Доклад «Формирование коммуникативных универсальных учебных действий на уроках английского языка у младших школьников на основе деятельностного подхода»
статья на тему

Дербакова Елена Владимировна

Деятельностный подход вносит существенные изменения в процесс обучения иностранному языку. Он является внутренним условием движения личности к цели, выступает как готовность и способность личности к определенным действиям на основе имеющихся знаний, умений и навыков. Деятельностный подход включает в себя, кроме учебно-познавательной деятельности, опыт оценочных, профессионально и социально значимых ее видов. Данный подход к обучению ориентирован не столько на усвоение знаний, сколько на формирование навыков и умений, развитие творческой стороны обучаемых, что позволяет избежать разрыва между теоретическими знаниями и применением их на практике.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл derbakova_dlya_publikatsii_-_doklad.docx20.52 КБ

Предварительный просмотр:

«Формирование коммуникативных универсальных учебных действий на уроках английского языка у младших школьников на основе деятельностного подхода»

Президент Российской Федерации Владимир Владимирович Путин в своем ежегодном послании  Федеральному собранию подчеркивал, что Россия должна обрести статус мировой державы и для этого в стране необходимо продолжать всестороннюю модернизацию. Модернизация и инновационное развитие – единственный путь, который позволит России стать конкурентным обществом в мире 21-го века, обеспечить достойную жизнь всем нашим гражданам.  Происходящие сегодня изменения в общественных отношениях, средствах коммуникации требуют повышения коммуникативных учебных действий школьников, совершенствования их филологической подготовки, поэтому приоритетную значимость приобрело изучение английского языка, как средство общения и обобщения духовного наследия стран изучаемого языка и народов.

Существование успешного человека в конкурентном мире невозможно представить без знания английского языка – языка международного общения. Сегодня ценится свободная, развитая и образованная личность, способная творить в условиях постоянно меняющегося мира, что в свою очередь, требует полного развития личности ее коммуникативных способностей, позволяющих войти в мировое сообщество и успешно функционировать в нем.

Деятельностный подход вносит существенные изменения в процесс обучения иностранному языку. Он является внутренним условием движения личности к цели, выступает как готовность и способность личности к определенным действиям на основе имеющихся знаний, умений и навыков. Деятельностный подход включает в себя, кроме учебно-познавательной деятельности, опыт оценочных, профессионально и социально значимых ее видов. Данный подход к обучению ориентирован не столько на усвоение знаний, сколько на формирование навыков и умений, развитие творческой стороны обучаемых, что позволяет избежать разрыва между теоретическими знаниями и применением их на практике.

Задача учителя состоит в том, чтобы создать условия практического овладения языком для каждого учащегося, выбрать такие методы обучения, которые позволили бы каждому ученику проявить свою активность, свое творчество. Задача учителя - активизировать познавательную деятельность школьника в процессе обучения иностранным языкам. Современные педагогические технологии такие, как обучение в сотрудничестве, проектная методика, использование новых информационных технологий, Интернет-ресурсов, технология развития критического мышления  помогают реализовать деятельностный подход в обучении, обеспечивают индивидуализацию и дифференциацию обучения с учетом способностей детей, их уровня обученности.

Деятельностный характер предмета «иностранный язык» соответствует природе младшего школьника, воспринимающего мир целостно, эмоционально и активно. Это позволяет включать иноязычную речевую деятельность в другие виды деятельности, свойственной ребенку данного возраста (познавательную, игровую, художественную, проектную, исследовательскую и т.д.) Таким образом,  перечисленные виды учебной деятельности получают приоритетное развитие в соответствии с новым и ФГОС.

Развитие личности ребенка, его творческих способностей и накопление опыта разнообразных видов деятельности на начальном этапе происходит наиболее эффективно в игре.

Игровая деятельность позволяет, с одной стороны, удовлетворить естественную тягу детей к игре как способу познания мира, с другой – дает возможность моделировать условия реального общения, позволяя ребенку одновременно получать удовольствие и учиться, расслабляться и работать, проявлять себя индивидуально и в команде.  

На протяжении младшего школьного возраста, в соответствии с новыми ФГОС, достигается смена ведущей деятельности, переход от игры к систематическому социально- организованному обучению с привлечением других видов трудовой, поисковой и творческой деятельности.

В самой общей форме деятельностный подход означает организацию и управление целенаправленной учебно – воспитательной деятельностью ученика в общем контексте его жизнедеятельности.

Составной частью деятельностного подхода являются следующие положения:

- учет ведущих видов деятельности и законов их смены;

- обязательная результативность каждого вида деятельности;

- мотивированность любых видов деятельности;

- создание воспитывающей ситуации деятельности;

- личностное развитие, нравственное обогащение в ходе любых видов деятельности;

- сотрудничество при организации и управлении различными видами деятельности;

- обязательная рефлексивность всякой деятельности.

Деятельностная сущность обучения иностранным языкам осуществляется через «деятельностные задания» (activities), которые  строятся на основе игрового, имитационного и свободного общения.

Обучение чтению  и  алфавиту на начальном этапе всегда представляет для учащихся большие трудности, вызываемые графическими и орфографическими особенностями английского языка. Учитывая психологические особенности младших школьников, авторы учебников  для младших школьников предлагают разнообразные упражнения на развитие навыков чтения с использованием картинок и карточек со словами (метод обучения чтению слогами, целыми словами).  Прием иллюстрирования звуков с помощью разноцветных шаров позволяет приучить учащихся  следить во время прослушивания записи упражнений за диктором. Организация упражнений на чтение слогов  и слов с заданными звуками удобна для работы учащихся в паре по самостоятельной отработке навыков чтения – учащиеся могут варьировать чтение по столбикам и по строчкам.

Деятельностный подход базируется на положениях психологии о том, что усвоение языкового материала происходит быстрее и отличается большей прочностью, если оно базируется на использовании всех видов ощущений : кинестетических, звуковых, зрительных и рукодвигательных.  

Общим для всех младших школьников является то, что у них еще недостаточно развито  произвольное внимание и такие виды памяти, как логическая, эмоционально-образная, ассоциативная, кинестетическая (моторная).  Впечатыванию в память способствует создание соответствующих условий: яркости, образности предъявления, необходимости данного материала для решения соответствующих возрасту интересных и посильных учащимся речевых задач. Как апробаторам, нам дается право дополнения заданий учебника, поэтому мной разработан ряд презентационных игр на основе Power Point презентаций, реализующих принцип наглядности.

Вместе с тем, логическая память развивается с помощью приемов, требующих сознательной работы с материалом, например, группировки, классификации, сравнения, сопоставления. Поэтому важно комплексно использовать в обучении приемы и сознательные, и интуитивные, заставляющие «работать» все каналы восприятия и закрепления  в памяти учащихся новой информации.  

Воспитательное воздействие на младших школьников оказывается и в ходе непосредственного общения, организуемого учителем с целью формирования коммуникативных умений в устной речи, чтении и письме. Так, разыгрывая диалоги этикетного характера в ситуациях повседневного общения, школьники  приобретают жизненный и социальный опыт за счет расширения спектра проигрываемых ролей.  

Благодаря интересным  творческим заданиям, игровым формам отработки языкового материала, формам активного слушания, заданиям на драматизацию учебных диалогов повышается мотивация к изучению английского языка, реализуется индивидуальный подход к оценке результатов учебной деятельности, соблюдаются требования к  организации урока с учетом здоровьесберегающих технологий.

Данная концепция стала ведущей в области обучения иностранным языкам и послужила платформой для создания учебных программ, учебных пособий и методик обучения. Революционным для проблем обучения иностранным языкам в этой концепции являлось то, что аппарат формирования текста на уровне предложений, а именно грамматика и лексика, не рассматривались больше как цель обучения сами по себе, но являлись средством для выполнения коммуникативных целей.

Как мы уже говорили, целью обучения иностранного языка в школе является формирование коммуникативной компетенции учащихся, которая реализуется в способности к речевому общению. Залогом успешной речевой активности учащихся являются также и нетрадиционные формы уроков английского языка, в ходе которых учащиеся приобщаются к культуре стран изучаемого языка, а также расширяют знания о культурном наследии родной страны, что позволяет учащимся принимать активное участие в диалоге культур.

Список используемой литературы


1. Карамышева, Т. В. Изучение иностранных языков с помощью компьютера / Т. В. Карамышева. – СПб. : Союз, 2001. – 192 с.

2. Коломиец, В. А. Профессиональное общение учителей иностранного языка с помощью служб Интернета / В. А. Коломиец // Иностранные языки в школе. – 2006. – № 1. – С. 66–70.

3. Программы по иностранным языкам [Текст] // Иностранные языки в школе. – 2005. – № 5–6. – С. 2–30.

4. Шкабара, И. Е. Современные методологические подходы в организации историко-педагогического исследования [Текст] / И. Е. Шкабара // Образование и наука. – 2005. – № 5. – С. 39–43.

Учитель английского, китайского языков

МБОУ СОШ № 1 им. М.П. Кочнева

Дербакова Елена Владимировна


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование Коммуникативных Универсальных Учебных Действий на уроках английского языка

Данное обобщение опыта содержит необходимую информацию по успешному формированию корммуникативных УУД на уроках английского языка...

Формирование коммуникативных универсальных учебных действий на уроках русского языка.

Педенко Л.А.., учительрусского языка и литературыФормирование коммуникативных универсальных учебных действий на уроках русского языка....

Доклад "Формирование познавательных универсальных учебных действий на уроках английского языка"

Формирование познавательных универсальных учебных действий на уроках английского языка...

Текст как средство формирования коммуникативных универсальных учебных действий на уроках русского языка.

Формирование коммуникативных универсальных учебных действий на уроках русского языка и литературы...

Формирование коммуникативных универсальных учебных действий на уроках немецкого языка

УУД - это способность субъекта к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта....

Формирование коммуникативных универсальных учебных действий на уроках английского языка в 5 классе (в рамках раздела по теме «В любую погоду»)

Важнейшая задача современной системы образования - формирование совокупности «универсальных учебных действий», которые обеспечивают «умение учиться», способность личности к саморазвитию и самосовершен...