Методы и приемы формирования универсальных учебных действий (УУД)
методическая разработка по английскому языку (5, 6, 7 класс) на тему

КРЮКОВА СВЕТЛАНА ВАЦЛАВОВНА

Методическая разработка

Скачать:


Предварительный просмотр:

Методы и приемы формирования универсальных учебных действий (УУД)

Важную роль в создании нового типа учебной деятельности ФГОС ООО отводит формированию УУД. Главное – это построить работу по формуле: от действия – к мысли. УУД являются инвариантной основой образовательного и воспитательного процесса. Именно это помогает научить ребенка учиться. Ребенка включают в проектную и исследовательскую формы учебной деятельности. Это способствует развитию познавательных исследовательских универсальных учебных действий (умение видеть проблемы, ставить вопросы, классифицировать, наблюдать, проводить эксперимент, делать выводы и умозаключения, объяснять, доказывать, защищать свои идеи). В результате меняются способы организации учебной деятельности  и роль учителя в образовательном процессе.

Урок – основная единица учебно – воспитательного процесса. Здесь наиболее ярко проявляется индивидуальность учителя и его профессиональное мастерство. Основной целью современного урока является создание условий для развития познавательной активности учащихся, способствующей формированию УУД, что составляет основу самообразования и развивает эмоциональную сферу учащихся, их волевые качества.

Чтобы четко распределить все части урока или ход изучения темы, в настоящее время вводится так называемая «Технологическая карта» урока. Она помогает установить базовые основы учебной деятельности, как учителя, так и учащихся, сформировать регуляторный опыт, необходимый для становления способности обучающихся к саморегуляции (ценностный опыт, опты рефлексии, опыт привычной активизации, опыт сотрудничества в совместном решении задач). Учитель может выбрать одну из моделей организации обучения: тьютор, модератор, консультант. От этого будут зависеть формы и методы взаимодействия с учащимися. Приоритетными становятся индивидуальные формы сопровождения и поддержки учащихся.

Анализ наблюдений на уроках иностранного языка в пилотных школах показал, что учителя достаточно часто выбирают модель тьютора (иногда интуитивно, в процессе новой парадигмы взаимодействия с обучающимися). Они умеют выявлять познавательные интересы, потребности, личные устремления каждого  обучающегося и на этом строят выбор специальных упражнений к заданий, опираясь на современные коммуникационные методы, личную и групповую поддержку. Видно, что учителя тщательно продумывают способы мотивации и варианты фиксации достижений, чтобы помочь обучающимся получить максимальную отдачу от учебы.

Гораздо реже учителя ИЯ выбирают роль модератора, считая, что это больше подойдет в старших классах. Вместе с тем, в ряде пилотных школ можно было наблюдать и эту модель взаимодействия на уроке ИЯ. Основой работы учителя-модератора являются методы, побуждающие обучающихся к деятельности, активизируя их. Такие учителя стремятся раскрыть потенциальные возможности учащихся и их способности, организуют процесс свободной коммуникации (что на уроках ИЯ очень важно), обмена мнениями, организуют дискуссии, дебаты, которые стали сейчас очень популярны. В ходе этого учителю удается выявить существующие проблемы и ожидания, скрытые возможности и нереализованные умения. Создав атмосферу товарищеского сотрудничества, учитель-модератор выступает посредником в решении учебных споров  и незаметно способствует реализации внутренних возможностей обучающихся.
   На основании бесед на консультациях и анкетирования учителей пилотных школ было выявлено, что Программа формирования УУД составлялась ими на основе информации, полученной на  курсах повышения квалификации и семинарах по ФГОС ООО, которые проводились в ВОИПКиПРО. Часть учителей прошли курсы в Москве и ВГПУ. Кроме этого учителя активно использовали Интернет, методическую литературу к УМК по ИЯ.

Но педагоги испытывают ряд затруднений. Не получается на каждом уроке формировать все УУД. Чаще всего на одном уроке больше внимания уделяется какому-либо одному УУД Легче всего формировать личностные УУД. Регулятивные – гораздо сложнее, так как в основной школе, а особенно в 5 классе,  учащиеся которого не учились по ФГОС НОО, не сформированы навыки целеполагания, планирования и организации деятельности. С трудом дается ученикам самоконтроль и самооценивание.

Познавательные исследовательские действия вызывают у учащихся интерес, но процесс формирования этого УУД затрудняется тем, что их не научили переработке и структурированию информации, т.е. работе с текстом. Мешает им и малый лексический запас иноязычных слов. Хотя ясно, что формирование элементов комбинаторного мышления надо начинать как можно раньше.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Из опыта работы: "Приемы, методы и технологии формирования универсальных учебных действий в преподавании начального курса географии"

В материале представлены практические примеры формирования географических понятий и установления причинно-следственных связей....

Некоторые приемы формирования универсальных учебных действий на уроках музыки.

Некоторые приемы формирования универсальных учебных действий на уроках музыки....

Приемы формирования универсальных учебных действий на уроках биологии.

Современное образование требует четких ответов на ключевые вопросы: для чего (цели и ценности), чему (содержание) и как (технологии) необходимо учить подрастающее поколение. ...

Педагогические приемы формирования универсальных учебных действий на уроках информатики

Педагогические приемы формирования универсальных учебных действий на уроках информатики...

Приемы формирования универсальных учебных действий на уроках географии в 5 классе

Зачетное задание по  блоку «Основные направления региональной общеобразовательной политики  в контексте модернизации российского образования»Рабочая программа по географии на 201...

Мастер-класс "Приемы и методы формирования универсальных учебных действий обучающихся".

Овладение учащимися  универсальными   учебными   действиями  создает возможность самостоятельного успешного усвоения новых знаний, умений и компетентностей, включая орган...

Использование метода проектов для формирования универсальных учебных действий учащихся на уроках английского языка

Методический семинарИспользование метода проектов для формирования универсальных учебных действий учащихся на уроках английского языка...