Проблемы преподавания иностранного языка в школах
статья по английскому языку на тему

Обзор трудностей, с которыми встречаются молодые специалисты в процессе своей деятельности, при работе с учащимися, которые переходят из начальной школы в основную, а так же пути решения трудностей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon problemy_prepodavaniya_inostrannogo_yazyka_v_shkolah.doc43.5 КБ

Предварительный просмотр:

«Научный альманах» (Педагогические науки)

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №2» с углубленным изучением иностранных языков, город Ноябрьск

Трудности преподавания иностранного языка после перехода учащихся из начального звена в основную школу.

Современный этап развития человеческой цивилизации характеризуется становлением постиндустриального общества, в ходе которого в мировом и отечественном образовании проявляется ряд характерных тенденций:

  • Обращенность к человеку как к высшей ценности;
  • возвращение образования в культуру, придание ему функций культуросберегающего и культуросозидательного процесса;
  • признание образования ключевым компонентом в системе мер, обеспечивающих прогресс в развитии человека, общества, государства.

Соответственно этим тенденциям меняется отношение к качеству образвания: качественным признается такое образование, которое полноценно выполняет свои фундаментальные функции – человекообразующего, личностно-ориентированного, культуросообразного, наукоемкого и высоко технологичного процесса. Повышаются требования к ученикам: у ученика должна сформироваться потребность и желание к непрерывному образованию уже в раннем возрасте, принципиально меняется позиция ученика – он выступает в роли исследователя, творца, организатора своей деятельности.. Не смотря на то, что построение процесса обучения специально ориентировано на развитие воображения и мышления, учеников попросту очень тяжело заинтересовать той или иной деятельностью на уроках иностранного языка. Хотелось бы остановиться на этой мысли поподробнее. Ученики начальной школы, которые начинают изучать иностранный язык во втором классе все без исключения с головой погружаются в новый предмет, им интересно абсолютно все, дети с энтузиазмом повторяют новые неизвестные слова, с интересом ищут перевод иностранных слов в словарях, работают с интерактивными программами с помощью мультимедиа программ и оборудования. Более  90% от общего числа детей начинающих изучение иностранного языка, как правило, успевать по программе и знают соответствующий минимум. Однако, наблюдается  негативная тенденция спада уровня заинтересованности изучения английского языка среди учащихся. Такой спад, как показывает практика происходит в основном  при переходе учащихся из младшей школы в основную. Всем педагогам и психологам хорошо известно о том, что дети вступают в «кризисный возраст», у них начинается настоящий переломный этап в жизни. Многие ученики успешно проходят этот этап, а вот часть детей «теряется» в той новой, во многом, самостоятельной школьной жизни.

Однако, спад успеваемости может быть обусловлен иным причинами (семейные обстоятельства, постепенная смена социальной ситуации развития ученика, снижение мотивации, усложнения программного материала). Эти трудности препятствуют развитию тех видов речевой деятельности, которые актуальны на уроках иностранного  языка, что основательно тормозит процесс обучения для конкретного ученика. При этом ученики не заостряют внимания на этой проблеме, пуская все на самотек.  Эти пробелы как снежный ком прокатываются с пятого до девятого и одиннадцатого класса, не позволяя достигать учащимся минимального уровня владения языком, не позволяя развить все те компетенции, столь важные для формирования того заветного образа «всесторонне развитого и готового к непрерывному образованию выпускника». Учитель в свою очередь не всегда успевает во время предупредить подобный спад успеваемости. Хотелось бы обозначить так же и незаменимую роль родителей в процессе обучения их ребенка: родитель должен контролировать деятельность своего ребенка, знать обо всех успехах и неудачах, и тогда шансы «не потерять» ученика увеличиваются. Соглашусь с Ананьевой Е.А., что, формирование положительной мотивации должно рассматриваться учителем как специальная задача. Как правило, мотивы связаны с познавательными интересами учащихся, потребностью в овладении новыми знаниями, навыками, умениями. Но первая и естественная потребность изучающих иностранный язык – коммуникация. Для организации благоприятного климата, ориентирующего учащихся на коммуникацию, необходимо выбирать такие формы урока, которые будут стимулировать деятельность учащихся.

Урок иностранного языка имеет свою специфику, так как, в отличие от других предметов, в качестве основной цели обучения выдвигается формирование коммуникативной компетенции учащихся. В чем же заключается специфика этого предмета? Она заключается в том, что, язык – будь то родной или иностранный – служит средством общения, средством приема и передачи информации об окружающей действительности в естественных условиях социальной жизни, и в качестве такового он и должен рассматриваться при его изучении в школе.

При обучении этому предмету расширяются представления об иноязычной культуре страны через язык, и расширяется общий кругозор. Изучение иностранного языка дает учащимся лишь возможность овладевать средствами восприятия и выражения мыслей о предметах, явлениях, их связях и отношениях посредством нового для них языка, который выступает в двух формах: устной и письменной. Овладение этими формами общения и должно входить в коммуникативную цель обучения предмету «иностранный язык».

Язык, будучи средством общения, нуждается в том, чтобы его «содержали в рабочем состоянии», то есть всегда готовым к использованию в возникающих ситуациях общения. Поэтому овладение этой школьной дисциплиной непременно связано с целенаправленной, четко организованной практикой в употреблении усваиваемого материала в устной и письменной формах общения в тех условиях, которыми располагают общеобразовательные учреждения.

В настоящее время глобальной целью овладения иностранным языком считается приобщение к иной культуре и участие в диалоге культур. Эта цель достигается путем формирования способности к межкультурной коммуникации. Именно преподавание, организованное на основе заданий коммуникативного характера, обучение иноязычной коммуникации, используя все необходимые для этого задания и приемы является отличительной особенностью урока иностранного языка.

Одной из приоритетных целью школьного образования является развитие у учащихся способности самостоятельно ставить учебные цели, проектировать пути их реализации, контролировать и оценивать свои достижения. Не смотря на очевидный и молниеносный прогресс, человечество тяжело перестраивается на новые непривычные уклады жизни и требования, хотя ясно осознает необходимость изменений и преобразований. Так современное образование пытается с ранних лет привить детям это осознание и сформировать желание учиться на протяжении всей жизни, что станет первой и главной ступенью для ребенка на его жизненном пути и познании себя.

Список использованных источников

  1. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (утвержден приказом Минобрнауки России от 6 октября 2009 г. № 373; в ред. приказов от 26 ноября 2010 г. № 1241от 22 сентября 2011 г. № 2357)
  2. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования (5-9 кл.). (утвержден приказом Минобрнауки России от 17 декабря 2010 г. № 1897) 
  3. Зимняя И.А. Пеагогическая психология: Учеб. Пособие для студентов высш. пед. учеб. Заведений. – Ростов – на – Дону: Феникс 1997. – 476 с
  4. «Стратегия совершенствования преподавания иностранных языков в средних школах». Сборник «Вестник образования» № 15, 2011 г
  5. Уваров А, Информатизация образования как инновационный процесс// Нородное образование - 2012г - №9 - с. 139 – 145