Проблемы и перспективы использования мультимедийного кабинета
статья по теме

Полякова Ирина Владимировна

Выступление на IV Ежегодной практической районной конференции «Цифровые образовательные ресурсы – 2014», город Мытищи

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

«ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ЛИНГАФОННОГО КАБИНЕТА ПРИ ОБУЧЕНИИ АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ НА УРОКЕ И ВО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ»

Выступление на IV Ежегодной практической районной конференции «Цифровые образовательные ресурсы – 2014», г. Мытищи

Полякова И.В., учитель английского языка  МБОУ «Гимназия № 16»

Стремительно развивающиеся информационно-коммуникационные технологии требуют от современной школы внедрения новых подходов к обучению, обеспечивающих развитие коммуникативных, творческих и профессиональных знаний, потребностей в самообразовании.

Мировой опыт использования сетевых мультимедийных лингафонных классов в ведущих методических центрах и образовательных учреждениях, а также анализ литературы показывает, что использование современных цифровых технологий в образовании позволяет:

• Повысить эффективность учебного процесса;

• Создать условия для индивидуального и дифференцированного обучения учащихся;

• Увеличить время устной практики для каждого учащегося;

• Обеспечить высокую мотивацию обучения;

• Преодолеть личностно-психологический барьер общения;

• Установить благоприятный психологический климат на уроке

Анализируя проблемы, возникающие сегодня перед преподавателем иностранного языка в школе, мы предлагаем рассмотреть преимущества использования мультимедийного лингафонного кабинета в образовательном процессе.

Важнейшим аспектом изучения иностранного языка является практика устного общения. Помочь в этом случае могут лингафонные системы.

Что такое лингафон? Лингафон дословно означает: лат. lingua — язык и греч. phone — звук, речь. Первые лингафонные устройства появились более 40 лет назад, и их распространение было обусловлено ростом популярности аудиовизуальных приёмов обучения.

Лингафонный кабинет - это аудитория, оборудованная лингафонными системами (аудио, видео и мультимедийными средствами) для современного обучения. Он представляет собой комплекс звукотехнической и проекционной аппаратуры для воспроизведения и записи аудиовизуальных эффектов. Каждое из рабочих мест снабжается телефонно-микрофонной гарнитурой с микрофоном пониженной чувствительности и направленного действия. Микрофон направленного действия реагирует только на те звуковые волны, которые направлены на микрофон под определенным углом. Смонтированный на рабочем месте, микрофон улавливает голос только того студента, который сидит за этим столом. Таким образом, студент слышит свой собственный голос, подобно тому, как слышит свой голос, говорящий в телефонную трубку.

Именно такая конструкция позволяет всем студентам группы говорить вслух, громко, не мешая друг другу, то есть делает устройство аудиоактивным. Различают аудиопассивные, аудиоактивные и аудиокомпаративные устройства:

- аудиоактивные устройства, в отличие от аудиопассивных, позволяют студентам не только прослушивать фонограммы, но и самим тренироваться в громкой речи, то есть в говорении;

- аудиокомпаративные устройства позволяют студенту записать свою речь, а затем прослушать и сравнить ее с образцовой.

Лингафонные системы используются для интенсификации учебного процесса,  им отводится значительная роль в обучении всем видам речевой деятельности. Они предназначены как для индивидуальных, так и для групповых занятий.

Функции лингафонного кабинета:

•        информативная;

•        тренировочно-обучающая;

•        контролирующее-корректирующая;

•        коммуникативная;

•        управление учебной деятельностью.

Условия для эффективного использования лингафонного кабинета:

•        понимание роли, места и значения ЛК в преподавании предмета;

•        знание психолого-педагогических основ эффективного использования ЛК;

•        владение методикой использования ЛК.

В лингафонном кабинете применяют в работе аудио и видео материалы, с помощью которых эффективно решаются следующие дидактические задачи:

  • формирование артикуляции и ритмико-интонационных навыков;
  • формирование и совершенствование навыка чтения;
  • формирование и совершенствование навыка аудирования;
  • формирование и совершенствование лексического и грамматического навыка говорения;
  • развитие и контроль речевого навыка устной речи (монологическая и диалогическая);
  • контроль понимания прослушанного;
  • контроль усвоения лексического материала.

Исходя из технических возможностей лингафонного кабинета, студентам могут быть предложены следующие виды работ:

  1. при обучении лексической стороне речи
  • прослушивание и повторение за диктором лексической единицы, фразы;
  • введение, закрепление лексического материала и контроль его усвоения, где преподаватель прослушивает каждого студента и индивидуально корректирует;

  1. при обучении говорению

- в парном режиме: общение между партнерами на разных рабочих местах:

  • вопрос-ответ;
  • диалогическое общение;
  • взаимоконтроль;

- в групповом режиме: соседние рабочие места 1+2+3+4, и т.д.:

  • работа по цепочке;
  • полилог, где преподаватель за один период времени успевает прослушать всех студентов, при этом экономя время;

- в общем (фронтальном) режиме:

  • монологическое высказывание по теме всех студентов и запись одного из них или одной или двух логически завершенных частей нескольких студентов, а затем прослушивание записи с целью выявления типичных ошибок (фонетических, лексических, грамматических);

  1. при обучении аудированию
  • слышать иноязычную речь без посторонних помех в нужном для себя звуковом оформлении;
  • концентрировать свое внимание на прослушивании/просмотре аудио или видео материала и его понимании;

  1. при обучении чтению:
  • прослушивание и повторение за диктором фразы из повествовательного или поэтического текста;
  • совместное прочтение с аудиотекстом;
  • чтение диалогического текста по ролям (после диктора и совместное прочтение);

  1. запись: 
  • запись одного студента (монологическое высказывание по теме или диалогическое общение; произнесение рифмовок, скороговорок, ряда слов на определенный звук или тему; чтение поэтического или повествовательного текста);
  • запись комментария преподавателя к текущей записи;
  • запись одного студента и прослушивание других в общем (фронтальном) режиме.

Аппаратные средства и программное обеспечение мультимедийных лингафонных классов позволяют:

  • повысить эффективность учебного процесса,
  • создать условия для индивидуального и дифференцированного обучения учащихся,
  • увеличить время устной практики для каждого учащегося,
  • обеспечить высокую мотивацию обучения,
  • преодолеть личностно-психологический барьер общения,
  • установить благоприятный психологический климат на уроке,
  • работать над лексической, грамматической, фонетической сторонами языка.

Мультимедийный лингафонный кабинет позволяет использовать презентации, подготовленные либо преподавателем, либо самими студентами, что делает занятие более интересным, эмоциональным, разнообразным. Студенты могут качественно лучше и с большим интересом воспринимать разноплановую информацию в виде яркой картинки, таблицы и, к тому же, со звуковым сопровождением. При помощи слайдов можно организовывать не только выполнение лексических, грамматических и фонетических упражнений, но также и их само- и взаимопроверку.

Мультимедиа превращает лингафонный кабинет в мощный и эффективный инструмент преподавания, дает возможность использовать многочисленные цифровые образовательные ресурсы в учебном процессе, что качественно повышает уровень обучения и позволяет рационально распределять учебное время.

Использование мультимедийного лингафонного кабинета дает возможность преподавателю разнообразить методы, формы, приёмы обучения, делает структуру занятия более насыщенной и глубокой, а педагогический труд более продуктивным. Это также создает определенный эмоциональный настрой при изучении материала, что способствует активизации познавательной деятельности студентов.

Однако необходимо учитывать, что работа в лингафонном кабинете увеличивает темп занятия и нагрузку на слух. Это требует такой организации учебного процесса, которая позволила бы сохранить устойчивую работоспособность и оптимальный уровень функционального состояния организма. Это техническое средство желательно применять через 5-10 минут после начала занятия, уровень громкости звуковых сигналов должен быть в пределах 40-50 дБ, рекомендуемая длительность звукозаписи - 30 минут. Невыполнение данных требований приводит к утомляемости организма учащегося, что снижает качество обучения.

Целесообразность использования лингафонного кабинета определяется содержанием учебного материала. Целенаправленное включение лингафонного кабинета в урок приводит к тому, что изучение темы приобретает новые качественные особенности, способствует индивидуализации и дифференциации учебного процесса.

Оборудование мультимедийных лингафонных кабинетов позволяет преподавателю создавать дополнительные обучающие программы по собственным авторским методикам. Таким образом, оно открывает превосходные возможности для преподавателей подходящих к занятию с творческой стороны.

Перспективы и выводы:

- современные лингафонные кабинеты должны стать мультимедийными;

- мультимедийные лингафонные кабинеты необходимы каждому учебному заведению для решения задач, стоящих перед современной школой в  развитии коммуникативных, творческих и профессиональных знаний.

 


Предварительный просмотр:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Исследовательский проект по экономике "Проблемы и перспективы развития банковского маркетинга"

Маркетинговое исследование удовлетворенности потребителей банковскими услугамиВ данной работе использованы результаты исследований качества обслуживания в ОАО «Альфа-банк», которое было проведено авто...

Тема урока: «Транспорт России: проблемы и перспективы развития»

Тип урока: обобщения и систематизации и практического применения знаний и навыковФорма урока: урок – исследованиеОборудование: мультимедийная система, презентации групп – исследователей, результ...

Проблемы и перспективы ЕГЭ по иностранному языку

Необходима ли обязательная специальная подготовка  к ЕГЭ? Чем отличается натаскивание к ЕГЭ от профессиональной подготовки учителем ученика к итоговой аттестации?   Во всем мире используются...

Тема «Проблемы и перспективы использования пластиковых карт»

Так как в наше время очень модно иметь электронные деньги, эта тема актуальна....

Техника безопасности и правила поведения в мультимедийном кабинете

Мультимедийный кабинет призван решать задачи  сферы образования  в области широкого использования информационно-коммуникационных технологий  в учебно-воспитательном процессе.Основным мо...

Доклад. Проблемы и перспективы использования ТСО и компьютера на уроках в начальной школе.

Проблемы и перспективы использования ТСО и компьютера на уроках в начальной школе....

Статья в сборнике современные проблемы психолого-педагогического и социального сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья в международном образовательном пространстве. Проблемы и перспективы.

Психолого-педагогическое и социальное сопровождение детей с ограниченными возможностями здоровья в международном образовательном пространстве....