Главные вкладки

    Формирование коммуникативных универсальных учебных действий на уроках английского языка с использованием игровых технологий в пятых – шестых классах
    учебно-методический материал по английскому языку (5 класс) на тему

    Итоговая работа по ИОЧ

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл ir_kopanyova.docx43.25 КБ

    Предварительный просмотр:

    Министерство образования и науки Самарской области

    Государственное автономное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования  (повышение квалификации) специалистов

    Самарский областной институт повышения квалификации и

    переподготовки работников образования (СИПКРО)

    Итоговая работа

    по курсам повышения квалификации ИОЧ

    вариативный блок

    «Формирование универсальных учебных действий на уроках русского языка, литературы и иностранного языка»

    (Сроки прохождения обучения 24.11-28.11.2014г.)

    Формирование коммуникативных

    универсальных учебных действий

    на уроках английского языка

     с использованием игровых технологий

    в пятых – шестых классах

    Выполнила:

    Копанёва Елена Игорьевна,

    учитель английского языка

    МБУ СОШ № 31

    Автозаводского района

    г.о. Тольятти

    Тольятти, 2014

    Содержание

    1.  Пояснительная записка__________________________1
    2. Актуальность___________________________________2
    3. Цель работы, задачи_____________________________2
    4. Новизна_______________________________________ 4
    5. Психологические основы игровой дейтельности_____5
    6. Примеры игр__________________________________7-14
    7. Заключение___________________________________15
    8. Список литературы______________________________16

    Пояснительная записка

         Развитие личности в системе современного образования обеспечивается прежде всего через формирование универсальных учебных действий, которые являются инвариантной основой образовательного и воспитательного процесса. Овладение учащимися универсальными учебными действиями создает возможность самостоятельного успешного усвоения новых знаний, умений и компетенций, включая организацию усвоения, т.е. умения учиться.  

    В частности, предлагается именно универсальные учебные действия сделать частью стандарта. Учебные действия становятся сферой отношений, существующих между знанием и действием в человеческой практике.

       Проблема – разрыв между низким уровнем  коммуникации на английском языке и отсутствием методических приемов для обучения четырем видам речевой деятельности с использованием игровых технологий. Изучение иностранного языка в современной школе направлено на формирование коммуникативных универсальных учебных действий, а также иноязычной коммуникативной компетентности. Однако методической литературы по этой проблеме недостаточно. Поэтому в данном проекте предпринята попытка показать, как можно развивать коммуникативные учебные действия   в интересной для учащихся форме с учётом их возрастных особенностей.

                                                                                                                      Актуальность

    Качество современного образования определяется тем, насколько у учащихся школ развиты коммуникативные универсальные учебные действия: способности, качества, определяющие его как ученика, гражданина и участника социальной жизни, тем, насколько он может и готов жить среди людей, свободно, активно и полноценно реализуя себя и не нарушая при этом интересы других. Поэтому тема “Формирование коммуникативных универсальных учебных действий на уроках английского языка  с использованием игровых технологий в пятых – шестых классах” является актуальной.

    Наиболее значимой работой по проблеме коммуникативных универсальных учебных действий является:

    Формирование универсальных учебных действий в основной школе: от действия к мысли. Под ред. А. Г. Асмолова.

       В работах  Выготского Л.С. Вопросы детской психологии.

                             Пиаже Ж. Речь и мышление ребенка.

                       Эльконина Д.Б. Природа детства и его периодизация  

     разрабатываются  возрастные особенности психологии учащихся, которые необходимо      учитывать учителю при выборе игр на уроке английского языка.

    Ряд авторов приводит исследования учебных игр на уроках английского языка:

    Дергач А.А. Щербак С.Ф.  Педагогическая эвристика: Искусство овладения       иностранным языком.

    Lee W.R. Lanquaqe Teaching Games and Contests.

    Lewis Gordon, Bedson Gunther. Games for Children.

    В этих работах указывается, что превосходство игры над другими средствами обучения учащихся пятых – шестых классов обнаруживается в том, что она  

    - способна обеспечить не только индивидуальную, но и парную, групповую   и коллективную формы работы на уроках английского языка;

       - дает возможность успешно решать основную задачу – обучение общению на английском языке посредством игровых технологий.

    Объектом  исследования в данной работе является формирование коммуникативных универсальных учебных действий.

    Предмет исследования – возможности языковых и речевых игр в  формировании коммуникативных универсальных учебных действий учащихся пятых – шестых классов.

    Цель – выявление возможности игры как средства формирования коммуникативных универсальных учебных действий.

    Гипотеза – если учитель при организации учебного процесса будет отбирать и применять учебные игры согласно возрастным особенностям
    детей, то он создаст условия для более качественного формирования коммуникативных универсальных учебных действий.

    Для подтверждения цели и гипотезы решаются следующие  задачи:

    1. изучить теоретические основы проблемы формирования коммуникативных универсальных учебных действий с использованием игровых технологий на уроках английского языка;
    2. исследовать систему языковых и речевых игр по формированию коммуникативных универсальных учебных действий учащихся пятых – шестых классов;
    3. представить систему игр по формированию коммуникативных учебных действий.

    Научной новизной данной работы можно считать усовершенствование методов формирования коммуникативных универсальных учебных действий.

    Практическая значимость работы предполагает возможности использования результатов исследования в практике преподавания английского языка.

    Подобран практический материал, формирующий коммуникативные универсальные учебные действия в процессе языковых и речевых игр.


    Психологические особенности игровой деятельности.

    Так что же такое игра? Под игрой мы понимаем определение, данное Л.С. Выготским: “… игра есть разумная и целесообразная, планомерная, социально-координированная, подчиненная известным правилам система поведения или затрата энергии. Этим она обнаруживает свою полную аналогию с трудовой затратой энергии взрослым человеком, признаки которой всецело совпадают с признаками игры, … игра является естественной формой труда ребенка, присущей ему формой деятельности, приготовлением к будущей жизни” [4/1,с.93].

    Игра обеспечивает эмоциональное воздействие на ученика, является средством мотивации учения, активизирует резервные возможности личности. Игра помогает активизировать, закрепить, проконтролировать и скорректировать знания, навыки и умения, создает учебную наглядность в изучении конкретного материала. Особенность учебной игры в том, что она вводится в учебный процесс в качестве творческого учебного задания и представляет для учащихся задачу или проблему, подлежащую немедленному решению, следовательно, она создает условия для активной мыслительной деятельности ее участников. Игра стимулирует интеллектуальную деятельность учащихся, учит проверять правильность принятых решений. Учащиеся постоянно думают  - как поступить, как сказать, как выиграть. Игра является своего рода индикатором успеха учащихся в овладении английским языком, представляя собой одну из форм и средств контроля и самоконтроля учащихся.

    Игра способствует непроизвольному запоминанию и синтетическому восприятию целых фраз, структур. Игра стимулирует воображение, интерес, учит управлять своими эмоциями, организовывать свою деятельность.

    Психологическое воздействие игры обнаруживается в преодолении боязни говорения (общения) на английском языке. Игра посильна даже слабым ученикам. Более того, слабый по языковой подготовке ученик может стать первым в игре: смелость, находчивость и сообразительность здесь оказываются порой более важными, чем знание предмета. Атмосфера увлеченности и радости, ощущение посильности заданий – все это дает возможность ребятам преодолеть стеснительность, мешающую свободно употреблять в речи слова чужого языка, и благотворно сказывается на результатах обучения. Незаметно усваивается языковый материал, а вместе с этим возникает чувство удовлетворения - “ оказывается, я уже могу говорить наравне со всеми”.

    Каковы основные психологические требования к игре и условиям ее проведения?

    Игра должна обладать релевантностью и иметь личностный смысл и значимость для каждого из участников. Так же как и любая деятельность, игровая деятельность на уроке должна быть мотивирована, а учащиеся должны испытывать потребность в ней.

    Немаловажную роль играет психологическая и интеллектуальная готовность к участию в игре. Обстановка, в которой проводится игра, должна способствовать созданию радостного настроения и располагать к общению в

    атмосфере дружелюбия, взаимопонимания и сотрудничества. Большая роль в этом принадлежит учителю, который должен учитывать индивидуальные особенности учащихся – характер, темперамент, целеустремленность, усидчивость, организованность, дисциплинированность, волю, состояние здоровья, самочувствие каждого участника игры.

    Требования психологического характера подразумевают и создание условий, обеспечивающих взаимодействие, общение и сотрудничество участников игры. Одним из таких условий является психологическая готовность учащихся к такого рода деятельности. Данный вид готовности предполагает компетенцию участников общения в области затрагиваемой проблемы и наличие коммуникативных умений, обусловливающих эффективность взаимодействия в процессе игры. Содержание игры должно быть интересно и значимо для ее участников, а игра должна завершаться получением определенного результата, представляющего для них ценность. Игра должна опираться на коммуникативные универсальные учебные действия, приобретенные на различных занятиях, и обеспечивать возможность обучаемых принимать рациональные и эффективные решения, при этом критически оценивать себя и окружающих. Одним из важнейших психологических требований является логическое сочетание игры с практикой реального общения.

    Примеры игр

     Языковые игры

    1)Фонетические игры

    Какой звук я задумал? (игра- загадка)

    Учитель называет цепочку слов, в которой встречается один и тот же звук. Отгадавший первым получает право загадать свою загадку. Например: sofa, home, rose, nose, stone, go, no hope so; girl, first, thirty, skirt, her, bird.

    Эти фонетические игры можно использовать по теме “Starter Unit ” в пятом классе.

    Proverb

    Каждая поговорка разделена на две части. Первую часть поговорки  нужно соотнести по смыслу со второй частью и правильно произнести.

    A  A friend in need                                    1. home is best

    B  All’s well                                               2. than never

    C  Better late                                              3. is a friend indeed

    D  East or west                                           4. that ends well.

    Tongue - twister

    Желающий должен сначала произнести скороговорку громко и медленно, а потом повторить ее быстро и без ошибок 3 – 5 раз.

    Red lorry, yellow lorry.

    Hello. Here’s Henry the happy hippopotamus!

    Twelve tall tale – tellers are talking till twilight.

    2) Игры с буквами

    Compositor – Наборщик

    На доске записывается, например, слово cattle – farm / representative/. Учащиеся составляют новые слова из букв данного слова. Составленные учащимися слова записываются на доске. Выигрывает предложивший последнее слово.

    Cattle-farm --- café, camel, car, care, cat, eat, ear, face, farm, farmer, letter, meat,  race, raft, tea, eat, team.

    Representative --- present, rain, nest, tea, eat, test, part, art, at etc.

    Anagrams

    В игре используются слова, при изменении порядка букв которых получается новое слово.

            tale - late                        ten-net

            team - meat                        take-Kate

            not - ton                        tea-eat

            race-care                        more - Rome                        

    3) Грамматические игры

     Alibi (Ролевая игра).

    Teacher: Imagine a crime was committed at 9 p.m. yesterday.

    Student 1: You are a policeman and have to conduct the interrogation.

    Student 2, 3, 4, 5: You are the suspects and have to answer the questions and  prove your alibi.

    Student 6: You are the judge. You have to pass a sentence.

    Ход игры:

    Policeman: Where were you at 9 p.m. yesterday?

    Suspect1: At home watching TV. My neighbour can confirm it.

    P: The next suspect, please. Where were you at 9 p.m. yesterday?

    S2: I was with my friends by the river. So I have got an alibi.

    P: The third suspect, come in, please. Where were you at 9 p.m. yesterday?

    S3: I was at home painting a picture. My friend saw me doing it.

    P:  The fourth suspect, come in, please. Where were you at 9 p.m. yesterday?

    S4: I was at cinema at 9 p.m.

    P:  What film did you see?

    S4: “Ten Little Niggers”.

    P: So your Honour you can see everybody has got an alibi.

    The judge: Yes, they have.

    As you all plead not guilty and have an alibi to prove it, the verdict is “innocent”.

    Данная ролевая игра проводится нами в 6 классе при повторении  простого прошедшего времени.  

    4) Лексические игры

    1. Are You a Good Spy?

    В игре принимают участие две команды. Участники игры пытаются разгадать секретный код тайного агента. У каждой цифры – определенная буква алфавита.

            5-14-7-12-9-19-8   9-19   9-13-16-15-18-20-1-14-20

            (А=1, Б=2, С=3 и т.д.)

            Ответ: English is important.

    2. My favourite Subject. (Ролевая игра проводится по теме ‘School days’при отработке лексики по подтеме: “Школьные предметы” в пятом классе).  

    Two boys met in the swimming pool ‘Dolphin’.

    Student1: Imagine you are Jim from London. Your favourite subject is history. You are in the fifth form.

    Student2: You are Tolya. You are in the  sixth form.  Your favorite subject is maths. Play the role game.

    Tolya: Hi! My name is Tolya. What is your name?

    Jim: My name is Jim. Do you speak English?

    T: Yes, I do. I learn English at school. How are you?

    J: Fine. Thanks. And you?

    T: I’m OK. I am in the sixth form. And you?

    J: I am in the fifth form.

    T: What subjects do you learn?

    J: I learn English, Literature, French, Geography, Computer Studies, Biology,  History etc.

    T: And what is your favorite subject?

    J: My favorite subject is history. Do you like history?

    T: So-so. My favourite subject is Maths. Will you come to the swimming pool tomorrow?

    J: Yes, I will.

    T: See you tomorrow.

    J: Yes, OK.

    Речевые игры

    1) Игры для обучения чтению

    Чтобы вызвать интерес, сформировать коммуникативную компетенцию, а также проверить навыки чтения, на уроках английского языка, используются следующие игры:

    Восстановите текст в логической последовательности (коммуникативная игра).

    Каждый участник получает отрывок из текста и знакомится с его содержанием. Затем все участники общаются, рассказывая содержание своего отрывка, и восстанавливают логическую последовательность всего текста.

            2) Игры для обучения аудированию

    Extra Dictation.

    Бумага и карандаши готовятся заранее. Дети рисуют под диктовку.

    Teacher: Draw a table.

       There is a ball under the table.

       Colour the ball yellow.

       There are two boxes on the table.

       Colour the boxes red.

       There is a book near the boxes.

       Sign your pictures.

       Give the pictures to me.

    3) Игры для обучения говорению

    Ролевая игра ‘At The Department Store’

    Помимо привычных реалий повседневной жизни игра отражает развитие “челночной” торговли, в ходе которой многим продавцам (в том числе и родителям учащихся) приходится посещать зарубежные страны, используя при этом элементарные навыки иноязычного общения.

    В процессе подготовки к игре шестиклассники готовят “товар для продажи”: различные предметы одежды (вырезки из журналов мод, наклеенные на карточки).

    Ход игры:

    • Good morning!
    • Good morning!
    • What can I do for you?
    • Do you have any shirts in your department?
    • Yes, of course.
    • I need size…
    • Here are some shirts sizes…
    • Thank you very march.
    • What material are they made of?
    • They are made of pure cotton Etc.

    Fashion Show  (Ролевая игра) по теме ‘In all weathers’ – Dress right -  5  класс.

    Student 1: You are top model showing off beautiful clothes.

    Student 2: You are making comment on the model’s clothes.

    Student 3: You are the other team’s top model.

    Student 4: You are the other team’s commentator describing the clothes and the

           model.

    Student 5,6,7: You are the jury. After each presentation you are to give marks

       for the model.

      Teacher: Dear friends! We are happy to see you here at the Fashion Show. Let

                             me introduce the jury to you. They will give marks for the models, by  

                           holding up a card with a number from 1 to 6. The model with the

                           highest marks is the winner.

    Commentator to the musical accompaniment of the first team: You can see Iris

         here. She’s a young model, only 11 years old. She’s wearing  

         black tights, a red blouse and a white skirt. She’s very pretty.

    Commentator of the second team: You can see Linda before you. She is young

        model, 11 years old too. She’s got short curly hair and blue blouse.  

        She is very nice.

    Jury: So we have finished our Fashion Show with the score of 30 to 25 in favour

                       of the model Iris from team 1. Thank you for coming. Welcome to our

                       next show.

    Passport Control. Ролевая игра по теме ‘Holiday Time’- в 6 классе.

    Student1: You are the passport control officer and ask each student several questions.

    Student 2-4: You are the passengers. You have to show their passports and answer questions before the room.

    Passport control

    Officer: What is your name?

    Passenger: My name is Mary.

    P.c.o.: What is your surname?

    P: Antipova.

    P.c.o.: How old are you?

    P: I am 11.

    P.c.o.: Where are you from?

    P: I am from Novokuibyshevsk.

    P.c.o.: Where are you going to travel?

    P: I am going to travel to London.

    P.c.o.: Have a good traveling.

    P: Thank you very mach. Etc.

    4) Игры для обучения письму

    1. Даются слова  с пропущенными гласными буквами: pl-te, n-se, p-pil, cl-ck, f-rst, s-rname. Каждый участник игры должен правильно вставить пропущенные гласные в словах. Выигрывает та команда, которая быстрее и с меньшими ошибками справляется с заданием.
    2. Visiting-card (6 класс).

    Для формирования письменной компетенции проводится игра-соревнование: какая команда быстрее и грамотнее заполнит визитные карточки. Пример заполнения визитной карточки:

    Susan Lennox

    Schoolgirl

    Age:12

    11 Great Stuart Street

    Edinburgh

    UK

     Библиография

    1. Бим И.Л. Цели обучения иностранному языку в рамках базового курса. //Иностранные языки в школе,  1996 №1. – с. 48-52

    2. Багрова А.Н.  Игры на уроках английского языка на начальной и средней ступенях обучения. //Иностранный язык в школе, 1996 №3 – 6с.

    3. Василевич А.П. Английский язык. Игровой курс для детей. Дубна. Феникс, 2001. – 208с.

    4. Выготский Л.С. Вопросы детской психологии. Спб.:Союз, 1997г. – 220с.

         Выготский Л.С.    Педагогическая психология. М., 1996. – 533 с.

    5. Деркач А.А., Щербак С.Ф. Педагогическая  эвристика: искусство овладение иностранным языком. М. Педагогика, 1991г. – 224с.

    6. Кавтарадзе Д.Н. Обучение и игра. Введение в активные методы обучения. М.: Флинта, 1998.  -  192с.

     7.Конышева А. В. Игровой метод в обучении иностранному языку. СПб.: КАРО, «Четыре четверти», 2008. – 192 с.

     8. Лобанова Т.Н. Построение модели ключевых компетенций. //Справочник по управлению персоналом. 2002 №11 с.-11-26.

     9. Пиаже Ж. Речь и мышление ребенка. М.: Педагогика. Пресс, 1999. – 526с.

    10. Пидкасистый П.И., Хайдаров Ж.С. Технология игры в обучении и развитии. М., 1996.  – 269с.

    11. Рыжков М.В. Ключевые компетенции в стандарте: возможности реализации. //Стандарты и мониторинг в образовании. 1999/4 с.20-23.

    12. Селевко Г.К. Современные образовательные технологии. М.: Народное образование, 1998. – 256с.

    13. Щукин А.Н. Методика обучения иностранным языкам: курс лекций. М.:УРАО, 2002. – 288с.

    14. Эльконин Д.Б. Природа детства и его периодизация. //Избр. психологические труды. М.: Педагогика, 1989. – 554с.

    15. Эльконин Д.Б. Психология игры. М.: Владос, 1999 – 360с.

    16.Компетентностно – ориентированный подход к образованию. Выпуск 2. Самара: Профи, 2002 – 92с.

    17.Английский язык. 5-6 классы: игровые технологии на уроках./авт.-сост. Т.В. Пукина. – Волгоград: Учитель, 2009. – 143 с.

                                                                                                                         6        


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    ТЕХНОЛОГИИ, СПОСОБСТВУЮЩИЕ ФОРМИРОВАНИЮ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ НА УРОКАХ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА

    ТЕХНОЛОГИИ, СПОСОБСТВУЮЩИЕ ФОРМИРОВАНИЮ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ НА УРОКАХ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА...

    Использование современных информационных технологий для формирования универсальных учебных действий на уроках английского языка.Технология ТОГИС

    Основные результаты применения технологии ТОГИС - осознание учениками ценностей совместного труда, овладение умениями организовывать. планировать и осуществлять решение возникших задач, провести ...

    Формирование универсальных учебных действий на уроках английского языка через использование информационно-коммуникационных технологий.

    Формирование универсальных учебных действийна уроках английского языка через использованиеинформационно-коммуникационных технологий...

    «Использование современных образовательных технологий для формирования универсальных учебных действий на уроках английского языка и во внеурочной деятельности»

    В данной работе рассматриваются современные образовательные технологии, необходимые для формирования универсальных учебных действий на уроках английского языка и во внеурочной деятельности....

    Использование языковых игр в процессе формирования универсальных учебных действий на уроках английского языка

    Предмет «Английский язык» носит деятельностный характер, что соответствует природе младшего школьника, воспринимающего мир целостно, эмоционально и активно. Это позволяет включать иноязычн...

    Использование мобильных технологий для формирования универсальных учебных действий на уроках английского языка

    Не секрет, что современный подросток пользуется мобильными гаджетами почти «с пеленок», разбираясь в них куда лучше, чем с косинусами и синусами.Поэтому было решено совместить тему гаджето...

    Использование ИКТ для формирования универсальных учебных действий на уроках английского языка (по УМК «Английский язык» авторов Кузовлева В.П., Лапа Н. М., Перегудовой Э.Ш.)

    Личный опыт использования УМК «Английский язык»  авторов  Кузовлева В.П., Лапа Н. М., Перегудовой Э.Ш. и краткие рекомендации по дополнительному материалу...


     

    Комментарии

    Давно искала такой материал, очень интересно представлены игровые моменты, с помощью которых и закрепить\повторить изученное можно, и в тоже время отдохнуть на уроке. А самое главное полностью соответствует возрастным особенностям учащихся.