Формирование универсальных учебных действий на уроках английского языка через использование информационно-коммуникационных технологий.
статья по английскому языку на тему

Мушникова Юлия Сергеевна

Формирование универсальных учебных действий

на уроках английского языка через использование

информационно-коммуникационных технологий

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл publikatsiya.docx20.81 КБ

Предварительный просмотр:

Формирование универсальных учебных действий

на уроках английского языка через использование

информационно-коммуникационных технологий

«Дети должны по возможности трудиться самостоятельно,

а учитель руководить этим самостоятельным

трудом и давать для него материал».

К. Д. Ушинский

В настоящее время содержание учебных предметов,

представляющее в основной школе систему научных понятий и

соответствующие им способы действий, создает необходимую основу

для формирования теоретического рефлексивного мышления у

школьников. Такая качественно новая форма мышления выступает

операционно-технической базой перехода учащихся от учебной

деятельности как умения учиться в начальной школе к учебной

деятельности с элементами самообразования и саморазвития в

основной школе. Это раскрывает новые возможности развития

познавательной, коммуникативной, эстетической, предметно-

преобразующей (технико-технологической) деятельности на основе

ценностно-смысловой ориентации личности в мире и обществе,

развития самосознания и целеполагания, выстраивания

индивидуальной образовательной траектории. Так, значительную роль

в формировании нового типа учебной деятельности в основной школе

приобретает программа формирования универсальных учебных

действий.

Прежде чем перейти к процессу формирования УУД, раскроем

само понятие «универсальные учебные действия».

В широком значении термин «универсальные учебные

действия» означает умение учиться, т. е. способность субъекта к

51

саморазвитию и самосовершенствованию путём сознательного и

активного присвоения нового социального опыта. Таким образом, для

формирования универсальных учебных действий в контексте обучения

иностранным языкам следует учитывать, что ученику следует для себя

найти ответы на следующие вопросы: «Зачем я учу иностранный

язык?», «Зачем я выполняю то или иное упражнение на уроке (читаю,

пишу, слушаю)?», «Зачем я повторяю дома пройденное на уроке?»,

«Чему я научился на уроке и что еще мне следует сделать?» и т.д. Язык

должен осваиваться осознанно. Важно создавать условия, когда дети

учатся слушать друг друга, умеют адекватно оценивать свой ответ,

хотят узнавать новое. Здесь можно сказать, что речь идет о реализации

системно-деятельностного подхода, который мы все активно

реализуем на уроках. При этом ребенок не просто получает знания от

учителя, а учится добывать их сам. Он сам планирует, оценивает свою

работу, взаимодействует с другими детьми. В условиях такого подхода

каждое упражнение можно трансформировать так, что при выполнении

упражнения у ребенка будут формироваться универсальные учебные

действия, причем не просто какой-то один вид УУД, а целый комплекс.

Рассматривая термин в узком смысле определим его

как совокупность способов действия учащегося (а также связанных с

ними навыков учебной работы), обеспечивающих его способность к

самостоятельному усвоению новых знаний и умений, включая

организацию этого процесса.

Таким образом, УУД – это обобщенные способы действий,

открывающие возможность широкой ориентации учащихся. Само же

достижение «умения учиться» предполагает полноценное освоение

всех компонентов учебной деятельности, которые включают учебные

мотивы, учебную цель, учебную задачу, учебные действия.

Рассмотрим процесс формирования УУД на примере

использования информационно-коммуникационных технологий.

52

Современный процесс образования сложно представить без

использования информационно-коммуникативных технологий,

которые в полной мере способствуют развитию и совершенствованию

всех УУД. Использование ИКТ на уроках повышает мотивацию

учащихся, обучение становится личностно-ориентированным и

деятельностным, развиваются межпредметные и метапредметные

связи, информационная культура учащихся.

Для того чтобы ученик смог ответить на вопрос «Зачем я учу

иностранный язык?», «Зачем я выполняю это упражнение?», «Чему я

научился на уроке?» необходимо его заинтересовать. С этой целью

элементы страноведения присутствуют уже на уроках в начальной

школе, где дети знакомятся с обычаями и традициями англоязычных

стран. В обучение иностранному языку на раннем этапе вводятся

элементы игры, которая представляет собой не просто коллективное

развлечение, а основной способ достижения определенных задач

обучения. Возьмем для примера совсем недавнее событие: Рождество,

которое в англоязычных странах отмечается 25 декабря. В начале

урока дети знакомятся с презентацией о том, как празднуется

Рождество в англо-говорящих странах, которую для них подготовили

старшеклассники, затем детям даётся задание написать свое письмо

Санта Клаусу.

Широкое использование информационно-коммуникационных

технологий предполагает развитие у учащихся следующих умений:

участвовать в проектной деятельности, в организации и

проведении учебно-исследовательской работы;

извлекать необходимую информацию из иноязычных

источников, созданных в различных знаковых системах

(тест, таблица, график, диаграмма);

создавать материал для устных презентаций с

использованием мультимедийных ресурсов и компьютерных

технологий;

53

общаться в виртуальном пространстве, умение работать с

интернет-ресурсами;

осуществлять поиск, систематизацию и обобщение

полученной информации.

Процесс обучения строится таким образом, что большую часть

знаний учащиеся должны «добывать» самостоятельно. Они не

выполняют задания «по образцу», а учатся сравнивать, анализировать,

искать общее и специфическое, делать выводы. Речемыслительный

поиск способствует развитию речевых способностей, психических

функций и мыслительных операций (догадка, логическое изложение

мысли, обобщение).

Информационно-коммуникационная и интерактивная технологии

обучения позволяют учителю успешнее работать над развитием и

совершенствованием навыков иноязычной устной и письменной речи

учащихся, разнообразить формы работы. Участие в конкурсах,

олимпиадах, викторинах онлайн, общение со сверстниками из других

стран, творческие задания, игры позволяют ученику выстроить

собственную стратегию изучения иностранного языка, решить

некоторые психологические трудности.

Развитию и совершенствованию всех видов УУД способствует и

работа над творческимипроектами. Этот вид деятельности требует от

учащихся воображения, фантазии, творческого мышления,

самостоятельности. При создании и защите проектов они применяют

на практике знания, полученные ранее, вовлекаются в поисково-

исследовательскую деятельность (при отборе нужной информации),

учатся ставить перед собой цель, планировать свою деятельность и

решать поставленную задачу. Темы проектов могут быть взяты из

УМК, могут быть предложены учителем или самими учащимися.

Работа эта коллективная (мини-группы из 3–4 человек), парная, редко

– индивидуальная. Критерии оценки такой работы: оригинальность

54

оформления, способ представления (презентации), владение

материалом.

Контроль усвоения материала проверяется с помощью онлайн

уроков, вебквест технологий, написания личного письма или эссе,

презентаций ученических мини-проектов в Power Point.

Мониторинг учебной деятельности школьников позволяет

сделать вывод о росте их познавательной активности к процессу

изучения английского языка. С помощью предложенных технологий

качественно улучшается процесс приобретения учащимися лексико-

грамматических знаний, развиваются речевые умения, за счет

использования интерактивных компьютерных средств можно

дифференцировать и индивидуализировать процесс обучения

английскому языку. Все это способствует развитию познавательных,

информационных и коммуникативных универсальных учебных

действий учащихся.

__


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ТЕХНОЛОГИИ, СПОСОБСТВУЮЩИЕ ФОРМИРОВАНИЮ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ НА УРОКАХ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА

ТЕХНОЛОГИИ, СПОСОБСТВУЮЩИЕ ФОРМИРОВАНИЮ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ НА УРОКАХ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА...

Использование современных информационных технологий для формирования универсальных учебных действий на уроках английского языка.Технология ТОГИС

Основные результаты применения технологии ТОГИС - осознание учениками ценностей совместного труда, овладение умениями организовывать. планировать и осуществлять решение возникших задач, провести ...

«Использование современных образовательных технологий для формирования универсальных учебных действий на уроках английского языка и во внеурочной деятельности»

В данной работе рассматриваются современные образовательные технологии, необходимые для формирования универсальных учебных действий на уроках английского языка и во внеурочной деятельности....

Использование языковых игр в процессе формирования универсальных учебных действий на уроках английского языка

Предмет «Английский язык» носит деятельностный характер, что соответствует природе младшего школьника, воспринимающего мир целостно, эмоционально и активно. Это позволяет включать иноязычн...

Использование мобильных технологий для формирования универсальных учебных действий на уроках английского языка

Не секрет, что современный подросток пользуется мобильными гаджетами почти «с пеленок», разбираясь в них куда лучше, чем с косинусами и синусами.Поэтому было решено совместить тему гаджето...

Использование ИКТ для формирования универсальных учебных действий на уроках английского языка (по УМК «Английский язык» авторов Кузовлева В.П., Лапа Н. М., Перегудовой Э.Ш.)

Личный опыт использования УМК «Английский язык»  авторов  Кузовлева В.П., Лапа Н. М., Перегудовой Э.Ш. и краткие рекомендации по дополнительному материалу...