Отчет об экспериментальном исследовании по применению личностно-ориентированной технологии на уроках английского языка в средней школе
план-конспект урока по английскому языку (6 класс) по теме

Суровенкова Анастасия Александровна

Результаты экспериментального планирования уроков с учетом индивидуальных психологических характеристик учащихся: темперамент, стиль обучения, сила/слабость, лабильность/инертность нервной системы. Эксперимент осуществлялся на базе  6 класса с углубленным изучением английского языка по УМК Starlight для 6 класса.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока

Учитель: Суровенкова Анастасия Александровна

Класс: 6 “В” профильный (углубленное изучение английского языка)

Количество учащихся: 13

Дата: 22.04.2015

Тема: Вводный урок к теме «Искусство и культура» (УМК «Starlight -6», Модуль 6.

Цели урока:

Подготовить учащихся к работе с темами нового модуля.

Задачи:

  1. Заинтересовать учащихся новой темой, создать эмоциональную вовлеченность.
  2. Обозначить будущие темы и поставить учебные цели.
  3. Представить ключевые моменты модуля в практических примерах и осуществить их первичную отработку.

Персональные цели: обеспечить индивидуальный подход в процессе обучения лексики с учетом стиля обучения и психологических характеристик учащихся.

Используемые материалы: Учебник «Starlight-6», презентация Power point, раздаточные материалы, подготовленные заранее заметки об интересных памятниках архитектуры России с фотоиллюстрациями.

Полезные преимущества: Учащиеся заранее получили задание подготовить материал о памятниках культуры, поэтому психологически готовы воспринимать тему. При условии, что домашнее задание выполнено, с нетерпением ждут возможности предъявить свой материал.

Место урока в курсе: вводный урок к теме «Искусство и культура»

Педагогические технологии: ИКТ, личностного ориентирования, групповая технология.

Организация работы в классе, практика умений

Ожидаемые трудности

Возможные решения

Учащиеся не подготовят заранее материал об интересных  памятниках культуры России  (название, место, имя автора, дата постройки, материалы).

На тапе объяснения домашнего задания подсказать источники информации (в том числе в школьной библиотеке). Для тех, кто не имеет доступа к таковым, предложить свои распечатки  с  условием перевести  их на английский язык.

Для тех, у кого не окажется подготовленного материала, предоставить для работы свой материал с забавными объектами, но в конце урока снизить оценку за невыполнение домашнего задания.

Возникнут сложности с пониманием заданий.

Подготовить четкие инструкции. Продемонстрировать пример. Назначить помощников из числа сильных учеников, которые продемонстрируют и объяснят задание еще раз тем, кто не понял его.

 Ход  урока

Этап урока

Цель

Время

Содержание

Взаимо-действие

Провер-ка д\з

Обрисовать контекст

Заинтересовать учащихся новой темой, организовать личную вовлеченность

Задействовать зрительные и практические ассоциации.

Устная практика

Дрилл

Предварительное настраивание учащегося с инертной НС

Деятельностное упражнение

Письменное закрепление

7 -10 мин

Д\з -заметка об интересном  памятнике культуры России  (название, место, имя автора, дата постройки, материалы)

Are you ready with your home task?

What have you prepared?

Alina, (сильный тип, сангвиник, логик), show us.

У-ль: What is this?  У-ца отвечает

У-ль: Where is it? У-ца отвечает

У-ль: So, it is located in… У-ца повторяет

 It is located in…вместе записывают на доске, пользуясь примером в учебнике

У-ль: Who built it? У-ца отвечает

У-ль: So, it was built by… У-ца повторяет

BOARD: It was built by…записывает

У-ль: -Let’s attach your work on the board. Прикрепляет магнитом на доске напротив сделанных записей.

-Now everyone who comes to the board

 name your object,

say where it is located, указывает на пример

and who it was built by. указывает на пример

Действие повторяется с двумя-тремя учащимися.

-Let’s repeat together. Проговаривают все написанное.

-Zhora (сильный тип, кинестетик), come here.

- Mariam (слабый тип, визуал), be ready.

 -Zhora, stand back to the board.

Учитель меняет местами 2 карточки на доске.

У-ль: -What is wrong?

У-к: Переставляет карточки на место, проговаривая верные утверждения.

Действие у доски повторяется еще раз.

Write the same sentences on the back of your cards. Подписывают.

Учитель собирает все карточки с целью использовать их на этапе повторения.

Учитель-ученик

Целе-полага-ние

 

Составить представление о будущем материале.

Включить прогнозиро-вание.

Настроить на достижение учебных целей.

Обрисовать контекст;

 

Визуализация тем.

Элемент соревнования, визуальное знакомство с темами, практика в поисковом чтении

7-10 мин

-All these pictures illustrate cultural objects.

-What more information do you want to tell about them?

Высказывают предположения (аудиалы сильного типа): materials, interesting facts, age…

-Let’s open your books page 97. ART&CULTURE is our new topic

Указывает на выделенное цветом содержание модуля:

-Read & check, what information can be found in our book on this topic? (Намеренно использует the passive).

-Now watch the slides and name the topics.

Смотрят  слайды, иллюстрирующие темы модуля, называют их, пользуясь только что прочитанной информацией.

-In 3 minutes find in your book the pages numbers of the topics. As many, as possible.

Ex.: The motherland Calls – page №114.

Let’s check together/ check in pairs.

OK. Good job!

Учитель-класс

Ученик-книга

Ученик-ученик

Введение лексики на тему «Искусство»

Создать лексические опоры.

Ввести новые понятия через визуальные, звуковые и графические образы.

Обрисовать контекст

2-3 мин

-Now please look at the pictures. Which shows: a statue? An oil painting? A historic building? A building that looks like a sailing ship?

Показывают и называют номера картинок (в быстром темпе).

-Let’s listen and check.

Слушают, проверяют. (Ex1)

Ученик-книга

Введение полез-ных глаголов в кон-тексте предло-жений

Демонстрация ЛЕ в типичной грамматической конструкции (the passive)

Закрепление материала через письмо и проговаривание

Обрисовать контекст

3 мин

Use the information under each picture to make sentences, as in the example. (Ex 2)

Пишут предложения в тетради

Ученик – тетрадь

Кон-троль в парах

Возможность проверить себя в непринужден-ной обстановке,

Дать возможность слабым ученикам получить помощь со стороны товарищей.

2 мин

Check in pairs your sentences.

Проверяют друг друга.

Ученик-ученик

Кон-троль понимания

Дать возможность проверить свои знания в непринужден-ной форме, получить обратную связь.

Еще раз озвучить ЛЕ в изучаемой грамматической конструкции (аудиалам)

2-3 мин

Answer my questions:

-Moses was sculpted by Michelangelo.

Does it mean that Michelangelo made this statue? (yes)

-‘Swans reflecting elephants’ was painted by Salvadore Dali in 1937.

Does it mean that Salvadore Dali created this oil painting in 1937? (yes)

-Wawel castle was built by David I. Does it mean that nobody helped him to construct the castle? (no)

-Sidney opera House was designed by Jorn Utzon.

Was Jorn Utzon a designer? (no)

Was he an architecture? (yes)

Did he create the project of the building? (yes).

Учитель-ученики

Закрепление изучен-ной лексики

Попрактиковаться в составлении предложений в игровой форме,

мотивировать учащихся, включить деятельностный компонент,

познакомить с различными культурными объектами

15 мин

-You have a handout. Read the task. And answer the questions.

-Make the cards.

-Choose any card. Tell what you know about this object.

It is a statue. It’s called… It is located in…

It is sculpted/painted/designed by…

-You can move on a class to discuss more pictures and get more points for every sentence.

-Use the tips on the board.

На доске написаны образцы предложений,

Прикреплен лист со списком всех иллюстраций

Ученики-ученики

Подсчет очков

2 мин

Let’s count your scores.

Объясне-ние домаш-него задания

Устранить возможные сложности с пониманием задания

5 мин

  1. Student book Vocabulary bank 6, p.VB 17. Ex.2

-Let’s read the task. Lisa, please read and translate (сильный тип, визуал, хорошая техника чтения)

Complete the sentences with verbs from the list in their correct form.

-Savva (сильный тип, кинестетик), read the verbs and show the actions they mean.

Затрудняется со словом to scetch.

-‘To scetch’ means to draw quickly.

Изображает to take в значении to pick

-Savva, this word means to take photos.

- Uliana (слабый тип, аудиал), read loudly the sentence in which we’ll use the verb take.

 Долго смотрит, не может найти.

Учитель не торопит, подсказывает.

-to take photos, to take photographs, to take photos by camera.

Находит, читает громко.

OK. That’s right.

At home write these sentences at your copybooks.

  1. http://www.englishforeveryone.org/

-Look at the board

На доске изображение традиционной русской избы и подпись.

-The house was made of wood.

Изображение английского замка.

-The castle was built of stone.

-Wood and stone are materials.

Zhora (кинестетик), help me with handouts.

-You have the text about the traditional houses.

At home read the text and underline the materials which were used for different houses.

Your additional task is on the back of your handouts: read again and answer the questions.

Be ready to describe different houses by the photo.

Учитель-ученики

architecture of the future

http://www.interiorholic.com/


Рисунок: Копия электронной страницы, использованной для  домашнего задания.  Источник englishforeveryone.org



Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока

Учитель: Суровенкова Анастасия Александровна

Класс: 6 “В” профильный (углубленное изучение английского языка)

Количество учащихся: 13

Дата: 24.04.2015

Тема: «Искусство и культура» (УМК «Starlight -6», Модуль 6.

Тип урока: интегрированный (английский язык, МХК, обществознание)

Цель урока:

Научиться составлять короткий рассказ о культурном объекте

Задачи:

  1. Заинтересовать учащихся новой темой, создать эмоциональную вовлеченность.
  2. Изучить лексику «Материалы».
  3. Обеспечить практику в составлении речевых высказываний на тему «Описание объекта культуры».

Персональные цели: обеспечить индивидуальный подход в процессе обучения лексики с учетом стиля обучения и психологических характеристик учащихся.

Используемые материалы: Учебник «Starlight-6», презентация Power point, раздаточные материалы, карточки, изготовленные на предыдущем занятии.

Полезные преимущества: Учащиеся уже практиковались в составлении предложений с использованием конструкции The passive, знакомы с некоторыми глаголами, обозначающими творческую деятельность. А также рецептивно ознакомились с названиями различных материалов в процессе выполнения домашнего задания.

Место урока в курсе: второй урок по теме «Искусство и культура».

Педагогические технологии: ИКТ, личностного ориентирования, групповая технология..

Организация работы в классе, практика умений

Ожидаемые трудности

Возможные решения

Некоторые учащиеся не выполнят домашнее задание с текстом.

Наверстать упущенное в процессе проверки домашнего задания.

Возникнут сложности с пониманием заданий.

Подготовить четкие инструкции. Продемонстрировать пример. Назначить помощников из числа сильных учеников, которые продемонстрируют и объяснят задание еще раз тем, кто не понял его.

Ход  урока

Этап урока

Цель

Время

Содержание

Взаимо-действие

Разминка- дрилл

Активизировать учащихся, повторить материал предыдущего урока.

3 мин

-Hello students. I’m very glad to see you in such a good mood!

-I have a box of your cards from the previous lesson. It is such a mess! Let us place everything in order.

-Zhora and Savva (кинестетики), put the photos into four piles after we call them:

Statues, oil paintings, historic buildings, unusual buildings.

Использовать карточки прошлого урока

Учитель показывает фото, ученики называют.

A statue… an oil painting…

Учитель показывает фото, называя место.

New York. – The statue is located in New York…

Учитель показывает фото, называя автора – ученики говорят:

The building was designed by Gaudi.

Thank you. All cards are on their places.

Учитель-класс

Введение

Обрисовать контекст

Заинтересовать учащихся новой темой, организовать личную вовлеченность

Задействовать зрительные и практические ассоциации.

1-2 мин

So we can name the cultural object. We can tell where it’s located (Moscow, Italia…) and who it was created by (Michelangelo, Picasso…).

But we still need more information. Very interesting information… Help me…

Look at these photos. What is unusual, amazing and attractive in these objects?

Смотрят слайды или иллюстрации с необычными арт объектами, изготовленными из нестандартных материалов

Right, the materials!

Open your books, page 98

Учитель-класс

Слушаемповто-ряем

Ввести звуковое соответствие слов их значениям.

2 мин

Ex.1 p.98

Listen and say.

Make sentences as in the example.

The vase was made of clay.

Устно составляют предложения.

Обучающиеся через чтение и письмо обязательно записывают предложения в тетрадь.

Учитель-класс

Провер-ка д\з

Введение лексики виды искус-ства

Слово-образование

Письменное закрепление

Практи-ка говорения

Контроль в непринужден-ной обстановке

Проговаривают лексику

Учатся воспринимать информацию на слух, быстро находят соответствие в тексте.

Многократное повторение

 

Предваритель-ное настраивание учащегося с инертной НС.

Практика чтения

Схематичное изображение правила словообразо-вания

Составление предложений с новой лексикой.

Работа с опорой на письменные образцы

Работа с опорой на практическое задание с картинками

10 мин

2 min

3 min

1 мин

10 мин

Are you ready with your home task?

Which of these types of materials did you meet at your home exercises?

Называют: marble, wood, stone…

Take your home text and one by one complete my sentences.

Most people in the United States are used to houses… Savva.. made of…

заканчивает: made of wood or bricks.

По очереди прорабатывают все предложения, затем учитель собирает домашние листочки для проверки.

 Let’s check the ex.2 from the page VB 17.

Dima (лабильная НС, учится через чтение и письмо), read your first sentence,

 Suren (инертная НС, учится через чтение и письмо), be ready.

Читают по очереди предложения из своей тетради.

Let’s do the ex.1 a): Label the types of art

Please do it on your handouts.

 Подписывают виды искусства под иллюстрациями.

Look at the blackboard:

Учитель пишет на доске цепочку:

What to do?-To paint ** what?- painting ** who?- painter

Now please help me:

To sculpt ** (what?) подсказывают с места –sculpting** (who?)- sculptor

Lisa (визуал), please highlight the suffixes.

Выделяет окончания.

Please write down this example at your copybooks.

Now let’s divide on two groups:

Учитель называет имена тех, кто будет выполнять первое задание (написано на раздаточном материале) – аудиалы, обучающиеся через чтение и письмо.

Ex. 1b) Match the definitions A-H to the types of art 1-8.

Play in pairs: one guesses the person (sculptor, photographer…) and give the definition (use the sentences in ex.1b)

The partner tries to guess, but don’t look at the ex.1b)

Ex:-Who creates by shaping stone or wood?

-Sculptors create by shaping stone or wood!

А также называет тех, кто будет делать второе задание (кинестетики, визуалы)

Cut the pictures of art and write on the back side (use information of ex.1b and 2:

art: painting

to paint pictures

with oil paints

by painter

(Можно поручить подписать по 2-3 карточки на пару)

Play in pairs: one chooses the card (painting) and tell:

I’m a painter. I can paint with oil paints (crayons).

Do you like my paintings?

Обговаривают  свои карточки,  меняются с другими парами из своей группы.

 

Учитель собирает все карточки с целью использовать их на этапе повторения.

Учитель-ученик

Ученик-класс

Учитель-класс

Ученик-класс

Ученик-тетрадь

Ученик-ученик

Говоре-ние и письмо

Составление полных предложений, образующих связное высказывание в устной, а затем в письменной форме.

7мин

Open your books on page 101, ex. 7

Here is the information about the Statue of Liberty.

Use the information to make complete sentences about the statue. (use the passive)

Далее учащиеся (из числа аудиалов с лабильной НС) по очереди проговаривают предложения одно за другим.

Все записывают в тетрадь

Ученик-класс

Д/з

Снять трудности

1 мин

Use the ex.7 as model to write about interesting building or monument.

Be ready to present it to the class.

You can find interesting  information on these links.

Учитель-класс

Интересные ссылки

architecture of the future

http://www.interiorholic.com/

buildings that look like something else.

http://news.buzzbuzzhome.com/ 

unusual building materials

http://www.domienova.com/blog/article/85-top-7-unusual-building-materials-for-a-house



Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

Отчет об экспериментальном исследовании по применению личностно-ориентированной технологии в условиях реализации ФГОС.

Суровенкова А.А. учитель иностранного языка

 МБОУ СОШ «Одинцовская гимназия №14»

  1. Актуальность экспериментального исследования

В процессе практической педагогической деятельности учитель, работающий с подростками, сталкивается с рядом сложностей, мешающих продуктивной работе. Нарушения дисциплины, невыполнение домашних заданий, критика и неприятие учебных требований, отсутствие внутренней мотивации, и как следствие отсутствие положительного результата учения – все это частые явления для подростков среднего школьного возраста.

 В то же время, учитель работает и с учащимися, более успешно справляющимися с кризисным периодом личностного развития. Эти ребята показывают стремление к новым знаниям, с удовольствием экспериментируют, участвуют в творческой работе, проявляют ответственность в отношении к учебе. Их уровень знаний высок и составляет разительный контраст с уровнем группы подростков, описанной выше.

Работая с учащимися среднего школьного возраста, учитель как никогда сталкивается с необходимостью дифференцированного подхода в организации образовательного процесса. Ведь, учитывая лишь интересы слабых учеников, он демотивирует хорошо успевающих. Работая только с сильными учащимися, он рискует вообще не получить результата, поскольку сложность усвоения материала и отсутствие поддержки со стороны учителя вызовет провал в поведении отстающих ребят.

Тем не менее, компромисс возможен. Реализация дифференцированного подхода позволяет обеспечить прогресс в обучении для большинства учащихся в случае, если учитываются их индивидуальные потребности и осуществляется развитие их учебных способностей.  

Важно то, что речь идет об овладении учащимися различными техниками и стратегиями обучения и общения в их строгом соответствии каждому конкретному этапу их личностного, а также языкового развития, если речь идет об обучении иностранным языкам. В этом случае показателем прогресса является результативность выполнения той или иной коммуникативной задачи, от качества зависит взаимопонимание общающихся людей. Учащийся должен быть способен осуществлять устное и письменное общение, осознавая при этом, что уровень владения иностранным языком может быть различным.

Исходя из сказанного выше, процесс овладения учащимися ИЯ в учебных условиях должен:

  • быть ориентирован на личность учащегося, его реальные потребности и мотивы;
  • осознаваться им как процесс, зависящий в первую очередь от него самого, от его усилий по изучению языка;
  • иметь деятельностный, когнитивный, творческий характер;
  • ориентироваться не на логику и системность предмета, а на логику развития личности ученика, его субъективного внутреннего состояния, его креативных и когнитивных способностей в сфере использования языка;
  • стимулировать учащихся к проявлению собственной активности, получению радости и удовольствия от общения друг с другом, от всего того, чем необходимо заниматься на занятиях;
  • формировать  понимание того, что владеть языком – значит уметь пользоваться им как средством общения, и что  допускаемые при этом ошибки не являются препятствием для взаимопонимания;
  • стимулировать учащихся к использованию индивидуальных стратегий и техник усвоения языка и приобщать к различным стратегиям опосредованного и непосредственного общения.

Все эти положения полностью соответствуют требованиям, устанавливаемым новым образовательным стандартом (ФГОС) , который определяет качество образования уровнем достижения учащимися личностных, предметных и мета предметных результатов, позволяющих школьникам успешно пройти социализацию и получить навыки саморазвития и самообразования.

С целью предложить методы планирования занятий с учетом индивидуальных особенностей учащихся, в нашей школе было проведено экспериментальное исследование. Для этого была изучена отечественная и зарубежная литература, с целью выявить, какие именно факторы нужно учитывать, чтобы сделать процесс наиболее эффективным

Выяснилось, что существует влияние психических и физиологических процессов, происходящих в организме подростка в этот непростой период. Были проанализированы различные методы преодоления трудностей подросткового периода в ходе уроков английского языка.

Помимо этого были рассмотрены такие индивидуально психологические особенности, как темперамент учащегося, подвижность или инертность его нервной системы, сила и слабость проявления психических процессов. Все это, как оказалось, тоже может быть учтено в ходе планирования и проведения занятия с целью выбора предпочтительной деятельности учащегося. Так является возможным компенсировать его слабые стороны особым стилем взаимодействия на уроке.

И особое место среди факторов, определяющих выбор методов подачи материала, занял учет индивидуального стиля обучения подростка. Доминирующий стиль обучения учащегося определяется тем, какие каналы восприятия у него задействуются лучше всего: аудиальный, визуальный, сенсорный или вербальный (обучение через чтение и письмо). В зависимости от этого одни упражнения для конкретного подростка оказываются очень эффективными, а другие -  бесполезными. Понимание этого позволяет избежать многих конфликтных ситуаций.

Для практического рассмотрения индивидуальных подходов к учащимся в данном исследовании был взят процесс планирования уроков по обучению лексике. По этой причине было рассмотрено понятие лексики и лексического навыка, этапы формирования навыка, его операционный состав. Проведен анализ типологии лексических упражнений. Все это для того, чтобы в ходе урока создать четкую систему вариаций упражнений, обеспечивающих последовательное формирование рассматриваемого навыка. Нужно было четко убедиться, что разные упражнения, предназначенные для разных стилей обучения, формируют все-таки один и тот же навык, отрабатывают одну и ту же операцию.

Практическое исследование проводилось на примере работы с УМК «Звездный английский» в шестом классе с углубленным изучением английского языка. В данной работе был выполнен детальный анализ упражнений учебника в рамках одного тематического модуля. Упражнения рассматривались с точки зрения соответствия этапам формирования лексического навыка и, конечно, с точки зрения удовлетворения потребностей учащихся с различными стилями обучения.

Оказалось, что есть необходимость увеличить количество упражнений на развитие продуктивного лексического навыка, и обязательно продумать деятельностные задания для учащихся кинестетиков. А таких участников в экспериментальной группе оказалось немало.

Тестирование и наблюдение позволили определить стилевой состав группы, а также индивидуальные психологические характеристики ее участников. Было проведено планирование с учетом всех входных данных, проведены занятия, а затем контрольное тестирование. Результаты эксперимента подтвердили, что индивидуальный подход действительно положительно влияет и на результаты обучения и на дисциплину в классе, на желание ребят работать и развиваться.


Таблица1:         Анализ состава экспериментальной группы подростков (6 класс) по индивидуальным стилям обучения и типам темперамента.(Анализ проведен на основании тестирования и длительного наблюдения).

Имя

Характеристика:

Подвижность нервной системы /темперамент /преимуществ. стиль обучения

Обозначение типа

1

Дмитрий

Лабильный /Флегматик/Чтение-письмо

1-ЛФЧ

2.

Илья

Инертный /Флегматик/Чтение-письмо

2-ИФЧ

3.

Анжелика

Лабильный/Холерик/Кинестетик + Чтение-письмо

3-ЛХ(К+Ч)

4.

Сурен

Инертный/Холерик/Чтение-письмо

4-ИХЧ

5.

Полина

Лабильный/Флегматик/Аудиал +Чтение-письмо

5-ЛФ(А+Ч)

6.

Георгий

Лабильный/Холерик/Кинестетик +Аудиал+ Визуал

6-ЛХ(К+А+В)

7.

Ульяна

Инертный/Сангвиник-меланхолик/Кинестетик + Чтение-письмо

7-И/(С+М)(К+Ч)

8.

Никита

Лабильный/Сангвиник-Холерик/Аудиал+Чтение-письмо

8-Л/(С+Х)(А+Ч)

9.

Влад

Инертный /Флегматик/ Аудиал +Чтение-письмо

9-ИФ(А+Ч)

10.

Елизавета

Лабильный/Холерик/Визуал +Чтение-письмо

10-ЛХ(В+Ч)

11.

Мариам

Инертный/Флегматик/Чтение-письмо

11-ЛФЧ

12.

Савва

Лабильный/Флегматик-Сангвиник /Кинестетик+ Аудиал+ Чтение-письмо

12-Л(Ф+С)(К+А+Ч)

13.

Алина

Лабильный/Сангвиник/Визуал+Чтение-письмо

13-ЛС(В+Ч)

Выводы: Данная группа является благоприятной для обучения, т.к. все хорошо усваивают информацию через чтение и письмо. Но помимо этого, здесь есть много кинестетиков и аудиалов. Игнорирование их стиля обучения приводит к нарушениям дисциплины, к разрушению рабочей обстановки на уроке. Поэтому лекционный материал и письменные упражнения надо чередовать с активными практическими и речевыми заданиями.

Предпочтительные пары:

1-ЛФЧ + 4-ИХЧ;

2-ИФЧ + 9-ИФ(А+Ч);

3-ЛХ (К+Ч) + 7-И/(С+М)(К+Ч);

11-ЛФЧ + 13-ЛС (В+Ч);

6-ЛХ (К+А+В) + 12-Л(Ф+С)(К+А+Ч);

8-Л/(С+Х)(А+Ч) + 5-ЛФ(А+Ч);

10-ЛХ (В+Ч) +13-ЛС(В+Ч);

2. Экспериментальные исследования по методике поурочного планирования в средней ступени общеобразовательной школы с учетом индивидуальных характеристик учащихся.

Практическая часть исследования была проведена в МБОУ «Одинцовская гимназия №14» Московской области. Эксперимент проводился в рамках работы с учащимися шестого класса с углубленным изучением английского языка. Цель опытно-экспериментальной работы заключалась в апробации методики планирования урока при работе с УМК «Starlight-6» с учетом индивидуальных психологических характеристик учащихся. Фокус был сделан на обучение активной лексике модуля.

Исследование состояло из трех этапов:

  • Первый этап – констатирующий.
  • Второй этап – формирующий.
  • Третий этап – проверочный.

Констатирующий этап. В ходе эксперимента была сформирована контрольная группа на базе учащихся 6 «В» класса. Группа состояла из 15 человек.

В качестве констатации уровня сформированности языковых навыков учащихся на начало эксперимента был взят контрольный срез, планово проведенный 20 апреля 2015 года. Тестовая работа была взята из сборника (Test Booklet-6) УМК «Starlight-6». Результаты теста приведены в таблице. В ходе эксперимента планировалось провести замер улучшения показателей, связанный с учетом индивидуального стиля обучения, инертности/лабильности нервной системы и типа темперамента учащихся.

Данные об индивидуальных психологических характеристиках учащихся  были получены на основе тестирования и длительного наблюдения. Они также внесены в констатирующую таблицу в виде условных обозначений. Расшифровка типов дана в Таблице 1.

Таблица  2:          Результаты констатирующего тестирования участников экспериментальной группы

Максимальный результат в баллах

15

12

43

30

100 (100%)

Ученик

Индивидуальный тип

Ауди-рова-ние

Чтение

Граммати-ка и лек-сика

Письмо + Повседнев-ный англий-ский

Общий результат в  баллах/%

1

Елизавета

ЛХ(В+Ч)

9

10

31

30

80/80%

2

Влад

ИФ(А+Ч)

15

10

42

22

89/89%

3

Ульяна

Л(С+М)(К+Ч)

9

12

36

20

77/77%

4

Илья

ИФЧ

15

12

43

8

78/78%

5

Георгий

ЛХ(К+А+В)

12

12

35

22

81/81%

6

Никита

Л(С+Х)(А+Ч)

15

12

40

27

94/94%

7

Дмитрий

ИФЧ

15

12

43

30

100/100%

8

Анжелика

ЛХ(К+Ч)

10

7

31

20

68/68%

9

Полина

        ИФ(А+Ч)

15

10

38

28

91/91%

10

Сурен

ИХЧ

9

12

40

10

71/71%

11

Мариам

ЛФЧ

9

12

36

10

67/67%

12

Савва

И(Ф+С)(К+А+Ч)

15

12

40

19

86/86%

13

Алина

ИС(В+Ч)

15

12

40

28

95/95%

Средние значения результатов

12,5/84%

11,2/93%

38,1/89%

21,1/70%

82,8/83%

В результате анализа данной таблицы были сделаны выводы:

  1. Экспериментальная группа является благоприятной для обучения, т.к. ее участники хорошо усваивают информацию через чтение и письмо. Как результат мы видим высокие показатели сформированности языковых навыков. Наилучшие результаты – по чтению (93%), хуже справились с заданием на аудирование (84%). Наихудшие показатели -  в заданиях на составление письма личного характера. Уровень выполнения заданий по лексике и грамматике – высокий – 89%.
  2. Если рассматривать индивидуальные показатели, то с аудированием прекрасно справились аудиалы и учащиеся с инертной (малоподвижной) нервной системой в сочетании с сильным психологическим типом (сангвиники, флегматики, если говорить о темпераменте). Эти учащиеся способны концентрировать  внимание на достаточно долгое время.
  3. Лучшие показатели в заданиях, проверяющих лексический и грамматический навык, показали обучающиеся через чтение и письмо, а также визуалы, наихудшие – у кинестетиков и аудиалов. Это связано с тем, что традиционное обучение мало учитывает интересы учащихся таких типов. Задания в любых УМК прежде всего полезны для стиля «Чтение-письмо». Как результат, нуждающиеся в активном общении аудиалы и обучающиеся через личный опыт кинестетики, не удовлетворяя своих потребностей, становятся нарушителями дисциплины. Повышенный шум, нерабочая обстановка прежде всего мешает тем же аудиалам и учащимся с лабильной (подвижной) нервной системой слабого типа (холерики, меланхолики). Это и отражено в рассматриваемых результатах.
  4. Учащиеся всех индивидуальных типов показали недостаточный уровень сформированности продуктивного лексического навыка.
  5. Обобщая, можно сказать, что рассматриваемая экспериментальная группа нуждается в продуманном подходе к планированию уроков. Для них следует включить достаточное количество практических, игровых и коммуникативных заданий. Следует чередовать упражнения с высокой концентрацией внимания с заданиями более простыми, связанными с общением. Важно уделить внимание заданиям на формирование речевых высказываний и связных текстов, поскольку продуктивный речевой навык в данной группе сформирован недостаточно.

Формирующий этап. Его целью было применить на практике методику планирования урока по обучению лексики с учетом персональных характеристик участников учебной группы.

Для этого необходимо было:

  1. Изучив результаты тестирования, сформировать предпочтительные пары учащихся, что важно для их комфортного и продуктивного взаимодействия.
  2. Спланировать серию уроков, логически завершенную с точки зрения отработки определенного лексического материала.  В планировании учесть как порядок предъявления и отработки ЛЕ в соответствии с последовательными операциями лексического навыка, так и потребности в определенной учебной деятельности учащихся с разными индивидуальными характеристиками.
  3. Провести уроки в соответствии с планированием.

Первый урок серии проводился 22 апреля. Продолжительность урока – 45 мин. На последнем уроке (24 апреля) было проведено промежуточное тестирование, контролирующее усвоение изучаемой лексики на рецептивном и продуктивном уровне.

Для лучшего взаимодействия на уроке были сформированы следующие предпочтительные пары (обозначения расшифрованы в Табл. 1):

1-ЛФЧ + 4-ИХЧ;

2-ИФЧ + 9-ИФ (А+Ч);

3-ЛХ (К+Ч) + 7-И/(С+М)(К+Ч);

11-ИФЧ + 13-ЛС (В+Ч);

6-ЛХ (К+А+В) + 12-Л(Ф+С)(К+А+Ч);

8-Л/(С+Х)(А+Ч) + 5-ЛФ(А+Ч);

10-ЛХ (В+Ч) +13-ЛС(В+Ч);

При формировании пар учитывалась совместимость по стилю обучения. Это позволяет паре проводить взаимоконтроль и взаимообучение, обеспечивает общность интересов и взаимопонимание.

Начало эксперимента сразу показало улучшение дисциплины в группе. Работа на уроке проходила насыщенно и продуктивно. Учащиеся чувствовали внимательное отношение к их потребностям и реагировали положительно.

Работа шла по учебнику «Starlight-6» Модуль 6 «Искусство и культура». Для эксперимента была проработана лексическая тема «Виды искусств». В ее рамках учащиеся называли различные культурные объекты (a statue, an oil painting…), описывали их местоположение (It is located in…), называли автора (it was sculpted by…), описывали применяемые материалы (it was made of...). Фокусной грамматической конструкцией модуля был страдательный залог (the passive). И хотя в рамках данного эксперимента рассматривался только вопрос обучения лексике, в основном активной, учащиеся начали изучение грамматического оборота в лексическом контексте и успешно его использовали. Настолько успешно, что в ходе составления тестового задания было сочтено возможным ввести задание на применение глагола в правильной грамматической форме.

Лексика предъявлялась и прорабатывалась поэтапно: семантизация, установление соответствия звуковой и графической формы со смысловым содержанием. Затем установление семантических и синтагматических связей, т.е. смысловой и грамматической сочетаемости. Упражнения на запоминание лексики затем дополнились упражнениями на ее продуктивное использование. Составлялись словосочетания, предложения и, наконец, связные высказывания, состоящие из нескольких предложений.

Был рассмотрен суффиксальный способ словообразования (paint-painting-painter).

В ходе работы учащиеся должны были работать с упражнениями учебника, работали у доски, выполняли задания с карточками, самостоятельно изготовленными во время урока. Осуществляли взаимоконтроль и взаимообучение, получали творческие задания с поиском информации в интернет ресурсах, работали с раздаточным материалом, как в классе, так и дома. Был внесен игровой и соревновательный элементы, не подразумевающие командного соперничества. В противном случае, при данном составе группы продуктивного взаимодействия не получилось бы.

Промежуточный контроль усвоения лексики осуществлялся в форме наблюдения учителем процесса выполнения самостоятельных заданий, в виде блиц - опросов, в процессе контроля выполнения домашних заданий.

Заключительным этапом стало выступление учащихся со своими мини-докладами об интересных культурных объектах. Таким образом, учитель получил возможность проконтролировать усвоение лексики на продуктивном уровне.

Проверочный этап. На этом этапе учащиеся выполнили небольшую проверочную работу (10 min) (Приложение), составленную на основе упражнений учебника и рабочей тетради, входящих в УМК «Starlight».  

Работа состояла из трех заданий, разных по своей функции. Первое задание  - выбрать подходящий по смыслу  глагол  и вставить его в предложение в нужной форме.  Здесь проверялось умение по контексту догадаться о значении пропущенного слова, актуализировать в памяти  английское слово, соответствующее этому понятию, найти его в списке или выбрать синоним. А затем преобразовать слово в соответствии с заученной грамматической структурой. Каждое предложение оценивалось в 2 балла (1 балл за правильность выбора и 1 балл за правильную грамматическую трансформацию). Проверялись прочность, автоматизм, навыка, усвоение синтагматических связей.

Второе задание – дать название видам искусства, изображенным на картинках. Здесь не предлагались варианты выбора. Подсказкой для этого задания отчасти могло послужить предыдущее задание, в котором использовались глаголы творческих действий. Учащиеся могли применить свои знания правил словообразования с  помощью суффиксов. Здесь также проверялась прочность и автоматизм навыка. Каждое предложение – 2 балла.

Третье задание: подчеркнуть в предложении одно из двух предлагаемых слов,  подходящее по смыслу. Слова на выбор относились к теме «Материалы». Т.е. необходимо было актуализировать логические пары слов (wood - boat, gold - jewelry). Проверялась прочность усвоения семантических связей. За правильный выбор – 1 балл. Итого,  учащиеся могли набрать 30 баллов.

Таблица 3: Результаты контрольного тестирования

№ задания

№1

№2

№3

Общий результат

Ученик

Максимальный результат в баллах

Индиви-дуальный тип

10

14

6

30 /100%

Резуль-тат до эксперимента

1

Елизавета

ЛХ(В+Ч)

10

13

6

29/ 97%

72%

2

Влад

ИФ(А+Ч)

10

14

6

30/ 100%

98%

3

Ульяна

Л(С+М)(К+Ч)

9

13

6

28/ 93%

84%

4

Илья

ИФЧ

10

14

6

30/ 100%

100%

5

Георгий

ЛХ(К+А+В)

10

13

6

29/ 97%

81%

6

Никита

Л(С+Х)(А+Ч)

10

14

5

29/ 97%

93%

7

Дмитрий

ИФЧ

10

14

6

30/ 100%

100%

8

Анжелика

ЛХ(К+Ч)

8

14

5

27/ 90%

72%

9

Полина

        ИФ(А+Ч)

10

14

6

30/100%

88%

10

Сурен

ИХЧ

8

14

5

27/90%

93%

11

Мариам

ЛФЧ

10

14

5

29/97%

84%

12

Савва

И(Ф+С)(К+А+Ч)

10

14

6

30/100%

93%

13

Алина

ИС(В+Ч)

10

14

6

30/100%

93%

Средний показатель

9,6/96%

13,8/98%

5,7/95%

29,1/97%

89%

Рисунок 1: График изменения показателей результативности учащихся в результате эксперимента

Выводы по экспериментальной части. Предложенный подход оправдал себя. Все члены экспериментальной группы успешно справились с тестовым заданием, улучшив свои обычные показатели по усвоению лексики. Помимо этого было заметное улучшение дисциплины на уроках. Повлияло и удачное распределение на пары (оправдал себя принцип совмещения по стилям обучения), и подбор заданий, соответствующий потребностям учащихся.

Список использованных источников информации:

  1. Акимова М.К., Козлова В.Т. Учет психологических особенностей учащихся в процессе обучения // Вопр. психол.- 1988. - №6: Психологический институт РАО – 1988 г.
  2. Арсланьян В.П. , Стюхина Г.А. ФГОС: достижение  метапредметных результатов  (психолого-педагогический аспект) – курс лекций – М.: Педагогический университет «Первое сентября», 2013 – 92 стр.
  3. Баранова К.М.,  Дули Д., Копылова В.В. и др. Английский язык. 6 класс: учеб.для ощеобразоват. организаций и шк. с углубл. изучением англ. яз. -  3-е изд. – М.: Express publishing: Просвещение, 2015
  4. Вопросы предупреждения неуспеваемости школьников.  Сб. статей. Под ред. Ю.К. Бабанского. Ростов-на-Дону,1972.
  5. Зимняя И. А. Педагогическая психология – М.: Логос, 2000. – 384 с.
  6. Данилов В.А. Диагностика проявлений силы нервной системы в мыслительно-речевой деятельности // Вопр. психол. 1973. № 3. С. 150-154.
  7. Зимняя, И.А. Психология обучения иностранным языкам в школе [Текст] / И. А. Зимняя - М., 1999
  8. Колодко О.А. МИЛ Курс лекций по психологии обучения иностранным языкам
  9. Козлова В.Т. Методики изучения генотипически обусловленных свойств второсигнальной деятельности // Психологическая диагностика
  10. Кувшинов В.И. О работе с лексикой на уроках иностранного языка. – М.: Просвещение, 2008.
  11. «Психофизиологическое сопровождение образовательного процесса: методические рекомендации / авт.-сост. Н. А. Литвинова, Н. Г. Блинова, В. И. Иванов, О. А. Никифорова, Е. В. Белоногова и др.; научн. ред. Э М. Казин. – Кемерово: Изд-во КРИПКиПРО, 2006. – С. 79 – 83.
  12. Формирование лексических навыков: учебное пособие под ред. Е. И. Пассова, Е.С. Кузнецовой.- Воронеж НОУ «Интерлингва», 2002;
  13. Пассов Е.И. Урок иностранного языка в средней школе. – М., 2008.
  14. Соловова Е. Н. Методика обучения иностранным языкам: Базовый курс лекций.-М. «Просвещение», 2002
  15. Страхов И. В. Воспитание внимания у школьников. М.: Валдос, 2009
  16. Теплов Б.М. Новые данные по изучению свойств нервной системы человека // Типологические особенности высшей нервной системы - М.: Знание, 2011
  17. Фридман, А. М. Наглядность и моделирование в обучении – М.: Знание, 2010
  18. Thornbury S. How to teach vocabulary.-«Person Education  Limited», 2002
  19. Gower R., Philips D., Walters S. Teaching practice. A handbook for teachers in training.- «Macmillan books for teachers».
  20. Цетлин В.С. Неуспеваемость школьников и ее предупреждение. М.,1977.
  21. Щерба Л.В. Преподавание иностранного языка в школе. М., 2007, с.44.
  22. http://apruo.ru/statyi/obrazovatelnie-statyi/194-disziplina-na-uroke.html
  23.  http://pedsovet.su
  24. http://минобрнауки.рф /Федеральный  государственный  образовательный стандарт основного общего образования)
  25. http://net22.ru/xarakteristika-i-osnovy-vospriyatiya-cheloveka/
  26. http://libsib.ru/obschaya-psichologiya/vnimanie/oposredovannost-vnimaniya

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Применение информационно-коммуникационных технологий на уроках английского языка в начальной школе»

Реферат по теме "Применение информационно-коммуникационных технологий на уроках английского языка в начальной школе" отражает следующие вопросы: современные тенденции в системе образования, определени...

"Применение элементов здоровьесберегающих технологий на уроках английского языка в начальной школе".

Здоровье дарит радость. Здоровье дарит свет. Здоровье – это сила! Здоровье – это смех!         Здоровье - это самая большая драгоценность для каждого из нас. Здоровь...

о применении современных образовательных технологий на уроках английского языка в начальной школе в соответствии с требованиями ФГОС.

ОТЧЕТ учителя английского языка Хертек Ульяны Домур-ооловны о применении современных образовательных технологий на уроках английского языка в начальной школе в соответствии с требованиями ФГОС....

Применение информационно-коммуникативных технологий на уроках английского языка в начальной школе

Применение информационно-коммуникативных технологий на уроках английского языка в начальной школеМладший школьный возраст – самый важный этап в жизни человека. В этом возрасте происходит смена образа ...

Экспериментальное исследование по формированию межкультурной компетенции учащихся на уроках английского языка в средней школе

В каждой стране сформировались свои, присущие только ее народу культура, традиции и обычаи. Практика показывает, что при ознакомлении с ними учащихся в школе скорее нужны не лекции, а активные занятия...

«ПРИМЕНЕНИЕ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИХ ТЕХНОЛОГИЙ НА УРОКАХ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА В СРЕДНЕЙ ШКОЛЕ»

Применение здоровьесберегающих технологий на уроках английского языка....

Формирование коммуникативных навыков старших школьников средствами личностно-ориентированных педагогические технологии на уроках английского языка

Автор рассказывает о современных интерактивных технологиях на уроках пнглийского языка способствующих формированию коммуникативных навыков старших школьников...