Формирование универсальных учебных действий на уроках английского языка
методическая разработка по английскому языку на тему

"Знание только тогда знание, когда оно обретено усилиями своей мысли, а не памятью". Л.Н. Толстой Это высказывание четко определяет важнейшую задачу современной системы образования: формирование совокупности «универсальных учебных действий», обеспечивающих «умение учиться», способность личности к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта, а не только освоение учащимися конкретных предметных знаний и навыков в рамках отдельных дисциплин.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл uchebnye_deystviya_na_urokah_angliyskogo_yazyka.docx83.98 КБ

Предварительный просмотр:

Формирование универсальных учебных действий

на уроках английского языка

Выполнила учитель английского языка

                                                                   МАОУ школа с УИОП № 183

                                                                  г. Нижнего Новгорода

                                                                 Михалькова Т.Т.

Слайд 2 «Знание только тогда знание,

когда оно обретено усилиями своей мысли,

а не памятью».  

Л.Н. Толстой


Слайд 3 Это высказывание четко определяет важнейшую задачу  современной системы образования: формирование совокупности «универсальных учебных действий», обеспечивающих «умение учиться», способность личности к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта, а не только освоение учащимися конкретных предметных знаний и навыков в рамках отдельных дисциплин.

Слайд 4 Федеральный государственный образовательный стандарт определил в качестве главных результатов не предметные, а личностные и метапредметные – универсальные учебные действия.

Слайд 5 Среди основных видов УУД можно выделить четыре блока:

 1) личностный;

2) регулятивный;

3) познавательный;

 4) коммуникативный.

Слайд 6 Формирование личностных УУД на уроке английского языка

Личностные универсальные учебные действия способствуют развитию личностных качеств и способностей ребёнка. Ученик осознаёт, что такое личность в диалоге со сверстниками, во взаимодействии с учителем.

Для формирования данного действия мы используем такие упражнения, как построение предложений по моделям, пересказ от третьего лица, пересказ в отрицательной форме, рассказ о себе (друге) по картинкам. У ребёнка формируется представление о себе как о личности, когда он рассказывает о себе, высказывает своё мнение (темы "Some words about myself", "My family", "My summer holidays"  и т.д.).  На этом этапе происходит нравственно-этическое оценивание усваиваемого содержания, исходя из социальных и личностных ценностей.

2 блок - Формирование регулятивных УУД на уроке английского языка

Слайд7 Регулятивные действия обеспечивают организацию учащимися своей учебной деятельности. К ним относятся:

  1.  целеполагание как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимся, и того, что еще неизвестно;
  2.  планирование – определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата; составление плана и последовательности действий;
  3.   прогнозирование – предвосхищение результата и уровня усвоения, его временных характеристик;
  4.  контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона;
  5.  коррекция – внесение необходимых дополнений и корректив в план и способ действия в случае расхождения эталона, реального действия и его продукта;
  6.   оценка - выделение и осознание учащимся того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения.
  7.  волевая саморегуляция как способность к мобилизации сил и энергии; способность к волевому усилию  - к выбору в ситуации мотивационного конфликта и  к преодолению препятствий.

В процессе работы ребёнок учится самостоятельно определять цель своей деятельности, планировать её, самостоятельно двигаться по заданному плану, оценивать и корректировать полученный результат. Слайд 8 В современном образовании УМК "Rainbow English" для 5 кл.по английскому языку имеют уже готовые тексты работ для самопроверки, что позволяет самостоятельно каждому ребенку определить свои плюсы и минусы по пройденному материалу.

Саморегуляция происходит при диалогической речи, при составление рассказа по цепочке, по опорной схеме, по картинкам. Необходимо научить прогнозировать свои результаты. Учащиеся могут использовать самоконтроль (Activity Books, Work Books) для того, чтобы понять, всё ли у них получается, сверяя свои ответы с эталоном. При самоконтроле корректируется письменная и устная речь учащегося. При положительном результате у детей появляются позитивные эмоции, и повышается самооценка.

Слайд  9 Упражнения на формирование регулятивных УУД

Задание «Прочитай начало рассказа, придумай продолжение и озаглавь».

Форма выполнения задания: индивидуальная и групповая работа.

Нужно прочитать данный текст, перевести его. Далее необходимо придумать продолжение данного текста и придумать заглавие своему получившемуся тексту. Придумать интересное и оригинальное продолжение текста и озаглавить его.

C:\Users\Анатолий\Desktop\педсовет\SDC15121.JPG

Слайд 10 Проектная деятельность также может служить средством формирования и развития регулятивных УУД. Нацеленность проектов на оригинальный конечный результат в ограниченное время создает предпосылки и условия для достижения регулятивных метапредметных  результатов:

– определение целей деятельности, составление плана действий по достижению результата творческого характера;

– работа по составленному плану с сопоставлением получающегося результата с исходным замыслом;

– понимание причин возникающих затруднений и поиск способов выхода из ситуации.

Примером, могут быть работы, которые выполняются  учащимися 4 классов. Проект «Здоровый образ жизни», «Мое любимое животное» и т.д.

Слайд 11   3 блок учебных действий - формирование познавательных УУД

Познавательные универсальные учебные действия включают в себя:

  1. общеучебные,
  2.  логические,
  3. действия постановки и решения проблем. 

Логическое  УУД формирует логическое мышление при использовании опоры (тексты, грамматический материал, лингвострановедческий материал и др.). Анализировать учащихся можно научить при прохождении грамматического материала. Синтезировать – при монологической и диалогической речи или при выполнении упражнений в учебнике слайд 12

- вставить недостающие слова, замени слова картинками слайд 13

- вставить недостающие буквы, заверши предложения слайд 14

 - завершить предложение, например, при аудировании слайд15

-заполнить таблицу.

слайд16

Хотелось бы привести пример упражнения на формирование познавательных УУД

Задание 1. «Пчелиные соты».

Описание задания: ученикам предоставляется возможность составить как можно большее количество слов из написанного на доске.

Инструкция: Класс делится на две-три команды. В зависимости от числа команд на доске два или три раза пишется какое-нибудь длинное слово. Например:

E X E R C I S E        E X E R C I S E            E X E R C I S E

Представители команд по очереди подбегают к доске и пишут слова, начинающие с букв, составляющих слово exercise, по вертикали. Каждый пишет одно слово, причем слова не должны повторяться. Через некоторое время доска будет выглядеть примерно следующим образом:

E X E R C I S E        E X E R C I S E            E X E R C I S E

Х        I        A

E       C       N

          E       D

 слайд17

Задание  2 «Найди слова»/ «Halloween Word Search»

 Цель: Обобщение лингвистического материала по теме. Совершенствование умений и навыков практического владения английским языком, привитие навыков самостоятельной работы по овладению языком, развитие языковых и речемыслительных способностей.

слайд 18 Последний блок - формирование коммуникативных УУД

Коммуникативные универсальные действия обеспечивают социальную компетентность и учет  позиции других людей, партнера по общению или деятельности, умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем, интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми.

Виды коммуникативных действий:

  1. планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками – определение цели, функций участников, способов взаимодействия;
  2.  постановка вопросов – инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации;
  3.  разрешение конфликтов - выявление, идентификация проблемы, поиск и оценка альтернативных способов разрешения конфликта, принятие решения и его реализация;
  4.  управление поведением партнера – контроль, коррекция, оценка действий партнера;
  5.  умение с достаточно полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и  условиями коммуникации; владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка

Работая в соответствии с инструкциями к заданиям учебника, дети учатся работать в парах, выполняя заданные в учебнике проекты в малых или больших группах.

Слайд 19 Коммуникативные универсальные учебные действия я стараюсь формировать во всех видах речевой деятельности: аудировании, говорении, чтении и письме.

При аудировании ученик должен послушав определённую аудиозапись извлечь именно ту информацию, которая соответствует коммуникативной задаче поставленной учителем, а также грамотно изложить свой ответ, используя соответствующие лексические и грамматические конструкции.

Что касается говорения, то ученик учится участвовать в элементарных диалогах: этикетном, диалоге-расспросе, диалоге-побуждении; составлять небольшое описание предмета, картинки, персонажа;  рассказывать о себе, своей семье, друге.

На пример:  

диалог

  1. познакомься с новым другом. Узнай его/её имя, возраст, что он/она любит делать. Разыграйте диалог с одноклассником по ролям. (What is your name? 

How old are you?

I like…, My name is…, I am…);

составь диалог – разговор по телефону и разыграйте его по ролям:

  1. Расскажи о о летних каникулах .  
  2. Расскажи о своем однокласснике (внешность, характер, что любит делать), не называя его. Пусть твои одноклассники догадаются и назовут.

Слайд 20 В чтении:

  1. соотносить графический образ английского слова с его звуковым образом;
  2. читать вслух небольшой текст, построенный на изученном языковом материале, соблюдая правила произношения и соответствующую интонацию;
  3. читать про себя и понимать содержание небольшого текста, построенного в основном на изученном языковом материале.

Например:

  1. Прочитай текст. Выбери правильный ответ на вопрос. Отметь ответ.

         

Прочитай текст. Закончи предложение, выбрав из предложенных вариантов тот, который соответствует содержанию текста. Отметь ответ.

В письме

  1. списывать текст и выписывать из него слова, словосочетания, простые предложения;
  2. восстанавливать слово, предложение, текст в соответствии с решаемой учебной задачей;
  3. писать по образцу краткое письмо зарубежному другу;
  4. писать поздравительную открытку с Новым годом, Рождеством, днем рождения (с опорой на образец).

Например: слайд 21

  1. Заполни анкету, дополнив незаконченные предложения

Задание «Заполни  анкету для поступления в международный клуб путешественников»

Цель: формирование личностной рефлексии, направленной на осознание подростками своих мотивов, потребностей, желаний, стремлений.

Форма выполнения: индивидуальная.

Материалы: карточки с заданием.

 

International Explorers’Club

Name

 

Surname

 

Age

 

Country

 

Languages you speak

 

Favourite subjects

 

Hobbies

 

Countries you would like to visit

 

  1. Прочти письмо, полученное от друга по переписке. Напиши ему письмо. Расскажи о своих летних каникулах и ответь на три его вопроса .

Использование игровых методов также эффективно развивает коммуникативные УУД:

На уроках с ребятами я использую следующие методы: слайд22

1. я создаю игровые ситуации: например, представьте, что вы  работаете на телевидении и вам нужно сделать прогноз погоды на сегодня, используя данные из учебника  

2. слайд23  Также я использую коротенькие скороговорки на определённый звук:

A peck of pickled peppers Peter Piper picked.

If Peter Piper picked a peck of pickled peppers,

How many pickled peppers did Peter Piper pick?

3. слайд 24 Различные рифмовки, которые можно также использовать в качестве физминутки

Hands up! Hands down!

Hands on hips! Sit down!

Hands up! To the sides!

Bend left! Bend right!

One, two, three …Hop!

One, two, three ….Stop!

5. слайд25 На уроках в качестве отдыха разгадываем ребусы, слайд 26

слайд  27 Слушаем и разучиваем песенки .

 В результате изучения/обучения иностранному языку школьники должны быть способны:

 в области аудирования:

 - при непосредственном общении понимать речь учителя, одноклассников и носителей языка;

- при опосредованном общении понимать основное содержание простых аутентичных текстов с опорой на зрительную наглядность и языковую догадку;

в области говорения:

- участвовать в элементарном этикетном диалоге (знакомство, поздравление, благодарность, приветствие, прощание);

  - кратко рассказывать о себе, своей семье, друге, школе и т.д. (в рамках изученной в начальной школе тематики, объём монологического высказывания 10 фраз);

 в области чтения:

 - читать вслух текст, соблюдая правила произношения и основные интонационные модели;

 в области письма:

 - писать краткое поздравление (с днём рождения, с Новым годом) с опорой на образец;

 - писать личное письмо с опорой на образец.

Слайд 28  Таким образом, основная педагогическая задача учителя английского языка  не только учить учиться и обучать , но и  организовать благоприятные условия для успешных учебных действий на уроке.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Универсальные учебные действия - формирование и развитие на уроке английского языка.

Практико-значимая работа по курсу "Образование и Общество. Актуальные проблемы психологии и педагогики"....

Анализ формирования универсальных учебных действий УМК «Английский язык» для 2-4 классов общеобразовательных учреждений (Авторы Ю. А. Комарова, И. В. Ларионова, Ж. Перретт) Издательство РУССКОЕ СЛОВО

материал содержит анализ формирования универсальных учебных действий ( личностных, межпредметных, предметных и коммуникативных) УМК «Английский язык» для 2-4 классов  общеобразовательных учрежден...

Мастер-класс Приёмы формирования универсальных учебных действий Учитель русского языка и литературы Богданова Ирина Викторовна ГБОУ СОШ № 456

Задача современного учителя - сделать все возможное, чтобы наши дети стали успешными, активными, творческими и самостоятельными.  Современные дети должны:-...

Универсальные учебные действия (УУД) - формирование и развитие на уроке английского языка. УУД формирование и развитие на уроке английского языка

Данная статья посвящена формированию и развитию УУД на уроках английского языкаУниверсальные учебные действия (УУД) - формирование и развитие на уроке английского языка....

Учебно-методическая разработка по формированию познавательных УУД на уроках английского языка в 7 классе (на примере УМК «Английский в фокусе», авторы: Ю.Е. Ваулина, Д. Дули, В. Эванс).

Учебно-методическая разработка по формированию познавательных УУД на уроках английского языка в 7 классе (на примере УМК «Английский в фокусе», авторы: Ю.Е. Ваулина, Д. Дули, В. Эванс)...

ФОРМИРОВАНИЕ УНИВЕРСАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНТНОСТЕЙ НА УРОКАХ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА СРЕДСТВАМИ ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ

Современное общество характеризуется стремительным развитием науки и техники, созданием новых информационных технологий, преобразующих жизнь людей. Темпы обновления знаний настолько высоки, что на про...

Формирование универсальных учебных действий средствами русского языка и литературы

Формирование универсальных учебных действий средствами русского языка и литературы...