"Использование приемов активизации устной речи студентов на занятиях по английскому языку при работе с учебным пособием Э.А. Немировской Английский язык для юристов" (из опыта работы)
статья по английскому языку ( класс) на тему

Шишкевич Светлана Александровна

В статье я описала некоторые приемы работы по отработке и закреплению лексики по специальности, которые я использовала в своей практике преподавания английского языка студентам, обучающимся по юридической специальности..

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_2_aktivizatsiya_rechevoy_deyatelnosti.docx35.81 КБ

Предварительный просмотр:

МИИТ, Юридический институт, кафедра «Иностранные языки – 3»

Ассистент кафедры: Шишкевич С.А.

Использование приемов активизации устной речи студентов на занятиях по английскому языку при работе с учебным пособием Э. А. Немировской «Английский язык для юристов» (из опыта работы)

      В системе высшего профессионального образования определяющим фактором в подготовке  квалифицированных специалистов нового поколения является ориентация на конкурентоспособность специалистов в условиях современной жизни, которые диктует динамично развивающееся общество. В современном обществе конкурентоспособным является хорошо обученный  специалист с высшим образованием, обладающий не только высоким уровнем знаний, умений и навыков по специальности, но и, что немаловажно, хорошо владеющий английским языком, как на профессиональном, так и на разговорном уровне.                      Иностранный язык является обязательным необходимым компонентом профессиональной подготовки современных специалистов. В связи с этим, преподавателям вузов, в том числе и неязыковых, в обучении студентов английскому языку необходимо уделять большое внимание развитию коммуникативной культуры, умений иноязычной речевой деятельности, формированию навыков профессионального общения будущих специалистов, что является залогом эффективной и успешной профессиональной деятельности.         Главной целью такой подготовки является формирование такой компетенции, которая позволит студентам уверенно и свободно общаться на профессиональные темы в различных коммуникативных ситуациях, участвовать в конференциях, а также посещать семинары по различным проблемам конкретной специализации; формирование коммуникативной толерантности и мобильности.

      Таким образом, развитие коммуникативно-речевых умений, которыми должны обладать студенты высшей школы, – это одна из задач преподавателей вузов, наряду с такими задачами, как:

- развитие умений работы с литературой по специальности;

-  написание реферата, чтение доклада, проведение презентаций и т.д.

      Развитие речевого умения – это одна из самых сложных проблем в обучении иностранным языкам. В коммуникативной методике обучения основное значение уделяется развитию у обучаемых умений письменной и устной речи на иностранном языке в рамках речевой ситуации. Современные педагогические технологии предполагают изменения учебной ситуации таким образом, чтобы учитель был внимательным и заинтересованным собеседником и соучастником процесса познания. Коммуникативная методика, являясь одной из современных методик обучения английскому языку, определяет роль учителя не только как носителя информации, но и предполагает, что он – наблюдатель и консультант. Говорение является способом устно-речевого общения. Высоко ценятся способности рассуждения, высказывания своего мнения по какой-либо проблеме, умение вести диалог, участвовать в дискуссии. Все более широко и активно используются методические приёмы, направленные на организацию продуктивного общения учащихся друг с другом и с учителем в учебном процессе. Задача учителя заключается в создании условий, которые способствовали бы общению учащихся. При этом необходимо учитывать специфические признаки данного вида речевой деятельности, такие как: мотивированность, целенаправленность, активность, связь с личностью и мыслительной деятельностью человека, эвристичность, самостоятельность, темп и ситуативность.

      Для создания таких условий эффективного устно-речевого общения в процессе обучения английскому языку хорошо подходят приемы активизации устной речи учащихся, которые учитывают все выше перечисленные признаки устного речевого вида деятельности. Такие приемы способствуют тому, что учащиеся, активно участвуя в речевых ситуациях, начинают думать, вспоминать, осмысленно  использовать изученный ранее лексический и грамматический материал. Использование приемов активизации устной речи предполагает моделирование жизненных ситуаций, ролевых игр – что является средством развития диалогической речи; общее решение вопросов в ходе обсуждения, участия в дискуссии, высказывания своего отношения к проблеме, что, в свою очередь, развивает навыки монологической речи.  

      Рассмотрим некоторые приемы активизации устной речи студентов, обучающихся на юридическом факультете вуза, на примере работы с пособием – Английский язык для юристов: учебное пособие для студентов вузов, обучающихся по специальности «Юриспруденция» \ [авт.-сост. Э.А. Немировская и др.]. – 6-е изд., стер. – М.: Издательство «Омега-Л», 2011. – 373 стр. + CD. 

      В связи с тем, что одними из основных задач обучения иностранному языку студентов вузов, как уже отмечалось выше, являются следующие:

- развитие умений работать с литературой по специальности;

- овладение профессиональной лексикой,

цель данного пособия – обучение «зрелому» чтению, т.е. выработке навыка изучающего, ознакомительного и просмотрового чтения, научить студента понимать текст по специальности, не прибегая к его дословному переводу.                                                   Учебное пособие содержит большое количество текстов по юридической тематике.

      Тексты представлены разного уровня (A, B) как в рамках основных тем, та и для дополнительного чтения (Supplement, Legal Texts for Scanning Reading). Большая часть текстов научного характера. Также есть сюжетные тексты-статьи: (“Whatever Happened to Lord Lucan?” с.88, “Was Justice Done?” с.94, “Driver on Phone Caused Death” с.102) Приводятся исторические факты: (“Elections” с.40, “Commercial Banking in the USA” с.184), выдержки из юридических документов: (Article `1 of UDHR declares … с.96, the U.S. Constitution Article II, Section 4 reads … с.126, Articles 38, 39, 43 provide … с.223). Большое количество слов дается в Glossary как после текстов, так и в конце тем, причем, слова часто повторяются, что способствует лучшему запоминанию и усвоению.

      Лексические упражнения и задания достаточно многообразны:

  •  определить значение, в котором слово употреблено в тексте;
  • образовать различные части речи от данных частей речи, используя суффиксы \ префиксы;
  •  найти пары синонимов \ в тексте синонимы данных слов;
  •  найти в тексте английские эквиваленты слов и выражений;
  •  соотнести значения слов с их эквивалентами;
  •  составить все возможные словосочетания \ предложения с данными глаголами;
  •  выучить слова и выражения;
  •  найти в тексте глаголы;
  •  найти в тексте слова, которые являются юридическими терминами;
  •  найти в тексте словосочетания с данными юридическими терминами;
  •  найти в тексте словосочетания, соответствующие данным определениям;
  •  найти в тексте, переведите на русский язык и употребите в собственных предложениях данные словосочетания;
  •  закончить предложения, используя данные слова;
  •  заполнить пропуски в предложениях, используя юридические термины;
  •  подставить слово, походящее данному определению;
  •  завершить предложения, переведя слова \ словосочетания, данные в скобках;
  •  вычеркнуть лишнее слово;
  • назвать данную группу слов одним словом;
  •  выбрать правильное определение юридических терминов;
  •  объяснить по-английски данное словосочетание \ предложение.

     Кроме вышеизложенного, в аннотации пособия говорится о выработке коммуникативных навыков. Предоставлены упражнения на коммуникативное использование готовых вариантов ответов, высказываний, выражение своего мнения.

Например:

  •  переведите диалоги;
  •  исправьте неверные утверждения \ выразите свое (не)согласие, используя данные выражения;
  •  выразите свое согласие или несогласие со следующими утверждениями.

      Но хочется отметить, что количество упражнений направленных на отработку профессиональной лексики в значительной степени преобладает над долей заданий на коммуникацию.

      Таким образом, учитывая небольшое количество упражнений на развитие навыков говорения в ситуативной речи, преподавателю следует творчески подходить к созданию условий, способствующих общению учащихся на английском языке в процессе обучения. Необходимо моделировать речевые ситуации по профессиональной тематике, применять активизирующие приемы обучения.

      Далее предлагаются некоторые приемы активизации устной речи студентов.

  1. Составление мини-диалогов.

Данный прием эффективен при отработке и закреплении грамматических конструкций в устной речи студентов (составление вопросов, краткие и полные ответы и т.д.).

Например, в форме мини-интервью: интервьюер и специалист по данной проблеме, вопросу. Преподаватель заранее подбирает и дает студентам ключевые слова для составления диалогов.

Тема “Political System of the UK”

Key words: a country, a state, to support, to depend on, a member, to form, a house, Prime Minister, a Head, to choose, independent, to consist of, a monarchy, a government, a body, an opposition, the Cabinet, a branch, Parliament, to exercise, constitutional, legislative, executive, to elect \ to be elected by, to be exercised by, to appoint, the Queen, the real governing body.

Примерные вопросы для диалогов:

- Who is the Head of the state in Great Britain?

- How is the government formed?

- What are the branches of power in the UK?

- Who exercises the legislative power?

С данным набором слов можно составлять 2-3 мини-диалога (about the Queen, the Prime Minister и т.д.), привлекая тем самым большее количество студентов.

Подходящей для такого рода упражнений является такие темы как: “At the Police Station” с.90, упр. 8, “Legal Profession”.

Задания типа составьте предложения из набора слов, также можно преподнести студентам в форме мини-диалога.

С.66, упр.9 – соедините части в предложения, употребив необходимый модальный глагол. Преподаватель может сам задать вопрос, либо попросить более сильных студентов сделать это. В этом случае возможно использование личностно-ориентированных вопросов, эффективность которых неоспорима в активизации речевой деятельности на занятии.

Who has to obey the laws? Do you always obey the laws? Have you ever broken the law in any way?  How?

Who should be attentive? In what situations should young people usually be attentive?

Who must protect people? Have you got into trouble with the police?

Услышав вопрос, слабые студенты быстрее справятся с заданием (составить предложение, подобрав модальный глагол).

С.120, упр. 2 – составьте предложения, используя  данные словосочетания. Здесь студенты могут составить вопросительные предложения, а ответы найти в тексте.

С.81, упр.10 – подставьте слово, подходящее данным определениям. Данное лексическое упражнение также можно обыграть в форме мини-диалога, составляя вопросы по тексту.

- Who is a lawyer who gives advice to his clients and prepares documents?

- A solicitor gives advice to his clients and prepares documents.

- Where does a solicitor spend most of his time? И т.д.

Аналогичную работу можно провести с упр. 8, с.77

  1. Использование эмоционально окрашенных выражений.

Оценочно-эмоциональные выражения украшают речь и помогают высказать мысль в более интересной форме.

Agreeing

Disagreeing

You are dead right

Okay, but

Absolutely

I suppose, that

That’s true

Yes, but on the other hand

Good idea

You are wrong

I quite \ completely agree with you

I am afraid

I think it’s so and

It’s wrong \ false \ not wright \ not true

You have got a point there

On the contrary

It contradicts reality

In my opinion

To my mind

My understanding is that

I can’t agree \ disagree

      Этот прием целесообразно использовать при выполнении такого рода заданий, как: исправьте неверные утверждения, \ выразите свое (не) согласие, используя данные выражения; в ходе обсуждений или просто выражения своего мнения. Кроме таких видов упражнений на развитие коммуникативных умений студентов, использование в речи оценочно-эмоциональных выражений отрабатывается в диалогах в рамках какой-либо речевой ситуации.

Например, преподаватель говорит какое-либо утверждение, а студенты должны отреагировать, т.е. высказать в ответ свое утверждение, используя соответствующее выражение.

Тема: “A perfect Politician”

Преподаватель: To my mind a successful politician must be impartial, honest and responsible.

Студент: I think it’s so and it should be added that … .

Преподаватель: It’s absolutely true that a good speaker must have the ability to argue and to deliver a prepared speech only.

Студент: Yes, but on the other hand he should be able to … .

      Конечно, не стоит ограничиваться только приведенными выше фразами эмоциональной окраски. Периодически следует инициировать студентов вспоминать, придумывать, добавлять свои собственные выражения

  1. Выполнение творческих заданий.

      Безусловно,  значение ролевых игр,  как приема активизации устно-речевых высказываний на английском языке, велико. Но также одним из видов творческих заданий при коммуникативной методике обучения английскому языку являются открытые обсуждения.

      В учебном пособии Э. А. Немировской есть такие задания, которые предполагают  обсуждение прочитанного текста.

  •  просмотрите текст и выделите в каждом абзаце предложение, несущее основную смысловую нагрузку;
  •  дайте ответ, \ выразите свое (не) согласие (полное или частичное) и обоснуйте свою точку зрения (с.85, упр.7 – какое наказание полагается за следующие преступления; упр.8);
  •  дискуссия (с.87, упр.12 аргументируйте свое мнение, выскажите за и против; с.90, упр.7 дайте свою версию исчезновения лорда Лукана);
  •  выберите черты характера, которыми, по вашему мнению, должен обладать политический деятель.

      При организации такого типа заданий можно вносить элемент соревнования.

Например, при обсуждении какой-либо проблемы группу можно поделить на две команды. Обозначается проблема, вопрос для обсуждения, дается время для подготовки командами высказываний, аргументов. Ставится одна основная цель – обязательно обосновать свою точку зрения; в ответе использовать как можно больше юридических терминов; убедить своих оппонентов в своей правоте и присоединиться к мнению; составить как можно больше предложений-высказываний и т.д.  

      Таким образом, вышеперечисленные приемы активизации устно-речевой деятельности студентов в процессе изучения английского языка предполагают взаимодействие между собой участников процесса общения в рамках образовательного процесса. Преподаватель должен быть полноценным коммуникатором, чья задача заключается в создании комфортных условий для коммуникации. Он должен задавать вопросы, предлагать ответы, делать предположения, высказывать свое мнение, в тоже время, не навязывая его студентам, предоставляя им свободу мысли. Так как зачастую студенты выдают достаточно интересные, неожиданные, творческие решения.

      Данные приемы повышает мотивацию учащихся к устной речевой деятельности, вызывают желание высказаться, а работа в мини-группах при обсуждениях, при создании мини-диалогов способствует уменьшению страха говорить, неправильно построить предложение, выразить свою мысль.

      Все это говорит о целесообразности использования приемов активизации устной речи при обучении английскому языку студентов неязыкового вуза. Преподаватель должен творчески подходить к работе с такими материалами, как рассматриваемое в данной статье учебное пособие по английскому языку для студентов-юристов, автор Немировская Э.А.  В таком случае обучение в рамках коммуникативной методики будет эффективным и интересным.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Обобщение опыта работы по теме "Нетрадиционные формы проведения уроков английского языка как средство активизации речемыслительной деятельности учащихся"

Мой  стаж работы учителем английского языка тридцать лет. Годы работы убедили меня в том, что успех в обучении и воспитании обеспечивается не только следованием заложенным в УМК...

«ПРИЕМЫ АКТИВИЗАЦИИ УСТНОЙ РЕЧИ НА УРОКАХ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА»

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ УКРАИНЫ        ДОКЛАДна тему:«Приемы активизации устной речи на урокахиностранного языка»...

Приемы активизация устной речи на уроках английского языка

Разновидности приемов изученния и закрепления грамматических структур и устно-речевых высказываний с помощью творческих заданий....

«Приемы развития навыков монологической речи студентов на занятиях по английскому языку»

В статье показаны некоторые приемы развития навыков устной речи студентов, которые я применяю на занятиях....

Приемы активизации устной речи на уроке английского языка

Не секрет, что все педагоги, работающие в школе или других образовательных учреждениях, сталкиваются с проблемой нехватки времени на отработку навыка устной речи на уроке английского языка. Программны...

Методическая разработка "Из опыта работы с авторским пособием для обучения лексике по английскому языку "Английский в радость"

Обобщение опыта работы с авторским пособием для изучения лексики английского языка младшими школьниками...

Приемы активизации устной речи учащихся на уроках английского языка

Учителя английского языка сталкиваются с проблемой «молчания учеников» на уроках развития навыков говорения. А как можно научить говорить на английском языке, если ученик не желает высказы...