Главные вкладки

    Формирование универсальных учебных действий на уроках русского языка и литературы (из опыта работы)
    статья по русскому языку на тему

    Особенность современного мира заключается в том, что он меняется все более быстрыми темпами. Каждые десять лет объем информации удваивается. В результате знания, которые учащиеся получили в школе, через некоторое время устаревают и нуждаются в коррекции, а человек оказывается в сложной ситуации, ведь его не научили в школе «умению учиться», а только дали определенный набор знаний, который стремительно устаревает в наш век информационных технологий. Поэтому результаты обучения не в виде конкретных знаний, а в виде умения учиться становятся сегодня все более востребованными. В связи с этим приоритетным направлением становится обеспечение развивающего потенциала новых образовательных стандартов. ФГОС нового поколения на всех ступенях образования выдвигает в качестве приоритетного личностно-ориентированный, системно-деятельностный подход, определяющий структуру деятельности учащихся, а также основные психологические условия и механизмы процесса усвоения знаний. Развитие личности в системе образования обеспечивается прежде всего формированием универсальных учебных действий (УУД).

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл formirovanie_uud_na_urokah_russkogo_yazyka_i_literatury.docx27.05 КБ

    Предварительный просмотр:

    Учитель русского языка и литературы Тимошенко Н.А.

    МБОУ «СОШ №3» г. Тарко-Сале Пуровского района

    Формирование универсальных учебных действий

    на уроках русского языка и литературы (из опыта работы)

    Особенность современного мира заключается в том, что он меняется все более быстрыми темпами. Каждые десять лет объем информации удваивается. В результате знания, которые учащиеся получили в школе, через некоторое время устаревают и нуждаются в коррекции, а человек оказывается в сложной ситуации, ведь его не научили в школе «умению учиться», а только дали определенный набор знаний, который стремительно устаревает в наш век информационных технологий. Поэтому результаты обучения не в виде конкретных знаний, а в виде умения учиться становятся сегодня все более востребованными.

    В связи с этим приоритетным направлением становится обеспечение развивающего потенциала новых образовательных стандартов.

    ФГОС нового поколения на всех ступенях образования выдвигает в качестве приоритетного личностно-ориентированный, системно-деятельностный подход, определяющий структуру деятельности учащихся, а также основные психологические условия и механизмы процесса усвоения знаний. Развитие личности в системе образования обеспечивается прежде всего формированием универсальных учебных действий (УУД). Под универсальными учебными действиями понимают умение учиться, т. е. способность субъекта к саморазвитию и самосовершенствованию путём сознательного и активного присвоения нового социального опыта.

    Выделяют следующие виды универсальных учебных действий:

    • личностные;
    • регулятивные;
    • познавательные;
    • коммуникативные.

    Безусловно, что на уроке в равной мере должны быть реализованы все четыре вида действий. Каждый школьный предмет обладает своей уникальной спецификой. Соответственно, формирование универсальных учебных действий должно реализовываться в соответствии с этими особенностями.

    Важным качеством современных детей стоит назвать сильное ощущение своего «Я» в мире. Следствием этого является свободное и независимое поведение.

    В эпоху Интернета у школьников возникает «клиповое мышление», требующее динамичной и дозированной подачи материала в форме гипертекста. При клиповом мышлении окружающий мир превращается в мозаику разрозненных, мало связанных между собой фактов. В связи с этим учащиеся с трудом могут разобраться в теме и основной идее текста, воспринимают художественное произведение поверхностно, не видят подтекста и глубинного смысла.

    Сегодня подростки все больше времени проводят у экранов ТВ и компьютеров. С пеленок окруженные электроникой школьники прекрасно ориентируются в новых технологиях и нетерпимо относятся к технической некомпетентности других. Отношение к использованию новых информационных технологий носит у подростков прагматичный характер: они «добывают», «скачивают» информацию. Информация воспринимается ими как ничья, они не смотрят авторов найденной информации. Произведения художественной литературы остаются в их сознании вне автора и времени создания повести или романа, а вместе с этим отходит на задний план хронологический аспект анализа. Индивидуальный прагматизм очень быстро завоевывает позиции в сознании школьников. Учащиеся «учат» только те предметы, которые нужны им для дальнейшей жизни.

    Современные школьники ожидают, что все занятия будут легкими и увлекательными. Учащиеся хотят получать хорошие отметки при минимуме усилий.

    В целом современный школьник – деятельный участник социокультурного образовательного пространства современной школы, активность которого обусловлена состоянием успешности в той или иной сфере деятельности.

    Русский язык как учебный предмет – основа образования школьника. Открывая доступ к получению знаний по всем другим предметам школьного курса, формируя необходимые для образования и самообразования умения и навыки, сам предмет «русский язык» имеет большое познавательное значение. Именно он подводит детей к пониманию такого важного явления действительности, как язык, к осознанию основных языковых средств (фонетических, лексических, грамматических). На уроках русского языка дети овладевают четырьмя разновидностями речи: чтение, письмо, говорение, аудирование. Здесь школьники осознают отношение формы и значения, развивают логическое мышление, получают представление о развитии языка, знакомятся с новыми и устаревшими словами и др.

    На уроках русского языка решаются серьёзные воспитательные задачи, у детей возникает чувство гордости за прекрасный и могучий русский язык; развитие умения анализировать ведёт к ответственному отношению в выборе слов, к правильности и грамотности речи.

    Специфика русского языка как учебного предмета заключается в том, что, во-первых, он является предметом обучения, во-вторых, средством изучения всех остальных школьных предметов. Ведущее направление в изучении русского языка – развитие всех форм мыслительной и речевой деятельности школьников с опорой на чувство языка и максимальное использование связных текстов.

    Литература – базовая учебная дисциплина, формирующая духовный облик и нравственные ориентиры молодого поколения. Ей принадлежит ведущее место в эмоциональном, интеллектуальном и эстетическом развитии школьника, в формировании его миропонимания и национального самосознания, без чего невозможно духовное развитие нации в целом. Специфика литературы как школьного предмета определяется сущностью литературы как феномена культуры: литература эстетически осваивает мир, выражая богатство и многообразие человеческого бытия в художественных образах. Она обладает большой силой воздействия на читателей, приобщая их к нравственно-эстетическим ценностям нации и человечества.

    Основу содержания литературы как учебного предмета составляют чтение и текстуальное изучение художественных произведений, составляющих золотой фонд русской классики. Каждое классическое произведение всегда актуально, так как обращено к вечным человеческим ценностям. Школьник постигает категории добра, справедливости, чести, патриотизма, любви к человеку, семье; понимает, что национальная самобытность раскрывается в широком культурном контексте. Целостное восприятие и понимание художественного произведения, формирование умения анализировать и интерпретировать художественный текст возможно только при соответствующей эмоционально-эстетической реакции читателя. Ее качество непосредственно зависит от читательской компетенции, включающей способность наслаждаться произведениями словесного искусства, развитый художественный вкус, необходимый объем историко- и теоретико-литературных знаний и умений, отвечающий возрастным особенностям учащегося.

    Освоение литературы как учебного предмета - важнейшее условие речевой и лингвистической грамотности учащегося. Литературное образование способствует формированию его речевой культуры.

    Личностные универсальные учебные действия обеспечивают ценностно-смысловую ориентацию обучающихся (умение соотносить поступки и события с принятыми этическими принципами, знание моральных норм и умение выделить нравственный аспект поведения) и ориентацию в социальных ролях и межличностных отношениях.

    Применительно к учебной деятельности следует выделить три вида личностных действий:

    • личностное, профессиональное, жизненное самоопределение;
    • смыслообразование, т.е. ученик должен задаваться вопросом: какое значение и какой смысл имеет для меня учение?- и уметь на него отвечать.
    • нравственно-этическая ориентация, в том числе и оценивание усваиваемого содержания (исходя из социальных и личностных ценностей), обеспечивающее личностный моральный выбор.

    К личностным УУД  относятся:

    • положительное отношение к учению, к познавательной деятельности;
    • желание приобретать новые знания,  умения, совершенствовать имеющиеся;
    • осознавать свои трудности и стремиться к их преодолению;
    • осваивать новые виды деятельности;
    • участвовать в творческом, созидательном процессе;
    • осознание себя как  индивидуальности и одновременно как члена общества, признание для себя общепринятых морально-этических норм, способность к самооценке своих действий, поступков;
    • осознание себя как гражданина, как представителя определённого народа, определённой культуры, интерес и уважение к другим народам;
    • стремление к красоте, готовность поддерживать состояние окружающей среды и своего здоровья.

    На уроках русского языка личностные УУД развиваются благодаря текстам, данным в учебниках, презентациях, на заранее подготовленных карточках, при написании сочинений и изложений. Эти тексты могут быть нравственного, морального, патриотического, этического и другого содержания. Тем самым развиваются и формируются личностные действия, направленные на осознание и принятие жизненных ценностей, которые позволяют найти своё место в жизни, ориентироваться в моральных нормах. Приступая к выполнению этих упражнений, к анализу данных текстов, дети с помощью учителя дают нравственную оценку содержанию этих упражнений.

    Для формирования личностных универсальных учебных действий используются  следующие виды заданий:

    • участие в проектах;
    • творческие задания;
    • зрительное, моторное, вербальное восприятие музыки;
    • мысленное воспроизведение картины, ситуации, видеофильма;
    • самооценка события, происшествия;
    • дневники достижений.

    Для формирования личностных универсальных учебных действий на уроках литературы можно использовать следующие приёмы:

    • Дай себе помочь.
    • Выход за пределы.
    • Отсроченная реакция.
    • Лови ошибку.
    • Театрализация.
    • Вопрос к тексту.
    • Диалог с автором.
    • Комментированное чтение.
    • Идеальное задание.

    Регулятивные УУД обеспечивают обучающимся организацию своей учебной деятельности. К ним относятся:

    • целеполагание как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися, и того, что еще неизвестно;
    • планирование – определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата; составление плана и последовательности действий;
    • прогнозирование – предвосхищение результата и уровня усвоения знаний, его временных характеристик;
    • контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона;
    • коррекция – внесение необходимых дополнений и коррективов в план и способ действия в случае расхождения эталона, реального действия и его результата; внесение изменений в результат своей деятельности, исходя из оценки этого результата самим обучающимся, учителем, товарищами;
    • оценка – выделение и осознание обучающимся того, что уже усвоено и что еще нужно усвоить, осознание качества и уровня усвоения; оценка результатов работы;
    • саморегуляция как способность к мобилизации сил и энергии, к волевому усилию (к выбору в ситуации мотивационного конфликта) и преодолению препятствий.

    Для формирования регулятивных универсальных учебных действий возможны следующие виды заданий:

    • «преднамеренные ошибки»;
    • поиск информации в предложенных источниках;
    • взаимоконтроль;
    • взаимный диктант;
    • диспут;
    • заучивание материала наизусть в классе;
    • «ищу ошибки»;
    • контрольный опрос на определенную проблему.

    Методические приемы для формирования регулятивных действий

    на уроках литературы

    • З-Х-У (знаем, хотим узнать, узнали и осталось узнать).
    • Инсерт.
    • Создай паспорт.
    • Зигзаг.
    • Рюкзак.
    • Вопрос к тексту.
    • Задания-ловушки.
    • Обоснованный отказ от выполнения заданий.
    • Многоступенчатый выбор.
    • Создание «помощника» для проверки работы.

    Познавательные УУД включают: общеучебные, логические учебные действия, а также постановку и решение проблемы.

    Общеучебные универсальные действия:

    • самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели;
    • поиск и выделение необходимой информации; применение методов информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств;
    • структурирование знаний;
    • осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме;
    • выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;
    • рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности;
    • смысловое чтение как осмысление цели чтения и выбор вида чтения в зависимости от цели; извлечение необходимой информации из прослушанных текстов различных жанров; определение основной и второстепенной информации; свободная ориентация и восприятие текстов художественного, научного, публицистического и официально-делового стилей; понимание и адекватная оценка языка средств массовой информации;
    • постановка и формулирование проблемы, самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера.

    Логические универсальные действия:

    • анализ объектов с целью выделения признаков (существенных, несущественных);
    • синтез – составление целого из частей, в том числе самостоятельное достраивание с восполнением недостающих компонентов;
    • выбор оснований и критериев для сравнения, сериации, классификации объектов;
    • подведение под понятие, выведение следствий;
    • установление причинно-следственных связей, представление цепочек объектов и явлений;
    • построение логической цепочки рассуждений, анализ истинности утверждений;
    • доказательство;
    • выдвижение гипотез и их обоснование.

    Постановка и решение проблемы:

    - формулирование проблемы;

    - самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера.

    Для формирования познавательных универсальных учебных действий целесообразны следующие виды заданий:

    • сравни;
    • «найди отличия» (можно задать их количество);
    • «на что похоже?»;
    • поиск лишнего;
    • «лабиринты»;
    • упорядочивание;
    • «цепочки»;
    • хитроумные решения;
    • составление схем-опор;
    • работа с разного вида таблицами;
    • составление и распознавание диаграмм;
    • работа со словарями.

    Методические приемы для формирования познавательных действий

    на уроках литературы

    • Прием моделирования.
    • Удивляй.
    • Фантастическая добавка.
    • Пересечение тем.
    • Дай себе помочь.
    • Повторяем с контролем.
    • Опрос «по цепочке».
    • Опрос-итог.
    • Игры-тренинги.
    • Да и нет.
    • Хорошо – плохо.
    • Точка зрения.
    • Многоэкранная схема.

    Коммуникативные УУД обеспечивают социальную компетентность и учет позиции других людей, партнеров по общению или деятельности, умение слушать и вступать в диалог; участвовать в коллективном обсуждении проблем; интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми.

    К коммуникативным действиям относятся:

    • планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками – определение цели, функций участников, способов взаимодействия;
    • постановка вопросов – инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации;
    • разрешение конфликтов – выявление, идентификация проблемы, поиск и оценка альтернативных способов разрешения конфликтов, принятие решения и его реализация;
    • управление поведением партнера – контроль, коррекция, оценка его действий;
    • умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка, современных средств коммуникации.

    Для формирования коммуникативных универсальных учебных действий можно предложить следующие виды заданий:

    • составь задание партнеру;
    • представь себя в роли учителя и составь задание для класса;
    • составь рассказ от имени героя;
    • составь рассказ от имени неодушевленного предмета (например, от имени школьной парты, от имени разделительного мягкого знака и т.п.);
    • отзыв на работу товарища;
    • групповая работа по составлению кроссворда;
    • «отгадай, о ком говорим»;
    • диалоговое слушание (формулировка вопросов для обратной связи);
    • «подготовь рассказ...»;
    • «опиши устно...»;
    • «объясни...» и т. д.

    Для формирования коммуникативных УУД целесообразно использовать приемы, направленные на осмысление содержания текста: «Чтение с остановками», «Чтение с пометками», «Составление кластера».

    «Чтение с остановками» открывает возможности целостного видения произведения.

    Примерные вопросы:

    1. Какие ассоциации вызывают у вас имена, фамилии героев?
    2. Что вы почувствовали, прочитав эту часть. Какие ощущения у вас возникли?
    3. Какие ваши ожидания подтвердились? Что было неожиданным?
    4. Как вы думаете, чем закончится рассказ? Как вы бы его закончили?

    • составление кластера;
    • дискуссия;
    • групповая форма работы;
    • проектная и исследовательская деятельности;
    • театрализация;
    • рефлексия;
    • портфолио;
    • создание учащимися литературных произведений.

    Таким образом, модернизация образования ставит перед учителем задачу переосмысления своей педагогической деятельности, пересмотра подходов и методов преподавания, использования комплекса средств, формирующих универсальные учебные действия, которые помогут школьнику стать полноценной социальной личностью, стремящейся реализовать свои возможности, способной делать осознанный и ответственный выбор.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Формирование универсальных учебных действий на уроках русского языка и литературы в 5 классе в рамках ФГОС ООО

    В соответствии с ФГОС ООО учитель на уроке должен способствовать формированию УУД (личностных, регулятивных,коммуникативных,познавательных). Опыт работы по данному направлению частично изложен в стать...

    Формирование универсальных учебных действий на уроках русского языка и литературы

    В Федеральном государственном образовательном стандарте основного общего образования большое внимание отводится формированию универсальных учебных действий. В статье приведен опыт работы учителя русск...

    Выступление «Формирование универсальных учебных действий на уроках русского языка и литературы в 5 классе в рамках ФГОС ООО»

    «Формирование универсальных учебных действий на уроках русского языка и литературы в 5 классе в рамках ФГОС ООО»...

    "Формирование универсальных учебных действий на уроках русского языка и литературы"

    Статья содержит материал по формированию УУД на уроках русского языка и литературы....

    Формирование универсальных учебных действий на уроках русского языка и литературы в 5 классе

    Важнейшей задачей современной системы образования является формирование совокупности “универсальных учебных действий”, обеспечивающих компетенцию “научить учиться”, способность...

    Современные педагогические технологии формирования универсальных учебных действий на уроках русского языка и литературы

    В презентации показаны разнообразные приемы и методы формирования универсальных учебных действий на уроках русского языка и литературы...

    ФОРМИРОВАНИЕ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ ПОСРЕДСТВОМ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ТЕХНОЛОГИИ РКЧП

    Технология критического мышления через чтение и письмо позволяет формировать универсальнные учебные действия. Эта технология представляет собой систему конкретных методических стратегий и приёмов, нап...