Главные вкладки

    Образовательный проект «Формирование познавательных универсальных учебных действий на уроках русского языка»
    проект по русскому языку (8 класс)

    Лукманова Эльза Газимовна

    Цель данной работы: теоретически обосновать и показать процесс формирования познавательных универсальных учебных действий, активизирующих самообразование школьников на уроках русского языка.  В экспериментальной части для выявления исходного состояния уровня сформированности познавательных универсальных учебных действий учащихся была проведена самостоятельная работа. Полученные данные показали, что уровень сформированности познавательных универсальных учебных действий у учащихся контролирующего исследования находится на низком уровне.

    Поэтому для повышения эффективности формирования познавательных универсальных учебных действий у школьников я провела ряд занятий. Итоговая проверка показала позитивную динамику учебных достижений учащихся...

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл proekt.docx65.91 КБ

    Предварительный просмотр:

    Образовательный проект

    Тема: «Формирование познавательных универсальных учебных действий на уроках русского языка».

    Выполнил: учитель русского языка и литературы филиала

    МОБУ СОШ №2 с.Кармаскалы СОШ д.Старомусино Лукманова Э.Г.


    Содержание:

    Введение………………………………………………………………………..…3

    Глава 1. Теоретические основы познавательных универсальных учебных действий школьников……………………………………………………………5

    1.1 Психолого-педагогические аспекты проблемы формирования познавательных учебных действий на уроках русского языка.…………………………………………………………………………..…5

    1.2 Технологии формирования познавательных универсальных учебных действий у школьников на уроках русского языка .……………………….…11

    Глава 2. Опытно-экспериментальное исследование проблемы формирования познавательных универсальных учебных действий у школьников на уроках русского языка ………………………………………………………………….13

    2.1 Описание педагогического опыта по формированию познавательных универсальных учебных действий школьников на уроках русского языка  …….................................................................................................................…...13

    Вывод……………………………………………………………………………..20


    Введение

       В настоящее время все большее внимание в общеобразовательных учреждениях уделяется проблеме формирования личности, в связи с этим российская система образования претерпевает кардинальные изменения, связанные с ее модернизацией с учетом современных тенденций в области дидактики и методики преподавания. В основу федеральных государственных образовательных стандартов положен системно-деятельностный подход к организации образовательного процесса, как основа формирования метапредметных умений. Следовательно, задача методической науки нашего времени - это развитие системного мышления учащегося. В частности, целевые ориентиры современной системы образования подразумевают формирование и развитие у обучающихся унифицированных личностных компетенций, связанных с умением регулировать любой вид деятельности с момента определения ее цели до момента анализа полученных результатов, выбирать наиболее эффективные методы достижения целей и т.д. Самостоятельность является одним из важнейших качеств при учебной деятельности. В то же время во время восьмилетней работы в школе сталкиваюсь с тем фактом, что у школьников отсутствует развитая способность учиться самостоятельно. Разрешить данную проблему будет возможно только в том случае, если можно раньше начать должное внимание формированию и развитию у учащихся способностей к осуществлению самостоятельной познавательной деятельности. Именно это в ФГОС является одним из метапредметных результатов образования, выражающихся в сформированности познавательных универсальных учебных действий.

    Цели данной работы: теоретически обосновать и показать процесс формирования познавательных универсальных учебных действий, активизирующих самообразование учащихся на уроках русского языка.

    Объектом исследования является процесс формирования познавательных универсальных учебных действий у школьников при организации учебной деятельности на уроках русского языка.

    Предмет исследования: процесс формирования познавательных универсальных учебных действийучащихся.                                            

               Задачи научного исследования: формирование познавательных универсальных учебных действий будет эффективна, если:                        

             1.  методическая организация учения будет опираться на основные положения формирования познавательных, регулятивных универсальных учебных действий;

    2. будет раскрыта сущность познавательных универсальных учебных действий, активизирующих         самообразование старшеклассников.                

            Для решения поставленных задач и проверки исходных положений был использован комплекс методов исследования:

    -теоретический анализ психолого-педагогической и методической литературы по теме исследования;

    - педагогический эксперимент;

    - анализ и систематизация данных.

            База исследования: учащиеся 8 класса филиала МОБУ СОШ №2 с.Кармаскалы СОШ д.Старомусино

            Глава 1. Теоретические основы познавательных универсальных учебных действий школьников.

            1.1 Психолого-педагогические аспекты проблемы формирования познавательных учебных действий на уроках русского языка.

    В настоящее время остро стоит задача формирования положительных мотивов учения, так как высокий уровень мотивации учебной деятельности на уроке и интереса к учебному предмету – это первый фактор, указывающий на эффективность современного урока. Актуальность данного положения можно аргументировать сдачей единого государственного экзамена, являющихся одним из обязательных предметов, где ученик должен пройти минимальный порог.

    Познавательная активность занимает важное место в процессе приобретения учащимися знаний. Существуют разные подходы к понятию познавательной активности учащихся. П.М. Лебедев указывает, что «познавательная активность – это инициативное, действенное отношение учащихся к усвоению знаний, а также проявление интереса, самостоятельности и волевых усилий в обучении». [2]                                               В первом случае речь идет о самостоятельной деятельности учителя и учащихся. А во втором – о деятельности учащихся. Во втором случае в понятие познавательной активности автор включил самостоятельность, интерес к уроку и волевые усилия школьников.                                                Поиски путей активизации познавательной деятельности учащихся, развитие их познавательных способностей и самостоятельности – задача, которую призваны решать педагоги, психологи, методисты и учителя.                

    На сегодняшний день актуальным является путь, который основывается на личностной позиции учащегося в учебной деятельности, что предполагает поиск приемлемых методов обучения, различных форм организации учебной деятельности, методов и приемов обучения.

            Т.И. Шамова выделяет три уровня познавательной активности, определяя их по образу действия: воспроизводящая, интерпретирующая и творческая активность. Находясь на воспроизводящем уровне познавательной активности, учащийся должен научиться воспроизводить при необходимости полученные знания или умения. То есть научиться интерпретировать и трактовать необходимо научиться, отталкиваясь от привычных образцов. Творческий уровень познавательной активности характерен для учащихся, которые не только усваивают связи между предметами и явлениями, но и пытаются найти для этой цели новый способ. [6]

    Несомненно, организация самостоятельной деятельности учащихся требует от педагога учета его индивидуальных психологических возрастных особенностей, что подчеркивалось К.Д. Ушинским.[5] Следует отметить, что, умение методически верно и правильно организовать самостоятельную деятельность учеников – залог заинтересованности их содержанием русского языка. Великий педагог Я.А. Коменский, в свою очередь утверждал тот факт, что необходимо возбудить у учащихся любовь к предмету и показать его важность, что еще раз подтверждает необходимость развития познавательного интереса к предмету, у учащихся всех возрастов. [1]

    Активности самих учащихся, способствует не только усвоению знаний, но и овладению    приѐмами    учебной    работы,   умением    самостоятельно    строить свою деятельность. Отметим следующие виды учебной (познавательной) деятельности учащихся (см. схему 1).

    Схема 1. Виды учебной (познавательной) деятельности

    Учебная деятельность

    ^     1      \^

    -►

    частично поискова

    я

    репродуктивная

    -►

    поисковая

    Исследовательская

    Творческая

    Из схемы 1 становится видно, что учебная деятельность по мере развития соответствующих компетенций учащихся постепенно переходит от репродуктивной к продуктивной, минуя частично поисковую, поисковую, исследовательскую, которая, в свою очередь, плавно сменяется творческой.

    Репродуктивная познавательная деятельность учащихся заключается, прежде всего, в воспроизведении шаблонов, материала, который был преподнесен учителем в процесс изучения предмета.

            Одной из высших форм организации самостоятельной познавательной деятельности учащихся является – самостоятельная работа. В словаре П.И Пидкасистого самостоятельная работа определяется как «средство обучения, которое:

    - в каждой конкретной ситуации усвоения соответствует конкретной
    дидактической цели и задаче;

    • формирует у обучающегося на каждом этапе его движения от незнания к знанию необходимый объем и уровень знаний, навыков и    умений для решения определенного класса познавательных задач, и соответственного продвижения от низших к высшим уровням мыслительной деятельности;
    • вырабатывает у обучающегося психологическую установку на самостоятельное систематическое пополнение своих знаний и выработку умений ориентироваться в потоке научной и политической информации при решении важных познавательных задач;

    - является важнейшим условием самоорганизации и самодисциплины обучающегося в овладении методами познавательной деятельности;

    - является важнейшим орудием педагогического руководства и управления самостоятельной познавательной деятельностью обучающегося в процесс обучения». [3]

    Таким образом, познавательная самостоятельность учащихся, формирующаяся и выражающаяся в процессе осуществления самостоятельной познавательной деятельности, путем применения полученных ранее знаний и умений, а в некотором случае навыков, на практике, как в рамках изучения предмета, так и в повседневной жизни – есть продукт совместных усилий педагога и ученика.

    Большинству из учителей предстоит перестраивать мышление, исходя из новых задач, которые ставит современное образование. Содержание образования не сильно меняется, но, реализуя новый стандарт, каждый учитель должен выходить за рамки своего предмета, задумываясь, прежде всего, о развитии личности ребенка, необходимости формирования универсальных учебных умений, без которых ученик не сможет быть успешным ни на следующих ступенях образования, ни в профессиональной деятельности.

    Достижение «умения учиться» предполагает полноценное освоение всех компонентов учебной деятельности, которые включают:

    - учебные мотивы,

    - учебную цель,

    - учебную задачу,

    - учебные действия и операции (ориентировка, преобразование материала, контроль и оценка).

    Познавательные учебные действия связаны с формированием умений, направленных на развитие интеллектуального уровня учащихся, на определение ступени образовательного процесса.

    Это умения:

    - правильно и осмысленно читать тексты различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами;

    - овладевать логическими действиями сравнения, анализа, синтаксиса, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;

    -выявлять сущность особенности объектов, процессов и явлений действительности в соответствии с содержанием конкретного учебного предмета;

    - использовать в своей деятельности базовые предметные и межпредметные понятия, отражающие существенные связи и отношения между объектами и процессами;

    - использовать знаково-символические средства представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебных и практических задач;

    - находить способы решения проблем творческого и поискового характера.

    Познавательные универсальные действия включают: общеучебные, логические, информационные и знаково-символические.

    Познавательные действия также являются существенным ресурсом достижения успеха и оказывают влияние как на эффективность самой деятельности и коммуникации, так и на самооценку, смыслообразование и самоопределение учащегося.

            1.2 Технологии формирования познавательных универсальных учебных действий у школьников на уроках русского языка.

             Учебный предмет «Русский язык» обеспечивает формирование личностных, познавательных, коммуникативных и регулятивных действий. Работа с текстом открывает возможности для формирования логических действий анализа, сравнения, установления причинно-следственных связей. Ориентация в морфологической и синтаксической структуре языка и усвоение правил строения слова и предложения, графической формы букв обеспечивает развитие знаково-символических действий — замещения (например, звука буквой), моделирования (например, состава слова путем составления схемы) и преобразования модели (видоизменения слова). Формирование широких познавательных мотивов учения у младших школьников тесно связано с усвоением теоретических знаний и ориентацией на обобщенные способы действий (В.В. Давыдов, А.К. Маркова, Д.Б. Эльконин).

            Рассмотрим технологии, направленные на формирование познавательных универсальных учебных действий.

    Таблица 1

    Технологии формирования познавательных универсальных действий

    Технологии

    Методы

    Формируемые УУД

    Проблемное обучение

    Создание проблемной ситуации

    Познавательные: общеучебные познавательные действия, постановка и решение проблемы.

    Педагогика сотрудничества

    Совместная деятельность, эвристическая беседа, коллективный вывод, сравнение.

    Познавательные: логические универсальные действия.

    Индивидуально – дифференцированный подход.

    Разноуровневые задания

    Познавательные: общеучебные познавательные действия, постановка и решение проблемы, логические универсальные действия.

    Компетентно – ориентированное обучение

    Исследовательская работа, проектная деятельность

    Познавательные: общеучебные познавательные действия, постановка и решение проблемы, логические универсальные действия.

    Информационно – коммуникативные технологии

    Знакомство с новым материалом на ПК, тестирование, презентация, интерактивная доска

    Познавательные: логические универсальные действия, общеучебные познавательные действия.

    Глава 2. Опытно-экспериментальное исследование проблемы формирования познавательных универсальных учебных действий у школьников на уроках русского языка

    2.1 Описание педагогического опыта по формированию познавательных универсальных учебных действий школьников на уроках русского языка.

    В начале 2019 года мной было проведено исследование, целью которого являлось определение уровня сформированности познавательных универсальных учебных действий у учащихся 8 класса

    Исследование состояло из двух этапов:

    1 этап – Стартовая диагностика уровня сформированности познавательных универсальных учебных действий (начало учебного года);

    2 этап – Повторная диагностика уровня сформированности познавательных универсальных учебных действий (конец первого года обучения).

    Для определения уровня сформированности  познавательных УУД  на старте использовала различные методики (приложение 1).

    В процессе отбора методик для диагностики предпочтение отдавалось тем, которые удобны для проведения и обработки, не требуют большого количества стимульного материала, могут проводиться фронтально учителем.

    Целью констатирующего исследования является определение сформированности познавательных универсальных учебных действий у учащихся 8 класса (15 учащихся).

    Оцениваемые УУД: общеучебные - поиск и выделение необходимой информации, моделирование;

    логические –обобщение и классификация, синтез, сравнение;

    способ решения проблемы.

    Диагностика оценки сформированности познавательных УУД у обучающихся 8 класса 2019 года (1)

    Таким образом, можно сделать вывод, что уровень развития познавательных УУД на достаточно низком уровне. Среди общеучебных действий на низком уровне поиск и выделение необходимой информации, среди логических действий на низком уровне обобщение и классификация, синтез, сравнение. Достаточно низкий уровень формулирования проблемы.

    Проанализировав данные, я пришла к выводу, что сформированность познавательных учебных действий в начале учебного года находится на низком уровне.  

    Поэтому я поставила для себя задачу подобрать приемы по формированию познавательных УУД средствами учебного предмета «Русский язык».

    Типовые задачи по формированию коммуникативных УУД
    на уроках русского языка.

    1)Задание «Подготовь связный рассказ на определенную тему».

    Цель: развитие у учащихся самостоятельности мышления, умения работать с литературой, выбирать главное, выступать на публике, отвечать на поставленные вопросы.

    Описание задания: детям предлагается домашнее задание составить свой связный текст на определенную тему, например: «Служебные части речи», «Стили речи» и т. д. и подготовиться к возможным вопросам по этой теме.

    Задание: Поработай над своей устной речью. Подготовь связный рассказ на тему…

    2)Задание «Проверь знания у соседа». 6 класс.

    Урок систематизации и обобщения знаний по разделу «Словообразование и орфография».

    Форма выполнения задания: работа в парах.

    Описание задания: задание состоит из теоретической и практической частей. Теоретическое задание: составить устный рассказ по плану, рассказать его соседу по парте. Поставить оценку соседу за устный ответ. После выполнения задания несколько человек представляют классу свой ответ.

    Практическое задание: учащиеся получают карточки с заданиями, после выполнения задание также оценивается соседом. Учащиеся объясняют друг другу свои ошибки. 2 человека делают это задание на закрытой стороне доски (для последующей проверки).

    Задание:

    Теоретический блок:

    План:

    1. Что такое словообразование?
    2. Какие 7 способов словообразования вы знаете?
    3. Что такое словообразовательный разбор?
    4. Что такое словообразовательная цепочка?

    После выполнения задания несколько человек представляют классу свой ответ.

    Практический блок:

    1. Провести словообразовательный разбор: бесчувственный, росточек, водяной (существительное), выход, листик, вездеход, полететь, бесснежный, сокурсник, кресло-кровать, восход.

    Составить словообразовательную цепочку слов: бесчувственность, обогревательный.

    3)При обучении написанию сочинения-рассуждения у обучающихся формируются все универсальные учебные действия.

    Обучать сочинению-рассуждению можно как на уроках развития речи, так и при изучении грамматических тем. Например, на уроке по теме «Повторение по теме «Сложноподчиненные предложения» по текстам упражнения … учащимся предлагаю следующие задания:
            1. Какая тема объединяет тексты? Определите главную мысль и озаглавьте; выпишите ключевые слова и словосочетания.

    2. Определите стиль и тип речи; обоснуйте примерами из текстов свои ответы.

    3. Знаете ли вы героев ВОВ? Расскажите об их подвигах.
            На дом девятиклассники получают задание - написать сочинение-рассуждение на тему «Подвиг».

    Самостоятельная работа на уроках русского языка в старших классах является одним из способов формирования универсальных учебных действий. Самостоятельная работа создает условия для осуществления деятельности ученика, когда он сам продумывает материал, анализирует и обобщает его, проверяет свои выводы.

            4) На своих уроках я стараюсь применять мини – проекты, которые являются частью учебного процесса и решаются учениками в течение 10-15 минут, иногда их длительность достигает 20 минут. Приведем фрагмент урока в 9 классе, в котором у учащихся формируется познавательные универсальные учебные действия.

            Фрагмент урока открытия новых знаний:

    Чтение подготовленным учеником отрывка из стихотворения К. Симонова «Жди меня». (СЛАЙД 1)

    Жди меня, и я вернусь.

     Только очень жди,

     Жди, когда наводят грусть

     Желтые дожди,

     Жди, когда снега метут,

     Жди, когда жара,

     Жди, когда других не ждут,

     Позабыв вчера.

     Жди, когда из дальних мест

     Писем не придет,

     Жди, когда уж надоест

     Всем, кто вместе ждет.  

    Учитель: Стихотворение К.Симонова «Жди меня», посвященное актрисе Валентине Серовой – будущей жене поэта. Он находился на фронте в качестве корреспондента «Красной звезды».

    Чтение подготовленным учеником стихотворения «Раскатывалось эхо над полями» СЛАЙД 2

    Раскатывалось эхо над полями

     Там, где сегодня золотится рожь...

     Почтим пришедших добрыми словами,

     Помянем павших всех... Слезами дождь...

     Там, где оставил след сапог солдата,

     Сегодня вырос беленький цветок...

     Храните память о войне, ребята,

     Чтоб вновь не встала на порог!..

    Задание: 1 группе найти и сделать схему СПП в 1 стихотворении, 2 группе –СПП во 2 предложении.

    Далее учитель подводит учащихся к тому, что в 1 стихотворении использованы придаточные предложения времени. Во 2 предложении – придаточные места

            Подобные задания способствуют организации самостоятельной работы учащихся, умению защищать свою точку зрения, также формируется коммуникативная деятельность.

    Все выше описанные упражнения, задания и приёмы способствуют формированию познавательных УУД, о чем свидетельствуют результаты повторной диагностики, которая была проведена в конце учебного года.

    Диагностика оценки сформированности познавательных универсальных учебных действий у обучающихся 8 класса 2020 года( 2)

            Полученные данные свидетельствуют о положительной динамике формирования познавательных универсальных учебных действий у младших школьников. На 20% улучшились показатели по поиску и выделению информации, на 20% по действию моделирования, на 10% обобщение и классификация, значительное улучшение логического действия- синтез на 20%.

            

    Вывод.

    В данном образовательном проекте были рассмотрены сущностные характеристики развития познавательных универсальных действий школьников. В результате в сфере познавательных универсальных действий выпускники научатся использовать знаково-символические средства, в том числе овладеют действием моделирования, а также широким спектром логических действий и операций, включая общие приёмы решения задач.

    В работе был рассмотрен комплекс средств, которые, при системном подходе, позволят обеспечить достижение поставленной перед учителем цели. Особенно актуально это в период экспериментального внедрения Федеральных государственных стандартов второго поколения в основной общеобразовательной школе. Поэтому уже сегодня учителя должны осваивать и применять, исследуя практические результаты своей деятельности, современные средства формирования универсальных учебных действий. Представлен педагогический опыт по формированию познавательных универсальных действий младших школьников на уроках русского языка. Я пришла к выводу, что очень важно проводить планомерную, целенаправленную работу по формированию познавательных универсальных действий.

    Полученные данные свидетельствуют о положительной динамике формирования познавательных универсальных учебных действий у школьников.

    Ценность нашей работы состоит в возможности ее использования учителями при разработке отдельных уроков русского языка, а также для создания системы работы и методики преподавания. Кроме того, внедрение в педагогическую практику описанных средств позволит осуществить метапредметный подход к образованию школьников.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Формирование коммуникативных универсальных учебных действий на уроках русского языка.

    В работе представлены формы и приемы формирования коммуникативных УУД на уроках русского языка, нестандартные виды заданий, способствующие развитию интереса к изучению предмета....

    Формирование коммуникативных универсальных учебных действий на уроках русского языка.

    Педенко Л.А.., учительрусского языка и литературыФормирование коммуникативных универсальных учебных действий на уроках русского языка....

    Доклад "Формирование познавательных универсальных учебных действий на уроках английского языка"

    Формирование познавательных универсальных учебных действий на уроках английского языка...

    Текст как средство формирования коммуникативных универсальных учебных действий на уроках русского языка.

    Формирование коммуникативных универсальных учебных действий на уроках русского языка и литературы...

    Формирование УУД универсальных учебных действий на уроках русского языка

    Контрольно-диагностические материалы по теме "Повторение изученного в начале года",7класс, русский язык....

    Выступление на педсовете по теме: "Формирование познавательных универсальных учебных действий на уроках английского языка"

    Целью современного образования становится общекультурное, личностное и познавательное развитие обучающихся, обеспечивающее такую ключевую компетенцию, как умение учиться. Важнейшей задачей обучен...