Коммуникативная методика обучения английскому языку
учебно-методический материал по английскому языку на тему

Коммуникативная методика предполагает максимальное погружение ученика в языковой процесс, что достигается с помощью сведения апелляции учащегося к родному языку до минимума. Главной целью обучения является коммуникативная компетенция учеников. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Коммуникативная методика обучения английскому языку

Коммуникативная методика предполагает максимальное погружение ученика в языковой процесс, что достигается с помощью сведения апелляции учащегося к родному языку до минимума. Главной целью обучения является коммуникативная компетенция учеников. (Слайд 2)

Среди основных принципов коммуникативного обучения выделяют:

  • диалогическое взаимодействие
  • работу в малых группах
  • активно-ролевую организацию обучения
  • тренинговую организацию учебного процесса (Слайд 3)

Е.И. Пассов говорил, что «язык - средство общения, идентификации, социализации и приобщения индивида к культурным ценностям страны изучаемого языка и овладение иностранным языком отличается от овладения родным:

- способами овладения;

 -плотностью информации в общении;

 -включенностью языка в предметно-коммуникативную деятельность;

 -совокупностью реализуемых функций;

 -соотнесенностью с сенситивным периодом речевого развития ребенка». (Слайд 4)

При коммуникативном методе обучения все упражнения должны быть по характеру речевыми, т.е. упражнениями в общении. Е.И. Пассов выстраивает  2 ряда упражнений: условно-речевые и речевые.

        Условно-речевые упражнения - это упражнения, специально организованные для формирования навыка. Для них характерна однотипная повторяемость лексических единиц, неразорванность во времени. При выполнении условно-речевых упражнений у учащихся на первом плане речевая задача. Выполняя ее, он образует по аналогии с образцом и использует нужную для выражения речевой задачи форму. Это означает, что форма усваивается не в отрыве от функции, а наоборот, в тесной связи с функцией, за счет последней.

        Для речевых упражнений характерно то, что при их выполнении учащиеся решают речемыслительную задачу. Они используются при пересказе текста, описании картинок, лиц, предметов, для комментирования каких- то событий, для высказывания собственной оценки и отношения к тому или иному факту.

На уроках при коммуникативном обучении используются дискуссионные, игровые, тренинговые приемы и методы. (Слайд 5)

Во время обучения начальных классов можно использовать следующие коммуникативные задания (Слайд 6):

  • Эффективным приемом является использование коммуникативных игр. В процессе коммуникативных игр обучающиеся решают коммуникативно-познавательные задачи средствами изучаемого иностранного языка. Поэтому главной целью коммуникативных игр является организация иноязычного общения в ходе решения поставленной коммуникативной задачи или проблемы. Коммуникативные игры обладают высокой степенью наглядности и позволяют активизировать изучаемый языковой материал в речевых ситуациях, моделирующих и имитирующих реальный процесс общения.
  • На начальном этапе обучения используются дискуссии,  ролевые игры и инсценировки разных историй: свободное время, путешествия, хобби и т.д. Ролевая игра – это разыгрывание участниками группы сценки с заранее распределенными ролями в интересах овладения определенной поведенческой или эмоциональной стороной жизненных ситуаций. (Слайд 7) В «Дюжине вопросов» всем участникам педагог предлагает выйти на середину аудитории и задает несколько вопросов, на которые каждый участник отвечает про себя, осуществляя соответствующие передвижения по свободному пространству аудитории.

Методы коммуникативного обучения для учащихся средних классов (Слайд 8).

1.Отработку умения строить вопросы можно построить в форме расспроса с целью заполнения анкеты друг на друга. Тренируя вопросительные структуры, можно показать фотографию и попросить их расспросить о том, где и когда это было, а на следующий урок они приносят свои фото и работают в парах.

2. Вариация: предлагаем вжиться в роль одного персонажа на фото и рассказать, что было до и после. Каждый получает картинку с изображением человека, даёт ему /ей имя, обозначает глаголами в начальной форме род его занятий или хобби. Необходимо составить рассказ об этом человеке в соответствующей временной форме.

 3. На карточках записаны словосочетания, характеризующие виды занятий во время летнего отдыха. Один показывает в пантомиме действия, другие его отгадывают. При  этом отрабатывают The Present Continuous tense.

 4. «Комнатный бой» (в игре участвуют два человека).  Каждый из участников рисует план своей комнаты (они не должны видеть рисунков друг друга), а также пустой квадрат, представляющий собой план комнаты партнёра, который будет заполняться «мебелью» по ходу игры. При этом заранее оговариваются названия и количество предметов в комнатах. Затем они по очереди задают друг другу вопросы, пытаясь выяснить расположение мебели в комнате партнёра. Если ответ утвердительный, то спрашивавший делает соответствующие рисунки в пустом квадрате – «комнате» и задаёт следующий вопрос. Если ответ отрицательный, он теряет право задавать вопросы и отвечает на вопросы партнёра. Выигрывает тот, кто первым отгадал расположение мебели в «комнате» партнёра и заполнил пустой квадрат.

 5. «Интервью». Задание. Поговорите со своими друзьями и выясните:

а) что они делали 25 декабря;

б) что интересного произошло на прошлой неделе;

в) занимались ли они в течение этой недели спортом и т.д. (Слайд 9)

Разговаривая со своими друзьями, будьте вежливы: извинитесь за то, что вы прерываете их работу (беседу), попросите разрешения поговорить и задать им несколько вопросов; в конце разговора поблагодарите их за ответы. Занесите данные беседы в таблицу и будьте готовы их прокомментировать и сделать выводы.

7. «Обсуждение вполголоса». Данная методика предполагает проведение закрытой дискуссии в микрогруппах, после чего проводится общая дискуссия, в ходе которой мнение своей микрогруппы докладывает ее лидер и это мнение обсуждается всеми участниками.  

Методы коммуникативного обучения для старших классов. (Слайд 10) Для учащихся - старшеклассников используются интеллектуальные игры (Брейн ринг, Дебаты, Мозговая атака), что повышает кругозор учащихся и расширяет их представления о стране изучаемого языка. «Мозговая атака», «мозговой штурм» (метод «дельфи») – это метод, при котором принимается любой ответ учащихся на заданный вопрос. Важно не давать оценку высказываемым точкам зрения сразу, а принимать все и записывать мнение каждого на доске или листе бумаги. Участники должны знать, что от них не требуется  обоснований или объяснений ответов. (Слайд 11)

Задания типа (information gap) могут иметь нетрадиционные формы:

picture gap (у обучаемых имеются почти одинаковые картинки, некоторые изображения отличаются, и различия нужно обнаружить при помощи вопросов, не видя картинки партнера, - matching tasks);

text gap (у школьников имеются аналогичные тексты или фрагменты одного и того же текста одного ученика, отсутствуют в тексте другого ученика, и недостаток информации нужно восполнить- jig-saw reading);

knowledge gap (у одного ученика имеется информация, которой нет у другого, и ее нужно восполнить complete-the-table tasks).Примером задания типа «information gap» является любая коммуникативная игра, например, «Treasure Island» («Остров сокровищ». Два участника общения («искатели клада») имеют контурные карты с изображением необитаемого острова. Информация на карте одного участника отсутствует на карте другого. Участники, задавая друг другу вопросы, пытаются обнаружить все подстерегающие их опасности и наносят на пустые квадраты своих карт соответствующие обозначения опасности.

Таким образом, основной целью обучения английскому языку как одному из языков международного общения является коммуникативное развитие личности обучаемого, подготовка его к межкультурному общению. Коммуникативная технология способствует быстрому овладению обучающимися навыками разговорной речи. Это обеспечивается за счёт усвоения различных видов монологической речи, типовых диалогов и форм языкового моделирования. Здесь, на первом плане находится конкретная языковая модель. Основной единицей урока и всей стратегии обучения данной методики является акт говорения.

Для работы с методами и технологиями коммуникативного обучения нужен алгоритм действий. (Слайд 12)

Итак, следует отметить, что коммуникативная методика идет  впереди в деле освоения иностранных языков и по праву считается весьма эффективной.

В итоге давайте сравним коммуникативную и традиционную методику изучения иностранного языка по приведенной ниже таблице: (Слайд 13)

Коммуникативная  методика

Традиционная методика

Учитель выступает как инструктор и помощник

учитель доминирует и дает прямые указания.

Речевые ошибки исправляются не сразу, а после беседы

ошибки исправляются тут же.

Ученики стремятся догадаться о значении слова 

слова учатся списками.

Грамматика изучается с точки зрения ее использования в речи

грамматика изучается путем повторений.

Работа в парах (ролевые игры, диалоги, дискуссии)

взаимодействие с учителем  "вопрос - ответ".

Поощряется устная спонтанная речь

преобладает заучивание наизусть готовых текстов.



Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Коммуникативная методика обучения английскому языку

Слайд 2

Цель коммуникативного подхода в обучении Цель коммуникативная компетенция учеников

Слайд 3

Среди основных принципов коммуникативного обучения выделяют 4 диалогическое взаимодействие 1 2 3 работу в малых группах активно-ролевую организацию обучения тренинговую организацию учебного процесса

Слайд 4

Овладение иностранным языком отличается от овладения родным: 4 способами овладения; 1 2 3 5 плотностью информации в общении; включенностью языка в предметно-коммуникатив­ную деятельность; соотнесенностью с сенситивным периодом рече­вого развития ребенка. совокупностью реализуемых функций;

Слайд 5

Дискуссион ные Игровые Тренинговые Приёмы и методы коммуникативного обучения

Слайд 6

Методы коммуникативного обучения для начальных классов Начальные классы Игра «Четыре угла» «Дюжина вопросов» Ролевая игра

Слайд 7

Ролевая игра Ролевая игра – это разыгрывание участниками группы сценки с заранее распределенными ролями в интересах овладения определенной поведенческой или эмоциональной стороной жизненных ситуаций.

Слайд 8

Методы коммуникативного обучения для учащихся средних классов «Обсуждение вполголоса» «Интервью» «Комнатный бой»

Слайд 9

Интервью Интервью- беседы между двумя и более людьми, при которой интервьюер задаёт вопросы своим собеседникам и получает от них ответы.

Слайд 10

Методы коммуникативного обучения для старших классов «Дебаты» « Мозговая атака » « I nformation gap»

Слайд 11

Мозговая атака «Мозговая атака», «мозговой штурм» (метод «дельфи») – это метод, при котором принимается любой ответ учащихся на заданный вопрос. Важно не давать оценку высказываемым точкам зрения сразу, а принимать все и записывать мнение каждого на доске или листе бумаги. Участники должны знать, что от них не требуется обоснований или объяснений ответов.

Слайд 12

Алгоритм коммуникативного обучения в процессе обучения английскому языку тренинговые дискуссионные игровые Sub Department при взаимодействии участников процесса активно-ролевую (игровую) деятельность результат

Слайд 13

Сравнение коммуникативной и традиционной методики изучения английского языка Коммуникативная методика Традиционная методика Учитель выступает как инструктор и помощник учитель доминирует и дает прямые указания. Речевые ошибки исправляются не сразу, а после беседы ошибки исправляются тут же. Ученики стремятся догадаться о значении слова слова учатся списками. Грамматика изучается с точки зрения ее использования в речи грамматика изучается путем повторений. Работа в парах (ролевые игры, диалоги, дискуссии) взаимодействие с учителем "вопрос - ответ". Поощряется устная спонтанная речь преобладает заучивание наизусть готовых текстов.

Слайд 14

Спасибо за внимание !


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Коммуникативная методика обучения английскому языку.

         Рассмотрим теперь собственно коммуникативную методику обучения английскому языку. Обзор методики, приведенный в данном разделе, основывается на общеевропейской...

Элементы коммуникативной методики обучения английскому языку в средней школе.

     Позиции английского языка в мире как лидирующего средства международного общения связаны прежде всего со стремительным развитием высоких технологий (космических, инфор...

Элементы коммуникативной методики обучения английскому языку в школе

В общих чертах коммуникативный подход представляет собой реализацию такого способа обучения, при котором осуществляется упорядоченное, систематизированное и взаимосоотнесённое обучение английскому язы...

Принципы и основные технологии работы коммуникативной методики обучения иностранному языку.

В данной работе мы рассмотрим роль учителя и учащихся в рамках коммуникативного метода обучения. Также затронем основополагающие принципы коммуникативного взаимодействия для создания более динам...

Формы коммуникативной методики обучения английскому языку

Роль учителя в образовательном процессе. Коммуникативный метод изучения иностранного языка. Формирование у учащихся смыслового восприятия и понимания иностранной речи. Развитие навыков устной и письме...

Статья "Коммуникативная методика обучения английскому языку".

Предлагаю ознакомиться с основами коммуникативной методики преподавания иностранных языков....