Коммуникативный подход в обучении грамматике
статья по английскому языку на тему

Знание иностранного языка в современном мире необходимо. Это не значит, что достаточно только владение грамматическими правилами, лексикой и умение пользоваться словарем. Цель обучения иностранному языку состоит в формировании умений и навыков устной речи, чтения и письма. Коммуникативная методика предполагает обучение грамматике на функциональной и ситуативной основе. Необходима направленность на приобретение коммуникативных навыков. Основное место занимают игровые ситуации, работа с партнером, задания на поиск ошибок. Важным условием реального общения является необходимость говорить на иностранном языке. Любая грамматическая тема может быть использована при обсуждении актуальных и интересных тем в ситуациях, приближенных к естественным.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon kommunikativnyy_podhod_v_obuchenii_grammatike.doc37.5 КБ

Предварительный просмотр:

КОММУНИКАТИВНЫЙ ПОДХОД В ОБУЧЕНИИ ГРАММАТИКЕ

                                                                   М.Н.ПАВЛОВА

                                                                                     ГБОУ ШКОЛА 579

Очевидно, что знание иностранного языка в современном мире просто необходимо. Владеть иностранным языком – это не значит знать грамматические правила, лексику или уметь пользоваться словарем. Язык необходим для того, чтобы уметь на нем общаться. Практическая цель обучения иностранному языку состоит в формировании умений и навыков устной речи, чтения и письма. Обучение общению предполагает сознательное усвоение не только лексических, но и грамматических единиц. Грамматика является одним из важнейших аспектов обучения иностранным языкам, так как полноценная коммуникация не может происходить при отсутствии грамматической основы.

Коммуникативная методика предполагает обучение грамматике на функциональной и ситуативной основе. Грамматические явления изучаются и усваиваются не как формы и структуры, а как средство выражения определенных мыслей, отношений, коммуникативных намерений. Безусловно, знание грамматических правил необходимо для успешного владения иностранным языком. Но обучать правилам надо через упражнения тренировочного характера и на отработку грамматических структур, рассчитанных на коммуникативную деятельность.

Традиционный метод обучения грамматике предполагает изучение правил, тренировкой в предложениях с опорой или без опоры на схемы и таблицы. Однако, без реальной коммуникации появляются пробелы в знаниях и трудности в выражении своих мыслей.

Коммуникативная методика преподавания грамматики направлена на приобретение коммуникативных навыков. Эта методика учит выражать свои мысли и эмоции, используя изученные грамматические структуры. При этом учебный процесс должен быть организован таким образом, чтобы обучающиеся как можно точнее имитировали условия реального языкового общения. Грамматический материал, подлежащий усвоению, должен быть достаточным для пользования языком как средством общения.

Основное место при коммуникативном обучении иностранному языку занимают игровые ситуации, работа с партнером, задания на поиск ошибок. Они позволяют наращивать лексический запас и учат мыслить аналитически. Появляется возможность использовать иностранный язык в реальных жизненных ситуациях. Работа в парах и малых группах учит воспринимать речь собеседника, проявлять творческий подход к занятиям.

Усвоение грамматического материала проводится поэтапно. Для начала это предъявление речевого образца. Здесь необходимо осмыслить грамматическое явление, уяснить его содержание, форму и употребление. На этом этапе используются упражнения на подчеркивание, выписывание, грамматический разбор. Далее происходит тренировка грамматического материала и формирование грамматических навыков. Используются упражнения имитационные, повторительные, трансформационные, подстановочные, игрового характера. Затем осуществляется окончательное оформление грамматических речевых умений и навыков. Упражнения подразумевают коммуникативные задания, учебные и естественные речевые ситуации, коммуникативные игры.

Коммуникативные упражнения, конечно, не ведут к умению участвовать в коммуникации. Необходимо развивать навыки спонтанной коммуникации в соответствии с предложенной ситуацией. Взаимодействие в группе организуется как свободное общение обучающихся, обмен мнениями, дискуссии, ролевые игры, импровизации, скетчи. Предварительно проводится традиционная работа над словарным запасом и грамматическими навыками обучающихся. Ориентиром в организации обучения служат естественные и учебные речевые ситуации.

Важным условием реального общения является необходимость говорить на иностранном языке. Это достижимо в заданиях, предполагающих иностранного получателя информации (написать письмо, рассказать о себе, о городе, о друге и т. д.) Задачи обучения общению помогает решить коммуникативная игра. Игра обладает высокой степенью наглядности и дает возможность ощутить работу иностранного языка как средства живого общения. Методика проведения коммуникативных игр предполагает объяснение сути и правил игры, обеспечение необходимым материалом, пробная игра, игра с использованием и без использования опорных материалов, фронтальное общение после игры, анализ действий участников. В условиях коммуникативного подхода в обучении иностранному языку методы и приемы обучения грамматической стороне языка должны базироваться на следующих принципах: принцип ситуативности, функциональности, речемыслительной активности, новизны, индивидуальности.

Отработку умения строить вопросы можно построить в форме расспроса с целью заполнения анкеты друг на друга. Возможно попросить выступить в роли одного из персонажей на фотографии и рассказать, что было до и после ситуации, где и когда это было. Получив картинку с изображением человека, обучающиеся дает ему имя и составляет о нем рассказ в соответствующей временной форме. Интересны задания-интервью: что делал интервьюируемый  в определенный день, что интересного произошло на прошлой неделе, занимался ли он на этой неделе спортом и т. д. Очевидно, что для выполнения подобных заданий обучающиеся используют разные видо- временные формы глагола, разные типы вопросов.

Таким образом, любая грамматическая тема может быть использована при обсуждении актуальных и интересных тем в ситуациях, приближенных к естественным. Важно четко определить цель задания, чтобы побудить обучающихся к активному использованию языка для осуществления успешной практической деятельности. Предполагается выражение собственных мыслей, личностная вовлеченность обучающихся в процесс общения. Задания носят подлинно речевой характер, а это соответствует задачам формирования коммуникативной компетенции.

Для отработки грамматических правил используются коммуникативно- ориентированные задания. Это вызывает интерес обучающихся и привлекает к активному участию в их выполнении. Внутренняя мотивация формируется благодаря занимательной теме задания, обсуждению какой- либо важной проблемы или учебной игре. Результатом использования таких заданий будет овладение способами практических действий с грамматическим материалом и интеграция его в речи (постановка вопросов, объяснение, рассказ, выражение мыслей, высказывание идей). Обучение грамматике с применением коммуникативной технологии может изучаться на материале говорения, чтения, аудирования и письма.

Коммуникативный подход в обучении грамматике позволяет повысить мотивацию, расширяет экспрессивные возможности речи, придает естественность высказываниям обучающихся в учебных условиях. Личностно- ориентированные упражнения обеспечивают обратную связь и позволяют выполнять функцию контроля умения обучающихся грамотно пользоваться языком.        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Коммуникативный подход в обучении грамматике на уроках английского

        Можно ли сделать процесс овладения грамматической стороной речи интересным, продуктивным и творческим? Да, это возможно, если грамматика будет иметь коммуникативную ...

Коммуникативный подход в обучении грамматике на уроках английского

        Можно ли сделать процесс овладения грамматической стороной речи интересным, продуктивным и творческим? Да, это возможно, если грамматика будет иметь коммуникативную ...

Коммуникативный подход в обучении грамматике на уроках английского

        Можно ли сделать процесс овладения грамматической стороной речи интересным, продуктивным и творческим? Да, это возможно, если грамматика будет иметь коммуникативную ...

Обобщение опыта работы по теме "Коммуникативный подход в обучении грамматике английского языка"

Коммуникативный подход в обучении грамматике английского языка...

Статья на тему: "Коммуникативный подход в обучении грамматике английского языка как составная часть системы обучения английскому языку в рамках реализации ФГОС"

В теоретической части статьи представлено понятие о коммуникативном подходе в изучении иностранного языка. В практической части статьи я предложил те приёмы которые использовал на собственных уроках, ...

Коммуникативный подход в обучении грамматике английского языка

Представление опыта в использовании коммуникативного подхода в обучении школьников грамматике английского языка...

Коммуникативный подход в обучении грамматике английского языка

Коммуникативная методика обучения английскому языку больше нацелена на практические надобности: грамматика – в очень ограниченном виде по мере необходимости, лексика – по мере надобности д...