно пополнять свои знания, ориентироваться в постоянно растущем потоке информации, а также на развитие коммуникативных навыков, готовности сотрудничать с другими людьми. Эти задачи конкретизированы в Федеральном государственном стандарте (далее – ФГОС) начального общего образования в виде требований к образовательным результатам учащихся. Прежде всего, это требования к метапредметным образовательным результатам:

  • активное использование информационных и коммуникативных технологий (далее – ИКТ) для решения коммуникативных и познавательных задач.
  • использование различных способов поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве сети Интернет), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и технологиями учебного предмета; в то числе умение вводить текст с помощью клавиатуры, фиксировать (записывать) в цифровой форме измеряемые величины и анализировать изображения, звуки, готовить свое выступление и выступать с аудио-, видео- и графическим сопровождением; соблюдать нормы информационной избирательности, этики и этикета.

Также информационные компетенции отражены в требованиях к результатам отдельных предметных областей основной образовательной программы начального общего образования. Если рассматривать отдельно некоторые предметы учебного плана, то, например, в предметной области «Математика и информатика» предметные результаты освоения основной образовательной программы предполагают приобретение учащимися первоначальных представлений о компьютерной грамотности, т.е. умений работать с информацией на всех уроках по предметам начального образования. При этом важно, чтобы формирование того или иного компонента ИКТ – компетентности было непосредственно связано с его применением. Тем самым обеспечивается естественная мотивация, цель обучения, контроль результатов освоения ИКТ, повышение эффективности применения ИКТ в данном предмете, формирование портфеля достижений, что необходимо для оценивания результатов освоения каждого предмета.

Поэтому младших школьников необходимо не только знакомить с ИКТ технологиями, но и учить применять эти технологии в своей деятельности, способствуя тем самым формированию у них ИКТ - компетенций, способности использовать информационно-коммуникативные технологии для доступа информации, ее поиска, обработки, оценки, а также для продуцирования и распространения, учитывая потребности формирующегося информационного общества. Достижение учащимися обозначенного результата происходит в процессе урочной и внеурочной деятельности.

Формирование ИКТ - компетенций в Лицее рассматривается как комплекс мероприятий, связанных с насыщением образовательной среды информационными средствами, информационными технологиями, доступом к ресурсам Интернет, формированием соответствующих компетентностей у младших школьников.

В ОУ реализуется программа внеурочной деятельности по курсу «Информатика и ИКТ», разработанная на основе авторской программы А.В. Горячева «Информатика в играх и задачах». Целью данного курса является формирование общих представлений школьников об информационной картине мира, информационных процессах как элементов реальной действительности; приобретение опыта создания и преобразования текстов, рисунков, схем, графов, информационных объектов с помощью компьютера; развитие умения строить простейшие информационные модели и использовать их при решении учебных и практических задач.

Курс информатики соответственно становится условием реализации требований ФГОС начального общего образования, так как именно в его рамках у младших школьников формируются ИКТ - компетенции, необходимые для выполнения проектов. Существует несколько определений понятия «проект». Для начальной школы более всего подходит определение, которое дал А.В. Горячев: «Проект – специально организованный учителем и самостоятельно выполняемый детьми комплекс действий. Завершающийся созданием творческих работ (проект – это то, что мы делаем)».

Метод проектов - это гибкая модель организации учебного процесса, ориентированная на самореализацию учащегося путем развития его интеллектуальных возможностей, волевых качеств и творческих способностей в процессе создания под контролем учителя новых «продуктов». Создавая простейшие мини-проекты, у учащихся формируются и отрабатываются:

  • навыки сбора, систематизации, классификации, анализа информации;
  • навыки публичного выступления (ораторское искусство);
  • умения представить информацию в доступном, эстетичном виде;
  • умения выражать свои мысли, доказывать свои идеи, работать в группе, команде, самостоятельно;
  • умения основательно изучить компьютерную программу, в которой создается проект;
  • умения воплощать свои творческие замыслы;
  • расширяются и углубляются знания в различных предметных областях;
  • повышается уровень информационной культуры, включающий в себя работу с различной техникой.

Метод проектов можно рассматривать и как технологию сотрудничества. Активное решение жизненных ситуаций требует поиска дополнительных знаний и выработки необходимых умений и навыков. Проект позволяет решить и проблему актуальности изучаемого материала, его значимости для ребенка.

В рамках реализации курса разработан целый комплекс мини-проектов. Уже в третьем и четвертом классе предполагается развивать умения выполнять заданные действия с мышью и клавиатурой, запускать программы, выполнять в них действия и завершать работу программ, работать с файлами и папками, выполнять операции на компьютере, относящиеся к работе с графическими, текстовыми редакторами, создавать простейшие презентации, осуществлять поиск информации.

Формы работы над проектом выбираются в зависимости от уровня подготовленности учащихся класса - индивидуальные для одаренных учеников и групповые для менее подготовленных учащихся.

В качестве одного из решений, позволяющих формировать ключевые компетенции учащихся на уроках, предлагается встраивание в образовательную деятельность робототехники. Основу этой новой технологии обучения составляет применение, как в учебной, так и во внеурочной деятельности, образовательных конструкторов LEGO. Программа LEGO® Digital Designer позволяет создавать разнообразные трехмерные объекты виртуальной реальности, которые конструируются при помощи огромного количества виртуальных LEGO – элементов, точно таких же, как во всемирно известном конструкторе. Командная работа над практическими заданиями способствует глубокому изучению составляющих современных роботов, а визуальная программная среда позволяет легко и эффективно изучить алгоритмизацию и начальные навыки программирования.

Использование LEGO-технологий в образовательной деятельности позволяет организовать творческую и исследовательскую работу учащихся, создает условия для применения знаний, умений и внешних ресурсов при решении задач реального мира, тем самым, создавая предпосылки для формирования ключевых компетенций, то есть готовности к эффективной деятельности в различных жизненных ситуациях в дальнейшем.

Другой формой внеурочной деятельности для эффективного формирования ИКТ - компетентности являются предметные дистанционные конкурсы, игры, которые способствуют развитию интереса школьников в области информатики и информационно-коммуникационных технологий, повышению мотивации изучения данной предметной области. Наши учащиеся являются постоянными участниками таких конкурсов, как «Кит», «Инфознайка», «Бобер», «Найди свой ответ в WWW».

Преподавание ИКТ направлено не только на освоение теоретических знаний и формирование практических навыков, но и стимулируют развитие логического мышления, творческих способностей, умения ставить цели деятельности и доводить работу по созданию информационных объектов до конечного результата.

В заключении хотелось бы отметить, что формирование ИКТ - компетентности у учащихся позволяет им приобретать качества, необходимые в жизни и в их будущей профессиональной деятельности. Развивает инициативу, творческий потенциал, коммуникативные способности, умение работать в команде; прививает общую информационную культуру школьника; реализует индивидуальный подход в обучении учащихся; является платформой для реализации межпредметных связей.

Толстиков Сергей Викторович,

учитель информатики МБОУ ЛИТ


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование ключевых компетентностей учащихся через оптимизацию образовательного процесса в условиях перехода на ФГОС нового поколения

Одним из приоритетов школьного образования сегодня становится овладение знаниями о современном обществе и умение применять их в конкретных жизненных ситуациях. Получение достоверной социальной информа...

Использование герменевтического подхода (методы и приёмы работы с текстом) на уроках истории и обществознания в условиях реализации ФГОС общего образования

Федеральный государственный образовательный стандарт среднего общего образования ориентирован на становление личностных характеристик выпускника и определяет образовательные (личностные, метапредметны...

Мастер-класс "Развитие образно-монтажного мышления учащихся 8 класса средствами ИКТ в условиях реализации ФГОС."

Мастер-класс для учителей изобразительного искусства и педагогов дополнительного образования.Согласно требованиям ФГОС программа по изобразительному искусству в 8 классах приобрела новое содержан...

Доклад на тему:" Использование метода проектов в формировании познавательной самостоятельности учащихся"

Выступление на педагогическом совете. Он отражает теоретический материал , и как я на практике его применяю....