Приёмы оптимизации учебной деятельности на уроках английского языка.
статья по английскому языку на тему
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 41.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Приёмы оптимизации учебной деятельности на уроках английского языка.
На современном этапе развития методической науки культура общения учителя и ученика претерпевает качественные изменения, которые влекут за собой совершенствование форм работы на уроке английского языка. Реализовать основную цель обучения иностранному языку – формирование иноязычной коммуникативной компетенции – вне языковой сферы достаточно сложно.
Эффективным способом овладения языковым и речевым материалом можно считать приёмы мнемотехники. Владея основными свойствами памяти и методами запоминания материала, мы можем воспроизводить различную информацию на родном и иностранных языках .Память человека отличается определённой избирательностью, и успех запоминания связан с такими факторами, как концентрация внимания учащегося, его интерес к предмету, возрастные особенности.
Наш основной принцип обучения - хорошо заучивается лишь то, что усваивается с радостью. Поэтому на уроках активно используются аутентичные современные языковые материалы, которые не только благотворно воздействуют на мотивацию к изучению языка, но и способствуют эффективному усвоению лексико – грамматического материала. Например, обсуждая тему «Путешествие» в качестве речевой зарядки мы используем композицию Луи Армстронга « What a Wonderful World !».Ученикам даётся установка: «Как вы считаете, совершить кругосветное путешествие, интересно? Чем славятся разные страны? Вот что по этому поводу думал Луи Армстронг».Далее проводится работа с песней: ученики знакомятся с тремя коллажами, соответствующие содержательной стороне песни. Учащиеся называют детали картинок по – английски. Все данные фиксируются на доске. После этого учащиеся слушают песню, определяют, какие из записанных слов встречаются в тексте, и отвечают на вопрос: « Что делает наш мир таким красочным и прекрасным?»Можно использовать следующий образец: «Our world is wonderful, because there are/ is a lot of …» Затем учащимся предлагается спеть песню. Таким образом, в течение всего времени работы, каждый ученик получает заряд положительных эмоций, так как не стеснён страхом допустить ошибку или не понять смысл песни. Кроме того ,используемая в песне лексика многократно проговаривается. Благодаря постоянной смене видов работы текст песни заучивается быстрее и без особых усилий.
Облегчить процесс запоминания английских слов и словосочетаний помогает метод ассоциативных связей, работающий по принципу: лучше запоминаются события, которые выбиваются, из привычной картины жизни.
Следуя пословице: « Лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать», мы используем наглядную опору в технике кроки, заставляя тем самым работать наглядно – образное мышление, а не только механическую память. При работе по теме «Защита окружающей среды» учащимся в качестве фонетической зарядки предлагается прослушать и выучить стихотворение « Many Wоnderful Things» , которое помогает осознать, что каждый из нас несёт ответственность за природу. Перед прослушиванием стихотворения, учитель задаёт следующие вопросы: « Наша природа – какая она? Действительно ли надо защищать окружающую среду?». При разборе содержания стихотворения ученики приходят к выводу, что будущее планеты, её многообразие и красота зависят от наших действий. Заучивая стихотворение, ученик использует наглядную опору в виде схематичных картинок, отражающих суть стихотворения. При этом учащиеся делают меньше незапланированных пауз, обращают внимание на интонационную разметку и фонетическую сторону речи.
Как показывает целый ряд научных исследований в психолингвистике, метод заменяющих слов и метод историй повышают способности к обучению в 2-3 раза. Приведём пример работы с методом создания историй. Сочетание букв «оо» в английских словах имеет значение «u». История, с помощью которой можно обыграть это правило, проста: покажите учащимся схематичное изображение глаз в виде двух букв « оо». Это глаза совы, которая всегда начеку, даже ночью. В ночи слышен её крик: у-у-у . Также читается и сочетание этих английских букв в словах - «u».
Эффективен данный метод и при работе с новыми лексическими единицами. Например, ввести лексику по теме « Названия школьных принадлежностей» можно с помощью ярких образных историй. Учитель показывает предмет, объясняя английские слова: book – в нашей книге много букв, которые мы учимся читать; cоpybook – это тетрадь, в которую мы копируем буквы, слова из книги; ruler – линейка, дома у вас есть гибкие линейки-рулетки, которые можно скатать в рулон; rubber – наш помощник-ластик, он стирает записи, карябая бумагу rub – rub – rub .
При работе с устойчивыми предложными словосочетаниями мы используем метод заменяющих слов. Русификация – существенный недостаток в речи учащихся на английском языке. Они зачастую прибегают к пословному переводу русских словосочетаний на английский язык, что в большинстве случаев не верно.
Например, словосочетания « go by car, by train, by plane” соответствуют русским выражениям «путешествовать на машине, на поезде и т. д »Используя пословный перевод с русского на англ. яз., ученик составляет неверные словосочетания с предлогом – on - . В таких случаях учащимся необходимо помочь выстроить яркую, запоминающуюся ассоциацию: « Мы отправляемся в путешествие, на вокзале нас провожают родители и машут нам вслед рукой, говоря при этом …»В этот момент учитель жестом показывает слово « bye – bye» . Ученикам данное англ. слово , похожее на предлог « by» , уже хорошо знакомо. Они с лёгкостью его воспроизводят. После чего учитель заостряет внимание на исходной конструкции go by car, by train,etc.
Для активизации лексических единиц можно использовать и метод оживления, который позволяет представить сюжет в зрительных образах. Например, при изучении названий цветов дети закрывают глаза и рисуют в своём воображении образы, о которых говорит учитель: « Мы с вами оказались в жаркой Африке, где живёт много животных. По лианам скачут жёлтые непоседы –обезьяны. Они все время елозят – yellow,yellow,yellow.На дереве затаилась чёрная пантера, и вдруг она прыгает – black,black,black. К реке подошёл огненно рыжий, почти красный лев. Его рёв слышно по всей Африкеr-r-r-r,red,red,red.У берега реки отдыхает зелёный крокодил. Он нам улыбается хитрой улыбкой – green, green, green. А в море плавает голубой кит. Он плывёт и булькает – blue,blue,blue.»
Одним из эффективных методов заучивания основных правил считается также использование слов или фраз- подсказок. Наиболее распространённым примером таких фраз- подсказок является следующее высказывание:»Richard Of York Gave Battle In Vain» , помогающее запомнить цвета радуги. Русский аналог не менее эффективен и известен среди русскоговорящего населения – «Каждый Охотник Желает Знать Где Сидит Фазан». Такие необычные, ёмкие, но в то же время лаконичные фразы сразу концентрируют на себе внимание учащихся и надолго остаются в памяти.
Использование жестов при работе над грамматикой и лексикой наиболее эффективно на начальном этапе обучения, так как у младших школьников более развита двигательная память, и они быстрее запоминают необходимую информацию в форме игры. Например. для закрепления лексики по теме « Виды деятельности» и грамматической конструкции «I can» детям предлагается выучить стихотворение «one,one,one – I can jump.» Работа со стихотворением строится в виде игры, во время которой учащиеся внимательно слушают учителя, повторяют за ним фразы и иллюстрируют содержание стихотворения с помощью жестов и специальных движений. Материал запоминается быстро и весело.
One, one, one – I can jump.
Two, two, two – I can dance, too.
Three , three, three – run to me.
Four ,five – I can fly.
Six, seven, eight – I can go straight.
Nine, ten – sit down, then.
Стоит отметить, что при такой форме работы с материалом совершенно отпадает необходимость перевода на русский язык.
На начальном этапе обучения многие учителя сталкиваются с трудностями объяснения грамматического материала, так как умения анализа и синтеза у младших школьников практически отсутствуют. В этом случае на помощь может прийти двигательная память. Приведём пример работы с неопределённым артиклем в конструкции «I have a…» и его отсутствием в структуре «I have no…» . Объяснение материала строится так: учитель жестом ( пальцами левой руки) изображает артикль, говоря при этом6»Посмотрите, это маленькое волшебное слово «а», без которого мы никак не сможем рассказать о своей семье. Всегда называйте его приглашайте жестом в свой рассказ:I have a…»(учитель изображает артикль «а» пальцами). У учащихся возникает вопрос: Как рассказать о том, кого нет в семье? Учитель жестом(пальцами правой руки) изображает чудище с открытой пастью, при этом комментирует: «Появляется страшное, голодное чудище «NO»,которое съедает наше маленькое слово «а» ,и тот ,о ком мы говорили, исчезает. I have no…»Учитель демонстрирует действия, сжимая пальцами правой руки левую кисть. На первых занятиях ученики, рассказывая о своей семье, воспроизводят жесты учителя, но в дальнейшем, когда грамматический навык сформируется, от них можно отказаться.
Урок английского языка можно считать состоявшимся, если в течение всего времени дети были активно вовлечены в учебную ( речевую) деятельность. Особенно трудно удержать мотивацию на высоком уровне при отработке грамматических явлений. В данном случае используется приём « сомневающийся учитель» Так, услышав противоречивые варианты ответа учащихся, учитель напоминает им правила, связанные с одной и той же грамматической ситуацией( например, Present Perfect , Past Simple) ,перенося тем самым на них ответственность за выбор правильного ответа. Теперь не учитель, а ученик должен привести доводы и доказать правильность того или иного ответа. При этом ученики испытывают чувство огромного удовлетворения, имея возможность развеять сомнения учителя. При этом между учителем и учеником устанавливаются деловые отношения, суть которых сводится к следующему: учитель не просто задаёт вопрос, поставленный в задании, а стремится узнать о затруднениях и сомнениях учащихся, о схеме решения поставленной задачи.
Выполнила:Шумская Оксана Александровна
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2011/11/23/picture-36117.jpg)
Интерактивная доска как средство оптимизации учебной деятельности на уроках русского языка
В своем докладе я показала, как на уроке русского яыка при помощи интерактивной доски мы можем экономить время на уроке, повторять больший объем учебного материала за меньшее время....
![](/sites/default/files/pictures/2015/01/22/picture-137413-1421953728.jpg)
Методическая разработка "Организация учебной деятельности на уроке английского языка по технологии "Дебаты" на примере урока в 10 классе
Данная работа представляет собой разработку урока английского языка по технологии "Дебаты", которую я использую на старшем этапе обучения. Урок разработан в соответствии с УМК "Английский с удовольств...
"Использование электронных учебных пособий, тренажеров, тестов для контроля учебной деятельности на уроках английского языка" / из опыта работы
Перед Вами первый выпуск Интерактивного журнала с методическими находками учителя "The First Step to Succes". Тема выпуска №1 "Использование электронных учебных пособий,тренажёров, тестов для контроля...
![](/sites/default/files/pictures/2014/11/13/picture-520318-1415905648.jpg)
«Развитие универсальных учебных действий в разных формах учебной деятельности на уроках английского языка при реализации основной образовательной программы»
Важнейшей задачей современной системы образования является формирование совокупности «универсальных учебных действий», обеспечивающих «умение учиться», способность личности к саморазвитию и самосоверш...
![](/sites/default/files/pictures/2016/10/15/picture-829485-1476563649.jpg)
Организация деятельности учащихся по самоконтролю и самооценке учебной деятельности на уроках английского языка
Целью работы является описание приемов развития навыков самооценки и самоконтроля на уроках английского языка. Работа имеет практическое применение....
![](/sites/default/files/pictures/2017/01/09/picture-873888-1483973049.jpg)
Из опыта работы учителя английского языка Изотовой Е.В. «Как организовать эффективную учебную деятельность на уроке английского языка?»
Статья освещает эффективные приемы и методы формирования УУД на уроках английского языка, которые автор статьи использует на своих уроках....