Речевые игры на уроках русского языка для обучающихся с нарушением интеллекта
статья по русскому языку

Петрова Светлана Алексеевна

Представлены дидактические игры, которые можно использовать с обучающимися с нарушением интеллекта

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rechevye_igry_na_urokah_russkogo_yazyka.docx23.74 КБ

Предварительный просмотр:

Речевые игры на уроках русского языка для обучающихся с нарушением интеллекта

Одним из эффективных методов обучения детей с нарушением интеллекта является игра. Она нацелена на закрепление изученного материала, на активизацию речевой деятельности школьников. Однако в отличие от упражнений игра воздействует в первую очередь на эмоциональную сферу ребенка. Поэтому во многих случаях она является наиболее эффективным средством повышения речевой мотивации и отработки необходимых умений и навыков.

Дидактическая игра, кроме познавательных задач, имеет собственные игровые задачи. Исходя из игровой задачи, школьники осуществляют игровые действия, которые как бы маскируют сложную мыслительную деятельность, делая ее более интересной. Так, называя предмет, изображенный на картинке, дети вслушиваются в звучание слова, определяют наличие или отсутствие в нем изучаемого звука, затем помещают картинку в домик того или иного цвета.

Мыслительные операции, которые осуществляются умственно отсталыми учениками, должны быть правильно дозированы. В противном случае игра становится для детей либо утомительной, либо вообще недоступной. Вот почему, отрабатывая игровые правила, необходимо ограничивать их количество двумя-тремя условиями. На этапе освоения игры (особенно это касается младших классов) после показа игровых действий целесообразно, чтобы школьники выполнили их вместе с учителем.

Роль учителя остается значительной на протяжении всей игры. Эффективность игры во многом зависит от эмоционального отношения к ней педагога, от его заинтересованности в результатах. Кроме того, поскольку не все школьники одновременно усваивают игровые правила, учитель продолжает помогать им в процессе игры. Эта помощь должна быть по возможности скрыта от других учеников, чтобы у всех – и у слабых, и у сильных – создавалось впечатление равноценности их участия. Ребенку можно помочь, упростив материал игры, напомнив последовательность выполнения задания или сократив объем мыслительных операций. Например, при изучении темы «Имя прилагательное» можно использовать игру «Отгадай слово».  Детям предлагаются карточки со словами «пушистый», «деревянный», «зеленая», «сладкое», «горячий», «колючий». К каждому прилагательному необходимо подобрать подходящее по смыслу существительное. Слабым учащимся раздается карточка со словом-признаком и наглядная опора: картинки с изображением кота, забора, лягушки, варенья, чая, кактуса. При необходимости слово прочитывается педагогом, название картинок уточняется совместно с ребенком. Важно, чтобы слово было хорошо знакомо ученику. Картинок должно быть не более трех. Упрощение содержания работы помогает слабоуспевающим школьникам не чувствовать себя ущемленными, играть наравне с другими, не терять интереса к игре и даже выигрывать.

В другом случае можно уменьшить количество заданий для слабых учащихся. Так, в ходе изучения темы «Звук и буква П» сильным учащимся предлагается послушать слова и закрасить столько звездочек, сколько они услышат слов со звуком [П]: суп, каток, мак, сапог, лампа, кот. Слабым ученикам необходимо отобрать картинки с указанным звуком. Но звук П должен находиться в начале или конце слова: пуговица, пылесос, муравей, попугай. Подбор картинок должен быть таков, чтобы дети смогли узнать каждый из нарисованных предметов.

Для того чтобы при неоднократном использовании игры интерес к ней не снижался, ее можно модифицировать за счет замены оборудования или введения новых правил. Так, в игре «Самый внимательный», детям необходимо найти предметы, в названиях которых присутствует звук Л, и обвести их: лампа, юла, дом, лыжи.  В дальнейшем можно предложить детям исключить лишний предмет. Игра будет еще более сложной (вариант для более сильных учащихся), если добавить картинки с другим изученным звуком, например со звуком М: мак, сумка, комар.  Игру можно переименовать в «Чьи вещи?» или дать возможность детям самим придумать название игры. Учитель дает инструкцию: Лариса и Макар разбросали вещи. Помогите ребятам навести порядок. Соедините предметы, в названиях которых есть звук Л, с Ларисой, а предметы со звуком М - с Макаром.

Все дидактические игры при их завершении обязательно должны выявлять победителя в лице ученика или группы (команды). Итоги работы подводятся при активном участии всего класса. Важным эмоциональным моментом является поздравление и награждение победителя. В качестве награды могут использоваться фишки, карточки, сладкие призы или положительные отметки. Пренебрежение этим условием может привести к снижению мотивации, угасанию интереса к играм и урокам.

Выбор дидактической игры обусловливается темой, целями, содержанием, этапом урока, на котором она производится. Так же как сам урок, игра реализует познавательные, воспитательные и коррекционные задачи обучения. В связи с этим она не имеет права быть только развлекательным элементом занятий.

Умственно отсталые дети с большими затруднениями усваивают сложные системы понятийных связей. Поэтому программа по русскому языку построена на основе концентрического принципа размещения материала, при котором одна и та же тема  изучается в течение нескольких лет с постепенным наращиванием сведений. Дидактические игры могут быть использованы при изучении любых тем. При выборе игры учитель должен учитывать интеллектуальные особенности учеников и уровень их подготовленности.  Так, при изучении темы «Звуки и буквы», в урок можно включать следующие дидактические игры.

«Чуткое ухо». Класс делится на две группы. Первой группе учеников предлагается назвать слова со звуком У, второй группе - слова со звуком О. В игру можно включать любые изученные звуки.

«Заколдованные слова». «Прочитайте слова. Превратите в каждом из них букву Г в букву П, дописав необходимые элементы. Прочитайте слова, которые получились.

ГАУК КАГУСТА КОМГОТ ТАГОЧКИ

«Слушаем и кушаем». В этой игре имя ребенка и названия его любимых блюд начинаются с одного и того же звука. Например: Вика любит варенье, ватрушки, ветчину.

Петя обожает печенье, …

Марина никогда не откажется от молока, …

Сережа с удовольствием ест суп, …

Катя мечтает о конфетах, …        

«Кто победил?». Послушайте слова. Когда услышите слово, в котором есть звук К, закрасьте кружок, звук Х – закрасьте треугольник, звук Т – квадрат. Детям предлагаются следующие слова: мох, пух, тир, мак, вата, ухо, стол, уха, мука, паук, муха. «Какая буква встречалась в этих словах чаще других? Какие буквы оказались на втором и на третьем месте? Напишите буквы на пьедестале почета».

«Топни – хлопни». «Послушайте звуки, слоги и слова. Когда услышите звук ы – топните ногой, звук И – хлопните в ладоши. Не перепутайте!». В зависимости от психофизических возможностей учащихся движения можно заменить другими, более доступными для выполнения детьми. Например, кивнуть, стукнуть ладонью по парте.

«Подарки». В этой игре имя ученика и название подарков, которые он получил от Деда Мороза, начинаются с одного и того же звука. Детям предлагается назвать эти подарки. Например, на Новый год Рома получил в подарок ранец, ручку, ракету.

«Буквоед». Найдите слова, в которых Буквоед съел мягкий знак. Произнесите эти слова правильно. Кол, сол, нол, стол, лос, пес.

     Так, при изучении тем «Слова, обозначающие предметы, признаки, действия», ученикам разнообразить урок и сделать его более интересным помогут такие игры, как

«Прогулка». Маша идет на ручку. Покажите ее путь линией, соединяя предметы, названия которых поочередно отвечают на вопросы «Кто?» и «Что?». Помните, что девочка не должна проходить по одному и тому же месту два раза.

«Кто? Что?». Класс делится на две группы (команды). Одна команда называет (записывает) одушевленные предметы, другая – неодушевленные за определенный отрезок времени. Побеждает та команда, которая назовет (запишет) больше слов.

«Инопланетяне». «Представьте, что вы встретили инопланетян, которые ничего не знают о жизни землян. Расскажите им о людях, изображенных на картинках, - как называются их профессии, для чего они нужны».

«Закончи предложения». Подбери в предложения подходящие слова. Например, плещутся волны. Светит …, синеет …, дует …, плывет …, гудят …, стучат …, спешат …, торопят …

«Отгадай загадки». Вкусный, алый, сахарный …  Желтые, красные, осенние …  Легкое, пушистое, белое …

«Упрямый Фома». «В этой игре нельзя ни с чем соглашаться. Я вам назову слово, а вы подберите и назовите  слово с противоположным значением. Например, это яблоко сладкое. – Нет, оно кислое. Этот бык злой. Этот малыш веселый. Этот носок старый. Этот кактус колючий. Этот носок старый. Эта песня громкая. Эта мышка толстая».

«Иностранец». «Представьте, что перед вами житель другой страны и он не понимает значения русских пословиц и поговорок. Объясни ему, почему так говорят: Кашу маслом не испортишь. Шило в мешке не утаишь. Без труда не вытянешь и рыбку из пруда. Сделал дело – гуляй смело.

Тема «Предложение» проходит через все годы обучения, начиная с 1 класса. Вся работа осуществляется в процессе выполнения системы упражнений: учащиеся заканчивают или дополняют предложения, используя нужную форму слова; распространяют предложения по образцу; составляют определенные конструкции на основе заданных словосочетаний; восстанавливают нарушенный порядок слов, согласуя их друг с другом.

«Собери предложения». «Составьте из слов предложения. Лист, на, гусеница, сидеть. Заяц, куст, под, спрятаться. Акробаты, выступать, цирк, в. Караван, пустыня, жаркий, по, идти».

«Лишнее слово». «Составьте из слов предложения. Зачеркните слова, которые мешают это сделать». Каждому ученику раздается карточка с набором слов. За правильно составленное предложение ребенок получает фишку. Поле, над, сова, летать, когти. Показывать, мороз, часы, точно, время. Дорога, ехать, самолет, по, машины, быстро. Улица, сегодня, воротник, на, холодно, очень.

«Объяснялки». «Продолжите предложения. Сережа сильный, потому что… Страус быстро бегает, потому что… Из чайника идет пар, потому что… Зрители аплодируют, потому что… Мы нарядили елку, потому что…

«Шиворот – навыворот». «Прочитайте предложения. Найдите в них ошибки и составьте эти предложения правильно». Витя заболел, потому что ему поставили градусник. Сегодня сильный ветер, потому что качаются деревья. Крапива жжется, потому что я ее боюсь. Чашка упала, потому что на ней появилась трещина. Сегодня жарко, потому что дети загорают.

Место и характер игры определяет учитель исходя из работоспособности класса, его возбудимости или заторможенности, сложности материала, с которым будут работать школьники.

Если какое-то задание требует от учащихся большого интеллектуального напряжения, лучше отделить его от следующего упражнения, используя для этой цели игру, которая повысит эмоциональный тонус детей, внесет определенную разрядку в общий ход урока.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Задание "Исправь ошибки в тексте". 6 класс, русский язык, для обучающихся с нарушением интеллектуального развития.

Данное задание развивает орфографическую зоркость, внимательность. Учащимся предлагается исправить ошибки. Данную карточку удобно разрезать по линиям и раздать ученикам....

«Формирование метапредметных компетенций обучающихся на основе развития видов речевой деятельности на уроках русского языка и литературы»

Новизна и теоретическая значимость методической разработки  состоят в том, что выявлены и теоретически обоснованы средства формирования метапредметных компетенций на основе развития видов речевой...

Текст как основа создания обучающей и развивающей речевой среды на уроках русского языка

Текст - это преде всего информация. Информация имеет разные уровни: фактуальная, концептуальная, подтекстовая. Работа с текстом является основой для обучающей и развивающей среды на уроках русского яз...

Доклад на тему «Формирование метапредметных компетенций обучающихся на основе развития видов речевой деятельности на уроках русского языка и литературы»

Современное информационное общество запрашивает человека обучаемого, способного самостоятельно учиться и многократно переучиваться в течение жизни, готового к самостоятельным действиям и принятию реше...

Доклад." Словарная работа на уроках русского языка с обучающимися с интеллектуальными нарушениями"

Подробное описание проведения урока русского языка с применением словарных слов....

Методы и приемы активизации устной речи на уроках русского языка у обучающихся с нарушениями опорно-двигательного аппарата

Развитие устной и письменной речи занимает значительное место. Почти треть уроков по русскому языку отводится на уроки развития речи. Это объясняется  более или менее выраженными отклонениями в р...