Инновационные методы и формы в преподавании и изучении иностранного языка на современном этапе.
методическая разработка по английскому языку по теме

В данной статье представлены инновационные методы и формы в преподавании иностранного языка для обучающихся СПО. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл innovatsionnye_metody.docx27.65 КБ

Предварительный просмотр:

Инновационные методы и формы в преподавании и изучении иностранного языка на современном этапе.

 

  Происходящее в России глубинное реформирование образовательной системы, появление новых форм обучения, возникновение новых типов образовательных учреждений, общее направление образования на развитие личности обучающегося, на формирование его интеллектуального, нравственного духовного потенциала (что фиксируется в Законе РФ «Об образовании») ставит новые проблемы перед педагогической наукой. Они относятся к содержанию образования, к формам организации учебного процесса, к методам обучения и т.д. Вследствие этого стала очевидной необходимость изучения и анализа новых тенденций и направлений не только в зарубежной теории и практике преподавания иностранных языков, но и в отечественной. Актуальность данной проблемы и обусловила выбор темы исследования. Объектом данного исследования являются современные методы обучения иностранному языку, предмет исследования инновационные процессы в преподавании иностранных  языков на современном этапе развития отечественной системы образования. Цель данного исследования заключается в изучении и выделении тех инновационных процессов, которые используются и могут быть использованы в рамках системы образования для максимального повышения эффективности учебного процесса.

       Под инновационным процессом понимается комплексная деятельность по созданию, освоению, использованию и распространению новшеств. Инновационный процесс в сфере образования – это обновление и изменение концепций образования, содержание учебных программ, методов и методик, способов обучения и воспитания. В понимании сущности инновационных процессов в образовании лежат две важнейшие проблемы педагогики-

проблема изучения, обобщения и распространения передового педагогического опыта и проблема внедрения достижений психолого-педагогической  науки в практику. Следовательно, предмет инновации, содержание и механизмы инновационных процессов должны лежать в плоскости двух взаимосвязанных между собой процессов, рассматриваемых до настоящего времени пока изолированно, т.е. результатом инновационных процессов должно быть использование новшеств, как теоретических, так и практических,  равно и таких ,которые образуются на стыке теории и практики.           Современный многосторонний метод берет свое начало от так называемого «Кливлендского плана», разработанного в 1920 году. Его основные принципы: иностранный язык не может быть заучен через механическое запоминание, т.к. создается индивидуально каждым. Таким образом, должны быть сведены к минимуму тренировочные упражнения в пользу спонтанной речи обучаемых [Конышева А.В. 2007].    

         Язык есть культура, т.е. культурные знания передаются в процессе обучения языку через аутентичные языковые материалы. Каждое занятие должно строиться вокруг единственного фокуса, обучаемые на одном занятии должны узнавать одну вычлененную единицу содержания обучения. Грамматика, как и словарь, преподаются размеренными порциями в строгой логической последовательности: каждое последующее занятие должно увеличить уже имеющийся запас. Все четыре вида речевой деятельности должны присутствовать одновременно в процессе обучения. Учебный материал представлен длинными диалогами с последующими упражнениями в вопросно-ответной форме. Как правило, тексты, предлагаемые для изучения данного метода, дают хорошее представление о культуре страны изучаемого языка. Однако роль преподавателя ограничивает возможность творческого использования изученного материала обучаемыми в ситуациях непосредственного общения друг с другом [Шарафутдинов Н.С., 2011].Основано на том, что обучающийся все чаще сталкивается в реальной жизни с необходимостью решения проблемных ситуаций. Этот метод направлен на организацию развития, самоорганизации, саморазвития личности. Основной принцип в том, что обучаемый сам творец своего знания. Активное обучение является, безусловно, приоритетным на современном этапе преподавания иностранного языка. Ведь эффективное управление учебно-познавательной деятельностью возможно лишь тогда, когда оно опирается на активную мыслительную деятельность учащихся. Преподавание иностранного языка с использованием инновационных технологий предполагает введение ряда психологических подходов, таких как: когнитивный, позитивный, эмоциональный, мотивационный, оптимистический, технологический. Все эти подходы обращены к личности ученика. Проблемное обучение основано на получении обучающимися новых знаний посредством решения теоретических и практических проблем, задач в создающихся для этого проблемных ситуациях. Вслед за Е.В. Ковалевской проблемность трактуется нами как «главное условие развития творческого мышления, творческих межличностных отношений, творческой личности в целом в процессе совместной творческой деятельности. Способом создания проблемности являются проблемные ситуациисредством - проблемные задачи (проблемные задания), механизмом - проблематизация - вскрытие проблемы в учебном материале субъектами проблемного взаимодействия в процессе совместной социальной и профессиональной деятельности» [Ковалевская Е.В. 2010 c. 4]

        При компетентностном подходе особое значение приобретает самостоятельная работа обучающихся, которая является одним из эффективных средств развития и активизации творческой деятельности. Традиционная цель самостоятельной работы- усвоение знаний, приобретение умений и навыков, опыта творческой деятельности, выработка индивидуального стиля деятельности при компетентностном  подходе трансформируется в самостоятельное формирование обучающимся своих личностных, ключевых и профессиональных компетенций. Под самостоятельной работой обучающихся понимают вид внеаудиторной работы. Увеличение доли самостоятельных занятий предполагает предоставление обучающимся возможности в должной мере работать с литературой и сетевыми ресурсами, получать практические профессиональные навыки.

         Ролевая игра тоже является одним из средств повышения эффективности обучения иностранному языку. Так как основная цель обучения иностранному языку - создание вторичной языковой личности, то ролевые игры позволяют создавать ситуации общения, как можно больше приближенные к реальности [Калимулина О.В 2003. - №3. - С. 17-20]. По мнению Р.П. Мильруд ролевая игра - это методический прием, относящийся к группе активных способов обучения практическому владению иностранным языком. Автор рассматривает организацию ролевой игры в соответствии с возрастными особенностями обучающихся. По его мнению, игра как одна из главных форм отражения ведущей деятельности может соответствовать достигнутому уровню, возвращаться к более ранним результатам, опережать соответствующий уровень и способствовать подготовке к новой ведущей деятельности. [Семенова Т.В 2005]. Существуют разные формы ролевой игры на занятиях с обучающимися в группах СПО. У обучающихся  повышается интерес к межличностному общению в учебно-трудовой деятельности. В этих условиях возрастает значение сюжетных ролевых игр бытового содержания, отражающие разные стороны жизни  обучающегося, воспроизводящие фрагменты его жизненного опыта.

        Ролевая игра, дискуссия в легкой и непринужденной форме позволяет обучающимся снять коммуникативные барьеры в общении, увеличивает объем речевой практики, помогает каждому спланировать свое высказывание. 

         В настоящее время в отечественной системе образования имеют место глобальные изменения, а именно, с усилением роли иностранного языка во всем цивилизованном мире и с переходом на новую образовательную парадигму к отечественной системе образования предъявляются определенные требования в области методики преподавания языков. В соответствии с социальным заказом общества - вторичная языковая личность - особой целью остается проблема формирования у обучающихся интереса к изучению данного предмета. Для того чтобы сделать процесс изучения иностранного языка интересным, увлекательным и доступным, а также результативным, методисты разрабатывают и вводят изменения в методику обучения иностранным языкам.

Итак, в данной статье рассматриваются тенденции развития современной отечественной методики образования, которые, по нашему мнению, представляют огромный интерес для дальнейшего изучения.  

Мы рассмотрели лишь некоторые аспекты инновационных процессов в обучении иностранному языку в средних профессиональных учреждениях. Тема, однако, на этом не исчерпывается и более детальное изучение затронутого вопроса остается возможным и необходимым для более глубокого изучения инновационных процессов в отечественной системе среднего профессионального образования.

        

                                     

                                      Список литературы        

1.Калимулина О.В. Ролевые игры в обучении диалогической речи // ИЯШ. - 2012. - №3. - С. 17-20

2.Кашина Е.Г. Традиции и инновации в методике преподавания иностранного языка. - Самара: Универс-групп, 2009. - 75 с.

3.Ковалевская Е.В. Генезис и современное состояние проблемного обучения: Дис. д-ра пед. наук. М., 2000.

4.Ковалевская Е.В. Проблемности в преподавании иностранных языков: современное состояние и перспективы // Экспериментальная учебная авторская программа. - М.: 2010. - 64c.

5.Компетентностный подход как способ достижения нового качества образования // Программа «Модернизация образования: перспективные разработки». М. - 2012. - 96 с.

6.Конышева А.В. Английский язык. Современные методы обучения. - Минск: Театрсистемс, 2007. - 176 с.

        

        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Основные ориентиры планирования уроков иностранного языка на современном этапе

В статье описаны:1) основные сиды планирования учителя иностранного язык;2) документы, по которым осуществляется планирование уроков;3) основные цели и задачи обучения иностранному языку;4) основные э...

«Определение цели обучения иностранным языкам на современном этапе»

  Проблема определения целей обучения  иностранным языкам. Исходным пунктом  стратегической цели обучения является социальный заказ общества по отношению к подрастающему поколению....

Особенности методики обучения иностранному языку на современном этапе.

    В связи с прогрессивным развитием общества в последние годы наблюдается все больший интерес к иностранному языку. Стремление изучать этот предмет объясняется многими причинами, од...

Статья "Особенности обучения иностранному языку на современном этапе, направленные на формирование умений и навыков иноязычной речевой деятельности учащихся."

В статье рассматриваются основные направления и подходы в обучении иностранному языку для формирования коммуникативной компетенции учащихся....

Цели обучения иностранным языкам на современном этапе.

Цели обучения иностранным языкам на современном этапе....

Внеклассная работа по английскому языку как средство мотивации к изучению иностранного языка на начальном этапе обучения

На современном этапе развития образования в методике обучения преобладает гуманистический подход. В центре педагогического процесса находится ученик. Внеклассная работа в сочетании с урочной деятельно...

«Алгоритм построения внеклассной работы и инновационные решения изучения иностранного языка в современных условиях».

Иностранный язык имеет непосредственное применение в современной жизни. Задача преподавателя иностранного языка состоит в том, чтобы дать не только языковую подготовку, но и сориентировать  на пр...