Текст как основа создания обучающей и развивающей речевой среды на уроках русского языка
учебно-методический материал по русскому языку (11 класс) на тему

Имамбаева Людмила Михайловна

Текст - это преде всего информация. Информация имеет разные уровни: фактуальная, концептуальная, подтекстовая. Работа с текстом является основой для обучающей и развивающей среды на уроках русского языка.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Колледж судостроения и Прикладных технологий

Методическая разработка по русскому языку

 Текст как основа создания обучающей и развивающей речевой среды на уроках русского языка.

              Преподаватель русского языка и литературы            Имамбаева Л.М.

Мы живем в 21-ом веке, для которого характерны яркие научные открытия и использование высоких технологий на всех уровнях жизнедеятельности человека. Активно высокие технологии (компьютеры, мультимедийные установки и т.п.) используются в качестве технических средств обучения в учебных заведениях, и это хорошо, т.к. в век технического прогресса без таких средств обучение просто немыслимо. Но такие ТСО все-таки больше воздействуют на область разума, ориентированы на развитие мыслительных процессов: синтеза, анализ, сравнения и т.п. и менее всего на область чувств:  сопереживание, сочувствие, умение войти в чужое положение, доброжелательность, желание вовремя и бескорыстно прийти на помощь, чего так не хватает человеку в наш технократический век. На протяжении многих веков практически все эти духовные качества воспитывала и прививала книга, которая всегда была не только источником знаний, но и пробуждала скрытые психологические особенности человека, воздействуя на область чувств. Но, к сожалению, современные молодые люди не читают. На мой взгляд, величайшая проблема нашего времени в том, что дети не читают и не столько потому, что не хотят читать, да просто и не умеют читать. Чтение для них – это изнурительный, непосильный труд, страшное наказание, в то время как для некоторых людей - чтение- это глоток свежего воздуха, который преображает жизнь, наполняя ее особым, духовным смыслом. Поэтому, чтобы пробудить любовь к книге, интерес к чтению, как к увлекательному процессу, а также вырабатывание навыка работы с текстом и умения аргументировано доказывать свою точку зрения, использую на уроках русского языка такой вид работы, как анализ текста на разные уровни информации.

Прежде, чем говорить о выпускниках, которым предстоит сдавать экзамен по русскому языку, необходимо сказать о том, какие дети приходят к нам на 1-й курс. По результатам анализа «0-го» среза интерес к чтению с каждым годом уменьшается: читающих учащихся приходит все меньше и меньше, 2015г.-15% , 2016г.-12%, 2017г.- 9% Учащиеся, которые приходят к нам - не читают  не потому, что чтение не интересное, не увлекательное занятие, а потому, что учащиеся не понимают то, что читают, поэтому одной из своих задач ставлю задачу - научить читать- понимать- рассуждать - высказывать свои мысли как в устной форме, так и в письменной форме. Одним из аспектов в этом направлении является работа с текстом.

В рамках программы по русскому языку в разделе «Текст. Признаки текста. Типы и средства связи между частями текста» опираюсь на работу И.Р.Гальперина «Текст как объект лингвистического исследования». М.,1981 г., в которой он указывает, что текст содержит информацию, которую в свою очередь можно поделить на 3 уровня:

1)        СФИ ( содержательно-фактуальный уровень информации ) Факты, события, место и время действия (кто, где, с кем, когда, что делают и т.п.), т.е. то, что можно пересказать, фабула.

2)        СКИ ( содержательно-концептуальный уровень информации ) Ни один писатель не садиться за письменный стол, чтобы просто записать фабулу, он всегда хочет донести до читателя свои мысли и чувства, свое отношение к миру, поделиться наболевшими проблемами, т.е. художественное произведение выражает систему взглядов автора, его мировоззрение, т.е. то, что можно назвать идеей, главной мыслью этого текста, общим замыслом автора.

3) СПИ ( содержательно-подтекстовый уровень информации ) Скрытая информация, извлекаемая из СФИ благодаря способности единиц языка порождать ассоциативные значения, что помогает не только глубже понять замысел автора, но и порождает дополнительный смысл, наводит на самостоятельные размышления.

В качестве рабочего материала используются не только тексты, данные в учебнике и методическом пособии, но и небольшие художественные произведения отечественных писателей, разнообразные по форме и жанру.

Хочется отметить, что первая реакция учащихся на чтение текстов – негативная реакция неприятия и непонимания, что вызывает необходимость прочитать текст еще, и не один раз.

После многократного прочтения идет работа над 1-м уровнем информации СФИ:

- Определяют тему , соотносят заглавие , если есть с темой.

- Работают с абзацами

- Выделяют микротему

- Выделяют ключевые слова

В итоге учащиеся выходят на пересказ сжатый или подробный (в зависимости от уровня развития и подготовки).

Работая со 2-м уровнем информации СКИ, учащиеся пытаются понять замысел автора: что он хотел сказать, какие вопросы, проблемы поднимает автор, пытаются сформулировать проблему, прокомментировать ее, выявить позицию автора и доказать свою точку зрения используя СФИ. Здесь же проводится работа с художественными средствами выразительности.

Определив тему, или вопрос, который ставит автор, учащиеся определяют какие художественные средства выразительности и художественные приемы использует автор.

Эпитеты, сравнения, метафоры, олицетворения, параллелизм, градация и т.д., что в свою очередь является подготовительным этапом к работе над анализом эпизода и анализом стихотворения, пробуждая скрытые психологические особенности учащихся (сочувствие, сопереживание, умение войти в положение другого человека).

Работа с 3-м уровнем СПИ самая сложная, но и интересная, т.к. она обращена к личному, жизненному и читательскому опыту учащихся.

Названия, словосочетания, аллюзии, реминисценции, скрытые цитаты позволяют не только лучше понять замысел автора, но и порождает свои личные дополнительные смыслы, наводят на самостоятельные размышления.

Полезность такой работы с разными уровнями информации в тексте заключается в том, что она приучает учащихся к чтению художественной литературы, пробуждают духовные качества человека, желание задаваться вопросами, почему так, а не иначе. Оказывается, читать можно, читать интересно, нужно просто понять художественное произведение и вступить с ним в диалог.

Список литературы:

1.        Н.В. Козловская, Е.В. Сергеева. Методические рекомендации к практическим занятиям по стилистике и лингвистическому анализу текста. – СПб.: 2000

2.        Г.Г. Граник, С.М. Бондаренко. Учимся понимать художественный текст. – М.: Астрель; АСТ, 2001. – 353 с.

3.        И.Р. Гальперин. Текст как объект лингвистического исследования. – М.: Наука, 1981. — 138 с.

 

Санкт- Петербург 2018

   


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Текст как средство развития коммуникативно-речевой деятельности на уроках русского языка

Статья о том, насколько важна работа с текстом на  уроках русского  языка и литературы...

Создание коррекционно-развивающей среды на уроках русского языка в школе I-II вида

Усвоением языка во многом определяется уровень личностного развития глухого и адекватная деятельность его в цивилизованной социальной среде. В процессе речевого развития, в процессе обучения осуществл...

"Создание образовательной среды на уроках русского языка и литературы в старших классах как средство повышения качества образования"

Из опыта работы. Об уроках словесности и разнообразных формах организации учебной деятельности....

«Формирование метапредметных компетенций обучающихся на основе развития видов речевой деятельности на уроках русского языка и литературы»

Новизна и теоретическая значимость методической разработки  состоят в том, что выявлены и теоретически обоснованы средства формирования метапредметных компетенций на основе развития видов речевой...

Доклад на тему «Формирование метапредметных компетенций обучающихся на основе развития видов речевой деятельности на уроках русского языка и литературы»

Современное информационное общество запрашивает человека обучаемого, способного самостоятельно учиться и многократно переучиваться в течение жизни, готового к самостоятельным действиям и принятию реше...

Речевые игры на уроках русского языка для обучающихся с нарушением интеллекта

Представлены дидактические игры, которые можно использовать с обучающимися с нарушением интеллекта...