Роль рефлексии в формировании регулятивных универсальных учебных действий на уроках русского языка и литературы
методическая разработка по русскому языку (7 класс)

Рефлексии отводится огромная роль в формировании регулятивных учебных действий

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Рефлексия27.96 КБ

Предварительный просмотр:

Роль рефлексии в формировании регулятивных универсальных учебных действий на уроках русского языка и литературы

Для успешного существования в современном обществе человек должен обладать регулятивными действиями, т.е. уметь ставить себе конкретную цель, планировать свою жизнь, прогнозировать возможные ситуации. 

В традиционной школе детей учат решать сложные математические примеры и задачи, но не помогают в освоении способов преодоления жизненных проблем.

1. Моё сообщение посвящено вопросу формирования регулятивных учебных действий, т.е. действий, обеспечивающих организацию учащимися своей учебной деятельности, которая проходит по  этапам

от осознания цели - через планирование действий - к реализации намеченного, самоконтролю и самооценке достигнутого результата.

Целеполагание тесно связано с рефлексией. Ведь постановка учеником целей своего образования предполагает их выполнение и последующую рефлексию – осознание способов достижения поставленных целей.  От правильного и систематического сочетания этапов целеполагания и рефлексии зависит качество урока. Рефлексии отводится огромная роль в  формирования регулятивных учебных действий.

2.Что такое рефлексия?

Слово рефлексия происходит от латинского reflexio- обращение назад.

Толковый словарь русского языка трактует рефлексию как самоанализ.

В современной педагогике под рефлексией понимают самоанализ деятельности и её результатов.

3. Для какой цели необходима рефлексия?

Для обучающихся она необходима:

  • Для подведения итогов работы
  • Обобщения результатов
  • Выяснение впечатлений
  • Чтобы отметить успехи, достижения

 Для педагога рефлексия необходима:

  • для оценки собственной работы
  •  чтобы сделать вывод о необходимости корректировки программы, методов,   приёмов работы.

4. Цель рефлексии для ученика- осознать собственную деятельность,

       ее результат и способ, который привёл  к  результату, который может

быть как отрицательным, так и положительным.

5.   Способы обучения рефлексии могут быть различны, проходить в качестве

  • Устного обсуждения.
  • Рисуночного или графического изображения
  • Письменного анкетирования.

           

6. Существует следующая классификация рефлексии:

  • Рефлексия настроения и эмоционального состояния
  • Рефлексия деятельности
  • Рефлексия содержания учебного материала

7. Рефлексия настроения и эмоционального состояния  проводится в начале урока с целью  установления эмоционального контакта между педагогом и коллективом, а также внутри коллектива между учащимися.

8. Существуют следующие приемы рефлексии эмоционального состояния и настроения

  • Разноцветные карточки, изображения, отражающие спектр эмоций, которые для себя выбирают ученики;
  • приём «Покажи своё лицо», при котором учащиеся выбирают
    смайлик с изображением эмоции, характерной для ученика на тот момент

9. Цветовое изображение настроения, когда каждый учащийся выбирает цвет бумажной полоски или листка в определённой цветовой гамме.

10. Приём рефлексии  «Одним словом» При данном виде рефлексии учащимся необходимо выбрать 3 слова из 12, которые наиболее точно передают их состояние на уроке.

11. Рефлексия деятельности проводится в течение урока или в конце, при проверке домашнего задания, защите проектных работ с целью осмысления способов и приёмов работы с учебным материалом

12. В итоге ученик должен не только осознать содержание материала, но и осмыслить способы и приёмы своей работы, уметь выбрать наиболее рациональные

13.  Рефлексия содержания учебного материала проводится на этапе
подведения итогов (то есть в конце урока) с целью выяснения, как учащиеся осознали содержание учебного материала.

Этап проведения рефлексии очень часто западает, потому как не все учителя обращают на этот этап урока особое внимание.

14.Более подробно я остановлюсь на приёмах организации рефлексивной деятельности учащихся, используемых на уроках русского языка и литературы

15. В конце урока учащимся дается индивидуальная карточка, в которой нужно подчеркнуть фразы, характеризующие работу ученика на уроке по трем направлениям:

 как было на уроке: интересно, скучно, безразлично
что я делал на уроке: работал, отдыхал, помогал другим

и к какому итогу пришёл: понял материал, узнал больше, чем знал, не понял материал

16. Рефлексия в конце урока может проходить в форме анкетирования

17. Можно определить индекс удовлетворенности уроком с помощью такой таблицы, которая индивидуально заполняется каждым учеником

18. На завершающем этапе урока можно использовать способ творческой рефлексии, который позволяет в художественной форме оценить изученное понятие- ПРИЁМ СИНКВЕЙНА, который строится по определённым правилам

19. Приём тонких и толстых вопросов, на которые учащиеся отвечают в конце урока

20 .Составление кластера помогает учащимся свободно и открыто думать  по поводу какой-либо темы и графически отображать размышления

21. Продуктивно использования такого приёма рефлексии, как

- ЭССЕ (письменного размышления на заданную тему)

- «Составление телеграммы» (научит отбирать наиболее важную информацию из прочитанного и представлять ее в сжатом, лаконичном виде)

- Для того, чтобы закончить урок на положительной ноте можно воспользоваться одним из вариантов упражнения «Комплимент», в котором учащиеся оценивают вклад друг друга в урок и благодарят друг друга и учителя за проведенный урок

22. На мой взгляд, наиболее целесообразна рефлексия, построенная по принципу незаконченного предложения.              

В конце учебного занятия обучающимся предлагается устно  закончить следующие предложения. 

Сегодня на уроке:

  • Я научился…..
  • Я узнал….
  • Было интересно….
  • Было трудно…
  • Я выполнял задания…
  • Больше всего понравились задания…
  • Теперь я могу…
  • Для меня было открытием то, что…
  • Мне показалось важным…
  • Материал урока был для меня….
  • У меня получилось….

23. Карточки с изображением эмоций помогут определить учителю уровень усвоения содержания учебной деятельности  учащимися на уроке

24. Рефлексия  ПОПС- формула   предполагает  лаконичный и ёмкий ответ согласно формуле 

   П – позиция            «Я считаю, что…».  

   О – объяснение     «Потому что …».

(или обоснование)

   П – пример             «Я могу это доказать  на примере …».

   С – следствие :       «Исходя из этого, я делаю вывод о том,что..»                            

 (или суждение)                                                                                

25. Приём, помогающий сравнить две противоположности, называется ДИАМАНТА, который строится тоже по определённому правилу

26. Можно привести ниже пример Диаманты

27. Говоря о  приёмах организации рефлексивной деятельности учащихся, необходимо не забывать о рефлексии учителя, которую он тоже должен из урока в урок проводить для себя, отвечая на следующие вопросы:

  • что я делаю?
  • с какой целью?
  • каковы результаты моей деятельности?
  • как я этого достиг?
  • можно ли сделать лучше?

           что я буду делать дальше?

И пока педагог задает себе эти вопросы – он развивается!

28. Таким образом, реализуя технологию рефлексии педагог

анализирует деятельность учащихся, собственную воспитательную деятельность и преподавание,

ученик анализирует собственную деятельность, деятельность педагога и взаимодействие с ним.

29.Таким образом, рефлексия играет огромную роль  в  формирования регулятивных учебных действий, т.е. действий, обеспечивающих организацию учащимися своей учебной деятельности.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование универсальных учебных действий на уроках русского языка и литературы в 5 классе в рамках ФГОС ООО

В соответствии с ФГОС ООО учитель на уроке должен способствовать формированию УУД (личностных, регулятивных,коммуникативных,познавательных). Опыт работы по данному направлению частично изложен в стать...

Формирование универсальных учебных действий на уроках русского языка и литературы

В Федеральном государственном образовательном стандарте основного общего образования большое внимание отводится формированию универсальных учебных действий. В статье приведен опыт работы учителя русск...

Формирование предметных компетенций, метапредметных и личностных результатов универсальных учебных действий на уроках русского языка и литературы

Компетентностный подход в образовании связан с личностно-ориентированным и действующим подходами к образованию, поскольку касается личности ученика и может быть реализованным и проверенным только в пр...

Выступление «Формирование универсальных учебных действий на уроках русского языка и литературы в 5 классе в рамках ФГОС ООО»

«Формирование универсальных учебных действий на уроках русского языка и литературы в 5 классе в рамках ФГОС ООО»...

"Формирование универсальных учебных действий на уроках русского языка и литературы"

Статья содержит материал по формированию УУД на уроках русского языка и литературы....

Формирование универсальных учебных действий на уроках русского языка и литературы (из опыта работы)

Особенность современного мира заключается в том, что он меняется все более быстрыми темпами. Каждые десять лет объем информации удваивается. В результате знания, которые учащиеся получили в школе, чер...

Особенности формирования коммуникативных универсальных учебных действий на уроках русского языка и литературы

Изменения в системе образования за последние годы привели к переосмыслению методов и технологий обучения. Сегодня за время обучения школьник должен приобрести навыки учить себя самостоятельно. В решен...