Главные вкладки

    Доклад "Формирование познавательных универсальных учебных действий на уроках английского языка"
    статья по английскому языку по теме

    Сергеева Ольга Викторовна

    Формирование познавательных универсальных учебных действий на уроках английского языка

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл formirovanie_uud.docx34.27 КБ

    Предварительный просмотр:

     

                                                           

     

    «Формирование познавательных универсальных учебных действий на уроках английского языка»

     

    Актуальность

    Если мы будем учить сегодня

    так, как учили вчера, мы крадем

    у наших детей завтра…

    Джон Дьюи

    Целью современного образования становится общекультурное, личностное и познавательное развитие обучающихся, обеспечивающее такую ключевую компетенцию, как умение учиться. Важнейшей задачей обучения английскому  языку является формирование универсальных учебных действий, обеспечивающих   умение учиться, способность к саморазвитию и самосовершенствованию.

    Концепция развития универсальных учебных действий разработана на основе системно-деятельностного подхода (Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, П.Я. Гальперин, Д.Б. Эльконин, В.В. Давыдов, А.Г. Асмолов) группой авторов: А.Г. Асмоловым, Г.В. Бурменской, И.А. Володарской, О.А. Карабановой, Н.Г. Салминой и С.В. Молчановым под руководством А.Г. Асмолова.

    В широком значении термин "универсальные учебные действия" означает умение учиться, т. е. способность субъекта к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта. В более узком (собственно психологическом) значении этот термин можно определить как совокупность способов действия обучающегося (а также связанных с ними навыков учебной работы), обеспечивающих самостоятельное усвоение новых знаний, формирование умений, включая организацию этого процесса.

    Один из способов решения этой проблемы - использование проектной деятельности   на уроках английского языка  и во внеурочной деятельности. Метод проектов формирует активную, самостоятельную и инициативную позицию обучающегося в учении, развивает общеучебные (метапредметные) умения и навыки: исследовательские, рефлексивные, самооценочные, непосредственно связанные с опытом их применения в практической деятельности, направленной на развитие познавательного интереса учащихся. В курсе английского  языка метод проектов может использоваться в рамках программного материала практически по любой теме.

    Исходя из всего выше сказанного, ставлю перед собой следующую цель: через применение метода проектов на уроках английского языка и во внеурочной деятельности способствовать формированию у обучающихся познавательных  универсальных учебных действий.

    Достижение поставленной цели планирую через реализацию следующих задач:

    • вовлечь учащихся в   предметно-регулятивную, предметно-познавательную и предметно-коммуникативную деятельность;
    • направить усилия на создание условий для формирования положительной мотивации учению в целом и к изучению иностранного языка в частности.

    Проектная деятельность направлена на решение коммуникативных задач, ориентирована на личность ученика, развивает мотивацию и творческий потенциал учителя и учащихся. В процессе работы над проектом происходит интегрированное развитие всех видов речевой деятельности и сочетание коллективной, парной и групповой работы. Таким образом, можно утверждать, что проектная деятельность одновременно направлена на формирование всех видов универсальных учебных действий.

    Рассмотрим подробнее формирование познавательных УУД.

    В начальной школе познавательные действия, формируемые на уроках английского языка, ориентированы на использование в дальнейшем нового языка как средства приобретения и переработки информации: найти, прочитать, обобщить, изложить в устной и письменной форме, создать собственный текст.

    Познавательные универсальные учебные действия включают:

    - общеучебные (поиск и выделение необходимой информации, применение методов информационного поиска,  осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме; выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий);

    - логические (анализ объектов с целью выделения признаков;  синтез как составление целого из частей, в том числе самостоятельно достраивая, восполняя недостающие компоненты;  обобщение, аналогия, сравнение, сериация, классификация);

    - постановку и решение проблемы (формулирование  проблемы;  самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера)

      Педагогический опыт преподавания английского языка по УМК С. И. Азаровой "Милли" в 2-4 классах позволил апробировать и систематизировать применение проектов для достижения формирования УУД, предметных и личностных результатов.

    Проектная деятельность

    Какие УУД развиваются

    Возможность использования ИКТ

    Оценка результатов

    2 кл 

    Творческий проект (нарисуй, изобрази, опиши, сделай игрушку, поделку с последующим описанием)  Любая изучаемая тема устной речи

    (Животные. Моя семья. Игрушки) 

    Личностные

    Регулятивные

    Познавательные

    Коммуникативные

    Просмотр презентации

    Новый диалог на основе диалога-модели.

    Оценка результата классом

    3класс

    «Our class album»

    Создайте классный альбом: our classroom, our class teachers, school is cool, our timetable, on Saturday and Sunday

    Личностные

    Регулятивные

    Познавательные

    Коммуникативные

    Возможна зрительная опора в виде картинок

    Оценка результата классом

    3 класс

    Изготовь поздравительную открытку ко Дню рождения и вручи её.

    Личностные

    Познавательные  

    Коммуникативные

    Регулятивные

    Образец шаблон на слайде

    Вручение открыток  со словами поздравлений и пожеланий на английском языке (монологическая речь).

    4 класс

    «My  town»

    Создайте план-схему своего города: нарисуйте улицы, придумайте их названия, прикрепите различные здания и объекты. What is the most popular place in your Funtown? Why? What can I do there?

    Личностные

    Регулятивные

    Познавательные  

    Коммуникативные

    Учитель

    показывает презентацию о проектах прошлых лет.

    Взаимооценка с использованием карточки оценивания проекта: оригинальность идеи, оформление, представление, выполнение поставленных задач.

    Чтобы систематизировать данные о том, какие УУД формируются на разных этапах работы с проектом, составила следующую таблицу.

    Этап работы

    Формируемые УУД

    1

    Определение темы

    Регулятивные УУД

    • -целеполагание - как постановка учебной задачи

    2

    Определение конечного

    результата

    Регулятивные УУД

    • -прогнозирование – предвосхищение  результата и уровня усвоения

    3

    Обсуждение и

    составление

    плана проекта

    Регулятивные УУД

    • -планирование - определение последовательности промежуточных целей,  составление плана и последовательности  действий

    Познавательные УУД

    Общеучебные универсальные действия

    • -самостоятельное выделение и  формулирование познавательной задачи

    Личностные УУД

    • самоопределение
    • смыслообразование

    4

    Сбор информации

    Познавательные УУД

    Общеучебные универсальные действия

    • поиск и выделение необходимой информации;
    • применение  методов информационного  поиска;
    • выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;
    • постановка и формулирование проблемы, самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера

    5

    Обработка информации

    Познавательные УУД

    Общеучебные универсальные действия

    • структурирование знаний

    6

    Оформление проекта

    Познавательные УУД

    Общеучебные универсальные действия

    • постановка и формулирование проблемы, самостоятельное создание алгоритмов  деятельности при решении проблем

    творческого и поискового характера;

    • рефлексия способов и условий действия,  контроль и оценка процесса и результатов деятельности;

    Логические универсальные действия:

    • построение логической цепи рассуждений;

    Коммуникативные УУД

    • планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками;
    • постановка вопросов;
    • разрешение конфликтов;
    • управление поведением партнера.

    7

    Оценка проекта

    Регулятивные УУД

    • оценка;
    • саморегуляция.

    Проделанная работа наглядно продемонстрировала, что применение проектной технологии на уроке  способствует формированию познавательных учебных действий. Кроме того, проектное обучение  способствует повышению личной уверенности обучающихся, развитию коммуникабельности и умения сотрудничать, умения искать пути решения проблемы, исследовательских умений.  

    Усовершенствование методической работы по формированию познавательных УУД заключается в:

    - включении обучающихся в проектную деятельность, типичную для возрастных особенностей   (на начальном этапе преобладают творческие проекты как средство обучения, на среднем этапе - творческие и информационно-исследовательские проекты, на старшем этапе - исследовательские, информационные, социально значимые проекты);

    - разработке критериев с целью создания условий для развития коммуникативной активности учащихся.

    Предлагаю типовые учебные ситуации,  которые я  использую в своей  работе.

    Краткое описание  задания

    Какие УУД развиваются

    Оценка результатов

    Аудирование

    Послушай сообщение  о меню в кафе и отметь в списке продуктов услышанное.

     

    Познавательные

    Логические

    Регулятивные

    Самооценка или взаимная проверка результатов в парах путём сличения отмеченного в списке с информацией на слайде презентации (после прослушивания).  

    Монологическая речь

    Расскажи о своём любимом питомце, не называя его.

    Коммуникативные

    Познавательные (поиск и выделение информации, выбор языковых средств)

    Логические

    Регулятивные

    Оценка ответа одноклассниками по заранее оговорённым критериям: количество ошибок, темп речи, количество предложений и т.д.

    Слушающие называют питомца, обосновывая свой выбор.

    Диалогическая речь

    Проведи  опрос одноклассников (заполнить опросник)

    Коммуникативные

    Познавательные

    Логические

    Регулятивные

    Сумели ли добыть информацию для ответов на все вопросы опросника. 

    Подвести итоги опроса

     

    Чтение

    Нарисуй инопланетянина по его описанию в тексте.

    Познавательные Логические     

    Коммуникативные

    Регулятивные

    Сверить полученный рисунок с описание в тексте.

    Грамматика

    По ходу урока заполни таблицу:

    1. Что ты знаешь о множественном числе существительных?

     2. Что ты хочешь узнать?

    3. Что ты узнал  о множественном числе существительных?

     Познавательные

    Коммуникативные

    Логические

    Регулятивные

     

    Заполненная таблица – правило на данное грамматическое явление.

    Лексика

    Назови, что ты мечтаешь иметь в своей комнате.

    Коммуникативные

    Познавательные

    Логические

    Регулятивные

    Остальные учащиеся могут схематично зарисовать комнату мечты.

    Письмо

    Напиши объявление о потерявшейся собаке.

     

     

    Коммуникативные

    Личностные

    Регулятивные

    Познавательные

     

    Наличие объявления с описанием собаки.

     Аудирование

    -Прослушайте несколько коротких текстов

    -подберите заголовки к ним из предложенных, один лишний

     Познавательные

    Логические

     

     

     Проверьте себя, где, почему ошиблись

    Чтение

    -Изучите заголовок, послушайте музыку к тексту, о чем будет текст

    -Прочитайте текст

    Заполните таблицу (например, с информацией о героях)

    -расскажите о героях по таблице

    Познавательные логические      общеучебные

    Сумели ли вы выделить информацию из текста, получилось ли использовать ее в своей речи

      Задания из  УМК “Милли” 4 класс

    Краткое описание задания             

    Какие УУД развиваются               

    Оценка результатов

    Look at the picture. Compare your classroom with the classroom in the picture.

    Регулятивные УУД: контроль в форме сличения с заданным эталоном

    Взаимоконтроль правильности услышанного

    Complete the sentences. Say what pupils must or mustn’t do in the lesson

    Личностные УУД: смыслообразование и нравственно-этическая ориентация

    Познавательные УУД: поиск и выделение информации и её структурирование

    Взаимоконтроль учащихся, их одобрение/ неодобрение

    Ask your classmates what they like best and what they don’t like to do in the English lesson.  Fill in the table.

    Коммуникативные УУД:  инициативное сотрудничество в сборе информацию

    Познавательные УУД : извлечение информации из прослушанного и её структурирование

    Заполнение таблицы в соответствии с поставленной задачей и подведение итогов опроса

    Arrange the sentences in the correct  order. Read and act out the dialogues.

    Познавательные УУД:  анализ, синтез установление причинно-следственных связей.

    Коммуникативные УУД:  умение слушать и вступать в диалог

    Логически выстроенный диалог

    Listen and find Mike and Tom in the picture.

    Познавательные УУД : извлечение информации из прослушанного

    В случае правильного выполнения – фигуры героев «оживают»

    Say what you do in different lessons

    Познавательные УУД : осознанное построение речевого высказывания в устной форме

    Коммуникативные УУД: умение выражать свои мысли в соответствии с задачами коммуникации

    Оценка учителем по критериям: количество предложений и адекватность использованной лексики

     В основу метода проектов положена идея о направленности учебно-познавательной деятельности обучающегося на результат, который получен при решении проблемы.

       Работа в группах способствует усилению мотивации учения, созданию комфортной среды, облегчает формирование коммуникативной компетенции и стимулирует речевое творчество.

    Ответственность за выполнение задания в группе способствует воспитанию самостоятельности обучающихся, дает возможность научиться планировать свою работу:  определять цели, запрашивать дополнительную информацию добывать ее самостоятельно из разных источников, анализировать сделанное, планировать работу и оценивать результат.

    Совместная работа развивает общекультурные, нравственные, социальные компетенции учащихся. Они обучаются этике дискуссионного общения на английском языке  (коммуникация).

    Происходит рефлексия собственного развития личности обучающегося (саморазвитие).

    При коллективной рефлексии сталкиваются разные точки зрения и оценки.

    Подводя итог, могу сказать, что применение метода проектов  на уроках английского языка  и  во внеурочной деятельности способствует вовлечению учащихся в   предметно-регулятивную, предметно-познавательную и предметно-коммуникативную деятельность,  тем самым   повышая интерес учащихся к учению в целом и к изучению иностранного языка в частности путем развития внутренней мотивации при помощи переноса центра процесса обучения с учителя на ученика. А позитивная мотивация  – это ключ к успешному обучению.

                                                      Литература 

    1. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования.- Стандарты второго поколения. - М.: Просвещение,2010.
    2. Примерные программы начального общего образования. Примерная программа по английскому языку. - М.: Просвещение,2009.
    3. Абакумова И.В. Обучение и смысл: смыслообразование в учебном процессе / И.В. Абакумова. - Ростов Н/Д., 2003.
    4. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе : от действия к мысли: пособие для учителя / [А.Г. Асмолов, Г.В. Бурменская, И.А. Володарская и др.]; под ред. А.Г. Асмолова. - М.: Просвещение, 2008.
    5. Планируемые результаты начального общего образования. Л. А. Алексеева, С.В. Анащенкова, М. З. Биболетова и др. Под ред. Г.С.Ковалевой, О.Б. Логиновой. - Стандарты второго поколения. - М.: Просвещение,2009.
    6. Психологическая теория деятельности: вчера, сегодня, завтра / под ред. А.А. Леонтьева. - М., 2006.

     


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Формирование и развитие универсальных учебных действий на уроках английского языка (УМК "Английский в фокусе")

    В статье описываются УУД.Приводятся примеры заданий, через которые формируютяс рзличные УУД.Есть ссылка на презентацию к статье....

    «Приемы игровой технологии как средство развития познавательных универсальных учебных действий на уроках английского языка в начальной школе в рамках внедрения ФГОС»

    Применение игр для развития познавательных универсальных учебных действий  младших школьников на уроках английского языка оправдано не только тем, что игру можно применять на различных этапах уро...

    Использование ИКТ для формирования универсальных учебных действий на уроках английского языка (по УМК «Английский язык» авторов Кузовлева В.П., Лапа Н. М., Перегудовой Э.Ш.)

    Личный опыт использования УМК «Английский язык»  авторов  Кузовлева В.П., Лапа Н. М., Перегудовой Э.Ш. и краткие рекомендации по дополнительному материалу...

    Выступление на педсовете по теме: "Формирование познавательных универсальных учебных действий на уроках английского языка"

    Целью современного образования становится общекультурное, личностное и познавательное развитие обучающихся, обеспечивающее такую ключевую компетенцию, как умение учиться. Важнейшей задачей обучен...

    Мониторинг познавательных универсальных учебных действий на уроках английского языка

    Достижение «умения учиться» предполагает  полноценное освоение всех компонентов учебной деятельности....

    Образовательный проект «Формирование познавательных универсальных учебных действий на уроках русского языка»

    Цель данной работы: теоретически обосновать и показать процесс формирования познавательных универсальных учебных действий, активизирующих самообразование школьников на уроках русского языка.  В э...