Особенности методики обучения иностранному языку на современном этапе.
методическая разработка по английскому языку по теме

      В связи с прогрессивным развитием общества в последние годы наблюдается все больший интерес к иностранному языку. Стремление изучать этот предмет объясняется многими причинами, одна из которых - желание познавать мир, обогащать свои знания в общении с представителями различных стран и культур. Без знания хотя бы одного иностранного языка это сделать трудно. Самым популярным иностранным языком, на котором говорит большая часть населения земного шара, считается английский, поэтому он не случайно является одним из наиболее популярных языков, изучаемых в школе.

      Кроме того владение иностранным языком становится в настоящее время одним из условий становления профессиональной компетентности специалиста. Иностранный язык постепенно и прочно входит в необходимый перечень требований, описываемых в квалификационных характеристиках специалиста 21 века, и поэтому требует особого отношения к себе как предмету.

      Отмечая важную роль иностранного языка как учебной дисциплины в процессе подготовки специалиста, следует остановиться на его основных функциях. Безусловно, одна из общих функций иностранного языка как любого другого учебного предмета заключается в обеспечении общего развития обучаемого, расширении его кругозора, его знаний об окружающем мире, о людях, говорящих на этом языке, о произведениях искусства, о других национальных культурах. А владение иностранным языком — это дополнительное «окно в мир», непосредственный доступ к ценностям мировой и подлинной национальной культуры, истории, науки, литературы, искусству. [Бим 1977, 59]

      Академик Л.В.Щерба писал: «Изучая язык того или иного народа, мы изучаем исторически сложившуюся у него систему понятий, сквозь которую он воспринимает действительность. Изучая эту систему и сознательно сравнивая её с нашей собственной, мы лучше постигаем последнюю». [Щерба 1947, 85] Это значит, что иностранный язык является, с одной стороны, одним из ключей к мировоззрению и культуре страны его бытования, а с другой - путем к лучшему постижению нравственности собственного народа. Оживление межкультурной коммуникации в последние десятилетия, повышение интереса к накопленному человечеством интеллектуальному богатству делают иностранный язык не просто интересной дисциплиной, но и повышают культуру, имидж и достоинство человека, владеющего иностранным языком. Иностранный язык как учебный предмет вносит заметный вклад и в культуру умственного труда учащихся за счет развития таких специфических учебных умений, как умение пользоваться двуязычными лингвистическими словарями, грамматическими справочниками, памятками по рациональному выполнению учебных заданий. Все это учит работать самостоятельно, создает предпосылки для развития потребности в лингвистическом самообразовании.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon dokument_microsoft_word.doc55.5 КБ

Предварительный просмотр:

Особенности методики обучения иностранному языку на современном этапе.

      В связи с прогрессивным развитием общества в последние годы наблюдается все больший интерес к иностранному языку. Стремление изучать этот предмет объясняется многими причинами, одна из которых - желание познавать мир, обогащать свои знания в общении с представителями различных стран и культур. Без знания хотя бы одного иностранного языка это сделать трудно. Самым популярным иностранным языком, на котором говорит большая часть населения земного шара, считается английский, поэтому он не случайно является одним из наиболее популярных языков, изучаемых в школе.

      Кроме того владение иностранным языком становится в настоящее время одним из условий становления профессиональной компетентности специалиста. Иностранный язык постепенно и прочно входит в необходимый перечень требований, описываемых в квалификационных характеристиках специалиста 21 века, и поэтому требует особого отношения к себе как предмету.

      Отмечая важную роль иностранного языка как учебной дисциплины в процессе подготовки специалиста, следует остановиться на его основных функциях. Безусловно, одна из общих функций иностранного языка как любого другого учебного предмета заключается в обеспечении общего развития обучаемого, расширении его кругозора, его знаний об окружающем мире, о людях, говорящих на этом языке, о произведениях искусства, о других национальных культурах. А владение иностранным языком — это дополнительное «окно в мир», непосредственный доступ к ценностям мировой и подлинной национальной культуры, истории, науки, литературы, искусству. [Бим 1977, 59]

      Академик Л.В.Щерба писал: «Изучая язык того или иного народа, мы изучаем исторически сложившуюся у него систему понятий, сквозь которую он воспринимает действительность. Изучая эту систему и сознательно сравнивая её с нашей собственной, мы лучше постигаем последнюю». [Щерба 1947, 85] Это значит, что иностранный язык является, с одной стороны, одним из ключей к мировоззрению и культуре страны его бытования, а с другой - путем к лучшему постижению нравственности собственного народа. Оживление межкультурной коммуникации в последние десятилетия, повышение интереса к накопленному человечеством интеллектуальному богатству делают иностранный язык не просто интересной дисциплиной, но и повышают культуру, имидж и достоинство человека, владеющего иностранным языком. Иностранный язык как учебный предмет вносит заметный вклад и в культуру умственного труда учащихся за счет развития таких специфических учебных умений, как умение пользоваться двуязычными лингвистическими словарями, грамматическими справочниками, памятками по рациональному выполнению учебных заданий. Все это учит работать самостоятельно, создает предпосылки для развития потребности в лингвистическом самообразовании.

     Иностранный язык оказывает огромное влияние на развитие творческих способностей обучаемых. Коммуникативное обучение иностранному языку оказывает положительное влияние на развитие всех психических функций человека. Особенно ярко оно сказывается на развитии обобщенного абстрактного мышления. Л.С. Выготский по этому поводу писал: "Иностранный язык ... освобождает речевую мысль ребенка из плена конкретных языковых явлений". [Рогова 1991, 176] В сознании человека, владеющего только родным языком, существо мысли и способы ее оформления неразрывно связаны между собой. Иностранный язык дает возможность понять, что существуют иные, чем в родном языке, способы выражения мысли, другие мысли, другие связи между формой и значением. По мнению многих ученых, занимающихся проблемами языкознания, при изучении иностранного языка развитие мышления происходит не столько путем сравнения с родным языком, сколько за счет решения постоянно усложняющихся речемыслительных задач, содержащих элементы проблемности, связанных со смысловым содержанием процесса обучения. Тем самым активно развивается познавательная и коммуникативная функция мышления.

      Изучение иностранного языка вносит вклад в развитие таких важных мыслительных операций, как сопоставление, анализ, синтез. Моделирование на занятиях ситуаций реальной действительности, участие в речевых играх, действиях в предполагаемых обстоятельствах развивают воображение и творческие способности. Следует также отметить благотворное воздействие изучения иностранного языка на культуру общения учащихся, на их речевую деятельность на родном языке. Так, формирование речевых умений на занятиях по иностранному языку способствует развитию всех уровней речевой способности обучаемых: слуховых, зрительных и моторных ощущений.

      Занятия иностранного языка являются занятиями обучения общению посредством общения. В процессе обучения ученики учатся технике общения, его операционной стороне, овладевают речевым этикетом, стратегией и тактикой диалогического и группового общения, учатся решать различные коммуникативные задачи, быть речевыми партнерами, т.е. овладевают умениями общаться, налаживать контакты с другими людьми, учатся проявлять инициативу, доброжелательность, тактичность, что является одними из наиболее профессионально значимых качеств современного специалиста. "Иностранный язык, - по утверждению И.А. Зимней, - единственный предмет в вузе, в процессе обучения которому преподаватель может позволить себе целенаправленно учить культуре речевого общения взрослого человека." [Зимняя, Леонтьев 1969, 113]

     По определению И.А. Зимней: «Иностранный язык как всякая языковая система есть общественно-исторический продукт, в котором находит отражение история народа, его культура, система социальных отношений, традиций и др. Язык существует, живет и развивается в общественном сознании, в сознании народа, говорящего на нем. Он обладает также и силой обосабливать и соединять народы, сам по себе придавая единый национальный характер человеческим общностям, даже когда они по своему происхождению гетерогенны.

      Таким образом, становится очевидным все возрастающее значение учебного предмета «Иностранный язык», что актуализирует рассмотрение состояния методики на современном этапе. Как показывает развитие методики в настоящее время, и социальные потребности общества вносят свои коррективы.

      Методика признается наукой, имеющей свои закономерности и свои методы исследования. Наиболее полное определение методики гласит: “Методика обучения - наука, исследующая цели и содержание, закономерности, средства, приемы, методы и системы обучения, а также изучающая процессы учения и воспитания на материале иностранного языка”. [Гальскова 2000, 67]

      На данном этапе развития методики обучения английскому языку наибольшее применение нашли коммуникативно-ориентированные концепции. Среди них наибольшей популярностью пользуются проектная, интенсивная и деятельностная коммуникативная методики.

      Эффективность проектной методики в большей степени обеспечивается интеллектуально-эмоциональной содержательностью включаемых в обучение тем. Также следует отметить их постепенное усложнение. Но отличительной особенностью тем является их конкретность. С самого начала обучения предполагается участие обучаемых в содержательной и сложной коммуникации, без упрощения и примитивизма.

      Интенсивная методика основана на психологическом термине «суггестии». Это и есть специфическая черта интенсивной методики. Использование суггестии позволяет миновать или снимать различного рода психологические барьеры у обучаемых следующим путем. Педагог проводит занятия с учетом психологических факторов, эмоционального воздействия, используя логические формы обучения. Он использует также на занятиях различные виды искусства (музыку, живопись, элементы театра), с целью эмоционального воздействия на обучаемых.

      Специфической чертой деятельностной методики является выделение того, что называется языковыми речекоммуникативными единицами. Так как для полноценной коммуникации при обучении недостаточно только речевого статуса языковых единиц - речевой статус должен сочетаться со свободой их выбора в речи. Языковые единицы, как говорилось ранее, которые обладают речевым статусом и обеспечивают полноценную коммуникацию с точки зрения свободы их выбора, исходя из смысла сообщаемого, называется языковыми коммуникативными единицами. Создатели этой методики считают, что обучать навыкам оформления и умения работы с содержанием сообщаемого следует отдельно. Для того чтобы обеспечить сознательное овладение языковыми средствами и обучение навыкам оформления, их необходимо формировать до того, как будет иметь место обучение умениям работы с содержанием. Из этого вытекает другая специфическая черта данного метода.

      Основой коммуникативной методики является то, что целью обучения является не овладение иностранным языком, а «иноязычной культурой», которая включает в себя познавательный, учебный, развивающий и воспитательный аспект. Эти аспекты включают в себя знакомство и изучение не только языковой и грамматической системы языка, но и его культуры, взаимосвязи ее с родной культурой, а также строя чужого языка, его характера, особенностей, сходства и различия с родным языком. Также они включают в себя удовлетворение личных познавательных интересов обучаемого в любой из сфер своей деятельности. Последний фактор обеспечивает дополнительную мотивацию к изучению иностранного языка со стороны обучаемых, в этом не заинтересованных.

     В настоящее время понятие «обучение языкам» постепенно вытесняется понятием «обучение языку и культуре», которое предполагает развитие у ребенка способности эффективно участвовать в реальной межкультурной коммуникации.

      На современном этапе вопросы языкового поликультурного образования являются приоритетными в условиях поликультурной среды и выдвигают триединство «язык — культура — личность» в качестве методологической основы гуманитарного образования. Одним из направлений языкового образования в школе является формирование основных черт вторичной языковой личности путем соизучения языка и культур для достижения межкультурного взаимопонимания. Под вторичной языковой личностью мы понимаем качественное новообразование личности, отличающейся положительным отношением к языку как к ценности, принадлежащей определенной культуре, что проявляется в готовности восприятия других культур и способности реализовать представления о специфике национально-культурного речевого поведения в собственной межкультурной коммуникации.

      Только культура в различных  ее  проявлениях  содействует  формированию личности человека. (Е.И. Пассов)

Пассов  дает  определение  нового  термина  «иноязычная  культура»  как

неотъемлемого компонента содержания обучения. Под иноязычной культурой мы  понимаем  все  то, что  способен  принести   учащимся   процесс   овладения   ИЯ   в   учебном, познавательном, развивающем и воспитательном аспектах. [Пассов 1977, 84]

    При этом  обучение  иноязычной  культуре  используется  не  только  как

средство межличностного общения, но  и  как  средство  обогащения  духовного мира личности на основе приобретения знаний  о  культуре  страны  изучаемого языка (история, литература, музыка и т.  д.),  знаний  о  строе  языка,  его системе, характере, особенностях и т. д. Таким образом ИЯ выполняет функции, которые в обобщенном плане можно сформулировать следующим образом: установление взаимопонимания  между народами- носителями разных языков и культур; обеспечение доступа к многообразию мировой политики и культуры, в том числе и с помощью средств новых информационных технологий. Язык, а следовательно и языковое образование выступают в качестве важного инструмента успешной жизнедеятельности человека в поликультурном и мультилингвальном сообществе людей.

     Иностранный язык, как учебный предмет, обладает большими возможностями для создания условий культурного и личностного становления учащихся. Социальный заказ общества в области обучения ИЯ выдвигает задачу развития личности учащихся, усиления гуманистического содержания обучения, более полной реализации воспитательного, образовательного и развивающего потенциала учебного предмета применительно к индивидуальности каждого ученика. Поэтому не случайно, что основной целью обучения ИЯ на современном этапе развития образования является личность учащегося, способная и желающая участвовать в межкультурной коммуникации на изучаемом языке и самостоятельно совершенствоваться  в овладеваемой им иноязычной речевой деятельности, и именно поэтому личностно ориентированный подход является одним из важных общедидактических принципов обучения ИЯ. Личностно ориентированная направленность обучения ИЯ, как отмечает А.А. Леонтьев, призвана:

  1. способствовать усвоению учащимся социального опыта, т.е. знаний, навыков и умений, которые необходимы для нормальной жизнедеятельности в обществе, конкретном социуме;
  2. стимулировать способность школьника к свободному и творческому мышлению;
  3. формировать у школьника мировоззрение, создавать целостную картину мира во всем его многообразии;
  4. развивать умение осознанно планировать свое развитие, понимать динамику последнего и самостоятельно учиться, в том числе самостоятельно усваивать новую лингвокультуру;
  5. формировать в ученике  систему личностных свойств и качеств, способствующих его саморазвитию: мотивацию, рефлексию, системные знания как средство контроля сформированности картины мира и т.д.

     Личностно ориентированная направленность обучения ИЯ, отвечающая основным положениям теории усвоения ИЯ в учебных условиях коренным образом меняет представление о сущности обучения предмету, о его основных характеристиках. В основе такого обучения лежит равновесное и равноправное взаимодействие всех участников учебного процесса, а также взаимная обусловленность и многообразные динамичные взаимосвязи всех компонентов учебного процесса. [Зимняя, Леонтьев 1969, 125]

     Поскольку авторитарный стиль общения оказывает отрицательное  влияние на социальное поведение ученика и не способствует построению «открытого» обучения, равно как и усвоению изучаемого языка как средства межкультурной коммуникации, современный учебный процесс по ИЯ, понимаемый как особым образом организованное общение его субъектов с целью формирования у учащихся способности к межкультурной коммуникации, должен строиться не с точки зрения приоритетов учебного материала. Исходным является ученик как субъект учебно-воспитательного процесса и как субъект межкультурного общения, его индивидуальная картина мира, его потребности и мотивы, социокультурные и индивидуальные программы развития. Каждый ученик в учебной группе есть индивидуальность. Учитель, опираясь на индивидуальные программы развития ученика, обеспечивает ему успешное продвижение в овладении неродным языком. Поскольку обучение иностранным языкам есть совокупность равнозначимых процессов - обучающей деятельности учителя и деятельности ученика по усвоению языка – каждый учащийся должен осознавать, что качественный результат его работы над языком определяется в первую очередь его собственными усилиями и устремлениями. Вместе с учителем он несет равную ответственность за успешность и качество учебного процесса.

     Учебный процесс должен быть гармонично ориентирован на каждого ученика, учебную группу в целом и на учителя. Если учащиеся допускают ошибки в устных и письменных высказываниях, то учитель использует личностно ориентированную технологию исправления этих ошибок, в основе которой лежат поддержка и помощь ученику со стороны учителя.

      Основное содержание принципа личностно ориентированной направленности обучения ИЯ заключается в последовательной активизации имеющихся у каждого учащегося интеллектуальных способностей, знаний и речевого опыта, его эмоций и настроений, а также в развитии этих личностных параметров.

      Таким образом, даже беглый анализ состояния методических направлений в настоящее время показывает существование различных подходов, целей и задач обучения иностранным языкам.

     В связи с этим возникает вопрос об основополагающих положениях методики и их воздействии на современный процесс обучения иностранным языкам. К таким положениям мы относим принципы обучения иностранным языкам, каждый из которых в тот или иной период времени характеризуется своими особенностями.

      Рассмотрим далее те основные принципы, на которых строится процесс обучения иностранным языкам.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Определение цели обучения иностранным языкам на современном этапе»

  Проблема определения целей обучения  иностранным языкам. Исходным пунктом  стратегической цели обучения является социальный заказ общества по отношению к подрастающему поколению....

Статья "Особенности обучения иностранному языку на современном этапе, направленные на формирование умений и навыков иноязычной речевой деятельности учащихся."

В статье рассматриваются основные направления и подходы в обучении иностранному языку для формирования коммуникативной компетенции учащихся....

Современные подходы в обучении иностранному языку на начальном этапе

Использование различных методов при обучении английскому языку на начальном этапе обучения...

Цели обучения иностранным языкам на современном этапе.

Цели обучения иностранным языкам на современном этапе....

Личностно-ориентированный подход в современной методике обучения иностранным языкам

Личностно-ориентированный подход в обучении относится к гуманистическому направлению в педагогике. Учащиеся в школах обучаются по индивидуальным планам (worksheets), которые они составляют сначал...

Методика использования игровых технологий в обучении иностранному языку на начальном этапе обучения в школе

При определении целей занятий учитель обязательно должен учитывать личностные интересы школьников и их индивидуальные особенности. Для большей результативности обучения необходим индивидуальный подход...

Методика обучения иностранному языку при учете психофизических особенностей младших школьников

Публикация представляет собой разбор методик преподавания английского языка с учетом психологии и физиологических особенностей младших школьников...