Главные вкладки

    Использование технологии деятельностного метода на уроках английского языка:построение процесса обучения на основе учебных ситуаций
    статья по английскому языку на тему

    Выступление на районнойконференции

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл ispolzovanie_tehnologii.docx27.87 КБ

    Предварительный просмотр:

    МКОУ «Миролюбовская основная общеобразовательная школа»

    2013-2014 уч.год

    Использование   технологии  деятельностного метода  на уроках английского языка: построение процесса обучения

    на основе учебных ситуаций»

    подготовила учитель английского языка

    Евланова Елена Борисовна

    Напичканный знаниями, но не умеющий их использовать ученик напоминает фаршированную рыбу,  которая не может плавать.

     А.Л. Минц

      Наша жизнь не стоит на месте – она стремительно развивается, набирает новые обороты, идёт вперёд семимильными шагами, внося свои коррективы в различные жизненные процессы, в том числе – в процессы образовательные.  

      Мы все помним старую притчу о том, как пришел мудрец к бедным и сказал: «Я вижу, вы голодны. Давайте, я дам вам рыбу, чтобы вы утолили голод». Притча гласит: не надо давать рыбу, надо научить ловить ее (слайд № 1).

    Вместо простой передачи знаний, умений, навыков  от учителя к ученику приоритетной целью школьного образования становится развитие способности ученика  учиться.

    Стандарт нового поколения и есть стандарт, который помогает научить учиться, научить «ловить рыбу», а тем самым, овладеть универсальными учебными действиями (УУД), которые и формируют фундаментальное ядро образования.

            Наиболее полно современным приоритетам российского модернизиующегося образования соответствует системно - деятельностный подход, который является основой ФГОС НОО.

    Деятельностный подход- это организация учебного процесса, в которой главное место отводится активной и разносторонней в максимальной степени самостоятельной познавательной деятельности школьника.

    Основная идея его состоит в том, что новые знания не даются в готовом виде. Дети «открывают» их сами в процессе самостоятельной исследовательской деятельности. Они становятся маленькими учеными, делающими свое собственное открытие. Задача учителя при введении нового материала заключается не в том, чтобы все наглядно и доступно объяснить, показать и рассказать. Учитель должен организовать исследовательскую работу детей, чтобы они сами додумались до решения проблемы урока и сами объяснили, как надо действовать в новых условиях. Осознание того, что ФГОС активно завоёвывает свои  позиции,  требования модернизирующегося образования и потребность в постоянном профессиональном росте привели  меня к  решению  использовать деятельностный подход при обучении английскому языку в 2-3, 5-9

              Стандарты второго поколения вводят новое понятие – учебная ситуация, которая  является способом реализации деятельностного подхода.

    Учебная ситуация – это такая особая единица учебного процесса, в которой дети с помощью учителя обнаруживают предмет своего действия, исследуют его, совершая разнообразные учебные действия, преобразуют его, например, переформулируют, или предлагают свое описание и т.д., частично – запоминают.

    Учебные ситуации строятся с учетом:

    • возраста ребенка (то, что провоцирует на действие младшего школьника, оставляет равнодушным и пассивным подростка),
    • специфики учебного предмета (учебная ситуация в математике качественно отличается от учебной ситуации в чтении или естественнонаучной/обществоведческой части окружающего мира типами формируемых умений),
    • меры сформированности действий учащихся (исполнительских, не требующих активного содействия педагога, или ориентировочных, которые могут осуществляться, особенно поначалу, только при активном участии учителя).

    Изучение литературы, собственная педагогическая деятельность, общение с педагогами, работающими по внедрению ФГОС, убедили меня в необходимости детального рассмотрения данной проблемы.

    Творчество педагога должно быть направлено на создание учебных ситуаций,  разработку способов перевода учебной задачи в учебную ситуацию целью которой является формирование  не только предметных, но и метапредметных и личностных результатов.

    Нужно поставить эту ситуацию в такие условия, чтобы она толкала, провоцировала детей на активное действие, создавала мотивацию учения, причем не вы-нуждения, а по-буждения.

    Любая учебная ситуация решается через применение различных педагогических приёмов.

    Поиск наиболее оптимальных педагогических приёмов привёл меня к книге А. А. Гина «Приемы педагогической техники: Свобода выбора. Открытость. Деятельность. Обратная связь. Идеальность».

            Сущность опыта. Деятельностный подход на уроках английского языка реализуется через  построение процесса обучения на основе учебных ситуаций.

    Новизна. Создание учебных ситуаций на уроках английского языка через использование педагогических приёмов для реализации метапредметных и личностных результатов.

    Реализация   деятельностного подхода  через решение учебных ситуаций:

    -  способствует формированию   метапредметных и личностных результатов;  

    - позволяет поставить ученика в  новую роль – «исследователей», под «скрытым» руководством учителя они открывают для себя новые знания.

    -  делает  процесс учения  поисковым и творческим;

     - предоставляет  учащимся выбор, альтернативу,  возможность путем размышления самим выбрать образец правильного алгоритма учебного действия.

    .

      Цель учебной ситуации на уроке состоит в построении такой среды, которая бы позволила ученикам творчески реализовать себя и получить собственную продукцию определенного качества. Временная продолжительность образовательной ситуации может занимать часть урока, урок, либо несколько уроков. Учитель может создать несколько учебных ситуаций на одном учебном занятии с учениками.  

    Наиболее «мощной» является та учебная ситуация, в которую вместе с учащимися вовлекается сам учитель. Результаты такого взаимодействия «учитель-ученики» на уроке будут наиболее продуктивными.

     Учебной ситуацией может стать задание составить:

            таблицу, график или диаграмму по содержанию прочитанного текста, алгоритм по определенному правилу или выполнение задания:

             объяснить содержание прочитанного текста сильным учеником слабому в паре или практическая работа и т.д.

    При этом изучаемый учебный материал выступает как материал для создания учебной ситуации, в которой ребенок совершает некоторые действия. Осваивает характерные для предмета способы действия, т.е. приобретает наряду с предметными познавательные и коммуникативные компетенции. Очень важно, чтобы учитель поддерживал инициативу ученика в нужном направлении, и обеспечивал приоритет его деятельности по отношению к своей собственной.

    Виды ситуаций:

    Выбор

    Дается ряд готовых решений. Среди них и неправильные. Надо выбрать правильное.

    Неопределенность        

    Неоднозначные решения ввиду недостатка данных

    Неожиданность

    Вызывает удивление необычностью, парадоксальность.

    Конфликт

    Ситуация, рассматривающая противоположности.

    Несоответствие

    Не «вписывается» в уже имеющийся опыт и представления.

    Можно ли обойтись на уроке без создания учебной  ситуации? Конечно, можно прийти на урок и сказать: «Сегодня мы будем говорить о единственном и множественном числе имен существительных или об образовании какого-то времени,  но будет ли урок интересным? Позволит ли начало урока с объявления темы заинтересовать ребенка, включить в познавательный поиск?

     Для создания учебной ситуации в начале урока можно использовать различные  приемы входа в урок:

    прием «привлекательная цель». Перед учеником ставится простая, понятная и привлекательная для него цель, выполняя которую он волей-неволей выполняет и то учебное действие, которое планирует педагог.

    Например для освоения вопросной  формы английского предложения разыгрывается ситуация поиска потерявшегося питомца, в которой дети примеряют различные роли;

    прием «удивляй». Учитель находит такой угол зрения, при котором даже обыденное становится удивительным.

    прием «отсроченная отгадка». Иногда удивительное не просто привлекает внимание "здесь и сейчас", но и удерживает интерес в течение длительного отрезка времени. В начале урока учитель дает загадку (удивительный факт), отгадка к которой (ключик для понимания) будет открыта на уроке при работе над новым материалом.

    прием «фантастическая добавка». Учитель дополняет реальную ситуацию фантастикой. Вы можете переносить учебную ситуацию на фантастическую планету; придумать фантастическое растение/животное; перенести реального или литературного героя во времени; рассмотреть изучаемую ситуацию с необычной точки зрения, например глазами инопланетянина или древнего грека...

    прием «лови ошибку». Объясняя материал, учитель намеренно допускает ошибки.

    Сначала ученики заранее предупреждаются об этом. Иногда, особенно в младших классах, им можно даже подсказывать "опасные места" интонацией или жестом. Можно научить детей  мгновенно пресекать ошибки условным знаком, сигнальными карточками или пояснением, когда оно требуется.

    Необходимо приучать детей мгновенно реагировать на ошибки. Нужно поощрять внимание и готовность вмешаться. Ученик получает текст  со специально допущенными ошибками — есть возможность "порабо­тать учителем". Тексты могут быть заранее приготовлены другими учениками.

    Для повторения пройденного материала можно использовать следующие приемы для создания учебной ситуации:

    пресс-конференция. Учитель намеренно неполно раскрывает тему, предложив школьникам задать дораскрывающие ее вопросы.

    Например, при изучении темы "Животные". Можно вести разговор от имени семьи животных.

    Или при изучении темы «Вечеринка у дракона» ввести игровой сюжет: пресс-конференцию неизвестного героя, "маски", по ответам которой можно ее "рассекретить".

    Бывает на уроке и так, что ученикам необходимо поработать с текстом учебника самостоятельно. Создать ситуацию, мотивирующую работу с текстом можно, применив

    Прием вопрос к тексту.  Перед изучением учебного текста ребятам ставится задача: составить к нему список вопросов. Иногда целесообразно оговорить их минимальное число. Например: не менее 3 репродуктивных вопросов и не менее 5 расширяющих и развивающих.

    Домашнее задание тоже может стать ситуацией, мотивирующей ребенка к изучению материала.  С этой целью можно использовать такие приемы, как:

    особое задание. Продвинутые ученики получают право на выполнение особого задания. Учитель всячески подчеркивает свое уважение к решению ученика воспользоваться этим правом.

    творческое домашнее задание. Составить кроссворд для одноклассников, сочинить стихотворение, песню, презентацию.

    обсуждаем домашнее задание. Вместе с учащимися обсуждаем вопрос, каким должно быть домашнее задание, чтобы новый материал был качественно закреплен. При этом, естественно, изученный материал еще раз просматривается.

    идеальное задание. Задания никакого нет, но функция домашней работы выполняется. Детям предлагается выполнить работу по их собственному выбору и пониманию. Одни просто выполнят упражнения из рабочей тетради, другие  подберут пример или нарисуют иллюстрацию к изучаемой теме.

    Для приобщения детей к коллективному сотворчеству, необходимо создавать ситуации, в которых детям было бы необходимо работать сообща, на общий результат. В этом случае можно предложить следующие  приемы организации работы в группах

    группы получают одно и то же задание. В зависимости от типа задания результат работы группы может быть или представлен на проверку учителю, или спикер одной из групп раскрывает результаты работы, а другие ученики его дополняют или опровергают. Дети могут придумывать загадки о животных, роботах и т. д.

    группы получают разные задания. Тогда группы (или их спикеры) отчитываются перед классом. Или, поочередно меняясь, спикеры по кругу обходят все группы и работают с каждой.  Результаты заносятся  результат в таблицу, которая затем обсуждается сообща. Так можно выяснить предпочтения детей в игрушках, действиях с игрушками, предпочтениях в играх.

    группы получают разные, но работающие на один результат задания. Каждая группа получает свой небольшой рассказ, который нужно перевести и инсценировать.

    Прием «лови ошибку», но технология его использования меняется. Дети спорят, обсуждают, вместе ищут ошибки и заменяют их верными вариантами. Так можно проверять и закреплять лексику и грамматику.

    Создавать учебные ситуации помогают игры – тренинги. Например, представь, что ты редактор, в текст закрались ошибки, их нужно найти и исправить.

    Игра «логическая цепочка» - это игра в слова, когда нужно назвать слово на последнюю букву слова, предложенного предыдущим ребенком.

    Игры в случайность, когда отвечающего выбирает не учитель, а подбрасываемые кубики.

     Игра «да-нетка». Ученики находят ответ на загадку, задавая учителю вопросы о цвете, размере, месторасположении, умениях  объекта и т. д. Учитель отвечает только»да» или «нет».

    Хорошо работает на создание учебной ситуации прием введения ролей.

     Дежурный по словарю, который может повторять с детьми лексику по уроку.

    Почемучка, который по сигналу учителя может задать свое «Почему?», на которое дети попытаются ответить. При необходимости, учитель приходит на помощь. Изучая части тела, встречаемся с существительным feet и узнаем, что правило об образовании множественного числа распространяется не на все существительные.  Фома неверующий, по сигналу учителя выскажет свое недоверие, и дети будут приводить свои аргументы в защиту утверждения. Например, задание, прослушать чант и отыскать среди нескольких собак ту, о которой говорится. Дети должны будут привести доказательства из текста.

    Для создания учебной ситуации в структуру  урока вводятся элементы ручного труда. Для снятия трудностей в общении учитель работает над поделкой вместе с детьми, обращаясь к ним с просьбами на английском языке, и, побуждая их обращаться в случае необходимости, друг к другу по-английски.  При этом развивается умение вести диалог – побуждение к действию: уметь обращаться с просьбой, выражать готовность или отказ ее исполнить. Включаются задания на построение монологического высказывания с описанием своей поделки по образцу, предложенному учителем. Язык, который используют ученики для описания поделки, становится важным персонально для них, потому что теперь он имеет непосредственное отношение к их жизни. Для мотивированности, включения в совместно-распределительную учебную деятельность и  установки на успешность  каждого ребенка устраиваются выставки работ и коллективное обсуждение для выбора номинантов на звания изготовителя:

    самой аккуратной поделки

    самой необычной

     самой яркой

    за самый красивый фон

    за самое четкое описание поделки

    за самый выразительный монолог

    за самое быстрое изготовление

    за самое интересное сочетание красок и т. д.

    Можно отметить сильную мотивирующую функцию изготовления поделок. Основной причиной этого является то, что каждая поделка уникальна, потому что каждый ребёнок вложил в неё то, что ему нравится, свой творческий потенциал, своё видение и восприятие мира.

    Максимальное развитие коммуникативных способностей — вот основная, перспективная, но очень нелегкая задача, стоящая перед преподавателями английского языка. Деятельностный подход в обучении дает возможность творчески решать эту задачу.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Обобщение педагогического опыта «Обучение английскому языку на основе учебных ситуаций »

    (1)Я – учитель английского языка Излучинской первой школы Нижневартовского района Ханты-Мансийского автономного округа - Югры, Якимов Андрей Григорьевич, представлю свой опыт работы по теме «Обучение ...

    Конспект урока русского языка, построенного по технологии деятельностного метода

    Представляю методическую  разработку урока русского языка , построенного по ТДМ ( технология деятельностного метода )....

    Мастер-класс "Использование игровых методов на уроках английского языка как средство оптимизации процесса обучения"

    Мастер-класс "Использование игровых методов на уроках английского языка как средство оптимизации процесса обучения"...

    Доклад «Формирование коммуникативных универсальных учебных действий на уроках английского языка у младших школьников на основе деятельностного подхода»

    Деятельностный подход вносит существенные изменения в процесс обучения иностранному языку. Он является внутренним условием движения личности к цели, выступает как готовность и способность личности к о...

    Системно-деятельностный подход на уроках английского языка на основе метода проектов: мини - творческие задания для младших школьников"

    Главной идеей своего опыта я вижу в создании эффективной и результативной системы преподавания английского языка на основе деятельностного подхода через использование, разработку, исследование, проект...

    Обучение английскому языку на основе «учебных ситуаций»

    Основной целью обучения на основе учебных ситуаций является формирование познавательных и творческих  способностей учащихся, которые позволяют быть компетентными в различных сферах иноязычно...