Использование языковых игр в процессе формирования универсальных учебных действий на уроках английского языка
статья на тему

Цыдыпова Гэрэлма Ринчиндоржиевна

Предмет «Английский язык» носит деятельностный характер, что соответствует природе младшего школьника, воспринимающего мир целостно, эмоционально и активно. Это позволяет включать иноязычную речевую деятельность в другие виды деятельности, свойственные ребенку данного возраста: игровую, познавательную, художественную, эстетическую. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

                                             Использование языковых игр

в процессе формирования универсальных учебных действий

 на уроках  английского языка

       Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования второго поколения и новые  программы по английскому языку  закрепляют линию на раннее обучение, что положительно сказывается на развитии не только иноязычной коммуникативной компетенции, но и общей коммуникативной компетенции учащихся, а также позволяет достичь более высоких личностных, предметных и метапредметных результатов обучения.

     Предмет «Английский язык» носит деятельностный характер, что соответствует природе младшего школьника, воспринимающего мир целостно, эмоционально и активно. Это позволяет включать иноязычную речевую деятельность в другие виды деятельности, свойственные ребенку данного возраста: игровую, познавательную, художественную, эстетическую.

Для организации уроков в классах начальной ступени обучения я выбрала различные игровые формы обучения. Известно, что игра всегда являлась и является одним из наиболее эффективных, гибких и универсальных приемов обучения. Она призвана активизировать процесс обучения, сделать его более продуктивным, а также формировать и далее развивать мотивацию учения. Детально продуманная и методически грамотно организованная игра является таким приемом обучения, который позволяет комплексно решать задачи как практического, так и воспитательного, развивающего и образовательного характера.

Учебная игра – это особым образом организованная обучающая деятельность (имеющая чаще всего развлекательную форму), предполагающая наличие проблемы и возможные пути ее решения. В процессе учебной игры могут быть реализованы одна или несколько обучающих задач, причем деятельность по формированию иноязычных навыков  и умений может носить как выраженный характер, так и латентный характер. Учебная игра выполняет несколько функций:

  • обучающую (способствует приобретению знаний, а также формированию коммуникативных умений и навыков в рамках одной или нескольких учебных тем)
  • мотивационно – побудительную (мотивирует и стимулирует учебно-воспитательную деятельность; оказывает положительное воздействие на личность обучаемого, расширяет его кругозор, развивает мышление, творческую активность и т. д.
  • ориентирующую (учит ориентироваться в конкретной ситуации и отбирать необходимые вербальные и невербальные средства общения);
  • компенсаторную (компенсирует отсутствие или недостаток практики, приближает учебную деятельность к условиям владения иностранным языком в реальной жизни).

 В процессе подготовки сценария и содержания уроков ставила для себя следующие задачи:

- развитие личностных качеств младшего школьника, его внимания, мышления, памяти и воображения в процессе участия в моделируемых ситуациях общения, ролевых играх; в ходе овладения языковым материалом;

- развитие эмоциональной сферы детей в процессе обучающих игр, учебных спектаклей с использованием иностранного языка;

- формирование у учащихся способности к организации своей учебной деятельности посредством освоения системы личностных, регулятивных, познавательных и коммуникативных универсальных учебных действий.

               Предлагаю вашему вниманию некоторые методические разработки, применяемые мной на уроках английского языка в начальной школе.

Игра «Кто быстрее?»

Цель: тренировка, ориентированная на усвоение алфавита.

Ход игры: учащиеся уже знакомы со всеми буквами английского алфавита.
Учитель раскладывает на столе буквы английского алфавита обратной стороной. Учащиеся подбегают к столу и вытягивают какую-либо букву. Задача играющего – назвать слова, начинающиеся с той буквы, которую он вытянул.

Например:
Aa – America, apple
Bb – ball, ballon

Ожидаемые результаты: формирование УУД:

личностных 

- действие смыслообразования (интерес, мотивация)

- формирование личного, эмоционального отношения к себе и окружающему миру

коммуникативных    

 формирование вербальных способов коммуникации

регулятивных 

- волевая саморегуляция как способность к мобилизации сил и энергии

Игра “ Переводчик”

Цель: активизация лексики по изученной теме.
Ход игры: учащиеся становятся в круг, пряча за спиной по одной или несколько игрушек. В центре круга ведущий и “переводчик”. Ведущий, указывая на кого-либо из играющих, обращается к переводчику: has he /She got two kittens? Переводчик, обращаясь к ведущему, сообщает: Yes, I have got two kittens (или No, I haven’t ).
Переводчик обращаясь к ведущему, сообщает:Yes, she has got two kittens или No, she hasn’t got two kittens.

Ожидаемые результаты:

Личностные 

- действие смыслообразования

(интерес, мотивация)

-формирование личного, эмоционального отношения к себе и окружающему миру

Познавательные 

- построение отрицания, утверждение и опровержение как построение рассуждения с использованием различных логических схем

Коммуникативные 

-формирование вербальных способов коммуникации

Регулятивные 

-волевая саморегуляция как способность к мобилизации сил и энергии

Игра «Озвучивание картинки».

Цель: активизация лексики по изученной теме, развитие навыков диалогической речи.

Ход игры: играющие образуют пары. Каждой паре даются картинки, к которым прилагаются карточки с соответствующими репликами. С их помощью необходимо озвучить картинки. Выигрывает пара, которая первой подготовит диалог и правильно его воспроизведет.

Ожидаемые результаты:

Личностные 

- действие смыслообразования (интерес, мотивация)

 -формирование личного, эмоционального отношения к себе и окружающему миру

Познавательные 

-построение отрицания, утверждение и опровержение как построение рассуждения с использованием различных логических схем

Коммуникативные

-формирование вербальных способов коммуникации, владение диалогической формой речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами английского языка

Регулятивные 

-волевая саморегуляция как способность к мобилизации сил и энергии

Игра «Самый интересный рассказ».

Цель: активизация лексики по изученной теме, развитие навыков монологической речи.

Ход игры: образуются две команды. Каждой дается задание составить рассказ на определенную тему («В зоопарке», «Спортивные игры», и т.д.). Выигрывает команда, составившая самый интересный рассказ и допустившая меньше ошибок.

Ожидаемые результаты:

Личностные 

- действие смыслообразования (интерес, мотивация)

 -формирование личного, эмоционального отношения к себе и окружающему миру

- использование фантазии, воображения при выполнении учебных действий

Познавательные 

-построение отрицания, утверждение и опровержение как построение рассуждения с использованием различных логических схем

Коммуникативные

-формирование вербальных способов коммуникации, владение монологической формой речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами английского языка

Регулятивные 

-волевая саморегуляция как способность к мобилизации сил и энергии

Игра «Испорченный телефон»

Цель: развитие лексического навыка.

Ход игры: играющие садятся в кружок. Каждый получает номер. Ведущий шепчет игроку под номером 1 на ухо какое - нибудь сообщение. Игрок под номером 1 передает шепотом то, что услышал, игроку под номером 2. Так сообщение передается по кругу, пока в игру не вступит участник, сидящий справа от ведущего. Этот последний игрок громко повторяет то, что он услышал. Почти наверняка это будет не то сообщение, с которого началась игра.

Ожидаемые результаты:

Личностные 

- действие смыслообразования (интерес, мотивация)

 -формирование личного, эмоционального отношения к себе и окружающему миру

- использование фантазии, воображения при выполнении учебных действий

Познавательные 

-поиск и выделение необходимой информации

Коммуникативные

-формирование вербальных и невербальных способов коммуникации

- формирование умения строить фразы, отвечать на поставленный вопрос

Регулятивные 

-волевая саморегуляция как способность к мобилизации сил и энергии

Советую моим коллегам попробовать включить в урок данные разработки и вы увидите как использование игровых приемов на уроках иностранного языка  способствует созданию благоприятной психологической атмосферы общения и помогает учащимся увидеть в иностранном языке реальное средство общения.

Литература:

  1. Журавлев А.П. Языковые игры на компьютере. – М.,1988.- 144с.
  2. Настольная книга преподавателя иностранного языка: Справ. Пособие / Е.А. Маслыко, П.К. Бабинская, А.Ф. Будько, С.И. Петрова. – 7-е изд., стер.- Мн.: Выш. шк., 2001.
  3. Обучение иностранным языкам в школе и в вузе. – СПб.: «Каро», 2001.-240 с.
  4. Стронин М.Ф. Обучающие игры на уроке английского языка. М., 1981.-112 с.
  5. Спиваковская А.С. Игра – это серьезно. М.: 1981.
  6. Эльконин Д.Б. Психология игры.- М., 1978.- 304 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование школьного учебника в процессе формирования универсальных учебных действий на уроках биологии в 5 классе

В основе Стандарта второго поколения лежит системно – деятельностный подход, который обеспечивает формирование готовности к саморазвитию и непрерывному образованию, активную учебно – познаватель...

Использование школьного учебника в процессе формирования универсальных учебных действий на уроках биологии в 5 классе

В основе Стандарта второго поколения лежит системно – деятельностный подход, который обеспечивает формирование готовности к саморазвитию и непрерывному образованию, активную учебно – познаватель...

Использование школьного учебника в процессе формирования универсальных учебных действий на уроках биологии в 5 классе

В  условиях  модернизации  российского образования учебный текст  выступает одним из средств реализации деятельностного  подхода  на уроках биологии.  В началь...

Использование школьного учебника в процессе формирования универсальных учебных действий на уроках биологии в 5 классе

В  условиях  модернизации  российского образования учебный текст  выступает одним из средств реализации деятельностного  подхода  на уроках биологии.  В началь...

Использование школьного учебника в процессе формирования универсальных учебных действий на уроках биологии в 5 классе

В основе Стандарта второго поколения лежит системно – деятельностный подход, который обеспечивает формирование готовности к саморазвитию и непрерывному образованию, активную учебно – познаватель...

Использование школьного учебника в процессе формирования универсальных учебных действий на уроках биологии в 5 классе

В основе Стандарта второго поколения лежит системно – деятельностный подход, который обеспечивает формирование готовности к саморазвитию и непрерывному образованию, активную учебно – познаватель...

Использование школьного учебника в процессе формирования универсальных учебных действий на уроках биологии в 5 классе

Несмотря на глобальные изменения общественного развития, учебная книга остается основным средством обучения во всех странах мира. Роль школьного учебника сегодня не только не уменьшилась, но значитель...