Обучение чтению – дорога к развитию коммуникативных умений учащихся
статья по английскому языку на тему

Полиева Ольга Петровна

Познавательная активность – одна мотиваций, позволяющих детям развивать свои коммуникативные умения на уроках иностранного языка. Для развития коммуникативных умений необходимо создание проблемных ситуаций. Каковы же приемы создания проблемных ситуаций? 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл polieva_statya.docx49.1 КБ

Предварительный просмотр:

Обучение чтению – дорога к развитию

коммуникативных умений учащихся

Познавательная активность – одна мотиваций, позволяющих детям развивать свои коммуникативные умения на уроках иностранного языка. Для развития коммуникативных умений необходимо создание проблемных ситуаций. Каковы же приемы создания проблемных ситуаций? Это:

  • Учитель проводит школьников к противоречию и предлагает им способ его решения
  • Учитель побуждает школьников делать сравнение, обоснование, выводы из ситуации, сопоставлять факты
  • Ставятся конкретные вопросы на обобщение, обоснование, конкретизацию, логику рассуждения
  • Дается исследовательское задание по тексту, ведется частично-поисковая работа

Для развития познавательной активности детей хорошо срабатывают следующие приемы работы с текстом:

  1. Искать проблемы на поставленные вопросы, прежде всего в самом тексте, а найденное дает материал для размышлений и рассуждений.
  2. Построение смысловой цепочки при работе с текстом.
  3. Работа в группах для обеспечения делового сотрудничества детей и постепенного овладения ими способами делового общения.

Составление смысловой цепочки, схемы – один из важных приемов:

  • Составление схемы, выражающей суть жанра
  • Составление логических цепочек, отражающих понимание сути происходящего
  • Запись ключевых понятий

А рассказ-доказательство по схеме -  это развитие связной речи. Урок дает содержание для развития личности ребенка.

Такие уроки превращаются в диалог, рассуждения, где никто не отмалчивается.

Пример:

Учебник English V, автор И. Верещагина и др.

Тема: «Мир вокруг нас»

Тема урока: «Экологические проблемы»

Текст: «Планета в опасности»

Работа в группах (объединение по желанию) для обеспечения делового сотрудничества детей и постепенного овладения ими способами делового общения.


Учебник English VI автор И. Верещагина

Работа по схеме (для учащихся со средними способностями)

Тема: «Географическое положение и политическая система Объединённого королевства Великобритании и Северной Ирландии

Текст: «Географическое положение и население Объединенного королевства


Работа на выборку информации:

  1. Great Britain
  • - a continental state
  • - an island state
  1. Great Britain consists of
  • Scotland, England, Wales
  • Scotland, England, Wales, Northern Ireland
  1. People from England are
  • English
  • British
  1. More than … mln people live in Britain
  • 56
  • 560
  1. Everyone in Britain speaks
  • British
  • English
  1. The flag of the UK is known as
  • The Union Jack
  • Stars and stripes

Ведущая педагогическая идея – это использование текста как основы создания на уроках и внеклассных занятиях развивающей речевой среды, обеспечивающей формирование коммуникативных способностей обучающихся. На формирование коммуникативной компетенции учащихся огромное влияние оказывает внеклассная работа по иностранному языку, например:

  • Театральная постановка;
  • Поисково-исследовательский проект;
  • Творческий конкурс;

Для формирования коммуникативной компетенции необходимо научить учащихся понимать читаемый текст, определять тему и основную мысль текста, формулировать основную мысль своего высказывания, развивать высказанную мысль, аргументировать свою точку зрения, строить композицию письменного высказывания, обеспечивая последовательность и связь изложения.

Таким образом, мы понимаем, что обучение чтению – один из основных этапов обучения коммуникативным навыкам. В ходе работы с текстом можно использовать основные типы заданий при обучении чтению, предлагаемых практически во всех учебниках иностранного языка:

  • выбрать правильный ответ из нескольких
  • выбрать альтернативу (True/False)
  • установить соответствие (matching)
  • восстановить порядок частей текста (jumbled text)
  • дополнить диаграмму или карту
  • дать краткий/развернутый ответ на вопросы
  • заполнить пропуски
  • дать краткое изложение прочитанного в устной/письменной форме

Выполнение данных заданий ведет ребенка от чтения к говорению (общению)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Расширение возможностей для развития умений чтения: рекомендации по успешному овладению в соответствии с требованиями ФГОС. Предметные и метапредметные аспекты обучения чтению на иностранном языке.

Расширение возможностей для развития умения оценивать полученную в процессе чтения текста/книги информации, а также выражать свое мнение по прочитанному (предметные результаты овладения чтением) реали...

Формирование и развитие интеллектуальных умений при обучении чтению на уроках иностранного языка

В статье рассматриваются способы обучения различным стратегиям чтения на примере темы "Jobs"....

Обучение чтению на уроке французского языка учащихся 11 классов по УМК «Objectif» авторовЕ.Я.Григорьева Е.Ю.Горбачева Unite 7 texte a etudier : “Tresors du monde souterrains…” p. 192-193

УМК " Objectif" авторов Григорьева Е.Ю. Горбачева содержит большое количество текстовых материалов, которые учитель может использовать на уроке для обучения разным видам чтения и   подготовки уча...

Доклад "Обучение чтению как самостоятельному виду речевой деятельности и как средству формирования сложных языковых и речевых навыков и умений.

Чтение выступает как самостоятельный вид речевой деятельности в том случае, когда мы читаем для того, чтобы получить информацию из текста. Задачи обучения чтению как самостоятельному виду речево...

Обучение чтению как средство формирования смежных речевых навыков и умений

Обучение чтению как средство формирования смежных речевых навыков и умений...