Мастер-класс "Развитие образно-монтажного мышления учащихся 8 класса средствами ИКТ в условиях реализации ФГОС."
план-конспект по изобразительному искусству (изо) на тему

Алиева Луиза Наримановна

Мастер-класс для учителей изобразительного искусства и педагогов дополнительного образования.

Согласно требованиям ФГОС программа по изобразительному искусству в 8 классах приобрела новое содержание. На уроках педагоги должны раскрыть особенности творческой работы художника  в синтетических видах искусства – театра, фотоискусства, кино и телевидения. По каждой теме  предлагается система практических художественно-творческих заданий (фотосъемка, видеосъемка, освоение основ монтажа, создание анимационных мини-фильмов, раскадровка и т.п.).

Цель занятия: познакомить учителей с особенностями организации практической деятельности учащихся 8 класса по выполнению упражнений: раскадровки сюжетной картины и создания анимационного ролика (animatics) с использованием компьютерных технологий

Структура мастер-класса: включает в себя две части – организационно-теоретическую и практическую(упражнения по раскадровке).

Скачать:


Предварительный просмотр:

Мастер-класс: Развитие  образно-монтажного мышления учащихся 8 класса средствами ИКТ в условиях реализации ФГОС.

Автор: Алиева Луиза Наримановна,

учитель изобразительного искусства и черчения

ХМАО-Югра, г.Нефтеюганск, МБОУ «СОШ №1»

Мастер-класс для учителей изобразительного искусства и педагогов дополнительного образования

Тема: Развитие  образно-монтажного мышления учащихся 8 класса средствами ИКТ в условиях реализации ФГОС.

Аудитория: учителя изобразительного искусства и педагоги  дополнительного образования. Количество участников: 7-8  человек

Структура мастер-класса: включает в себя две части – организационно-теоретическую и практическую.

Цель: познакомить учителей с особенностями организации практической деятельности учащихся 8 класса по выполнению упражнений: раскадровки сюжетной картины и создания анимационного ролика (animatics) с использованием компьютерных технологий

Задачи:

  • обобщение опыта по сформулированной теме;
  • передача своего опыта путем прямого и комментированного показа последовательности действий, методов, приемов и форм педагогической деятельности;
  • совместная отработка педагогических подходов и приемов решения поставленной цели;
  • рефлексия собственного профессионального мастерства участниками мастер-класса;
  • оказание помощи участникам мастер-класса в определении задач саморазвития и формировании индивидуальной программы самообразования и самосовершенствования.

Оборудование и материалы: ПК, интерактивная доска, проектор, ноутбуки, наушники, презентация, творческие работы учащихся, видеоролики

План

Слайд 1.  «Учителю необходимо постоянно учиться, учиться друг у друга. И лучшим побудителем для этого должен стать взаимообмен профессиональным опытом…» 

Л. Боровиков

I.Организационная часть.

1) Подготовка необходимого материала (ноутбуки, наушники, беспроводные мышки)

2) Приветствие.  

II.Теоретическая часть

Согласно требованиям ФГОС программа по изобразительному искусству в 7-8 классах приобрела новое содержание. На уроках мы должны раскрыть особенности творческой работы художника  в синтетических видах искусства – театра, фотоискусства, кино и телевидения. По каждой теме  предлагается система практических художественно-творческих заданий (фотосъемка, видеосъемка, освоение основ монтажа, создание анимационных мини-фильмов, раскадровка и т.п.).

Слайд 2,3,. Тема мастер-класса «Развитие  образно-монтажного мышления учащихся 8 класса средствами ИКТ в условиях реализации ФГОС». Для учащихся эта тема раздела звучит так «От большого экрана к твоему видео». На данный раздел приходится 5 уроков, где раскрываются такие вопросы как «Азбука киноязыка», «Фильм – рассказ в картинках», «Воплощение замысла», «Чудо движения: увидеть и снять».

Эти  темы  невозможно раскрыть без современных компьютерных технологий.  Попробуем разобраться, как выработать образно-монтажное мышление учащихся  для создания собственных видеофильмов

Слайд 4. Цель занятия: изучить особенности организации практической деятельности по выполнению упражнений для развития образно-монтажного мышления учащихся 8 класса по выполнению упражнений: раскадровки сюжетной картины и создания анимационного ролика (animatics).

Слайд 5. Именно такое творческое задание предлагается выполнить по учебнику  для 8 класса на странице 123. Упражнения на выработку образно-монтажного мышления: раскадровка сюжетной картины.

Слайд 6. Фильм начинается не во время съемки. Пришел, снимаю - и готово! Самая простая и короткая видеозарисовка начинается с замысла.  Замысел выражается, прежде всего, с текстовой записи, со сценария. Уже на основе сценария режиссер выстраивает действия в кадре, чтобы воплотить для зрителя замысел фильма. Кроме сценария режиссеру помогает раскадровка фильма.

Слайд 7. Раскадровка – небольшие покадровые эскизы, определяющие композиционное решение кадра, расположение и ракурс актеров в кадре.

Для решения задач данного раздела программы мною разработан цикл упражнений по раскадровке фильма:

  1. Слайд 8. Эскизы раскадровки, представленные в виде миниатюр на бумаге. В миниатюрах обычно все упрощено и нет никакой детализации. Голова героя изображается в виде круга, а эскизы выполнены с помощью карандаша и бумаги (учимся по готовому видеоролику, останавливая нужный кадр. Например видеоролик «Чистый город руками каждого») https://cloud.mail.ru/public/GaCo/9dHMHkiT8 
  2. Слайд 9. Раскадровка по тексту на экологическую тему (4 варианта)

Покадровая запись

Раскадровка

Аудио запись, звуки в комнате или на улице

Также можно добавить в раскадровку короткие кадрозаписи,как например в следующем видеофрагменте «Этапы раскадровки фильма». https://cloud.mail.ru/public/5UnY/NkjMnwt9T 

  1. Слайд 10. Раскадровка комикса на заданную тему или по собственному замыслу. Задание в учебнике на странице 121.
  2. Слайд 11. Можно развивать образно-монтажное мышление используя интерактивные игры. Например: Игра «Создайте раскадровку видеофразы» или игра «Вольный остров Сахалина» (элект.приложение к учебнику 8 класс Изобразительное искусство)
  3. Слайд 11. Конечный вариант ЛЮБОЙ РАСКАДРОВКИ можно отсканировать и собрать из полученных кадров анимационный ролик, предварительно наложив черновой звук или музыку. Такое видео в профессиональном киношном жаргоне называется «аниматик» (animatics), с помощью него режиссеры проверяют монтажны ли кадры, правильно ли подобран темпоритм и подходит ли звук к будущему изображению. Очень часто к нарисованным кадрам применяют простую анимацию: УВЕЛИЧЕНИЕ, УМЕНЬШЕНИЕ, панорамирование и Т.П., чтобы имитировать движение камеры.
  4. Слайд 12. Раскадровка и монтажное соединение видеофрагментов и фотографий на тему «Дождь» (2 варианта)
  5. Слайд 12. Раскадровка сюжетной картины «Боярыня Морозова», «Эстафета по кольцу Б» и т.п. Такую раскадровку также можно назвать аниматиком.

Слайд 13. В кинопрактике существуют  упражнения по раскадровке сюжетных картин, которые помогают вырабатывать образно-монтажное мышление и помогают вырабатывать у ребят чувство времени и «киноленты видения».  Для этого подходят картины бытового, исторического и батального жанра. В живописной картине рассказ как бы уплотнен, изобразительно сведен к одному моменту (Пукирев «Неравный брак»). В кино этот сюжет может быть прочитан, развернут во времени и представлен как последовательный ряд картинок-планов.

III. Практическая часть. Упражнения по раскадровке сюжетной картины.

1)Просмотр готовой раскадровки картины Василия Пукирева «Неравный брак». https://cloud.mail.ru/public/14Qp/5J5xB8GAk 

 2)Упражнение раскадровка сюжетной картины (творческое задание для педагогов)

Слайд 14. Последовательность работы:

  1. Скопировать картину из папки «Для раскадровки сюжетной картины» 6-10 раз в свою папку.
  2. Открыть картину (копии по очереди) с помощью Microsoft Office 2010 (одну копию оставить без изменений).
  3. Изменить рисунки – обрезка (с разными действиями героев) – сохранить.
  4. Открыть программу «Киностудия». Вставить название фильма, установить длительность отображения 1 сек. Выполнить анимацию кадра.
  5. Перейти на главную страницу, добавить вырезки фотографии из своей папки в той последовательности, в которой планируете выстроить кинофразу  «Боярыня Морозова».
  6. Для каждого кадроплана установить длительность 1-3 секунд и анимацию сдвиг влево, вправо, увеличение, панорамирование и т.д.
  7. Добавить в титры свою фамилию и имя.
  8. Подобрать музыку из папки «Для раскадровки сюжетной картины», добавить в фильм. Отредактировать длительность кадров для синхронизации с музыкой.
  9. Сохранить фильм, выбрав строку «рекомендуемые для этого проекта» в своей папке.

Слайд 15. Заключение (рефлексия)

-Проведём заключительную часть нашего мастер-класса. Перед нами «Корзина Рефлексии».

Наполним её плодами. Выразите своё отношение к работе нашей группы.

- Яблоки - символизируют работу нашей мастерской.  Насколько для Вас была полезна эта работа? Выберите любое яблоко, напишите свои мысли, пожелания, предложения, а может и замечания.  Положите  яблоки в корзину.  

- Закончить работу нашей мастерской хотелось бы словами Бернарда Шоу

«Если у  Вас есть яблоко и у меня есть яблоко, и если мы обменяемся этими яблоками, то у Вас и у меня останется по одному яблоку.

А если у вас есть идея и у меня есть идея, и мы обменяемся этими идеями, то у каждого будет по две идеи…»

Спасибо за внимание!


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

«Учителю необходимо постоянно учиться, учиться друг у друга. И лучшим побудителем для этого должен стать взаимообмен профессиональным опытом…» Л. Боровиков Автор: Алиева Луиза Наримановна

Слайд 2

«Развитие образно-монтажного мышления учащихся 8 класса средствами ИКТ в условиях реализации ФГОС» Автор: Алиева Луиза Наримановна , учитель изобразительного искусства МБОУ «СОШ №1» г.Нефтеюганск ХМАО-Югра

Слайд 3

Раздел: «От большого кино к твоему видео» Темы уроков: «Азбука киноязыка », « Фильм – рассказ в картинках», « Воплощение замысла », «Чудо движения: увидеть и снять» Автор: Алиева Луиза Наримановна

Слайд 4

Цель: изучить особенности организации практической деятельности по выполнению упражнений для развития образно-монтажного мышления учащихся. Автор: Алиева Луиза Наримановна

Слайд 5

Автор: Алиева Луиза Наримановна

Слайд 6

Сперва — сценарная запись видеозарисовки : «Июль. Жарко. Девочки сидят во дворе. Ах, вам жарко? «Не хотите ли охладиться, девчонки?» — и струя из шланга брызжет в лицо. Попробуй защитись от неё! «Промокли?» Ну и что? Зато весело! Все смеются ». На основе сценарной записи строится кадроплан ( раскадровка ): - Общий план. Двор. Девочки балуются с поливным шлангом. - Средний план. Брызжет струя. Девочки загораживаются от брызг руками. - От среднего до крупного. Девочка со шлангом. - Крупный план. Лицо смеющейся девочки. Воплощение замысла фильма на экране: Автор: Алиева Луиза Наримановна

Слайд 7

Раскадровка – небольшие покадровые эскизы, определяющие композиционное решение кадра, расположение и ракурс актеров в кадре. Автор: Алиева Луиза Наримановна

Слайд 8

1. Эскизы раскадровки , представленные в виде миниатюр. В миниатюрах обычно все упрощено и нет никакой детализации. Эскизы выполнены с помощью карандаша и бумаги по готовому видеоролику. Например «Чистый город руками каждого» Виды раскадровки Рисунки Автор: Алиева Луиза Наримановна

Слайд 9

2. Раскадровка по тексту Например текст на экологическую тему (3,4 варианта) Ролик "Розовые очки" Автор: Павел Бернович Улица города. По улице идет человек в розовых очках и видит все розовым цветом. Вокруг все чисто, красиво, уютно. Играет романтичная музыка.Романтическая музыка медленно переходит в трагическую. На пике музыкального перехода в розовых очках трескаются и вылетают стекла. Улица города предстает такой, какая она есть на самом деле: окурки, бумага, банки, бутылки и другой мусор.На экране появляется надпись:- Можно не замечать мусор, но он от этого не исчезнет. Ролик "Обмен мусором" Автор: Алейников Вадим Владимирович В кадре парень, который ест гамбургер и запивает его чаем из пластикового стаканчика. Парень сидит на скамейке. Поев, он оставляет после себя стаканчик и скомканную упаковку от гамбургера на скамейке и встает. На его брюках виден большой след от жевательной резинки, отлипшей от скамейки. Голос за кадром: - Пока ты кому-то оставляешь свой мусор, кто-то оставляет свой мусор тебе! Давайте перестанем меняться мусором! Ролик "Жадность" Автор: Морозова Елена Александровна Улица города. По тротуару идет человек. Бросает окурок на тротуар, достает из кармана мелочь, бросает рядом с окурком монетку. Навстречу идет ребенок, доедает мороженое, бросает обертку на тротуар, рядом аккуратно кладет специально припасенную монетку. Двор. Мусорные баки. Женщина несет пакет с мусором. Не доходя до баков, бросает его, мусор рассыпается. Женщина достает из кошелька купюру, подсовывает под рассыпавшийся мусор. Камера движется по улицам города, повсюду мусор, из которого торчат денежные купюры.Титр , голос диктора:- За мусор нужно платить... Может, проще не мусорить? Автор: Алиева Луиза Наримановна

Слайд 10

Любой фильм, даже самый маленький, представляет собой рассказ, повествование. Первое знакомство с «рассказом в картинках» обычно происходит ещё в детстве, когда вы смотрите комикс. Комикс с его последовательностью картинок-кадров, сопровождающихся комментариями, – предтеча кинораскадровки . ЗАДАНИЕ: Нарисуйте эскиз комикса на свободную тему. Автор: Алиева Луиза Наримановна

Слайд 11

3. Интерактивные игры: «Создайте раскадровку видеофразы » или игра «Вольный остров Сахалина» ( элект.приложение к учебнику 8 класс Изобразительное искусство) 4. « Аниматик » ( animatics ), с помощью него режиссеры проверяют монтажны ли кадры, правильно ли подобран темпоритм и подходит ли звук к будущему изображению. Очень часто к нарисованным кадрам применяют простую анимацию: УВЕЛИЧЕНИЕ, УМЕНЬШЕНИЕ, панорамирование и т.п.., чтобы имитировать движение камеры. Автор: Алиева Луиза Наримановна

Слайд 12

5. Раскадровка из готовых видеофрагментов, фотографий и их монтажное соединение по тексту (например на тему «Дождь») 6. Раскадровка сюжетной картины. Например «Боярыня Морозова», «Эстафета по кольцу Б» и т.п. Такую раскадровку также можно назвать аниматиком . 1 ВАРИАНТ. Дождь Капли дождя по луже, пузыри. Аллея сквера. Моросит дождь. Колышатся на ветру ветви. Падают сорванные порывом ветра листья. Звук. Шум ветра, шорох опавших листьев. Мокрый лист прилип к стене. Ноги прохожих. Мокрый асфальт, лужи. Зонтики сверху. Много-много самых разных зонтиков. Смеясь, бежит, прыгая через лужи, малыш. Бежит за ним его терьер. Смеющееся лицо мальчика под дождем. Автор: Алиева Луиза Наримановна

Слайд 13

В.Суриков. Боярыня Морозова В живописной картине рассказ как бы уплотнен, изобразительно сведен к одному моменту. В кино этот сюжет может быть прочитан, развернут во времени и представлен как последовательный ряд картинок-планов. Автор: Алиева Луиза Наримановна

Слайд 14

Скопировать картину из папки «Для раскадровки сюжетной картины» 6-10 раз в свою папку. Открыть картину (копии по очереди) с помощью Microsoft Office 2010 (одну копию оставить без изменений). Изменить рисунки – обрезка(с разными действиями героев) – сохранить. Открыть программу «Киностудия». Вставить название фильма, установить длительность отображения 1 сек. Выполнить анимацию кадра. Перейти на главную страницу, добавить вырезки фотографии из своей папки в той последовательности, в которой планируете выстроить кинофразу «Боярыня Морозова». Для каждого кадроплана установить длительность 1-3 секунд и анимацию сдвиг влево, вправо, увеличение, панорамирование и т.д. Добавить в титры свою фамилию и имя. Подобрать музыку из папки «Для раскадровки сюжетной картины», добавить в фильм. Отредактировать длительность кадров для синхронизации с музыкой. Сохранить фильм, выбрав строку «рекомендуемые для этого проекта» в своей папке. Раскадровка сюжетной картины Автор: Алиева Луиза Наримановна

Слайд 15

Корзина рефлексии Насколько для Вас была полезна эта работа? Автор: Алиева Луиза Наримановна Если у Вас есть яблоко и у меня есть яблоко, и если мы обменяемся этими яблоками, то у Вас и у меня останется по одному яблоку. А если у Вас есть идея и у меня есть идея, и мы обменяемся этими идеями, то у каждого будет по две идеи… Бернард Шоу


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Опыт использования современных технических средств обучения в условиях реализации ФГОС ООО

Обобщение опыта работы педагога с техническими средствами обучения, обеспечивающими интерактивность урока. Среди них: интерактивная доска, планшеты, пульты экспресс тестирования, документ - камера....

Использование метода проекта для формирование ИКТ-компетентности учащихся начальных классов МБОУ ЛИТ в условиях реализации ФГОС

Использование метода проекта для формирование ИКТ-компетентности учащихся начальных классов МБОУ ЛИТ в условиях реализации ФГОС...

Мастер- класс Краеведческий материал как средство активизации познавательной деятельности учащихся при изучении географии в условиях реализации ФГОС ООО

Методическая разработка для учителей географии дает возможность организовать учебный процесс по своей модели на основе определенных алгоритмов, учитывая региональные и местные условия....

Методический семинар "Применение технологии критического мышления на уроках английского языка в условиях реализации ФГОС" (речевое сопровождение размещено в разделе "АУДИО")

Методический семинар для конкурса "Учитель года 2018" - "Применение технологии критического мышления на уроках английского языка в условиях  реализации  ФГОС"...

Мастер -класс по теме: : «Личностно-ориентированное обучение как способ развития личности учащихся на уроках истории в условиях реализации ФГОС».

Мастер -класс по теме: : «Личностно-ориентированное обучение как способ развития личности учащихся на уроках истории в условиях реализации ФГОС»....

АНАЛИТИЧЕСКИЙ ОТЧЕТ по теме самообразования: «Активизация познавательной деятельности учащихся на уроках биологии в условиях реализации ФГОС ООО и внедрения ФГОС СОО»

Данный материал подготовлен в целях обобщения и систематизации проделанной работы по методической теме самообразования....