Применение игровых технологий на уроках иностранного языка
статья по английскому языку на тему

Агапова  Светлана Алексеевна

Инновационный педагогический опыт  учителя английского языка МОУ "Лицей №31" г.Саранска  Агаповой С.А. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл инновационный опыт31.42 КБ

Предварительный просмотр:

Представление инновационного педагогического опыта учителя английского языка МОУ « Лицей№31» г.о. Саранск  РМ

                                 Агаповой Светланы Алексеевны

        « Без игры нет и не может быть полноценного умственного развития. Игра- это искра, зажигающая огонёк пытливости и любознательности».  ( В.А. Сухомлинский)

1 Актуальность и перспективность опыта.                                                 Доказывать значимость иностранного языка в современном мире уже никому не надо. Последние годы свидетельствуют о значительном повышении интереса к иностранному языку, особенно английскому языку как средству международного общения. Желание изучать иностранный язык дети обычно мотивируют следующим образом:                                                                                                                                                 - работа с компьютером, так как многие компьютерные программы создаются на английском   языке;                                                                                                                                           - в будущем хорошая работа и хорошая карьера;                                                      - мечта совершить путешествие по Европе и всему миру и завести новых друзей;                  - общение с друзьями из англоязычных стран;                                                          - чтение литературы,  газет и журналов, просмотр видеофильмов в оригинале.                        Из своего опыта, я знаю, что учащиеся начинают изучать иностранный язык с энтузиазмом, потому что для них это новый предмет. И я считаю своей задачей сохранить этот интерес, чтобы он был постоянным и устойчивым. Чтобы заинтересовать и увлечь учащихся с первых же уроков, я отвожу большое место игровым формам работы, так как я убедилась, что игра – это мощный стимул к овладению языком, это всегда эмоции, а там, где эмоции, там активность, там внимание и воображение, там работает мышление.

2 Условия формирования ведущей идеи опыта.                                                        Ведущей педагогической идеей моего опыта является использование игровых технологий на уроках английского языка. Использование игры и умение создавать речевые ситуации вызывают у обучающихся готовность, желание играть и общаться. Любая игра предполагает определенную цель, знание правил, а также элемент удовольствия.
Учебная игра- это особо организованное задание, требующее напряжения эмоциональных и умственных сил. Положительным является тот факт, что при этом ученик говорит на иностранном языке, следовательно, игровой метод таит в себе большие обучающие возможности. Игра для учащихся - это, прежде всего, увлекательное занятие.
Игра на уроке способствует выполнению важных методических задач:                           - Создание психологической готовности учащихся к речевому общению;                            - Обеспечение естественной необходимости многократного повторения ими языкового материала;                                                                                                           - Тренировку учащихся в выборе нужного речевого варианта;

В игре все равны. Она посильна практически каждому ученику, даже тому, кто не имеет достаточно прочных знаний в языке. Боле того, слабый в языковой подготовке ученик может стать первым в игре: находчивость и сообразительность здесь оказываются более важными, чем знания в предмете. Чувство равенства, атмосфера увлеченности и радости, ощущение посильности заданий- все это дает возможность ученику преодолеть стеснительность, мешающую свободно употреблять в речи слова чужого языка, снижает боязно ошибок, и благотворно сказывается на результатах обучения. В игре все «понарошку», есть возможность спрятаться за маску кого-то другого, т.е. снять с себя ответственность за допущенные ошибки и представить ситуацию в свете того, что «я- это не я, а герой, которого я изображаю». В этом случае снимается часть психологического стресса при общении. Языковой материал усваивается незаметно, а вместе с тем возникает чувство удовлетворения.

3 Теоретическая база опыта.                                                                                 Проблемы стимулирования и мотивации к изучению иностранного языка с использованием занимательных материалов и игровых приемов обучения представлены в научных исследованиях многих отечественных ученых (И.Л. Бим , С.Т.Занько, С.С. Полат , Е.И. Пассов, В. М. Филатов и др.). В практике преподавания иностранных языков используются многочисленные учебные пособия, методические разработки, материалы к проведению разнообразных игр с использованием материала иностранного языка. Игровые технологии- условие создания мотивационной основы обучения иностранному языку. Повышение мотивации обучающихся к учебной деятельности - один из актуальных вопросов дидактики. Реальным способом поддержания познавательных мотивов является «включение деятельности по овладению иностранным языком в деятельность, имеющую для учащихся определенной личностный смысл (игра, общение, труд, познание)». Мотивация определяет значимость того, что познается и усваивается обучающимися, их отношение к учебной деятельности и ее результатам. Особенность иностранного языка как предмета заключается в том, что учебная деятельность подразумевает иноязычную речевую деятельность, то есть деятельность общения, в процессе которой формируются, помимо знаний, иноязычные речевые умения. Познавательные мотивы обучающихся, содержащиеся в самой учебной деятельности, придают этой деятельности личностный смысл. Источником познавательных мотивов является осознанная познавательная потребность обучающихся. Реальные потребности изучающих иностранный язык связаны с желанием общаться на этом языке, выражать свое мнение, пользоваться языком устно и письменно, владеть им. Последнее приводит к необходимости продуманного подбора средств и приемов обучения иноязычной речевой деятельности для поддержания мотивации. В этой связи использование игровых приемов обучения иноязычному общению приобретает особую значимость. Привлечение игры как приема обучения есть действенный инструмент управления учебной деятельностью (деятельностью по овладению иноязычным общением), активизирующий мыслительную деятельность обучающихся, позволяющий сделать учебный процесс захватывающим и интересным.  Эльконин Д.Б. в своей книге «Психология игры» дает следующее определение игры: «Игра - объективно-первичная стихийная школа, кажущийся хаос, предоставляющий ребенку возможность ознакомиться с традициями поведения окружающих его людей.»  Наиболее приемлемым для нас является определение, данное А. А. Деркачом, учебной называется игра, используемая в учебном процессе в качестве задания, содержащая учебную проблему( проблемную ситуацию), решение которой обеспечит достижение определенной учебной цели.

4. Технология опыта.                                                                        

       Использование игровых форм обучения делает учебно- воспитательный процесс более содержательным и качественным. Использование различных игровых приёмов и ситуаций на уроках способствует формированию дружного коллектива в классе, так как каждый ученик в игре имеет возможность взглянуть на себя и товарищей со стороны. Игровые технологии воспитывают ответственность и взаимопомощь у учащихся, так как в игре они должны быть одной командой, постоянно помогая и поддерживая друг друга. Основные функции игр- это обучающая, воспитательная, развлекательная, коммуникативная, релаксационная, развивающая, компенсаторная. Для чего же я использую игровые приёмы на уроках? Чтобы активизировать познавательную и творческую деятельности, развить мышление, закрепить словарный запас, развить внимание. А ещё игра выполняет функцию самореализации, т.е. даёт возможность проявления скрытых способностей каждого учащегося. Это  особенно хорошо видно при организации ролевых игр, драматизации, инсценировках, т.к. именно такие игры отвечают внутренним потребностям конкретного ребёнка.

На своих уроках я использую различные игры:

- фонетические. Их цель- отработка произношения, формирование навыков фонетического слуха. Эти игры я использую в основном в начальной школе. Например, я произношу слова, в которых есть долгий и краткий гласный. Если ученики слышат долгий звук- они хлопают в ладоши 2 раза  Если они слышат краткий гласный – они хлопают 1 раз.

- лексические игры. Цель- тренировать учащихся в употреблении лексики, развивать словарный запас. Например, я использую такие игры, как « Кто больше?( игроки команд по очереди записывают на доске как можно больше слов по изученной теме), « Кот в мешке» (участники команд достают из мешка предмет и называют его), « Составь слово», « Томбола».

- грамматические игры. Цель- отработка и закрепление грамматических навыков. К таким играм относится « Морской бой». На доске я пишу предложения с пропусками. После обсуждения один из игроков выходит и заполняет пропуски. « Мозговой шторм»- ученики получают карточки с напечатанными словами. Игроки выходят к доске и выстраиваются в нужном порядке, чтобы получилось предложение. Каждая команда составляет 4 предложения ( утвердительное , отрицательное, общий вопрос и специальный вопрос).

-речевые игры Цель – тренировать учащихся в монологической и диалогической речи, развивать речевую реакцию учащихся. К этим играм относятся « Лесенка»,» В магазине».

       Конечно, урок иностранного языка- это не только игра. Доверительность  и непринуждённость общения учителя с учениками, возникшие благодаря игровой атмосфере и играм располагают ребят к серьёзным  разговорам, обсуждению любых реальных ситуаций.

5. Анализ результативности                                                                        Итоги школьного мониторинга за последние три года свидетельствуют о том, что учащиеся успешно осваивают государственный образовательный стандарт по английскому языку.

Год

2012-2013

2013-2014

2014-2015

класс

7 «А»

8 «А»

9 «А»

% качества

90%

92%

92%

класс

9 «А»

10 «А»

11 «А»

% качества

70%

70%

77%

класс

8 «А»

9 «А»

10 «А»

% качества

84%

86%

90%

класс

4 «В»

5 «В»

6 «В»

% качества

51%

52%

55%

     

       Рост  качества знаний по английскому языку 7 «А» - 9 «А» кл. за период с 2012  по 2015 г. г. (за три учебных года)  составил 2 %.  Рост  качества знаний  по английскому языку 9 «А» - 11 «А» кл. за период с 2012 по 2015 г.г. (за три учебных года)  составил 7%. Рост качества знаний по английскому языку 8 «А» - 10 «А» кл. за период с 2012 по 2015 г. г. (за три учебных года) составил 6%. Рост качества знаний по английскому языку 4 «В» - 6 «В» кл. за период с 2012 по 2015 г. г. (за три учебных года) составил 4%.

      Повышение качества образовательных результатов  обусловлено активным использованием учителем технологий разноуровнего обучения с использованием дифференцированных заданий. Для осуществления контроля знаний , умений и навыков я использую самостоятельные работы, контрольные работы. Зачёты, тесты и защиту проектов.

    Мои ученики принимают активное участие в различных предметных олимпиадах и  конкурсах. Выпускница 2015 г. Потапова Юля является неоднократным победителем и призёром лицейских, городских и республиканских олимпиад по английскому языку. Её достижения: 
2011-2012
-победитель муниципального этапа Всероссийской олимпиады школьников по английскому языку

Всероссийский заочный конкурс "Познание и творчество" номинация "Эрудит английский язык
-3 место - осенний тур

-1 место Гран-При - креативный тур

-1 место - летний тур

Всероссийский заочный конкурс "Познание и творчество" номинация "Brains Challenge" английский язык

-1 место - весенний тур

-2 место - зимний тур

-3 место - Всероссийский заочный конкурс "Интеллект-экспресс"-"Загадки английского языка"

-1 место в регионе 1 место в России - конкурс по английскому языку"British buldog

2012-2013

- призёр Муниципального этапа Всероссийской Олимпиады по английскому языку

- призёр республиканского этапа Всероссийской Олимпиады по английскому язы

- диплом 2 степени по английскому языку финального этапа Международной олимпиады.

- 1 место в регионе в конкурсе по английскому языку «British bulldog»,

- 3 место в Первой дистанционной олимпиаде по страноведению Великобритании  

2013-2014

- Победитель VIII Международной Олимпиады по основам наук по предмету «Английский язык»

-Гран-При в республиканском конкурсе «Одарённые дети России» 2013-2014 номинация «Клуб лингвистов»

-Гран-При Международного конкурса «Одарённые дети России» 2013-2014 номинация «Клуб лингвистов»

- призёр Муниципального этапа Всероссийской Олимпиады по английскому языку

- призёр республиканского этапа Всероссийской Олимпиады по английскому языку

- 1 место в регионе в конкурсе по английскому языку «British bulldog»

2014-2015

- победитель республиканского этапа Всероссийской Олимпиады по английскому языку

- победитель Муниципального этапа Всероссийской Олимпиады по английскому языку

-участник Всероссийской олимпиады по английскому языку в г. Волгоград

     Опытом своей работы делюсь с учителями лицея, города и республики. Провожу открытые уроки, выступаю на научно- практических конференциях, семинарах, педагогических советах и заседаниях МО. Повышаю свой профессиональный уровень.
В 2015 году прошла курсы повышения квалификации в МРИО в объёме 108 часов по теме «Новые тенденции в лингвистическом образовании в условиях перехода на ФГОС ОО».
Опыт моей работы размещён на сайте лицея  :
http://lic31sar.schoolrm.ru/sveden/employees/10793/186835

План-конспект урока в 3 «В» классе

по теме « Подарки»

Цель урока: формировать коммуникативную компетенцию.

Задачи: обучающие- активизировать навыки чтения монологической и диалогической речи, навыки орфографии;

развивающие- развивать речевые способности, совершенствовать навыки умения самоконтроля;

личностно- ориентированные- способствовать развитию умения сопоставлять факты, развивать творческие навыки, создать условия для развития навыков общения и совместной деятельности;

воспитательные- воспитывать уважительное отношение друг к другу, развивать умение слушать товарища.

                                            Ход урока

I Организационный момент

T: Good morning ,boys and girls .I am glad to see you.

Речевая разминка:

T: Answer my questions:

1. What season is it now?

2. What is the weather like today?

3. When is your birthday?

4. What do you do at the party?

5.Where do you celebrate your birthday?

Определение цели и задачи урока

T: Children, open your books on page 71 and look at the pictures. What can you see ?

P1…

P2…

P3…

T: How do you think what are we going to speak about?

P…

T: Right. The aim of our lesson is Presents.

Фонетическая зарядка

T: Let us remember the songs and the poems we have learnt this year.

(дети декламируют стихотворения и исполняют песню)

II Основная часть урока

Listening ,speaking аnd reading

1) T: Now let us do ex.2 p.71   What present would you like to have?

P1…

P2…

P3…

( ученики называют подарки)

2) Listen to the CD twice and tick presents which Jimm has for his birthday. Ex. 1 p71

Ex.    (ученики слушают диск и отмечают подарки)

3) Work in pairs

T: Your task is to ask each other questions about your birthday.

P1: When is your birthday?     P2…

P1: What presents do you have for it?     P2…

P1: What do you do?...        P2…

4) Read the text and answer the questions. Ex.4   p 72

(учащиеся читают текст и отвечают на вопросы ex5 p.72

Физкультминутка

III Повторение и закрепление изученного материала.

Task1 Выбери предложение, которое соответствует теме «Birthday»:

1.They have got a funny cat.

2.We are good friends.

3. I would like to have a computer game.

4. We like to play football on Sundays.

Task2  Выбери подходящие по смыслу слова:

1.Let us play ( songs/puzzles)

2 He has got a birthday( cake/ball)

3 My friend’s birthday is in (home/winter)

4 He likes to play ( with a teddy bear/with a ball)

Task 3 К предложению из левого столбика выбери подходящее по смыслу предложение из правого столбика:

1 Happy birthday to you.                     а) She likes to play with a doll.

2. I have got my birthday once a year.  b) Thank you!

3. She is small.                                     с) They like to have presents.

4. Jim and Tim are friends                      d) It is on the first of May.

Task 4 Работа в группах

Учащиеся делятся на 2 команды. Учитель раздаёт карточки с напечатанными буквами. Дети составляют слова (present, computer,puzzle, birthday)

IV Заключительная часть урока

Домашнее задание: ex. 3p. 46 WB

Рефлексия

T: Children, did you like our lesson? What did you like most ?

Подведение итогов урока:

T: Well, children, we had a good lesson today. Thank you very much for the lesson. You were very active today.

Оценивание:

Учитель комментирует и оценивает учащихся.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

презентация "применение новых игровых технологий на уроках иностранного языка в начальной школе"

данная презентация содержит материал о применении игровых технологий на уроках английского языка...

Выступление на ШМО учителей английского языка по теме "Применение игровых технологий на уроках иностранного языка"

Выступление на школьном методическом объединении учителей английского языка по теме: "Применение игровых технологий на уроках иностранного языка" с приложением (игры, которые можно использов...

Применение игровых технологий в преподавании иностранного языка в начальной школе как средство выработки коммуникативной и социо-культурной компетенции.

Игровые технологии применяются больше  на начальном этапе обучения.Но  также их можно с успехом применять и на среднем этапе....

Курсовой проект «Применение игровых технологий на уроке иностранного языка»

Цель работы: проанализировать способы применения игровых технологий на уроках иностранного языка.  Актуальность работы:—    в связи с интенсификацией учебного процесса учебные игры...

«Развитие речевых и коммуникативных навыков у обучающихся с применением игровых технологий на уроках иностранного языка».

Английский язык в средней школе, в особенности рассматриваемый как второй,  так же является серьёзным и сложным предметом. На уроках учащимся приходится много запоминать, говорить, писать, читать...

Курсовой проект "Применение игровых технологий на уроках иностранного языка"

Роль и возможность применения игровых технологий в процессе изучения иностранного языка....

Применение игровых методик на уроках иностранного языка в начальной школе

Применение игровых методик на уроках иностранного языкав начальной школеДеятельность учеников постепенно становится учебной, поэтому педагогу важно знать эффективные игровые методики с целью успешной ...