Проблемы мотивации при обучении иностранному языку
статья по английскому языку ( класс) на тему

В процессе организации учебной деятельности учитель:

- стремится показать значимость своего предмета в жизни современного общества;

-  старается раскрыть значимость владения ИЯ для каждого конкретного ученика;

- пытается заинтересовать учеников процессом овладения иноязычной культурой;

-  стремится мотивировать учащихся к выполнению тех или иных заданий в любом виде речевой деятельности;

-  старается привлечь к коллективной работе малоинициативных, ленивых, особо одаренных, неорганизованных и т.п. учащихся, «провоцируя» их к речевой и любой другой деятельности;

-  пытается мотивировать учащихся к дальнейшему самостоятельному овладению иноязычной культурой.

  Эти умения называются мотивационными. Реализуя их, мотивируя учащихся, учитель пробуждает желание, вызывает интерес, активизирует волю, помогает осознать потребность.

   Проблема мотивации учения это проблема превращения объекта обучения в субъекта учебной деятельности. [36] Для решения этой проблемы, прежде всего, надо осознать, что «деятельности без мотива не бывает; “немотивированная” деятельность – это деятельность, не лишенная мотива, а деятельность с субъективно и объективно скрытым мотивом»./Леонтьев/ Психологи утверждают: если мотивацией не управлять, может произойти ее регресс, снижение ее уровня, мотивы потеряют действенность. [32]

   При овладении иноязычной культурой как средством формирования личности вовсе не безразлично, какими мотивами побуждается ученик. Как говорил А.Н.Леонтьев, наиболее ценные мотивы важно довести до уровня полного осознания, чтобы придать им побуждающую силу, а неценные, узколичные – развенчать, снизить их значимость для учащихся, т.к., если мотив осознается, он превращается в мотив-цель и становится действенной побудительной силой.

     Мотивы, движущие учеником,  овладевающим ИЯ, показаны в таблице «Компонентный состав сферы мотивов учения».  (См. Приложение №2)

     Каждый из этих мотивов имеет разную побудительную силу для разных учащихся, но есть среди них и мотивы, которые в принципе ниже других, например мотив 3. Иногда отметка рассматривается и учителями как основное средство мотивации. Для таких учителей ребенок – это существо, обладающее только одним качеством – памятью и одним статусом – ученика.

        Педагог должен обращаться не только к уму ребенка, но и к его сердцу, учить так, чтобы само учение уважало ребенка, даже самого отсталого, и когда он переживет радость успеха, он сам начнет уважать учение. [36]

Он станет субъектом учебной деятельности, т.е. активно действующим, самостоятельно познающим человеком, у которого сформируются мотивационный и энергетический блоки.

   Мотивационный блок включает в себя потребности человека, его идеалы, мотивы, установки, интересы, влечения, а энергетический блок складывается из взаимодействия таких источников энергии, как внимание (оно обеспечивает концентрированность деятельности), воля (она обеспечивает высокую степень активности и целеустремленность деятельности) и эмоциональный фон (от него зависят энергетические ресурсы конкретных операций). [23]

   Методика располагает средствами целенаправленного вызова мотивации, средствами изучения и формирования мотивационной сферы учащихся.

   Ключом к мотивации учащихся является индивидуализация учебного процесса. Знакомство с учеником, как утверждает Е.И.Пассов, следует начать с его слабостей, т.к. способности – это то, что позволяет ученику успешно, легко и быстро овладеть языком. По данным исследований практически нет ни одного человека, у которого бы отсутствовала всякая готовность (предрасположенность) к овладению ИЯ. Чаще всего отсутствуют одна, две, три способности или они недостаточно развиты. Но при грамотной и

своевременной помощи со стороны учителя они могут быть компенсированы за счет других или развиты до необходимого уровня.

        Следует перечислить основные способности:

1) способность к восприятию на слух (фонематический слух, интонационный слух и др.),

2) способность к имитации,

3) способность к конструированию высказываний,

4) комбинаторные способности,

5) способность к усвоению структурной стороны речи, 

6) способность к овладению семантической стороной речи,

7) способность к переводу,

8) способность к догадке,

9) способность к языковым обобщениям,

10) способность к анализу языковых явлений,

11) способность к запоминанию (память вербальная, логическая, слуховая, зрительная, оперативная),

12) способность к логическому запоминанию текста и др.

   Полной, строгой и общепринятой номенклатуры способностей еще не установлено. Способности соотносятся с теми действиями, которые должен осуществлять ученик. Это, в свою очередь, дает возможность по действия ученика определить, какие же способности у него развиты недостаточно. Необходимость в тех или иных способностях можно предусмотреть заранее: разные методы работы требуют от учеников способности производить разные действия (сравним, например, грамматико-переводной и коммуникативный методы).

  Необходимо при этом помнить, что способности развиваются только в деятельности. Поэтому нет других путей, чем правильно определить содержание учебной деятельности и организовать ее для того, чтобы развивать способности и тем самым мотивировать деятельность. зависимость этих явлений хорошо видна на схеме:                                       

image                                                                                                                  Схема 1

image                                                  успешная

imageimageimage   способности                       продуктивная

                                                 деятельность    

 

    
 image
  image
 

 

 

 

image

                                                 организация  

image                                                 и содержание        

image                                                 учебной                                              мотивация   

                                                 деятельности                           

 

 
 image

 

 

 

image  

 

   Главное, что показывает схема: в конечном счете все зависит от содержания и организации учебной деятельности.

   При обучении ИЯ слишком оптимистично рассматривать фактор мотивации как автоматически возникающий в момент предъявления ученику задания. Мотивационная основа обучения ИЯ в начальной школе должна строиться не на внешней широкой социальной мотивации (младший школьник на это еще не способен), а на внутренней мотивации, т.е. на мотивации, порождаемой самой речевой деятельностью, моделируемой на уроке. Для этого нужно подключить источники, которые питают речевую деятельность: а) контекст деятельности ученика, б) его личный опыт, в) его чувства и эмоции, г) его желания, интересы, склонности, д) его мировоззрение и е) статус личности в коллективе. [36]

   Ш.А.Амонашвили считает, что ребенок каждый день приходит в школу не только со знаниями и умениями и не только ради усвоения новых знаний и умений, но и со своим жизненным опытом, со своими стремлениями, увлечениями, страстями, впечатлениями, радостями и огорчениями, определяющими его жизненные устремления. Он не может освободиться отних, и войти в школу с «чистым» стремлением учиться. Он как целостная и развивающаяся личность  входит в школу таким, не имея возможности трансформироваться только в ученика. А т.к. личностные свойства человека тесно связаны с его речевой деятельностью, реальная жизнь языка – это и есть реальная жизнь личности в постоянном ее обращении к себе и другим людям.

   Можно сделать вывод, что единственно продуктивный  путь вызова мотивации, в частности коммуникативной, лежит через свойства конкретной личности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл problemy_motivatsii.docx17.11 КБ

Предварительный просмотр:

В процессе организации учебной деятельности учитель:

- стремится показать значимость своего предмета в жизни современного общества;

-  старается раскрыть значимость владения ИЯ для каждого конкретного ученика;

- пытается заинтересовать учеников процессом овладения иноязычной культурой;

-  стремится мотивировать учащихся к выполнению тех или иных заданий в любом виде речевой деятельности;

-  старается привлечь к коллективной работе малоинициативных, ленивых, особо одаренных, неорганизованных и т.п. учащихся, «провоцируя» их к речевой и любой другой деятельности;

-  пытается мотивировать учащихся к дальнейшему самостоятельному овладению иноязычной культурой.

  Эти умения называются мотивационными. Реализуя их, мотивируя учащихся, учитель пробуждает желание, вызывает интерес, активизирует волю, помогает осознать потребность.

   Проблема мотивации учения это проблема превращения объекта обучения в субъекта учебной деятельности. [36] Для решения этой проблемы, прежде всего, надо осознать, что «деятельности без мотива не бывает; “немотивированная” деятельность – это деятельность, не лишенная мотива, а деятельность с субъективно и объективно скрытым мотивом»./Леонтьев/ Психологи утверждают: если мотивацией не управлять, может произойти ее регресс, снижение ее уровня, мотивы потеряют действенность. [32]

   При овладении иноязычной культурой как средством формирования личности вовсе не безразлично, какими мотивами побуждается ученик. Как говорил А.Н.Леонтьев, наиболее ценные мотивы важно довести до уровня полного осознания, чтобы придать им побуждающую силу, а неценные, узколичные – развенчать, снизить их значимость для учащихся, т.к., если мотив осознается, он превращается в мотив-цель и становится действенной побудительной силой.

     Мотивы, движущие учеником,  овладевающим ИЯ, показаны в таблице «Компонентный состав сферы мотивов учения».  (См. Приложение №2)

     Каждый из этих мотивов имеет разную побудительную силу для разных учащихся, но есть среди них и мотивы, которые в принципе ниже других, например мотив 3. Иногда отметка рассматривается и учителями как основное средство мотивации. Для таких учителей ребенок – это существо, обладающее только одним качеством – памятью и одним статусом – ученика.

        Педагог должен обращаться не только к уму ребенка, но и к его сердцу, учить так, чтобы само учение уважало ребенка, даже самого отсталого, и когда он переживет радость успеха, он сам начнет уважать учение. [36]

Он станет субъектом учебной деятельности, т.е. активно действующим, самостоятельно познающим человеком, у которого сформируются мотивационный и энергетический блоки.

   Мотивационный блок включает в себя потребности человека, его идеалы, мотивы, установки, интересы, влечения, а энергетический блок складывается из взаимодействия таких источников энергии, как внимание (оно обеспечивает концентрированность деятельности), воля (она обеспечивает высокую степень активности и целеустремленность деятельности) и эмоциональный фон (от него зависят энергетические ресурсы конкретных операций). [23]

   Методика располагает средствами целенаправленного вызова мотивации, средствами изучения и формирования мотивационной сферы учащихся.

   Ключом к мотивации учащихся является индивидуализация учебного процесса. Знакомство с учеником, как утверждает Е.И.Пассов, следует начать с его слабостей, т.к. способности – это то, что позволяет ученику успешно, легко и быстро овладеть языком. По данным исследований практически нет ни одного человека, у которого бы отсутствовала всякая готовность (предрасположенность) к овладению ИЯ. Чаще всего отсутствуют одна, две, три способности или они недостаточно развиты. Но при грамотной и

своевременной помощи со стороны учителя они могут быть компенсированы за счет других или развиты до необходимого уровня.

        Следует перечислить основные способности:

1) способность к восприятию на слух (фонематический слух, интонационный слух и др.),

2) способность к имитации,

3) способность к конструированию высказываний,

4) комбинаторные способности,

5) способность к усвоению структурной стороны речи,  

6) способность к овладению семантической стороной речи,

7) способность к переводу,

8) способность к догадке,

9) способность к языковым обобщениям,

10) способность к анализу языковых явлений,

11) способность к запоминанию (память вербальная, логическая, слуховая, зрительная, оперативная),

12) способность к логическому запоминанию текста и др.

   Полной, строгой и общепринятой номенклатуры способностей еще не установлено. Способности соотносятся с теми действиями, которые должен осуществлять ученик. Это, в свою очередь, дает возможность по действия ученика определить, какие же способности у него развиты недостаточно. Необходимость в тех или иных способностях можно предусмотреть заранее: разные методы работы требуют от учеников способности производить разные действия (сравним, например, грамматико-переводной и коммуникативный методы).

  Необходимо при этом помнить, что способности развиваются только в деятельности. Поэтому нет других путей, чем правильно определить содержание учебной деятельности и организовать ее для того, чтобы развивать способности и тем самым мотивировать деятельность. зависимость этих явлений хорошо видна на схеме:                                        

                                                                                                                  Схема 1

                                                  успешная

   способности                       продуктивная

                                                 деятельность     

                                                 организация   

                                                 и содержание       

                                                 учебной                                              мотивация   

                                                 деятельности                           

   

   Главное, что показывает схема: в конечном счете все зависит от содержания и организации учебной деятельности.

   При обучении ИЯ слишком оптимистично рассматривать фактор мотивации как автоматически возникающий в момент предъявления ученику задания. Мотивационная основа обучения ИЯ в начальной школе должна строиться не на внешней широкой социальной мотивации (младший школьник на это еще не способен), а на внутренней мотивации, т.е. на мотивации, порождаемой самой речевой деятельностью, моделируемой на уроке. Для этого нужно подключить источники, которые питают речевую деятельность: а) контекст деятельности ученика, б) его личный опыт, в) его чувства и эмоции, г) его желания, интересы, склонности, д) его мировоззрение и е) статус личности в коллективе. [36]

   Ш.А.Амонашвили считает, что ребенок каждый день приходит в школу не только со знаниями и умениями и не только ради усвоения новых знаний и умений, но и со своим жизненным опытом, со своими стремлениями, увлечениями, страстями, впечатлениями, радостями и огорчениями, определяющими его жизненные устремления. Он не может освободиться отних, и войти в школу с «чистым» стремлением учиться. Он как целостная и развивающаяся личность  входит в школу таким, не имея возможности трансформироваться только в ученика. А т.к. личностные свойства человека тесно связаны с его речевой деятельностью, реальная жизнь языка – это и есть реальная жизнь личности в постоянном ее обращении к себе и другим людям.

   Можно сделать вывод, что единственно продуктивный  путь вызова мотивации, в частности коммуникативной, лежит через свойства конкретной личности.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проблема мотивации при изучении иностранного языка

Доклад в форме презентации, раскрывающий виды мотивов и способы повышения мотивации учащихся при изучении иностранного языка....

Мотивация в обучении иностранному языку

Теория и методика преподавания иностранных языков....

«Игровые технологии, как условие повышения мотивации к обучению иностранного языка в начальной школе»

 Главной целью обучения иностранным языкам в школе является развитие коммуникативной компетенции, развитие личности ребенка, желающей и способной к участию в общении на иностранном языке....

Игра как активный метод формирования профессиональной мотивации при обучении иностранному языку

В статье  рассматривается важность применения на уроках иностранного языка такой современной педагогической технологии как игровой метод в учреждения профессионального образования....

Проблема мотивации к изучению иностранного языка в условиях реализации ФГОС

В данной статье рассматриваются современные проблемы , связанные с прееподаванием и изучением иностранного языка в средней школе....

Проблема мотивации при изучении иностранного языка.

Способы решения  проблемы мотивации при изучении иностранного языка....