ОСОБЕННОСТИ РАБОТЫ С УЧАЩИМИСЯ РАЗНОГО УРОВНЯ МОТИВАЦИИ
статья по английскому языку на тему

Горбунова Ольга Сергеевна

Целью данной работы является выяснение следующих вопросов: как формируется мотивация познавательной деятельности, как мотивация влияет на успеваемость подростков и какие особенности работы с учащимися разного уровня мотивации.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon doklad_gorbunovoy_o.s.doc77 КБ

Предварительный просмотр:

ДОКЛАД

На тему:

ОСОБЕННОСТИ РАБОТЫ С УЧАЩИМИСЯ РАЗНОГО УРОВНЯ МОТИВАЦИИ

                                            Подготовил:

                                               преподаватель

                                                      английского языка

                                                                    МОУ «СОШ №2 р.п. Сенной               Вольского района

   Саратовской области»

                                                  Горбунова О.С.

2014г.

Введение.

Каждый учитель хочет, чтобы его ученики хорошо учились, с интересом и желанием занимались в школе. В этом заинтересованы и родители учащихся. Но часто и учителям и родителям приходится с сожалением констатировать: «не хочет учиться», «мог бы прекрасно заниматься, а желания нет». В этих случаях мы встречаемся с тем, что у ученика не сформировались потребности в знаниях, нет интереса к учению. В чем сущность потребности в знаниях? Как она возникает? Как она развивается? Какие педагогические средства можно использовать для формирования у учащихся мотивации к получению знаний? Эти вопросы волнуют многих педагогов и родителей. Учителя знают, что школьника нельзя успешно учить, если он относится к учению и знаниям равнодушно, без интереса и, не осознавая потребности к ним. Поэтому перед школой стоит задача по формированию и развитию у ребёнка положительной мотивации к учебной деятельности. Для того, чтобы учащийся по-настоящему включился в работу, нужно, чтобы задачи, которые ставятся перед ним в ходе учебной деятельности, не только были понятны, но и внутренне приняты им, т.е. чтобы они приобрели значимость для учащегося и нашли, таким образом, отклик и опорную точку в его переживании. Целью данной работы является выяснение следующих вопросов: как формируется мотивация познавательной деятельности, как мотивация влияет на успеваемость подростков и какие особенности работы с учащимися разного уровня мотивации.

Выделяют пять уровней учебной мотивации:

1.Высокий уровень школьной мотивации, учебной активности (у таких детей есть познавательный мотив, стремление наиболее успешно выполнять все предъявляемые школьные требования). Ученики четко следуют всем указаниям учителя, добросовестны и ответственны, сильно переживают, если получают неудовлетворительные отметки.

2.Хорошая школьная мотивация. ( Учащиеся успешно справляются с учебной деятельностью.) Подобный уровень мотивации является средней нормой.

3.Положительное отношение к школе, но школа привлекает таких детей внеучебной деятельностью. Такие дети достаточно благополучно чувствуют себя в школе, чтобы общаться с друзьями, с учителями. Им нравиться ощущать себя учениками, иметь красивый портфель, ручки, пенал, тетради. Познавательные мотивы у таких детей сформированы в меньшей степени, и учебный процесс их мало привлекает.

4.Низкая школьная мотивация. Эти дети посещают школу неохотно, предпочитают пропускать занятия. На уроках часто занимаются посторонними делами, играми. Испытывают серьезные затруднения в учебной деятельности. Находятся в серьезной адаптации к школе.

5.Негативное отношение к школе, школьная дезадаптация. Такие дети испытывают серьезные трудности в обучении: они не справляются с учебной деятельностью, испытывают проблемы в общении с одноклассниками, во взаимоотношениях с учителем. Школа нередко воспринимается ими как враждебная среда, пребывание в ней для них невыносимо. В других случаях ученики могут проявлять агрессию, отказываться выполнять задания, следовать тем или иным нормам и правилам. Часто у подобных школьников отмечаются нервно - психические нарушения.

В процессе работы в школе я столкнулась с проблемой обучения детей с разными уровнями мотивации. В основном это вызвано тем, что школа малогабаритная и дети одного возраста учатся в одном классе, а не делятся на несколько в одной параллели.

Выделяют несколько основных причин спада школьной мотивации. Рассмотрим их подробнее:

Причины спада школьной мотивации:

1. У подростков наблюдается «гормональный взрыв» и нечетко сформировано чувство будущего.

2. Отношение ученика к учителю.

3. Отношение учителя к ученику.

4. У девочек 7-8 класса снижена возрастная восприимчивость к учебной деятельности в связи с интенсивным биологическим процессом полового созревания.

5. Личная значимость предмета.

6. Умственное развитие ученика.

7. Продуктивность учебной деятельности.

8. Непонимание цели учения.

9. Страх перед школой.

Думаю, что каждый преподаватель в своей практике встречался с подобными ситуациями. И,  исходя из вышесказанного, преподавателям необходимо уметь развивать мотивацию учения.

Развитие мотивов учения идет двумя путями:

1. Через усвоение учащимися общественного смысла учения;

2. Через саму деятельность учения школьника, которая должна чем-то заинтересовать его.

На первом пути главная задача учителя состоит в том, чтобы, с одной стороны, донести до сознания ребенка те мотивы, которые общественно незначимы, но имеют достаточно высокий уровень действительности. Примером может служить желание получать хорошие оценки. Учащимся необходимо помочь осознать объективную связь оценки с уровнем знаний и умений. И, таким образом, постепенно подойти к мотивации, связанной с желанием иметь высокий уровень знаний и умений. Это, в свою очередь, должно осознаваться детьми как необходимое условие их успешной, полезной обществу деятельности. С другой стороны, необходимо повысить действенность мотивов, которые осознаются как важные, но реально на их поведение не влияют. В психологии известно достаточно много конкретных условий, вызывающих интерес школьника к учебной деятельности. Рассмотрим некоторые из них.

1. Способ раскрытия учебного материала. Обычно предмет предстает перед учеником как последовательность частных явлений. Каждое из известных явлений учитель объясняет, дает готовый способ действия с ним. Ребенку ничего не остается, как запомнить все это и действовать показанным способом. При таком раскрытии предмета есть большая опасность потери интереса к нему. Наоборот, когда изучение предмета идет через раскрытие ребенку сущности, лежащей в основе всех частных явлений, то, опираясь на эту сущность, ученик сам получает частные явления, учебная деятельность приобретает для него творческий характер, и тем самым вызывает у него интерес к изучению предмета. При этом мотивировать положительное отношение к изучению данного предмета может как его содержание, так и метод работы с ним. В последнем случае имеет место мотивация процессом учения.

Как раз об этом в настоящее время, в связи с новым ФГОС,  говорится очень много, т.е. мы занимаемся развитием  самостоятельной творческой личности.

2. Организация работы над предметом малыми группами. Принцип набора учащихся при комплектовании малых групп имеет большое мотивационное значение. Если детей с нейтральной мотивацией к предмету объединить с детьми, которые не любят данный предмет, то после совместной работы первые существенно повышают свой интерес к этому предмету. Если же включить учеников с нейтральным отношением к данному предмету в группу любящих данный предмет, то отношение у первых не меняется.

В данном случае необходимо знать атмосферу общения в классе, чтобы избежать межличностных конфликтов.

3. Отношение между мотивом и целью. Цель, поставленная учителем, должна стать целью ученика. Для превращения цели в мотивы-цели большое значение имеет осознание учеником своих успехов, продвижение вперед.

4. Проблемность обучения. На каждом из этапов урока необходимо использовать проблемные мотивации, задания. Если учитель делает это, то обычно мотивации учащихся находятся на достаточно высоком уровне. Важно отметить, что по содержанию она является познавательной, т.е. внутренней.

    Формирование мотивации учения школьников.

Общий смысл формирования состоит в том, что учителя желательно переводить

учащихся с уровней отрицательного и безразличного отношения к учению к зрелым

формам положительного отношения к учению - действенному осознанному и

ответственному. Воспитанию положительной мотивации учения способствуют общая

атмосфера в школе, классе; участие ученика в коллективистических формах

организации разных видов деятельности; отношения сотрудничества учителя и

учащегося, помощь учителя не в виде прямого вмешательства в выполнение

задания, а в виде советов; привлечение учителем школьников  к оценочной

деятельности и формирование у них адекватной самооценки. Кроме того,

формирование мотивации способствуют занимательное изложение, необычная форма

преподавания материала, вызывающая удивление у учащихся; эмоциональность речи

учителя; познавательные игры, ситуация спора и дискуссии; анализ жизненных

ситуаций; умелое применение учителем поощрения и порицания. Особое значение

здесь приобретает укрепление всех сторон умения школьника учиться,

обеспечивающее усвоение всех видов знаний и их применение в новых условиях,

самостоятельное выполнение им учебных действий и самоконтроля,

самостоятельный переход от одного этапа учебной работы к другой, включение

учащихся  в совместную учебную деятельность.

Работа учителя, прямо направленная на упрочнение и развитие мотивационной

сферы, включает в себя следующие виды воздействий:

1) актуализация уже сложившейся у школьника ранее мотивационных установок,

которые надо не разрушать, а укреплять и поддержать.

2) создание условий для появления новых мотивационных установок (новых

мотивов, целей) и появление у них новых качеств (устойчивости, осознанности,

действенности и др.)

3) коррекция дефектных мотивационных установок

Здесь мне бы хотелось обратить внимание на влияние родителей и их мнения об обучении в школе на мотивацию учащихся. В последнее время я все больше встречаюсь с негативным отношением родителей к школе (в неблагополучных семьях). Зачастую необходимо работать непосредственно с родителями для разъяснения им влияния их мнения на успехи их детей в школе.

4) изменение внутреннего отношения ребенка как к наличному уровню своих

возможностей, так и к перспективе их развития.

Формирование включает несколько блоков – работу с мотивами, целями, эмоциями,

учебно-познавательной деятельностью школьников. Внутри каждого из блоков

проводится работа по актуализации и коррекции прежних мотивов, стимуляция

новых мотивов и появлению у них новых качеств.

     Формирование мотивации на отдельных этапах урока.

Какую бы деятельность ученики ни осуществляли они должны иметь

психологическую полную структуру - от понимания, и постановки школьниками

целей и задач через выполнение действий, приемов, способов и до осуществления

действий самоконтроля и самооценки.

Остановимся конкретнее на этапах формирования мотивации на отдельных этапах

урока.

1)  Этап вызывания исходной мотивации. На начальном этапе урока

учитель может учитывать несколько видов побуждений учащихся: актуализировать

мотивы предыдущих достижений ("мы хорошо поработали над предыдущей темой"),

вызывать мотивы относительной неудовлетворенности ("но не усвоили еще одну

важную сторону этой темы"), усилить мотивы ориентации на предстоящую работу ("а

между тем для вашей будущей жизни это будет необходимо: например в таких-то

ситуациях"), усилить непроизвольные мотивы удивления, любознательности.

2)  Этап подкрепления и усиления возникшей мотивации. Здесь учитель

ориентируется на познавательные и социальные мотивы, вызывая интерес к

нескольким способам решения задач и их сопоставление (познавательные мотивы),

к разным способам сотрудничества с другим человеком (социальные мотивы). Этот

этап важен потому, что учитель, вызвав мотивацию на первом этапе урока, иногда

перестает о ней думать, сосредоточиваясь на предметном содержании урока. Для

этого могут быть использованы чередования разных видов деятельности (устной и

письменной, трудной и легкой и т.п.).

Здесь хочу отметить необходимость использования на уроках методов индивидуализации и дифференциации. Например, работа по карточкам; индивидуальные задания для выполнения на уроке или для подготовки дома.

3) Этап завершения урока. Важно, чтобы каждый ученик вышел из

деятельности с положительным, личным опытом и чтобы в конце урока возникала

положительная установка на дальнейшее учение. Главным здесь является усиление

оценочной деятельности самих учащихся в сочетании с отметкой учителя. Бывает

важным показать ученикам их слабые места, чтобы сформировать у них

представление о своих возможностях. Это сделает их мотивацию более адекватной и

действенной. На уроках усвоения нового материала эти выводы могут касаться

степени освоения новых знаний и умений.

Чтобы построить психологически грамотную структуру урока, учителю важно

владеть умением планировать ту часть развивающих и воспитательных задач,

которая связана с мотивацией и с реальным состоянием умения учиться

школьников.

    Формирование мотивации учения у отстающих детей.

В рамках урока осуществляется индивидуальный подход к формированию мотивации

отстающих детей.

При коррекционной работе надо начинать с таких ее целей, которые могут быть

достижимы за относительно короткое время (недели), что поможет ученику и

учителю быстро увидеть первые результаты. В целом формирование мотивации

учения и умения учиться у отстающих учеников включает следующие направления:

прежде всего восстановление положительного отношения к учению и к отдельным

учебным предметам и занятиям, для чего следует начинать с решения этими

учениками доступных им задач, поддерживающих их уверенность в успехе,

подкреплять даже маленькие удачи, создавать условия для положительных

переживаний успеха, часто спрашивать, терпеливо выслушивать.

Здесь хочу поделиться опытом использования внеклассных мероприятий для повышения уровня заинтересованности и мотивации. Например, подготовка плакатов к праздникам (Хэллоуин, День св. Валентина), подготовка докладов по страноведению, традициям и обычаям страны изучаемого языка и т.д.

При формировании положительного отношения к учению следует предусматривать

специальную работу по формированию направленности на поиск разных способов

решения задачи вместо узкой ориентации только на результат; упражнения по

отработке умений учащихся ставить и достигать цели, составлять план своей

работы, связывать отдельные действия в систему, выполнять сложные предписания

учителя, что в целом улучшит дисциплинированность этих детей; упражнения по

формированию оценочных действий школьников, для чего привлекать самого

ученика к оценке  своих и чужих знаний, ориентироваться при этом на

предыдущие успехи данного ученика, усиливать адекватные критические суждения

самого ученика, чаще применять комментирование учителем своей оценки,

учитывать, что мотивации учения способствуют более однородный состав класса и

совпадения норм внутригрупповых оценок.

Кроме того, у отстающих детей важно укреплять собственное умение учиться:

устранять пробелы в знаниях, расширять запас знаний и развивать знаний по

всем их параметрам (полнота, системность, гибкость, действенность и

прочность); обучать учащихся выполнению действий по инструкции, четкой их

последовательности при понимании детей неизбежности и полноты контроля

учителя с детальным объяснением нового материала, с использованием наглядных

опор, с проговариванием, с обязательным доведением каждого действия до этапа

автоматизации; специально обучать более сложным действиям: различению способа

от результата, сопоставлению нескольких способов, изменению способа при

необходимости переноса его в новые условия, т.е. умению пользоваться

способами и применять их, опираясь при этом на планы, наглядные схемы и т.д.

В работе с неуспевающими необходимо реализовать все изложенное, имея в виду,

что начинать лучше с упражнений на постановку целей и стимулирование мотивов,

параллельно укрепляя умение учится, постепенно и дробно отрабатывая его

звенья. Специально надо предусмотреть преодоление у отдельных детей

"выученной беспомощности" как следствие длительных неудач, часто укрепляющих

неуважение детей к себе.

   Формирование мотивации совместной учебной деятельности.

Рассматривая особенности проявления и развития у школьников мотивов учения,

нельзя не затронуть некоторые вопросы, связанные с формированием у них

мотивации совместной учебной деятельности.

Если движущей силой учебной деятельности школьника является желание,

стремление овладеть каким-либо учебным материалом или способом его добывания,

то мы анализируем уровень сформированности познавательных и учебно-

познавательных мотивов. В коллективной же учебной работе акценты несколько

меняются. Здесь ученика интересует возможность так организовать свое

взаимодействие с партнером (взрослым или сверстником), чтобы овладение

материалом, знаниями, умениями произошло наиболее эффективно.

При совместной учебной деятельности ребенок учится сопоставлять, сравнивать,

наконец оспаривать другую точку зрения, доказывать свою правоту. Такие споры

со взрослым, с учителем практически исключены: в силу его опыта и позиции

взрослый, тем более педагог всегда прав, и ребенок покорно, часто неосознанно

принимает его точку зрения. Положение же сверстников одинакового. Поэтому

ребенок готов спорить с товарищем, ибо  изначально считает себя правым.

Ребенок осознает, что есть другой путь решения, другой способ действия, что и

товарищ может быть прав.

Умение сопоставлять разные точки зрения в процессе выполнения учебных

заданий, умение как бы "встать на позицию другого человека" ведет к

возникновению важнейшего новообразования. Оно способствует зарождению,

развитию и становлению мотива сотрудничества.

Рекомендации по формированию мотивации совместной учебной деятельности

школьников.

1.Прежде всего учителю необходимо создать ситуацию для возникновения у

учащихся общего положительного отношения к коллективным формам работы. Для

включения в совместную учебную деятельность младших школьников игра  является

одним из наиболее эффективных приемов. В подростковом возрасте наиболее

сильно проявляется желание обсудить что-либо со сверстниками. Кроме того,

учащиеся этого возраста используют малейший повод для того, чтобы как-то

обратить на себя внимание, стать заметным среди других. Включение в урок

обсуждения, например, результатов работы, распределение совместных действий

по функциям (взаимопроверка, взаимооценка) могут заинтересовать детей,

обеспечить их внимательное, заинтересованное отношение к коллективным формам

учебной работы. У старших школьников начинает повышаться престиж знаний.

Мотивировать их к совместному выполнению заданий может, например, осознание

возможности оказать и получить помощь, обменяться информацией.

2.Большое значение для формирования мотивации совместной учебной работы имеет

состав группы. Очень важно внимательно отнестись к его подбору.

а) При подборе группы необходимо учитывать желание детей работать именно друг

с другом, но кроме желания детей работать вместе необходимо учитывать и то,

какие цели могут преследовать дети, какие мотивы будут руководить при

включении в совместную работу.

б) При подборе группы необходимо учитывать соотношения их возможностей и их

представлений об этом. Взаимодействие в группах, где объединены дети,

осознающие разницу своих возможностей, возникает в том случае, если более

сильные учащиеся прежде всего хотят помочь боле слабому, научить его и

средство для этого видят в совместной работе, а слабый обязательно хочет

научится и действовать на равных с сильным.

в) При подборе группы необходимо также учитывать индивидуальные особенности

учащихся: уровень их знаний, темп работы интересы и т.п.

3.Особое значение для формирования мотивации совместной деятельности имеет

правильный подбор заданий и форм коллективной работы. Учитель не должен

предлагать детям непосильную вместе для них работу. Потому что, не получив

удовлетворения от совместного выполнения задания, дети надолго могут

сохранить негативное отношение к коллективным формам работы.

4.Для формирования мотивации совместной учебной работы большое значение имеет

то, какое место в работе группы занимает учитель. Он должен осуществлять

руководство работы детей учить их способам взаимодействия и в то же время не

быть диктатором.

     Формировать и развивать мотивацию - значит не заложить готовые мотивы и

цели в голову учащегося (это могло бы привести к манипулированию другим

человеком), а поставить его в такие условия и ситуации развертывания

активности, где бы желательные мотивы и цели складывались и развивались бы с

четом прошлого опыта, индивидуальности, внутренних устремлений самого ученика.

Исходя из всего вышесказанного, при работе с учащимися разного уровня мотивации необходимо учитывать все особенности формирования мотивации, индивидуальные особенности каждого ученика и всего коллектива класса, использовать разнообразные методы подачи информации и работы на уроке для поддержания постоянного интереса учеников к предмету и обучению в целом.

В заключении хочется отметить, искусство воспитания все-таки заключается в создании правильного сочетания «понимаемых» мотивов и мотивов «реально действующих» и вместе с тем в умении вовремя придать более высокое значение успешному результату.

Список литературы

1. Божович Л. И. Личность и ее формирование в детском возрасте. - М.: Педагогика, 1968. - 321с.

2. Валеев Г. Х. Методология и методы психолого - педагогических исследований: Учебное пособие для студентов 3 - 5-х курсов педагогических вузов. - Стерлитамак: Стерлитамак. гос. пед. ин-т, 2002. - 134 с.

3. Возрастная и педагогическая психология: Учебник / под ред. Гамезо. - М.: Наука, 1984. - 176 с.

4. Выготский Л. С. Педагогическая психология. - М., 1996. - 340 с.

5. Дусавицкий А. К. Формула интереса. - М., 1989. - 198 с.

6. Ковалев В. И. Мотивы поведения и деятельности. - М., 1988. - 232 с.

7. Леонтьев А. Н. Деятельность. Сознание. Личность. - М.: Просвещение, 1982. - 245 с.

8. Маркова А. К., Матис Т. А., Орлов А. Б. Формирование мотивации учения. - М., 1990. - 212 с.

9. Морозова Н. Г. Учителю о познавательном интересе // Психология и педагогика, №2, 1979

10. Немов Р. С. Психология. Учебник. - М.: Просвещение: ВЛАДОС, 1995. - 146 с.

11. Подласый И. П. Педагогика: Новый курс: Учеб. для студ. высш. учеб. заведений: В 2 кн. - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003. - Кн. 1: Общие основы. Процесс обучения. - 576 с.

12. Шацкий С. Т. Избранные педагогические сочинения. - М., 1962. - Т. 2. - 476 с.

13. Ресурсы Internet.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

особенности работы с детьми разных групп здоровья

в данном материале содержится информация о группах здоровья учащихся и даются рекомендации для учителей с учетом особенностей физического состояния школьников...

Особенности работы с учащимися разных типов темперамента

Наблюдая за учениками на занятиях, было замечено, что дети по-разному ведут себя на занятии: с разной скоростью осваивают новый материал, отвечают на вопросы; по-разному реагируют на замечания, похвал...

Сингапурская методика обучения в работе с учащимися с низкой мотивацией и ОВЗ. ( из опыта работы )

Сингапурская методика обучения в работе с учащимися с низкой мотивацией и ОВЗ....

Статья: "Индивидуальный поход к обучению плаванию учащихся разного уровня подготовленности"

Приступать к обучению плаванию необходимо после того, когда будет определено, насколько занимающийся владеет навыком плавания. Подготовленность определяется непосредственно в воде....

Сертификат участника вебинара "Методические особенности работы с учащимися с повышенной мотивацией к изучению математики при использовании УМК "Лаборатория А.Г. Мордковича"

Сертификат участника вебинара "Методические особенности работы с учащимися с повышенной мотивацией к изучению математики при использовании УМК "Лаборатория А.Г. Мордковича"...

2019 г. - ОТКРЫТЫЙ УРОК «Особенности работы над произведениями разного характера в младших классах ДМШ»

Цель: с помощью разных методов и приемов звукоизвлечения создать образы двух разнохарактерных музыкальных произведений.Задача: продолжить работу с учеником над особым прикосновением при игре штрихами ...