Методы и приемы активизации устной речи на уроках русского языка у обучающихся с нарушениями опорно-двигательного аппарата
статья по русскому языку

Масленникова Елена Петровна

Развитие устной и письменной речи занимает значительное место. Почти треть уроков по русскому языку отводится на уроки развития речи. Это объясняется  более или менее выраженными отклонениями в речевом развитии, которые обнаруживаются на различных уровнях речевой деятельности. Одни из них относительно быстро поддаются коррекции, другие – сглаживаются лишь в некоторой мере, проявляясь при осложненных условиях.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл doklad._noda._2019.docx25.61 КБ

Предварительный просмотр:

Методы и приемы  активизации устной речи на уроках русского языка у обучающихся с нарушениями опорно-двигательного аппарата

- Здравствуйте, уважаемые  коллеги! Позвольте рассказать вам о некоторых методах и приемах  активизации устной речи на уроках русского языка у обучающихся с нарушениями опорно-двигательного аппарата, которые я использую на своих уроках.

Как известно, русский язык – один из самых трудных предметов в школе, в том числе и адаптивной программы.  Развитие устной и письменной речи занимает значительное место. Почти треть уроков по русскому языку отводится на уроки развития речи. Это объясняется  более или менее выраженными отклонениями в речевом развитии, которые обнаруживаются на различных уровнях речевой деятельности. Одни из них относительно быстро поддаются коррекции, другие – сглаживаются лишь в некоторой мере, проявляясь при осложненных условиях.

В нашей школе обучаются дети с нарушениями функций опорно-двигательного аппарата. Большинство из них с церебральным параличом.

С Кирчетовым Артемом я работаю только 3 месяца, диагноз которого ДЦП: спастическая диплегия (нарушение опорно-двигательного аппарата с сохранным интелектом). Он обучается в 5 классе по адаптивной общеобразовательной программе, вариант 6.1.

У Артема отмечается сниженная работоспособность. Значительное место занимают речевые расстройства. Характерными проявлениями которых являются разнообразные нарушения звукопроизносительной стороны речи. В некоторых случаях отдельные звуки вообще не произносятся, в других произносятся искаженно, в третьих заменяются другими. Речь невнятна и малопонятна для окружающих.

В устных ответах старается выражать свою мысль экономно: ему трудно сразу ответить на заданный вопрос, требуется какое-то время для подготовки к ответу. Нарушения звукопроизношения сочетаются с трудностями различения звуков речи на слух. Смешивает близкие по звучанию звуки — свистящие и шипящие, твердые и мягкие, звонкие и глухие. Например: учитель произносит слова типа коса — коза, ел — ель, суп — зуб, бочка — почки. 

Другой особенностью устной речи является своеобразие развития лексико-грамматической стороны речи. Словарный запас ограничен, пользуется в основном короткими, шаблонными, стереотипными фразами, а иногда предпочитает общаться отдельными словами. 

Письменные работы выполняются только на компьютере. Чтобы проверить усвоения программного материала, использую платформу онлайн-школы «Фоксфорд».

Новизну и живость изложению могут придать интересные факты и детали, привлекаемые учителем из дополнительной литературы и окружающей жизни.

Хороший эффект в активизации устной речи даёт приём, связанный с побуждением учащихся делать сравнения, сопоставлять новые факты, примеры и положения с тем, что изучалось ранее.

Большую роль в активизации устной речи играет умение учителя побуждать к осмыслению логики и последовательности в изложении учебного материала, к выделению в нём главных и наиболее существенных положений. 

Значительно активизирует речь учащихся приём  на придумывание своих примеров при объяснении нового материала.

Прием «Кто больше?»

Познакомившись в течение ограниченного времени с предложенным учителем для восприятия на слух или зрительно списком слов или выражений, необходимо вспомнить и воспроизвести их максимальное количество. Слова, выражения, требующие запоминания, могут быть не связаны друг с другом по смыслу. Воспроизводить перечень можно как в свободной последовательности, так и в строгом соответствии с исходным вариантом, что является более жестким условием.

Задания.

1. Воспроизведите по памяти в производной последовательности максимальное количество слов из следующего перечня: лошадь, дорога, мост, Екатеринбург, ананас, грузовик, моряк, игрушка.

2. Запомните тот же самый список слов и воспроизведите его, не нарушая последовательности.  Далее составьте связный текст из предложений, включающих в себя каждое из слов. Например, Старая лошадь плелась по проселочной дороге. Добредя до шаткого моста, она приостановилась, чтобы передохнуть, потому что путь ей предстоял долгий – до самого Екатеринбурга.

   Прием «Реставрация текста».

Это прием, который предполагает восстановление деформированного текста.  Ученики знакомятся в устной или письменной форме с небольшим по объему исходным текстом. Вариант, который впоследствии дается ученикам для переписывания, содержит пропуски слов или выражений, требующие восстановления в процессе записи.

Задание: восстановите деформированный текст по памяти, вспомнив пропущенные в нем устойчивые выражения или их значения. 

Прием «Самый длинный рассказ»

Необходимо составить максимально длинный текст, удовлетворяющий какому-либо условию, оговоренному с участниками до начала игры.

Задания.

1. Составьте текст, каждое слово начиналось бы с одной буквы алфавита.

2. Каждое предложение с одной и той же буквы алфавита.

3. Рассказ, чтобы новое предложение начиналось с последней буквы предыдущего.

Прием «Мозаика».

 Текст разделяется на части (предложения, абзацы). Ученикам предлагается собрать текст из разрозненных частей. Разложив их в правильной последовательности.

Метод граф-схема 

При изучении частей речи на этапе объяснения нового материала составляю схемы, позволяющие передать максимальные сведения о частях речи, на которые мы будем ориентироваться, использовать их и закреплять во время последующих уроков. Для этого использую изображение какого-либо предмета. Это облегчает запоминание в отдельных случаях.

   Например, имя существительное представляю в образе снеговика, состоящего из постоянных (верхняя часть) и непостоянных признаков (нижняя часть). Это позволяет при обобщении изучаемой темы производить морфологический разбор имени существительного самостоятельно, опираясь на схему.

Метод  ассоциаций

Тот же приём ассоциаций использую при изучении других частей речи. Имя прилагательное представляю в виде волшебницы феи, у которой есть различные качества (красивая, добрая, прелестная и …), красивое синее платье, удобные, лёгкие туфельки.

Глагол – в форме движущегося поезда, к которому в процессе учебной работы добавляются «вагоны» с багажом «Спряжение», «Время», «Лицо и число».

Одним из действенных приёмов активизации учебного процесса и речи учащихся является применение элементов занимательности на уроках русского языка при изучении различных тем.

Для  лучшего усвоения темы «Одушевлённые и неодушевлённые существительные» можно использовать красочные рисунки, изображение различных предметов. Читаю загадку, учащийся отгадывает предмет.

Что за рыжий огонёк

Прячет хвостик за пенёк?

Выходи - я не боюсь,

Я орешком поделюсь.

Отвечает: «Это белка». Учитель показывает рисунок, где изображена белка. Учащиеся ставят вопрос к слову белка. Кто?

Сидит Пахом на коне верхом,

Книжку читает, а грамоты не знает.

- Что это?

- «Очки».

Оживить урок, активизировать речь учащихся можно при помощи использования в учебной работе произведений устного народного творчества: пословиц, поговорок, сказок, загадок…

Применение игровых приёмов существенно активизирует учебный процесс, но злоупотреблять ими нельзя. Целью этих приёмов является не развлекательность, а занимательность и увлечённость на основе эмоционального и интеллектуального фона урока. Игра – один из приёмов преодоления пассивности учащихся и активизации речи. Но игра не ради игры, а языковая.

Для детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата  характерна быстрая истощаемость, поэтому кроме создания эмоционально благоприятной среды имеет большое значение смена действий во время урока, чередование методов и приёмов,  применение индивидуального и дифференцированного подходов, а также многократность повторения важного для запоминания материала. Обязательны наглядность, а также создание здоровьесберегающей среды: проведение динамических пауз.

Спасибо за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Речевые игры на уроках русского языка для обучающихся с нарушением интеллекта

Представлены дидактические игры, которые можно использовать с обучающимися с нарушением интеллекта...

Особенности преподавания английского языка для обучающихся с нарушениями опорно-двигательного аппарата

Статья посвящена особенностям организации учебного процесса на уроках  английского языка в условиях школы для детей с НОДА. Рассмотрены некоторые методические и организационные приёмы, применяемы...

Организация двигательной активности обучающихся с нарушением опорно-двигательного аппарата

Создание условий для двигательной активности обучающихся с ОВЗ. Двигательная диагностика....

Организация двигательной активности обучающихся с нарушением опорно-двигательного аппарата

Создание условий для двигательной активности обучающихся с ОВЗ. Двигательная диагностика....